19 августа 1966 г.
Группа покидает Бостон.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Представитель городских властей Мемфиса объявил, что Битлам в Мемфисе не рады».
Джон Байфес (газета «Коммершил Эпиэл», 2006): «Город Мемфис не хотел, чтобы группа выступила с концертом. По крайней мере, такой была официальная позиция, которую 10 августа 1966 года в принятой единогласно резолюции выразили мэр и совет уполномоченных, как «официальное неодобрение» и «ставим в известность «Битлз», что их присутствие в городе Мемфис нежелательно».
Джон Винер (автор книги «Вместе! Джон Леннон и его время»): «Городской совет Мемфиса поддержал своих духовных пастырей. Официальный документ муниципалитета гласил: «Мемфис отказывается принимать Битлз».
Ещё за неделю до начала концертов в местной печати Мемфиса разгорелась жаркая полемика. Среди прочих писем и заявлений было напечатано обращение нескольких священников, осуждавших готовящуюся фундаменталистами акцию антибитловского протеста. Ректор местной епископальной церкви Святой Троицы написал: «Мне нет дела до Битлз. Я на их концерт идти не собираюсь. Я не уверен, что производимый ими на сцене шум и грохот можно отнести к тому, что мы привыкли называть музыкой. Однако истинность заявления Джона Леннона едва ли подлежит сомнению».
Один методистский пастор процитировал заявление Джона на пресс-конференции в Чикаго и признал, что в нём точно характеризовались мемфисские преследователи «Битлз»: «Иисус был праведник, а его ученики на поверку оказались слишком земными и недостойными своего учителя. Они-то и извратили нашу веру».
В одной мемфисской газете было также помещено письмо студента Луизианского университета, который писал, что «отцы города должны, наконец, раз и навсегда отказаться от своего представления, будто любой, кто появляется в Мемфисе без креста на шее, совершает великий грех. Неужели ваша религия настолько беспомощна, что четыре рок-музыканта способны потрясти её основы?».
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Перелёт в южный город Мемфис, штат Теннесси, не был наполнен шутками и весельем, хотя некоторые из нас изо всех сил старались относиться ко всему этому буднично. Было психологическое напряжение и несомненно встревоженность и хмурый вид».
Из дневника Альфа Бикнела: «Мы все очень переживаем по поводу их безопасности».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «По пути в Мемфис один из репортёров спросил Джона о его самочувствии. В ответ он сказал: «Спросите меня об этом после Мемфиса»».
Фото Мэрилин Доерфлер – репортера журнала «Дейтбук».
С Кеном Дугласом – ди-джеем радиостанции «Даблви-Кей-Эл-Оу», Луизиана.
Линда Кеннеди (газета «Саузерн Куриер», 22 августа 1966): «Битлз прибыли в Мемфмс примерно в час дня. Ко времени их прибытия аэропорт наполнили орды кричащих поклонников».
Аэропорт Мемфиса.
Кадры кинохроники.
Барри Тэшиэн (лидер группы «Римейнз»): «Мы приземлились на взлётно-посадочной полосе для военных самолётов».
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Когда самолёт приземлился, Битлы начали привычно подшучивать друг над другом. Кто-то из них сказал: «Отправьте Джона первым. Он тот, кого они хотят». Другой добавил: «Может быть нам просто нарисовать мишени на своих костюмах»».
Джон Винер (автор книги «Вместе! Джон Леннон и его время»): «Когда «Битлз» сошли с борта самолёта в мемфисском аэропорту, Пол иронически заметил: «Мы забыли повесить мишени себе на грудь»».
Джон первым вышел из самолёта.
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «На кадрах кинохроники сохранилось несколько непродолжительных сцен, показывающих прибытие в аэропорт Мемфиса, на которых из самолёта первым выходит Джон в солнцезащитных очках. Пол кивает кинооператору, проходя мимо по взлётному полю, и затем даёт короткое интервью через открытое окно автобуса:
Корреспондент: Это ваше первое посещение юга?
Пол: Нет, но до этого мы ещё не были в Техасе.
Корреспондент: Ага. Эээ, куда вы направитесь дальше?
Пол: (после непродолжительного размышления) Эээ, Цинциннати… именно, да.
Корреспондент: Цинциннати, а потом, как долго вы собираетесь оставаться в Штатах?
Пол: Эээ, приблизительно две, ещё две недели.
Корреспондент: Ещё две недели?
