18 августа 1966 г.
Газета «Торонто Дейли Стар», 18 августа 1966: «Сегодня «Битлз» улетают в Бостон с 96 000 долларов, заработанных в Торонто, седовласой куклой-троллем и хомячком по имени Брайен, если группа не сможет от него избавиться. Всё это подарки их третьего и самого заурядного выступления в Торонто».
Газета «Торонто Стар», 19 августа 1966: «Менеджер Брайен Эпстайн в своём номере в отеле сказал нам, что это не последний визит группы. «Мы приедем ещё, возможно, в следующем году», – сказал мистер Эпстайн. В полосатом черно-сером модном костюме, черных замшевых ботинках, оранжевом галстуке с узором пейсли, он просматривал обзоры в газетах о концерте в Торонто, собирал чемоданы и проклинал подростков, осаждавших его комнату. «Это было чертовски ужасно, – произнёс он. – Я не мог заснуть, когда эти сорванцы стучали в мою дверь и всю ночь совали под неё записки».
Его кровать выглядела соответствующим образом. Подушки, простыни и одеяла были в беспорядке разбросаны на кровати и прикроватной тумбочке.
Чтобы удержать досаждающих поклонников, полиция ограничила посещение коридора на восьмом этаже.
Когда из-за угла появились «Битлз», дюжину дежурящих полицейских оглушила волна криков.
Пол Маккартни бормотал: «Это безумие. Это безумие. Их желания: «Дотронься до его лодыжки. Коснись его мочки уха»».
Битлы были в вельветовых брюках и куртках. У Джона Леннона огромные оранжевые солнцезащитные очки.
– Приедете в следующем году, Джон? – спросил один из подростков.
– Да, приедем.
Чтобы Битлз смогли безопасно сесть в полицейский фургон, полиции пришлось установить оцепление вокруг отеля «Кинг Эдвард».
«Парни, надеюсь вас не будет здесь в следующем году, не так ли?» – спросил Ринго Старра усталый, вспотевший полицейский, захлопывая дверцу полицейского фургона. Ринго улыбнулся и ответил: «Пожалуйста, не волнуйтесь. Конечно, мы вернёмся».
В сопровождении мотоциклов и конной полиции они отправились в аэропорт».
«Битлз» покидают Торонто.
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «На следующий день мы снова сели в знакомый уже нам автобус, прошли таможню и вылетели в Бостон».
Газета «Торонто Стар», 19 августа 1966: «В Торонто в аэропорту «Мэлтон» мальчиков провожали 250 поклонников. На одном плакате просьба: «Пожалуйста, возвращайтесь», а на другом большими красными буквами было написано «СЕКС» с одной стороны и «ДЖОН» с другой».
Из дневника Альфа Бикнела: «Вылетели в Бостон, где парни выступят на ипподроме».
Поклонники в аэропорту Бостона ждут прибытие группы.
Газета «Торонто Стар», 19 августа 1966: «Они приземлились в Бостоне под крики 350 человек».
Бостон в 1966 году.
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Бостон незабываем, потому что только там концерт проходил на ипподроме, где позади сцены было озерцо с плавающими в нём лебедями».
Газета «Рекорд Америкен», 19 августа 1966: «Поклонницы пытаются взобраться на стену отеля «Сомерсет», чтобы увидеть “Битлз”».
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «В Бостоне благодаря Джорджу мне удалось записать ещё одно интервью, короткое и неофициальное. У Джона волосы были короче, чем когда-либо до этого. Он Джон рассказал нам, что обычно ему подстригает волосы его жена, Синтия, но так как её рядом нет, Джордж оказал ему честь, чтобы подстричь волосы».
«Последняя роза лета», фото Лео Тирни. На снимке Пол Маккартни возле служебного входа отеля «Сомерсет» получает розу от 15-летней Донне Чепмен из Ньютона, 18 августа 1966 г.
Газета «Рекорд Америкен», 19 августа 1966: «Цветок был, подарен ей ранее Полом Маккартни, и теперь она возвращает ему драгоценный подарок».
Газета «Рекорд Америкен», 19 августа 1966: «Дебби Тейт и Шерри Трейси кричат, чтобы привлечь внимание покидающих отель “Битлз”».
