Выступление в Филадельфии

16 августа 1966 г.

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Группа на автобусе отправились в Филадельфию».

 

 

 

 

Барри Тэшиэн (лидер группы «Римейнз»): «Прежде чем мы отправились в Филадельфию, у нашей группы было время отдать свою одежду в химчистку».

 

Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Выезд из отеля был чудом логистического планирования. Мы все забрались в автобус и выехали (заметьте, через главный вход), якобы без «Битлз», которые должны были сесть в лимузин или что-то подобное. Однако автобус, покружив по нескольким кварталам, вернулся к служебному выходу, встав вплотную к одной из застеклённых створчатых дверей. Здесь было только два или три дежурящих человека, поэтому отъезд состоялся без особых проблем. С Битлами, спрятавшихся на задних местах автобуса, мы направились в Филадельфию».

 

Из дневника Альфа Бикнела: «С удобством разместились в междугороднем автобусе и движемся в Филадельфию. Парни переносят всё довольно хорошо, хотя, как мне кажется, немного подустали».

 

 

 

 

 

Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Когда мы подъезжали к Филадельфии, наш автобус съехал на обочину, и четверо «Битлз» пересели в небольшой грузовичок цветочного магазина. Мы узнали, что это было сделано больше для удобства, чем для безопасности, так как автобус (в котором они ехали) не смог бы въехать внутрь стадиона».

 

 

 

 

 

 

 

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление на стадионе “Филадельфия”».

 

 

 

 

beatlesbible.com: «До этого они выступали в Филадельфии в Конференц-холле 2 сентября 1964 года».

 

 

 

 

 

Энтони П. Руссо: «Объявление о предстоящем концерте появилось в газете «Санди Филадельфия Инквайер». В объявлении говорилось, что билеты поступят в продажу 7 мая в «Аквараме» (прим. – театр моря, аквариумный аттракцион). Днём начала продажи билетов была суббота. Я встал в пять утра и пошёл в «Акварам», который был примерно в десяти кварталах от моего дома. Когда я добрался до места, там уже была очередь человек в 10-15. Билеты начали продавать в девять утра. Я купил четыре билета по пять долларов пятьдесят центов, с учётом налоговых сборов. Четыре билета мне обошлись в 23 доллара! Невероятно!

Продажа билетов была удручающей, это в лучшем случае. И близко не было к продаже всех билетов на концерт. Один мой приятель сказал, что не собирается идти на их концерт, потому что посмотрит в следующем году. Но мне было всё равно, кто и сколько человек придёт на концерт. Достаточно того, что я пойду.

К 16 августа мы все были на грани нервного срыва. В день концерта мы собрались у меня дома и отправились на стадион, который был в десяти минутах ходьбы.

Концерт был организован Джорджем Хабибом, владельцем и импресарио всемирно известного «Стального Пирса» в Атлантик-Сити (прим. – Стальной пирс в Атлантик-Сити был открыт 18 июня 1898, изначально был частным курортом). Если у вас сохранился неиспользованный билет с того концерта, посмотрите на его оборотную сторону, и вы увидите целый перечень аттракционов «Стального пирса» того лета. [Группы] «Стоунз», «Дейв Кларк Гив», «Энималс» – все они тем летом выступили в Атлантик-Сити».

 

 

 

 

 

Фото Роберта Бониса.

 

 

 

 

 

 

Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Костюмерная в Филадельфии была одной из немногих, организованной внутри стадиона, поэтому там прошёл сеанс записи. Джон, Ринго и Джордж сидели на койках, Пол – на стуле, а несколько девушек предлагали бутерброды и безалкогольные напитки.

Именно во время этого сеанса записи я спросил Ринго о его кольцах (или об их отсутствии). Он носил только два. «Поздравляю, – засмеялся он. – Ты первая это заметила. Мне было интересно, когда кто-нибудь об этом спросит». Он сказал, что снял их примерно за десять дней до турне и, возможно, наденет, когда вернётся, если появится желание. На нём было обручальное кольцо (от деда) и кольцо с черным опалом, подаренное ювелирами Австралии».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Состоялся один вечерний концерт на стадионе, на котором было заполнено немногим более трети из шестидесяти тысяч мест».

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Стадион был заполнен только на одну треть, приблизительно 21 000 человек из 60 000 мест».

 

Джордж: «За последние два года наши выступления ухудшились до такой степени, что концерты 1966 года выглядели просто ужасными по сравнению, скажем, с «Пещерой» или Гамбургом. Зрители не могут ничего услышать, и мы не можем, вот почему это ужасно. Раньше мы играли лучше всего, когда большую часть наших поклонников составляли мальчики. Чем больше становилась наша популярность, тем больше девушек приходили посмотреть на нас, и все так шумели, что нас никто не слышал».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Концерт начался перед надвигающейся грозой и сопровождался почти непрерывными молниями».

 

Газета «Филадельфия Инквайер», 16 августа 1966: «Во вторник вечером, когда «Битлз» были на сцене стадиона имени «Кеннеди», сверкнула молния, и раскаты грома стали музыкальным сопровождением электрогитар.