Пол: Да.
Корреспондент: Что у вас было на обед?
Пол: (смеется) О, я много не ем. В любом случае, мне надо идти, взять кипятку.
Корреспондент: Большое спасибо».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «В аэропорту Пол дал короткое интервью из окна автобуса:
Репортёр: Это ваше первое выступление на юге страны?
Пол: Нет, до этого мы были в Техасе.
Репортёр: А-ха. Э-э-э, куда вы поедете дальше, выступив здесь?
Пол: (задумавшись) Э-э-э, Цинциннати… точно, да.
Репортёр: Цинциннати, а потом как долго вы пробудете в Штатах?
Пол: Э-э-э, примерно чуть более двух недель.
Репортёр: Более двух недель?
Пол: Да.
Репортёр: Чем вы сегодня завтракали?
Пол: (смеясь) О, я не много ел, не много. Простите, нам пора ехать, а то закипим.
Репортёр: Большое спасибо».
Барри Тэшиэн (лидер группы «Римейнз»): «Когда мы ехали на городском автобусе до Колизея, то видели вдоль обочины протестующих с плакатами: «Битлы, возвращайтесь домой». Для безопасности нам сказали пригнуться ниже окон. Из-за угроз расправы над «Битлз» меры безопасности были усилены втрое».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в «Мид-Саут-Колизиум», Мемфис».
прим. – многофункциональная арена на 10 085 человек, расположенная в Мемфисе. Сооружение было построено в 1963 году, закрыто в 2006 году.
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «До этого на одной пресс-конференции Джон без особого энтузиазма пошутил о концерте в Мемфисе, и когда мы добрались туда, всем показалось, что всё улеглось и находится под контролем. Но атмосфера была гнетущей».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Кадры кинохроники запечатлели несколько демонстрантов с плакатами: “Исус умер за тебя”, “Убирайтесь домой”».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Местный проповедник, преподобный Джимми Строуд, в знак протеста против выступления на муниципальной арене «кощунственного» Джона Леннона, организовал возле стадиона митинг. Также стадион пикетировали шесть ку-клукс-клановцев в своих костюмах».
Джон Винер (автор книги «Вместе! Джон Леннон и его время»): «На улице перед концертным залом ку-клукс-клан проводил «восьмитысячную антибитловскую демонстрацию». В действительности же число участников акции вряд ли насчитывало больше восьми человек! Правда, это были самые настоящие ку-клукс-клановцы».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В Мемфисе, когда мы прибыли на первое из двух выступлений, возле стадиона мы столкнулись с полудюжиной клановцев, подстрекавших толпу выкрикивать оскорбления в сторону нашего бронированного грузовика «Уэллс карго». Это была самая напряжённая ситуация нашего турне. Мы понимали, что если Джон может пострадать от рук протестующих, то это место является самым вероятным».
Джон Винер (автор книги «Вместе! Джон Леннон и его время»): «Двенадцать тысяч зрителей присутствовали на концерте «Битлз», и всего восемь прошли с демонстрацией протеста. Они не произвели впечатления мощной силы в битве за умы и сердца молодёжи Среднего Юга. Так что преподобный Строуд косвенным образом всё же подтвердил правоту Джона: Христос уступал в популярности «Битлз» даже в Мемфисе. Впрочем, Строуд издал новую прокламацию, где уверял, что «эта демонстрация неопровержимо доказала всему миру, что христианство неизбывно». По крайней мере, в этом пункте Джон Леннон был посрамлён».
Джордж: «Стрессы и приключения, через которые нам пришлось пройти, были нам ни к чему. Мы задумались о том, стоит ли вообще ездить в турне, потому что каждая поездка была сопряжена с угрозами. Мы подумывали, например, отказаться от концерта на Юге, в Мемфисе, – именно там происходило действие в шедшем тогда фильме, где парень из Ку-клукс-клана говорил: «У нас есть способы решать эти проблемы». Но, видимо, балахонщиков, собравшихся у стадиона, оттеснили поклонники».
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Мемфис хорошо себя проявил. С того момента, когда мы приземлились, можно определённо сказать, что все, кто был связан с проведением концерта «Битлз» (от полицейского эскорта мотоциклистов, до водителей автобусов и поклонников), сделали всё возможное, чтобы обеспечить доброжелательный приём».