Газета «Рекорд Америкен», 19 августа 1966: «Пол Маккартни отправляясь на концерт приветсвенно машет поклонникам возле отеля».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление на ипподроме «Саффолк-Даунс», Бостон».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «На каком-то информационном листке, распространявшемся на ипподроме, был заголовок жирным шрифтом: “Битлз планируют отойти от дел”».
beatlesbible.com: «До этого группа выступала в Бостоне 12 сентября 1964 года в Бостон Гарден».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «Билеты на концерт были распроданы за несколько недель вперёд. Билеты стоили 4,75 и 5,75 долларов, но некоторые девушки говорили, что заплатили перекупщикам по 10 долларов за билет».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «На концерте присутствовало 25 000 зрителей».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «Девочки, составлявшие 90 процентов толпы, плакали и грызли ногти уже с шести часов дня, когда открылись ворота ипподрома».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Сцена была специально построена посреди скакового круга».
Фото из газеты «Рекорд Америкен», 19 августа 1966.
Рамни Н.Х.: «Был тёплый летний вечер. Папа моего лучшего друга, видный бостонский адвокат, привёз нас на ипподром. Зрители сидели перед небольшой деревянной сценой, установленной на грязной беговой дорожке».
Эдди Вортекс: «Там была наскоро сколоченная сцена, примерно в тридцати метрах от трибун».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «Перед началом концерта 17-летняя Шэрон Херрик из Портленда, штат Мэн, сидела в первом ряду и плакала, выпрашивая у соседей аспирин. Всхлипнув, она рассказала, что заплатила 7 долларов за билет агенту, который гарантировал хорошие места. Он поместил нас в первую секцию – в нескольких милях от сцены. Там ничего не видно, поэтому мы пересели сюда, в среднюю секцию, и нам всё равно, что будет, мы не сдвинемся!»
Майк Сэккетти: «Мы с другом были на этом концерте. У нас были места во втором ряду. Я подумал, что организация концерта была довольно странной. Мы сидели на местах под открытым небом, перед нами было ограждение, а за ним, где-то в пятнадцати-двадцати метрах деревянная сцена.
Вокруг нас были девочки, девочки и ещё раз девочки. По отношению к мальчикам их было, наверное, девять к одному.
Наконец появились ди-джеи, и представили разогревающие группы».
Эдди Вортекс: «Также в этот вечер на сцене выступали группы «Ронеттс», «Сёркл», Бобби Хебб и местные энтузиасты «Барри энд Римейнз», которые и открывали шоу, а также сопровождали Хебба.
Потом выступала группа «Сёркл». Они были хороши, и зрители встретили их с энтузиазмом.
После короткого перерыва на сцену вышли «Ронеттс». Никогда не забуду внешность и пение этих женщин! Просто великолепны! Имейте в виду, что с расстояния примерно 30 метров от сцены любой артист казался высотой сантиметров десять. Но даже с такого расстояния я хорошо видел разрезы на юбках, тушь на ресницах и пышные причёски, которые были отличительной маркой группы».
На сцене трио «Ронеттс».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «С 20:30 до 22:00 коллективные нервы зрителей были в напряжении. Они кричали, размахивали руками и подпрыгивали на местах каждый раз, когда думали, что увидели появление Битлов».
Рамни Н.Х.: «Разогревающие артисты снискали благодарные аплодисменты, но по-настоящему концерт начался тогда, когда зрители увидели череду черных лимузинов, направляющихся к сцене».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «Вдруг воздух сотрясли крики, и толпа поднялась, словно хором. За сценой остановился чёрный лимузин».
Майк Сэккетти: «Никогда не забуду момент, когда я бросил взгляд влево от сцены и заметил, как свет отразился от чего-то блестящего и движущегося. Это был один из самых запоминающихся моментов в жизни. Я увидел несколько фигур, потом Джона, Джорджа, Пола и Ринго. В этот момент шум стал невероятным. Я ничего не слышал и просто оцепенел. Это были они. Когда я очнулся, то поднял 8-миллиметровую кинокамеру и попытался начать снимать».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «Джозеф Кеннеди, 13-летний сын сенатора Роберта Кеннеди, вскочил на своём месте, чтобы увидеть, что произошло. «Почему все кричат? – воскликнул он. Кеннеди и 34 друга и родственника приехали из Хайаннис-Порт, чтобы увидеть «Битлз». Они заняли два ряда сидений в передней секции.
Джо заявил, что его любимым битлом был Джон Леннон, добавив: «Он выглядит учтивым и обходительным, и мне нравятся его волосы. Не думаю, что мои родители позволили бы мне отращивать волосы слишком долго».
На каком-то информационном листке, распространявшемся на ипподроме, был заголовок жирным шрифтом: «Битлз планируют отойти от дел». Юный Кеннеди нахмурился: «Не верю». Друг, сидящий рядом с ним, 15-летний Чак Макдермотт, согласился: «Сейчас отойти от дел не будет разумным экономическим действием».
