Продолжение записи композиции Not Guilty, запись песни Mother Nature’s Son

9 августа 1968 г.

 

Тони Санчес (друг «Роллинг Стоунз»): «Около десяти часов утра меня разбудил пронзительный звонок телефона. Я неохотно потянулся к трубке и сразу узнал нью-йоркский выговор Линды Истман, блондинки, жившей в то время с Полом Маккартни (прим. – возможно Тони путает Линду с Фрэнси Шварц, либо Линда к этому времени уже приехала в Лондон).

– Где диск Пола? Нам он нужен прямо сейчас. Мы дол­жны срочно получить его обратно… – тараторила она, а я пытался тем временем проснуться, прийти в себя и понять, что она вообще имеет в виду.

– Хорошо, – наконец ответил я. – Вы сейчас в Сент-Джонс Вуд, это рядом, так что после полудня я занесу его.

– Нет, это слишком поздно, нам он нужен немед­ленно, – заявила она ещё более враждебно.

“Черт, – выругался я про себя, – она ведет себя так, словно приходится Полу женой, или матерью, или кем-ни­будь в этом роде”.

– А ну-ка дай мне Пола, – устало проговорил я.

– Что за фигня? – спросил я у него. – Что с ней такое? Я сказал, что занесу пластинку. Ты же сам дал мне диск, чтобы я его послушал. Почему я должен просыпаться от криков Линды ни свет ни заря? Она что, думает, я собираюсь сбе­жать и украсть её у вас?

Пол был, как всегда, дипломатичен.

– Не злись, Тони, всё нормально. Линда просто слиш­ком близко к сердцу воспринимает все мои дела. Сделай одолжение, занеси пластинку. Она успокоится, и всё будет хо­рошо.

В полдень я подъехал к их огромному дому на Кэвендиш-авеню. Как обычно, на улице слонялся десяток-другой девушек, жаждущих посмотреть на самого привлекательного из Битлов.

Я позвонил в звонок на высоких зелёных воротах, затем через хрипящее переговорное устройство меня попросили представиться, и я назвался. Ворота со скрипом растворились, и я въехал во двор.

– Спасибо, Тони, – поблагодарил меня Пол, – и изви­ни за эту суету, просто Линде взбрело в голову, что ты хо­чешь сделать пиратские копии. Идиотизм, правда? Не­смотря на всё это, она прекрасная девушка и единственный человек из всех, кого я знаю, который искренне заботится обо мне».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Продолжение записи композиции “Невиновен” (Not Guilty), запись песни “Сын матери-природы” (Mother Nature’s Son)».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «19:30-2:00. Студия 2 “И-Эм-Ай”, Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Кен Скотт; помощник звукоинженера: Джон Смит.

Сессия началась с промежуточного сведения композиции “Невиновен” (дубль 102). В результате бас-гитара и ударные были объединены на одну дорожку, а электрогитара и клавесин – на другую.

Затем на третью дорожку были записаны электрогитара, бас и ударные. Харрисон попросил, чтобы инженеры студии включили его усилитель на высокий уровень, а затем сыграл свою партию, сидя в аппаратной, чтобы поберечь свой слух».

 

Брайан Гибсон (инженер-техник “И-Эм-Ай”): «Джордж попросил нас установить его гитарный усилитель в одном конце студии – в одной из эхо-камер, а микрофон – в другой, чтобы он улавливать выходной сигнал. Он сидел и играл на гитаре в аппаратной студии, подключившись к усилителю в эхо-камере».

 

Кен Скотт (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «У Джорджа возникло желание записать песню в аппаратной, где звук с рёвом вырывается из колонок, чтобы почувствовать ощущение сцены.

Помню, в какой-то момент в аппаратную зашёл Джон, я повернулся к нему и сказал: “Черт побери, парни, если вы и дальше будете так продолжать, вам нужно будет всё записывать в соседней комнате!”. Соседняя комната была крохотной, там когда-то хранились четырёхдорожечные магнитофоны, не было нормальных стен или какого-либо звукоизолирующего материала. Леннон ответил: “Отличная идея! В следующий раз так и сделаем!”. Следующим разом оказалась “Твой блюз” (Yer Blues) [13 августа]».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «После окончания сессии Пол без участия остальных участников группы записал песню “Сын матери-природы” (Mother Nature’s Son)».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Сессия должна была закончиться в 22:00 – необычно рано для “Битлз” в 1968 году. Когда остальная часть группы ушла, Маккартни остался, чтобы записать песню “Сын матери-природы”».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Через много лет»): «Эта песня была написана Полом Маккартни в Индии после того, как он прослушал лекцию Махариши Махеш Йоги о природе, и завершена в Ливерпуле».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Пол начал писать песню “Сын матери-природы”, вдохновившись лекцией гуру о единстве человека и природы. Джон также был вдохновлён этой лекцией, в результате которой была создана композиция с таким же названием “Дитя природы” (Child Of Nature), которая через некоторое время после того, как они вернулись из Индии, была исключена из рассмотрения для включения в альбом либо из-за разочарования Джона в Махариши, либо из-за сходства с песней Пола».