Джеральд Лэнгфорд (поклонник из Чикаго, путешествовавший вслед за «Битлз» в течение всего турне): «Когда «Битлз» въезжали в автобусе на стадион, я сидел за рулём своего фургона, и увидел Джорджа и Пола, которые смотрели на меня в окно. Джордж жестом показал на мою причёску – я думаю, что мои волосы были немного длиннее, чем у него. Я помахал рукой, они помахали мне в ответ и улыбнулись».
Линда Кеннеди (газета «Саузерн Куриер», 22 августа 1966): «Битлы прибыли в Колизей в бронированном автомобиле».
beatlesbible.com: «Состоялось два концерта».
Линда Кеннеди (газета «Саузерн Куриер», 22 августа 1966): «Первый концерт начался в четыре часа дня, второй в восемь часов тридцать минут вечера».
Контракт на выступление в Мемфисе.
Линда Кеннеди (газета «Саузерн Куриер», 22 августа 1966): «Поклонники добирались к «Мид-Саут-Колизиум» на автомобилях, автобусах и такси. Кто-то пришел пешком».
beatlesbible.com: «Колизей был способен вместить 13 300 человек. На первом концерте, который начался в 16:00, в аудитории присутствовало 10 000 человек».
Линда Кеннеди (газета «Саузерн Куриер», 22 августа 1966): «На первом концерте присутствовало 7 500 человек».
Джон Байфес (газета «Коммершил Эпиэл», 2006): «Билеты стоили по 5 долларов 50 центов. На первом концерте присутствовало 7 589 зрителей».
Барри Тэшиэн (лидер группы «Римейнз»): «Начало концерта в 16:00 было задержано на час из-за угрозы взрыва бомбы. Полиции пришлось проверить под сценой и вокруг Колизея, прежде чем они открыли зал».
Альф Бикнел (водитель «Битлз»): «Да, было страшно. Помню тот случай, когда на стадионе было заложено зарядное устройство, и меня отправили вместе с полицией осматривать место под сценой. Я с готовностью сделал это, потому что последнее дело, когда такое происходит только потому, что пресса раздула что-то из-за каких-то слов Джона».
Фото Кохе Хасебе.
Джонни Дэрк (ведущий концерта): «Когда «Битлз» вышли на сцену мне это напомнило чем-то фильм «Кинг Конг», когда засверкали все фотовспышки разом. Их было так много, что было похоже на работающий стробоскоп».
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «На первом концерте не было огромной толпы, но поклонники вели себя очень хорошо. Я не могла в это поверить. Перед зрителями не было никакого оцепления, только перед сценой было сетчатое ограждение. Девушки визжали и кричали, но все оставались на своих местах».
Барри Тэшиэн (лидер группы «Римейнз»): «После всех волнений было облегчением то, что публика была более спокойной, чем в других городах».
Джон Байфес (газета «Коммершил Эпиэл», 2006): «Порядок поддерживали восемьдесят полицейских».
Джон Винер (автор книги «Вместе! Джон Леннон и его время»): «Опасаясь, что среди публики может оказаться снайпер, организаторы концерта попросили местную полицию усилить наблюдение за зрителями, чтобы никто не пронёс на стадион огнестрельное оружие».
Эрли Максвелл (организатор концерта): «У меня никогда не было столько охраны на мероприятии даже с Бобом Хоупом (прим. – популярный актёр)».
Группа выходит на сцену и некоторое время настраивает инструменты.
«Музыка рок–н–ролл» (Rock And Roll Music).
После исполнения песни «Она женщина» (She’s A Woman), Пол говорит: «Большое спасибо. Приятного вечера… э, хорошего дня. Мы исполним песню Джорджа с последнего альбома, которая называется «Если бы мне был кто-то нужен» (If I Needed Someone).
Представляя следующую песню, Джон говорит: «Мы хотели бы предложить номер… песню с названием «Турист на один день» (Day Tripper)».
Представляя песню «Вчера» (Yesterday), Маккартни говорит: «Эта песня с альбома Вчера и сегодня».
Журнал «Джет», сентябрь 1966: «Когда четверо длинноволосых британцев выступали перед аудиторией в Мемфисе, штат Теннеси, из 20 128 человек (учитывая два концерта), в аудитории было всего лишь несколько негров. Среди кричащих фанатов была Карла Томас, звезда мирового уровня, чья последняя песня «Детка» (B-A-B-Y) вызвала множество восторгов на рок-н-ролльных концертах. «Я всегда хотела увидеть их лично, – говорит Карла, – но была разочарована, потому что ничего не услышала из-за кричащих подростков. Они мне нравятся, особенно Пол»».