Две 19-летние блондинки из Сомервилля сверились со своими досками для спиритических сеансов, чтобы проверить этот слух. Закрыв глаза и водя маркером по маленькой доске, Дайан Тернер радостно сказала: «Они не отходят от дел. Но 23 ноября Пол женится на актрисе Джейн Эшер». Из соседнего ряда раздался душераздирающий вопль: «Это не правда. Нет-нет-нет. Не верьте этому. Пол не собирается жениться», – кричала 14-летняя Донна Прованзо из Восточного Бостона».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Сохранились кадры кинохроники выступления «Битлз» на концерте в Бостоне. Фрагмент снят на шестнадцатимиллиметровую цветную плёнку без звука одним из представителей прессы США. Фильм запечатлел прибытие «Битлз» в лимузине, а также их выход на сцену, где они включают и настраивают инструменты».
Эдди Вортекс: «Потом появились «Битлз» в зелёных костюмах».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «На них были темно-зелёные костюмы с изумрудными атласными пуговицами и лацканами. Рубашки в тонкую полоску цвета шартрез с большими отложными воротниками делали их кожу бледной».
Майк Сэккетти: «Выглядели они круто».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «Когда звезды, наконец, выбежали на временную деревянную сцену, сооружённую на грунтовом треке, котёл закипел в полную силу».
Эдди Вортекс: «Они выбежали на сцену под оглушительный гром аплодисментов и криков. Первой песней была «Музыка рок-н-ролл» (Rock And Roll Music) Чака Берри. Все просто сошли с ума (включая и меня), подпрыгивая на своих местах, подпевая, крича, смеясь и плача! Это было безумие! Музыка мгновенно утонула в шуме».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «Они выступали всего 30 минут, но семена Битломании бушевали, как эпидемия, более пяти часов. Они превратили двадцать пять тысяч поклонников в воющую, визжащую стену плоти, которая расширялась и сжималась, и наконец, взорвалась в злополучном катарсисе».
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Поначалу зрители показались мне довольно шумными, но, к счастью, всё прошло спокойно. Настолько спокойно, насколько может быть концерт «Битлз»».
Рамни Н.Х.: «Если вы никогда не слышали вопль пятнадцати тысяч девочек-подростков, то вы пропустили одно из необыкновенных явлений жизни. Мы сидели в центре сектора, приблизительно метров в семидесяти от сцены. Девушка рядом со мной протянула фотоаппарат и попросила меня (ей пришлось для этого кричать) встать и сфотографировать сцену. Когда она объясняла, как им пользоваться, то ни разу не отвела свой взгляд от «Битлз». У меня возникла мысль: надо учиться играть на гитаре».
Эдди Вортекс: «Казалось, что «Битлз» на сцене наслаждались происходящим. Было очевидно, что они были в прекрасной форме, в том числе и музыкальной».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «[На кадрах кинохроники] Сохранилось несколько коротких фрагментов выступления группы, а также Пола, исполняющего сольный номер».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «Они сыграли несколько старых песен, но их почти не было слышно из-за шума и гама».
Рамни Н.Х.: «Где-то на четвертой песне девушки выдохлись, и крики ослабли. У нас появилась возможность, чтобы послушать музыку».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «Во время выступления «Битлз» по крайней мере трижды рослые парни перепрыгивали через ограждение и пытались прорваться к сцене. Волны девушек бросились по проходам. Маленьких детей, сидевших в первом ряду, полицейским пришлось эвакуировать».
Эдди Вортекс: «Минут через двадцать несколько девушек попыталось преодолеть расстояние до сцены. Большинство из них было перехвачено полицейскими и охранниками, но одна из них появилась на сцене и бросилась к Джорджу Харрисону. Она обхватила его сзади руками и изо всех сил вцепилась в оцепеневшего Битла! Тем временем Джон, Пол и Ринго смеялись и шутили под ликование и улюлюканье аудитории. Это был замечательный момент».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «Джордж казался раздражённым. Он больше обращал внимание на бегущих к ограждению поклонников, чем на освещённую прожекторами аудиторию. Джон улыбался, слегка прищурив глаза, как будто общался с неким духом усиленного звука. Павел (с лицом херувима) поднял подбородок и закатил глаза. Он подмигивал и взмахивал руками, доводя девушек до экстаза. Ринго сидел высоко со своими барабанами и качал головой. Его неподражаемая ухмылка юродивого вызывала возгласы «Ринго, Ринго!» из дальних уголков трибун».