 

Пол: «В детстве я всегда мог сесть на велосипед и через пять минут оказаться в довольно глухой сельской местности. Отсюда и возникла моя любовь к природе. Я помню леса Дам, в которых росли миллионы кустов рододендрона. С тех пор я нигде не видел такого количества кустов рододендрона. В детстве мы прятались в них, потому что там были места, куда можно было втиснуться. Это то, о чём я написал в песне “Сын матери-природы”. По сути, это была душевная песня о моей склонности к ребенку природы.

Когда мы переехали в новый дом на Ардвик-роуд, 12, в район под названием Спик, то за город можно было добраться всего за десять минут на велосипеде, или за пять минут на автобусе. Проехав примерно милю от дома, вы вдруг оказывались в сельской местности Ланкашира, и казалось, что вы добрались до края Земли. Там были леса, ручьи и поля золотой кукурузы – всё, что так нравится в сельской местности. Там было много птиц, потому что в те времена всё было более или менее органично. Тогда ещё не было дорогих пестицидов и удобрений, поэтому природа была гораздо более гармоничной. Так что я часто просто гулял по лесу, перебирался через ручьи, лазил по деревьям, бродил по полям, где меня гоняли фермеры. Даже сейчас, когда я иду по своему полю или еду по нему на лошади, то часто вспоминаю тех фермеров: “Убирайся отсюда! Ты губишь моё поле!”

Помню, как писал эту песню в доме моего отца в Ливерпуле. Я часто сочинял там песни, когда приезжал его навещать. Я всегда был в хорошем настроении, когда проводил время со своей семьей, и это располагало к написанию песен.

А ещё мне всегда нравилась песня (прим. ­– Нэта Кинга Коула) под названием “Дитя природы” (Nature Boy) в которой есть слова: “Жил-был мальчик, очень странный и тихий мальчик…”. Он любит природу, и песня “Сын матери-природы” была вдохновлена этой песней. Я всегда любил природу, и когда мы с Линдой стали вместе, то обнаружили, что нас объединяет глубокая любовь к природе.

У меня всегда была сильная тяга сельской местности, и мне очень повезло, что я так легко получил возможность бывать там, в настоящем великолепии природы. Я жил в Лондоне и представлял себе её, пытаясь думать, как деревенский мальчик. Сын матери-природы».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «В записной книжке, которой Пол пользовался для записи песен во время пребывания в Индии, и которую он назвал “Весенние песни Ришикеша 1968 года”, эта песня среди композиций, написанных во время пребывания в Индии, обозначена как песня №3 и содержит первые два куплета песни. Третий куплет, который начинается со слов “Найди меня на зелёном лугу”, по-видимому, был написан в “Рембрандте” – доме, который Пол купил для своего отца в Хесволле, примерно в пятнадцати милях от Ливерпуля».

 

Пол: «Возможно, Джон немного помог с текстом».

 

Джон: «Песня была полностью написана Полом».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Пол решил не писать текст двух припевов, вместо этого озвучивая мелодическую линию напевом “ду, ду-ду”. Некоторые музыкальные критики предполагают, что Пол пытался изобразить различные инструменты, как это сделал Гарри Нильссон в своем альбоме “Шоу теней Пандемониума”, который в то время был его любимым».

 

 

 

 

Born a poor young country boy,  Родился бедным деревенским парнем,

Mother Nature’s son,  Сын матери-природы,

All day long I’m sitting singing songs for everyone. Целыми днями сидит и поёт для всех песни.

 

Sit beside a mountain stream,  Сидит на берегу горного ручья,

See her waters rise,  Смотрит, как его воды выходят из берегов,

Listen to the pretty sound of music as she flies.  Слушая дивные звуки музыки, улетающей вдаль.

 

Find me in my field of grass,  Найди меня на поле травы,

Mother Nature’s son,  Сына матери-природы,

Swaying daisies sing a lazy song beneath the sun.  Качающиеся маргаритки поют ленивую песню под солнцем.