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Между выступлениями состоялась пресс-конференция».
Линда Кеннеди (газета «Саузерн Куриер», 22 августа 1966): «В перерыве между концертами состоялась пресс-конференция».
Джеральд Лэнгфорд: «Лучшим из всего было то, что в Мемфисе мы попали на пресс-конференцию».
Фото Кохе Хасебе.
Фото Гарри Бенсона.
Вопрос: Отличаются ли эти гастроли из-за всей этой шумихи, как вы считаете? Сколько-нибудь?
Джон: (широко открывает рот, чтобы начать говорить, но комично застывает с открытым ртом).
Ринго: (смеется).
Пол: Хм, не думаю, что слишком сильно. Они стали более беспокойные. Пресс-конференции немного более недоброжелательные. В последний раз, когда мы приезжали, нам говорили, что наши ответы немного легкомысленные, и они спрашивают: «Почему сейчас не так?». И ещё, на этот раз вопросы немного более серьёзные. Но это никак не отразилось на продажах билетов. Люди также приходят на концерты, за исключением дневного концерта в Мемфисе, на котором было немного меньше зрителей. Но, эээ, как-то так.
Вопрос: Диск-жокей Томми Чарльз, который поднял всю эту шумиху, заявил, что не будет проигрывать ваши пластинки, пока вы немного не подрастёте. Ваше мнение об этом?
Джон: Ну, я не имею ничего против, если он никогда не будет проигрывать их снова, понимаете.
Пол: Смотрите, здесь такая ситуация. Все, кажется, думают, что когда они слышат, что мы говорим что-то, подобное этому, то мы впали в детство. Вы не можете говорить такое, если только вы не глупый маленький ребёнок.
Джордж: И если бы он [Чарльз] подрос, он бы не стал делать подобные вещи, потому что он сделал это ради рекламы, так или иначе. Таким образом, я имею в виду, кому он должен говорить о взрослении? Кто он такой?
Джон: (требовательно) Кто!?
Пол: (шутливо к Джорджу) Кто этот парень?
Джон: (улыбаясь) За исключением этого, всё отлично.
Пол: Достаточно хорошее турне.
Вопрос: Вы не ощущаете того, что американцы преследуют вас, что это всё развивается в русле охоты на ведьм?
Пол: Нет. Мы думали, что может быть напоминает это. Я считаю, что многие в Англии так и решили, потому что здесь есть такая вещь, знаете, когда Америка становится ожесточённой и одержимой, то появляется склонность к такого рода явлениям, как Ку-Клус-Клан.
Вопрос: Мне кажется, что вы всегда имели успех, поскольку были откровенными, прямыми и решительными и всё такое. Кажется, что вам сейчас немного тяжело от того, что теперь вас бьют за то же самое?
Джон и Пол: (улыбаясь и преувеличенно кивая) Да!!!
Джон: Это кажется очень трудным.
Пол: Это кажется трудным. Знаете, свобода слова.
Фото Кохе Хасебе.
Вопрос: Но, действительно ли можно говорить постоянно то, что вы думаете? Как на счёт тех четырнадцатилетних подростков, которые считают вас абсолютно потрясающими?
Пол: Видите ли, мы не… Когда мы говорим что-то подобное, мы не хотим их, как может кому-то показаться, оскорбить. Мы хотим разобраться, понимаете. И если это неправильно, то, что мы говорим, хорошо, это неправильно. Люди могут сказать, понимаете, «вы не правы относительно этого». Но во многих случаях мы считаем, что правда такова. Мы достаточно серьёзно относимся к этому.
Вопрос: Но вам задают вопросы, например, в Америке вас спрашивают о Вьетнаме. Вы считаете это уместным?
Пол: Ну, не знаю. Если вы можете сказать, что война не есть хорошо, и несколько людей вам поверят, то, наверное, это хорошо. Не знаю. Вы не можете сказать многое, тем не менее. И в этом проблема.
Джон: Это кажется немного глупо, быть в Америке, и не разу не сказать о Вьетнаме, как будто бы ничего не происходит.
Вопрос: Но почему они должны спрашивать вас об этом? Вы всего лишь успешные артисты.