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «В Бостоне один молодой человек сумел проникнуть на сцену. До этого он сказал одному из английских диск-жокеев, что ему удастся преодолеть охрану и попасть на сцену. Он также объяснил цель своих намерений – прикоснуться к Полу. После этого интервью парень приступил к выполнению своего плана, заставив изрядно поволноваться наших охранников. Как и парню в округе Колумбия, его быстро выдворили со сцены».
Из интервью британского диск-жокея Кенни Эверетта с Джоном Любински во время выступления «Битлз» в Бостоне:
Кенни Эверетт: Как тебя зовут и откуда ты.
Джон Любински: Я Джон Любински из Молдена.
Кенни Эверетт: Ты собираешься выскочить на сцену прямо сейчас?
Джон Любински: Да, я попробую (уходит).
(На сцене «Битлз» исполняют песню «Долговязая Салли» (Long Tall Sally))
Кенни Эверетт: Хорошо. Вот он идёт. Сейчас он выскочит. Он на сцене! Он хватает Джона! Его сейчас уведут со сцены. Его отталкивают. Полиция его хватает. Что за интервью! Ого-го! Бьюсь об заклад, это эксклюзив. Они схватили его за ноги и за руки и уносят. Его сажают в полицейскую машину. Всё это происходит сегодня вечером в Бостоне.
Джон Любински: «Кенни Эверетт брал у меня интервью перед тем, как я выпрыгнул на сцену. Я сказал ему, что собираюсь это сделать, но он мне не поверил. Сразу после этого я выскочил на сцену. Кенни Эверетт просто сумасшедший».
«Забег» Джона Любински.
Юнайтед Пресс Интернэшнл, Бостон, 1966: «Вчера вечером на ипподроме в Саффолк-Даунс один подросток с лохматой гривой промчался по финишной прямой и схватил Битлов прежде, чем его настигла полиция. Коварный вторженец под аплодисменты двадцати пяти тысяч фанатов преодолел два заграждения и проскользнул через полицейское оцепление, чтобы добраться до сцены».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «Когда четвёрка заиграла 11-й и последний номер, на сцену внезапно выскочил молодой человек спортивного вида в зелёной рубашке, вцепился руками в плечи Джона Леннона, затем подскочил к Полу Маккартни, чтобы хлопнуть его по спине. Джон с Полом продолжали играть, но Джордж Харрисон, увидев направляющегося к нему человека, дёрнулся в сторону и стал метаться взад-вперёд».
Юнайтед Пресс Интернэшнл, Бостон, 1966: «Он перескакивал от Битла к Битлу, касаясь Джорджа Харрисона, Джона Леннона и Пола Маккартни. Битлы ни разу не сбились с ритма. Незваный гость направлялся к барабанщику Ринго Старру, когда один из охранников поймал его сзади и сбросил с подиума».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «Он был уже на краю сцены, когда двое охранников «Битлз» бросились на нападавшего и сбросили его со сцены в лапы шести бостонских полицейских».
Юнайтед Пресс Интернэшнл, Бостон, 1966: «Спустя несколько мгновений подросток снова вышел победителем, сбежав от схвативших его полицейских, бросившись в толпу. Во время концерта к британским рок-н-ролльщикам пытались прорваться около пятидесяти восторженных фанатов, но это удалось только одному юноше».
Джон Любински: «Когда меня схватила полиция, это вызвало некоторые волнения в аудитории. Многие побежали к сцене или пытались взобраться на неё. В конце концов мне удалось уйти. Меня посадили в полицейскую машину, но я выбрался через другую дверь, когда полицейские отвлеклись, пытаясь остановить других, выбежавших на поле. Я открыл дверь, подбежал к забору, перепрыгнул через него, пробрался обратно в толпу и убежал».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «Прорыв молодого человека к сцене вызвал серию атак девушек, которые бросились к сцене со всех сторон».
Рамни Н.Х.: «Увы, концерт продлился всего 35 минут».
Майк Сэккетти: «Очень скоро всё закончилось».
Эдди Вортекс: «Концерт закончился в половине одиннадцатого ночи».
Рамни Н.Х.: «После окончания последней из одиннадцати песен – «Долговязая Салли» (Long Tall Sally), Потрясающая Четвёрка помахала на прощание рукой, запрыгнула в лимузин и умчалась в ночь».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «Битлы, даже не задержавшись, чтобы поклониться, вскочили в черный лимузин и помчались к своему отелю».
Майк Сэккетти: «К сцене подъехал лимузин, они быстро в него сели, автомобиль выехал на дорожку и проехал мимо нас. На секунду или две в окне промелькнуло лицо Джона, машущего на прощание. Я снимал происходящее на кинокамеру, но даже не проверил, что на объективе была крышка».