 

Пол: «Мнение, что строчка “Родился бедным деревенским парнем” про меня – это домыслы, потому что я родился в [городской] больнице “Вултон”. Строчка “Сидит на берегу горного ручья” – это может быть всё, что угодно – ручей в поле или в лесу. “Смотрит, как его воды выходят из берегов, слушая дивные звуки музыки, улетающей вдаль”. Меня всегда и до сих пор очаровывают ручьи. Мне просто нравится смотреть, как они прокладывают свой путь к морю или куда бы они ни текли. Слова “На поле травы” было моим явным намеком на марихуану, потому что в то время мы все курили травку, и, как вы, возможно, помните, мне всегда нравилось упоминать об этом. Я просто включал такие фразы, потому что мне нравится немного пошутить. Но местностью, которую я имел в виду, был Спик, а позже и Шотландия. “Качающиеся маргаритки”, лютики – это воспоминания о лете в прекрасных полях. Это песня о любви – песня о любви к миру природы».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Пол впервые исполнил песню “Сын матери-природы” в студии во время репетиции 11 июня 1968 года, когда записывалась похожая по звучанию композиция “Чёрный дрозд” (Blackbird). В тот день Джон предложил для песни “Чёрный дрозд” добавить небольшой духовой оркестр, на что Пол ответил: “Да, это было бы прекрасно”. Затем Джон уточнил: “Немного духового оркестра Нильссона”. В то время Гарри Нильссон был любимым музыкантом Джона. После этого Пол начал играть на гитаре мелодию “Сын матери-природы”, отметив: “Было бы неплохо с духовым оркестром… типа четырёх… рожок, эфониум (прим. – медный духовой инструмент) … немного”. Интересно, что в 1969 году Гарри Нильссон записал версию “Сын матери-природы” для своего альбома “Гарри”, используя струнные вместо медных духовых инструментов, а в его версии композиции “Она покидает дом” (She’s Leaving Home) на альбоме “Шоу теней Пандемониума” вместо струнных инструментов звучат духовые».

 

Джон Робертсон (автор книги «Полный путеводитель по музыке Битлз»): «Как и песня “Чёрный дрозд” (Blackbird), “Сын матери-природы” пасторально-нежная акустическая ком­позиция, рождённая поэтическим вдохно­вением Маккартни. Дополненная спокойной и гармоничной игрой медных инструментов, она отразила контрастную смену настрое­ний и темпов альбома».

 

Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «Самое начало творческого процесса, второй пробный дубль, записанный 9 августа 1968 года под собственный аккомпанемент. Для справки – в начале он ведёт разговор в аппаратной насчёт звука своего голоса, а в конце произносит шутку, что-то типа: “Следующим номером нашей программы песня ‘Воздух Лондондерри’ (Londonderry Air)” – ирландская народно-патриотическая из тех, что в пабе распевают. Маккартни как бы даёт понять, что не прочь подтрунить над собственным творчеством. А играет и поёт он отменно».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Было записано 25 дублей песни. 24 дубль был признан лучшим».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Пол записал двадцать пять дублей песни, используя только акустическую гитару, которая записывалась на первую дорожку и вокал, записывавшийся на четвертую дорожку четырёхдорожечной ленты. Большинство дублей были исполнены на уровне, позволяющим использовать их в качестве основы для готовой песни, но Пол экспериментировал с нюансами, надеясь наткнуться на что-то, что подойдёт песне наилучшим образом. Например, инструментальное гитарное вступление в некоторых первых дублях было вдвое длиннее, чем в финальной версии».

 

Пол: «Когда Джон изучал способ игры перебором струн, я играл на акустической гитаре так, как умел. Мы решили, что не будем пытаться делать на них [песни под акустическую гитару] наложения [других инструментов], как мы обычно делаем, а просто используем акустическую гитару вместо, скажем, фортепиано, электрогитары или чего-то ещё. Так что, здесь только один инструмент».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Полу больше всего понравился дубль 24, но на всякий случай он записал ещё один. Прослушав результат, он решил, что лучшим будет дубль 24. Из-за позднего времени работу над песней отложили на другой день. Предложение Джона о “духовом оркестре” Пол запомнил, и Джорджу Мартину было поручено подготовить партитуру для духовых инструментов. Известно, что Джордж получил оплату в размере 25 фунтов за аранжировку для двух труб и двух тромбонов. Также он занялся наймом сессионных музыкантов для предстоящей сессии».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Запись продолжится 20 августа 1968 года».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)