Джон: Потому что американцы всегда спрашивают представителей шоу-бизнеса о том, что они думают, так же, как и британцы. (комично) Шоу-бизнес… знаете, каково это!
Ринго: (смеётся)
Джон: Но я имею в виду, что вы просто должны… Вы не можете сохранять спокойствие по поводу того, что происходит в мире, если только вы не монах. (шутливо, с драматическими жестами) Простите, монахи! Я не это имел в виду! На самом деле я имел в виду…
(«Битлз» смеются)
Джон: Это не имеет значения, когда людям не нравятся наши пластинки, или не нравятся наши взгляды, или что мы говорим. Знаете, у них есть право не любить нас. И мы имеем право не иметь к ним никакого отношения, если мы этого не хотим, или не давать им оценку. У нас у всех есть свои права, понимаешь, Гарольд.
Джон Байфес (газета «Коммершил Эпиэл», 2006): «Во время пресс-конференции между концертами Маккартни заметил, что «такая мелочь, как деньги», не позволили «Битлз» попробовать записать альбом «Револьвер» в Мемфисе в студии «Стакс». Леннон сказал, что «Битлз» восхищены игрой на гитаре Стива Купера, и это было одной из причин, почему они хотели записываться в Мемфисе. Однако вице-президент «Атлантик» Джеральд Векслер сказал «Коммерческому вестнику», что менеджер «Битлз» Брайен Эпстайн расторг предварительную договорённость о двухнедельной сессии звукозаписи в студии «Стакс»: «потому что он не был удовлетворён условиями безопасности и проживания, что было им установлено во время его однодневного визита в Мемфис».
Журнал «Джет», сентябрь 1966: «Между выступлениями состоялась 25-минутная так называемая «пресс-конференция», на которой не было места действующим корреспондентам (девочки-подростки прерывали её криками). Когда один репортёр спросил: «Кто ваш любимый американский исполнитель?», Пол Маккартни сразу же ответил: «Нам нравятся цветные американские группы». Джон Леннон подтвердил, что этой весной они планировали записать альбом в Мемфисе, но помешали «такие мелочи, как деньги». Леннон сказал: «Мы хотели бы записаться с Букером Т. и Эм-Джи»».
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Момент пресс-конференции, который мы все ждали, наступил. Наше воображение рисовало ужасные вещи, которые могут случиться с Джоном, злобные вопросы и всё такое. Конференц-зал заполнила толпа поклонников, и всё прошло очень хорошо. В какой-то момент пресс-агент Тони Бэрроу был вынужден измученным тоном сказать: «Пожалуйста, на пресс-конференции никаких автографов!». Половину времени все шло хорошо, пока кто-то не упомянул насущный предмет обсуждения, и это было тут же встречено охами, стонами, и прочими выражениями недовольства. Но это был неострый вопрос. Как только всё закончилось, Битлы были вынуждены обратиться в бегство, чтобы выйти прежде, чем поклонники из числа репортёров их не окружили. После этого все расслабились. Худшее было позади, и всё шло как надо».
Журнал «Джет», сентябрь 1966: «Менеджер «Битлз» Брайен Эпстайн позволил войти в костюмерную только одному фотографу из более чем ста пятидесяти репортёров и фотографов. Это был Марк Стэнсбери – фотограф нашего журнала».
Во время интервью с Джимом Стагом – ди-джеем радиостанции «Даблви-Си-Эф-Эл», Чикаго.
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Сохранилась кинохроника интервью группы репортёру «Ай-Ти-Эн» Ричарду Линдли. В костюмерной четвёрка безразличных и устало выглядящих Битлов дали эксклюзивное интервью».
Ричард Линдли: Есть какое-то отличие от предыдущих турне, если говорить о напряжённости, как вы думаете? В целом? (пауза) Пол?
Пол: Э-э-э, я не думаю, что есть большая разница, разве что хуже организовано, и пресс-конференций немного меньше. Нам говорят, знаете, что раньше наши ответы были более легкомысленные, и нас спрашивают: «Что изменилось?». Но суть в том, что сейчас вопросы стали более серьёзные.
Джон: Это не относится к тем людям, которым не нравятся наши пластинки, не нравятся наши взгляды, или то, что мы говорим. Знаете, они вправе не любить нас, а мы вправе не иметь с ними никаких дел, если мы этого не хотим, или не оказывать им уважение, понимаете? У нас есть свои права, Гарольд.