Эдди Вортекс: «Опустошённые, но полные восторга, мы доковыляли до парковки, где нас ждал папа. Дорога домой была почти столь же незабываемой, как концерт. С гудящими клаксонами и моргающими фарами, подростки высовывались из окон автомобилей, размахивая фотографиями любимых Битлов. На дороге было просто столпотворение и удивительное проявление невероятной энергии. Это был один из тех вечеров в моей жизни, который я никогда не забуду».
Сара Дэвидсон (газета «Бостон Глоуб», 19 августа 1966): «Говорят, что они стали богаче на 60 000 долларов за полчаса своего трудного дня».
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «После каждого концерта наша команда уезжала раньше, чтобы избежать суматохи, и чтобы стать отвлекающим манёвром. Уезжая раньше, мы всякий раз боялись, что пропустим что-нибудь важное, но, в большинстве случаев наше бегство проходило вполне успешно.
В Бостоне мы остановились в отеле «Сомерсет» только на ночь».
Барри Тэшиэн (лидер группы «Римейнз»): «Наши отношения с Битлами были ограниченными, но запоминающимся. У них было море энергии и отличное чувство юмора. Они не воспринимали происходящее слишком серьёзно. Мир был другим, когда вы были рядом с Джоном Ленноном».
Эд Фримен (гастрольный менеджер турне): «Когда мы добрались до Бостона, то мы с Барри сказали Джорджу: «Почему бы тебе не зайти к нам в гости?» Мы оба жили в Бостоне. Я думаю, что он собирался прийти ко мне, чтобы потусоваться, но он в буквальном смысле не мог выбраться из отеля, потому что отель был окружён кричащими подростками. Так что он не мог этого сделать. Но он был очень, очень общительным и совершенно обычным парнем, просто застрявшим в этом сумасшедшем мире. Ринго тоже был таким. Я думаю, его это забавляло больше, чем Джорджа. Джордж был такой: «Мы никогда не просили об этом! Что это за дерьмо?» Пола к этому было как бы нейтральное отношение. На самом деле я понятия не имею, каково было его отношение к этому.
С Брайеном я почти не общался. Напомню, что он был на вершине тотемного столба, а я был в самом его внизу. Наше с ним общение ограничивалось вопросами, типа: «Это лучше сделать здесь или там?». В целом он был очень приятным в общении, но он был боссом, поэтому ему не приходилось ни на кого лаять. Он был большой собакой. Ему не нужно было лаять.
Иногда мы общались с кем-нибудь из «Битлз». Как правило, случайно. Мы летали на том же самолёте, что и «Битлз». Думаю, что многие из нас, даже Барри Тэшиэн, как и многие участники других групп, пытались держать марку и не приставать к ним с такими вопросами, как: «Можно я прикоснусь к твоей одежде?» Мы все были немного сдержанны и не лезли к ним сами, поэтому во время перелётов время от времени Битлы отправляли к нам Нила и Мэла, которые говорили: «Вы можете пройти к ним пообщаться, если хотите». В самолёте мы не могли просто так подойти к «Битлз». Если они хотели поговорить, то давали нам знать.
Думаю, они были немного одиноки. Барри подружился с Джорджем. Помню, как был с Барри и Джорджем в номере отеля, мы разговаривали и играли на гитарах.
Возможно, что они не были слишком общительными с участниками разогревающих групп, но определенно сблизились с «Римейнз». Я думаю, Барри с Джорджем очень хорошо поладили.
У меня с Джорджем были очень странные отношения. Очень необычные. Когда стоишь на сцене, то ничего не видишь, потому что ослеплён светом. Аудитория остаётся в тени, и вы ничего не видите. Всё, что слышите, это просто сплошной крик. Поэтому я стоял перед сценой на расстоянии примерно в двух футах от сцены, а Джордж просто смотрел на меня в течение всего выступления. Мы буквально смотрели друг на друга в течение всех семнадцати концертов подряд, или сколько их там было. Это была какая-то странная связь. Мы никогда с ним не говорили об этом. Пару лет спустя в Нью-Йорке я столкнулся с ним в лифте, и мы снова просто стояли и смотрели друг на друга все десять этажей или сколько их там было. Мы поднялись вместе и не сказали ни слова друг другу. Мы просто смотрели друг на друга десять этажей, потом я вышел, и всё.
Я думаю, что когда он находился на сцене, то ему была нужна какая-то человеческая связь. Сцена – это довольно специфические ощущения. Мне кажется, что он просто хотел человеческого общения, и оно у нас было. Каким-то образом у нас было это странное взаимопонимание. Но мы никогда об этом не говорили. Ни одного слова, ни разу».