Ричард Линдли: Мне кажется, что вы всегда будете успешны, потому что не скрываете свои взгляды, убеждения, и вы искренни. Вам это не кажется немного несправедливым, что вам достаётся за такие вполне естественные взгляды?
Джон: Да.
Пол: Это происходит, Ричард…
Джон: Это очень тяжело.
Пол: Это выглядит безжалостно, это выглядит безжалостно, знаешь… свобода слова?
Ричард Линдли: Вы не возражаете против вопросов, например, в Америке, когда вас спрашивают о Вьетнаме, это кажется приемлемым?
Пол: Ну, не знаю. Если вы можете сказать, что война – это плохо, и несколько людей разделяет ваше мнение, то это может быть неплохо. Не знаю. Вы не можете сказать об этом слишком много, вот в чём проблема.
Джон: Это кажется немного глупо, быть в Америке и ничего не сказать о Вьетнами, как будто ничего не происходит.
Ричард Линдли: Но почему они должны с вами об этом разговаривать? Вы же всего лишь успешные артисты.
Джон: Потому-что американцы всегда спрашивают об этом представителей шоу-бизнеса, как и в Британии, понимаете. (голосом высшего сословия) «Шоу-бизнес, ns знаешь, какого это!». Но я имею в виду, что ты просто должен, ты не можешь молчать о том, что происходит в мире, если ты не монах. (подумав, что он сказал что-то не так, Джон преувеличенно извинился) Простите, монахи, я не это имел в виду!»
Из интервью Ричарда Линдли с Брайеном Эпстайном:
Ричард Линдли: Что вы думаете по поводу того, что группа высказывает свое мнение и говорит то, что думает. Как вы считаете, стоит ли это делать в их ситуации?
Брайен: Абсолютно. Я никогда не предлагал им поступать иначе.
Ричард Линдли: Вы предлагали Джону извиниться?
Брайен: Мы говорили об этом, и это было наше совместное решение. Я никогда не говорил, что мальчики должны что-то делать, будь то песни, выступление или заявления. Мы все принимаем решения. Я вношу, полагаю, пятую часть.
С Бобби Хеббом.
beatlesbible.com: «Второй концерт начался в 20:30, в аудитории присутствовало 12 500 человек».
Линда Кеннеди (газета «Саузерн Куриер», 22 августа 1966): «На втором концерте присутствовало 12 500 человек».
Джон Байфес (газета «Коммершил Эпиэл», 2006): «На втором концерте присутствовало 12 539 зрителей».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Кадры кинохроники «Ай-Ти-Эн» запечатлели «Битлз» в светлых костюмах, поднимающихся с гитарами на сцену».
Концерт начался с настройки звука, группа поприветствовала аудиторию и начала с песни «Музыка рок-н-ролл» (Rock And Roll Music).
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «8-миллиметровая цветная плёнка запечатлела «Битлз», выходящих на сцену. Пол машет рукой поклонникам, Джон в это время включает и проверяет свой усилитель. Кадры крупным планом показывают Пола перед микрофоном, потом «Битлз», исполняющих песню «Музыка рок-н-ролл» (Rock And Roll Music).
Затем Пол исполнил песню «Она женщина» (She’s A Woman) и Джордж «Если бы мне был кто-то нужен» (If I Needed Someone), с Джоном и Полом подпевающими на заднем плане.
После второй песни Маккартни говорит: «Как дела? Мы хотели бы представить новую песню с нашего последнего альбома, она называется «Если бы мне был кто-то нужен». Примерно через полторы минуты исполнения песни взорвалась петарда».
Из дневника Альфа Бикнела: «Сегодня вечером случилось что-то вроде шока, когда какой-то шутник кинул фейерверк».
Пэт Макмеррей: «Я был в шестом классе, когда пошёл на концерт «Битлз» в компании девочек. Во время концерта я ничего не мог расслышать, не разбирал, что они говорят между песнями. Но что я хорошо запомнил, была петарда, брошенная к ногам Джорджа. Было много криков, одна из девочек, которая была с нами, потеряла сознание и её унесли».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В знак протеста несколько фанатиков забросали сцену мусором и взорвали петарду».
beatlesbible.com: «Во время второго концерта произошло событие, которое впоследствии стало известно как «Бомба с вишнями» (прим. – рассыпной фейерверк красного цвета). На сцену была брошена петарда. Битлы переглянулись, полагая, что прозвучал выстрел, и осматривались, не попали ли в кого-то из них».
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Мы начали смотреть второй концерт, почти не беспокоясь о том, что нужно остерегаться действий Битломанов, но во время исполнения третьей песни нас неожиданно вывели из состояния безмятежности. Какой-то идиот в помещении под сценой взорвал «Бомбу с вишнями», звук которой был очень похож на выстрел. Прошло несколько секунд (хотя казалось, что прошли часы), прежде чем мы снова начали дышать».
Джон: «Однажды вечером на концерте где-то на юге, когда мы были на сцене, кто-то кинул петарду. Нас угрожали застрелить, Клан сжигал пластинки «Битлз», и к ним присоединилось множество подростков с короткой стрижкой. Кто-то кинул петарду, и мы все – по-моему, это есть на плёнке – смотрим друг на друга, потому что каждый подумал, что подстрелили кого-то из нас. Это было очень скверно».
Газета «Коммершил Эпиэл» (ежедневная газета Мемфиса): «Рассыпной фейерверк был брошен с балкона в северной секции «Зет» в тот момент, когда «Битлз» исполняли третью песню во время вечернего концерта».
beatlesbible.com: «Концерт был записан двумя девочками-подростками. Запись показывает, что взрыв произошёл во время исполнения песни «Если бы мне был кто-то нужен» (If I Needed Someone). «Битлз» пришлось закончить песню, не допев её до конца. Вполне возможно, что это стало ещё одной причиной к принятию решения прекратить гастроли».
Пит Шоттон (друг детства Джона Леннона): «Я тогда постоянно был в страхе, – рассказал мне Джон. – Где бы мы ни играли, я все время ждал, что вот-вот должно произойти нечто ужасное. Я настолько сильно ощущал ненависть и угрозы, что не мог расслабиться ни на минуту. Один совершенно жуткий случай произошёл в Мемфисе. Я тогда пел на сцене и вдруг неожиданно услышал громкий хлопок, очень похожий на выстрел. Моей первой реакцией было желание осмотреть себя и убедиться, что я не ранен. Грёбаный ужас, – подумал я, – по крайней мере, меня не задели! Затем я огляделся – невредимы ли все остальные. Оказалось, это была просто петарда, но она страшно меня напугала. Я никогда, НИКОГДА больше не поеду в турне, – поклялся он тогда, – это было в последний раз. Я просто больше так не могу!».
Альф Бикнелл: «Я помню тот момент, когда была брошена огненная хлопушка. Я находился на той стороне сцены, не около Джона, но немного позади него. Чувствовал, что понадоблюсь, если что-то пойдёт не так».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Во время второго концерта кто-то кинул из толпы петарду – «вишнёвую бомбу», как называют её американцы – которая взорвалась с громким звуком рядом со сценой. Наши головы инстинктивно повернулись в сторону Джона, и то же самое сделали остальные ребята на сцене. Мы испугались, что какой-нибудь снайпер сделал роковой выстрел в Джона, и мы сейчас увидим, как он мешком падает на землю. К счастью, этого не случилось».
Барри Тэшиэн (лидер группы «Римейнз»): «Они огляделись, посмотрели на Джона, потому что полагали, что в него могли выстрелить. Это был действительно напряженный момент, пока мы не поняли, что это всего лишь «Бомба с вишнями». С Битлами было всё в порядке, и их музыка даже не сбилась с ритма».
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Тем не менее Битлы во время этого инцидента не сбились ни в одной ноте. Когда позже Пола спросили об этом, он честно признался, что когда услышал этот звук, то его сердце остановилось, но он понял, что все ещё стоит на ногах и не чувствует ничего особенного. Он посмотрел на Джона и увидел, что тот тоже стоит на ногах, поэтому все продолжили играть».
Агентство «Юнайтед Пресс Интернэшнл», 20 августа 1966: «Когда в зале взорвалась «вишнёвая бомба», в аудитории три человека получили лёгкие ранения. Ещё одна «вишнёвая бомба» с громким треском взорвалась у ног барабанщика Ринго Старра. Четверо музыкантов даже не моргнули и не сбились ни с одной ноты».
Со Хукер: «Я был на этом концерте, во время которого кто-то бросил рассыпной фейерверк, звук которого был похож на выстрел из пистолета. В это время мой друг в бинокль смотрел на Пола Маккартни. Его лицо застыло, глаза метались, но группа продолжила играть».
Газета «Коммершил Эпиэл» (ежедневная газета Мемфиса): «Зрители указали на 16-летнего мальчика и 15-летнюю девочку, сказав, что это они бросили петарду. Оба отвергли обвинения, но полиция обнаружила в сумочке девушки пакет с двадцатью пятью рассыпными фейерверками красного цвета, и ещё один с двадцатью пятью ёлочными хлопушками».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Также кадры кинохроники запечатлели Ринго во время исполнения песни «Хочу быть твоим мужчиной» (I Wanna Be Your Man)».
Пэт Макмеррей: «Не помню, чтобы на сцене кто-то им помогал. Не было никакого технического персонала, и Ринго поправлял барабаны сам. Никто ему не помогал».
Барри Тэшиэн (лидер группы «Римейнз»): «Нам сказали быть готовыми уходить сразу, как только мы закончим выступление. Так мы и сделали. Мы собрались и сели в автобус. Он был припаркован рядом с запасным выходом».
Из дневника Альфа Бикнела: «Сбежали через заднюю дверь, как обычно, пока поклонники поджидали возле автомобилей».
Барри Тэшиэн (лидер группы «Римейнз»): «Автобус стоял с работающим двигателем. Когда Битлы закончили выступление, помню, как они выбежали из двери и быстро забрались в автобус. Они были насквозь промокшими от пота и с полотенцами в руках. Автобус сразу же тронулся с места и поехал на авиабазу военно-воздушных сил, где уже ждал чартерный самолёт».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Чтобы направить протестующих по ложному следу, для отвлечения их внимания был подготовлен ложный автомобиль, но автобус «Битлз» всё равно был окружён толпами возмущённых христиан, выкрикивающих оскорбления в их адрес. Пол: «Это были фанатики. Было ужасно видеть ненависть на их лицах».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «За два концерта «Битлз» заработали 72 000 долларов».
Джон Байфес (газета «Коммершил Эпиэл», 2006): «На следующее утро газета «Коммершил Эпиэл» вышла со статьёй на первой полосе: «В музыкальном плане выступление косматых англичан было трудно оценить из-за воплей и визгов зрителей, практически заглушивших их».
beatlesbible.com: «Их отвезли в аэропорт Метрополитен, откуда они вылетели в Цинциннати, штат Огайо».
Джордж: «И хотя нам было страшновато (помню, в каком настроении я ехал на концерт в автобусе), но мы отыграли концерт, и ничего не случилось. А потом мы уехали оттуда, вот и всё».
Барри Тэшиэн (лидер группы «Римейнз»): «Казалось, что они были счастливы и довольны тем, что концерт в Мемфисе позади, а они всё ещё целы! Мы все начали петь и смеяться. Джордж спросил меня, не хочу ли я закурить. Я согласился, поэтому мы вышли из самолёта и расположились на траве. Курение на борту было запрещено, пока самолёт находился на земле. Было здорово просто стоять на земле под звёздами и огнями взлётно-посадочной полосы вдалеке. К нам присоединились Бриггс и Нил Аспинал (прим. – Билл Бриггс – клавишник группы «Римейнз»). Мы не обсуждали инцидент с петардой, но все были рады, что всё обошлось».
Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «В течение всего турне «Битлз», казалось, не переживали о своей безопасности, в то время как окружающие их люди были в предынфарктном состоянии. Пол объяснил, что они не переживают о том, что поклонники нанесут им вред, потому что знают, что они хотят всего лишь пообщаться с ними, прикоснуться. Опасно было только тогда, когда тысячи фанатов штурмовали сцену. Но даже в этом случае ситуация была больше приключенческой, а не опасной. «Когда мы выступали в прежние времена, вот тогда было опасно, – говорит Пол. – Парни дрались, по-настоящему дрались, и это было гораздо более опасно, чем могло быть сегодня».
Барри Тэшиэн (лидер группы «Римейнз»): «Во время полёта Джон Леннон был в хорошем настроении и было видно, что он испытывает облегчение. В самолёте меня поразило то, что я могу сидеть и разговаривать с Битлами и чувствовать себя совершенно расслабленно, ощущая доброжелательное к себе настроение. Мы говорили о том, что будем дома примерно через десять дней».
Из дневника Альфа Бикнела: «Мемфис. Теннесси. Я думал, что мы, возможно, ещё раз посетим Элвиса. Но никто ничего об этом не говорил».