Зрителей было не очень много, всего двадцать тысяч, но концерт был ГРОМКИМ. На этом концерте были две странности для всех, кто в прошлом был на их концертах. Во-первых, их можно было услышать. Возможно, это было следствием системы звука, которая была очень, очень мощной, но, возможно, поклонники действительно хотели услышать своих кумиров. И, во-вторых, в аудитории были МАЛЬЧИКИ – около одной пятой аудитории».

 

Джим Михэн: «Погода была жаркой, душной и очень влажной. В вечернем небе периодически сверкали молнии».

 

Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Концерт в Филадельфии был одним из тех, на котором была угроза дождя, который разразился сразу после концерта».

 

Энтони П. Руссо: «Концерт начался среди сгущающихся туч. Сцена была установлена в конце «подковы» стадиона. Ведущим концерта была местная знаменитость Эд Харст – участник дуэта «Грейд и Харст»».

 

Вильям Кейт: «Мы сидели довольно высоко и далеко от сцены, поэтому артисты казались крошечными. Фотографии сделаны на “Кодаке”».

 

 

 

Фото Вильяма Кейта: «На снимке группа “Сёркл” – одна из разогревающих групп».

 

Джим Михэн: «За рядом полицейских было установлено трёхметровое деревянное ограждение, расположенное полукругом вокруг сцены. За ограждением находилась группа людей, наверное, вип-персоны и пресса. Синий занавес медленно раздвинулся и явил ударную установку «Людвиг». Ниже платформы стояли полутораметровые битловские суперусилители «Вокс» – два слева и один справа.

Ведущий поднял свою руку и указал вправо. Поклонники повернули влево свои головы и стали всматриваться. Волнение прокатилось по стадиону подобно большой волне. Сердца учащённо забились в предвкушении, так как мы поняли, что вот-вот перед нами предстанут «Битлз».

«Дамы и господа… «Битлз»!» – выкрикнул диктор, и стадион завибрировал от шума. Куда бы вы ни посмотрели, вокруг были только поклонники «Битлз», которые вопили, визжали, смеялись и всматривались в даль. Шеи вытянулись, чтобы увидеть парней, перебегающих поле в направлении сцены.

Одна девушка, в матросской шапочке с кантом вокруг головы, в порыве экстаза сорвалась со своего места и бросилась вниз по проходу. Другая, в ситцевом платье и темных очках (это вечером-то!), встала на своём сидении в первом ряду и исполнила «прыжок в воду» в руки полицейского.

На поле стояли ряды полицейских, на расстоянии примерно двадцати метров между каждым из рядов. Многие из них прикрывали свои уши руками».

 

Энтони П. Руссо: «Один из моих друзей сделал снимок на камеру «Кодак Инстаматик». Годы спустя эта фотография попалась мне на глаза, и я узнал полицейского, стоящего ниже Джона Леннона, это был печально известный Фрэнк Риццо, который впоследствии стал мэром Филадельфии. (прим. – Фрэнк Риццо стал известен своими афоризмами, типа: «Наши улицы совершенно безопасны. Опасны только люди на улицах», или: «Я никогда не видел ситуации настолько безнадёжной, чтобы полицейский был не в состоянии сделать её ещё хуже»)».

 

Из дневника Альфа Бикнела: «Сегодня всё чуть не сорвалось, но не из-за прессы или поклонников, а из-за погоды. Мы все волновались за ребят, вдруг пойдёт дождь».

 

Джим Михэн: «Шум начал возрастать, однако в общем гуле можно было различить отдельные выкрики: «Джон, Джон, Джон!», «Пол, о, боже, Пол!», «Джоррррдж!», «Рингоооо!». В целом это был один грандиозный крик. Ведущий попросил сосредоточить своё внимание на сцене. Поле погрузилось в темноту, «Битлз» на время исчезли из виду, и уровень шума снизился. Толпа затаила дыхание, когда ведущий возвестил: «Пожалуйста, не вставайте на своих местах и не выходите на поле. Расслабьтесь и получайте удовольствие… а теперь… Битлз!».

Джон и Пол выбежали на сцену. Ринго поднялся к своим барабанам по лестнице сзади. Последним был Джордж. Каждый нёс свой инструмент, а Ринго – палочки.

Они были одеты в зелёные двубортные костюмы и жёлто-горчичные рубашки с отложным воротником. У всех черные ботинки. У Джорджа притягивали внимание его белые носки. Джон прикрепил к своему правому лацкану значок шерифа, на носу круглые солнцезащитные очки с вишнёвыми линзами».

 

 

 

 

Джим Михэн: «”Привет, Филли”, – произнёс Пол. Толпа взревела. Джон с Джорджем повернулись гитарами друг к другу. Джон посмотрел вправо, улыбнулся, кивнул и повернулся к толпе. Раздался звонкий четырёхтактный аккорд вступления к песне «Музыка рок-н-ролл» (Rock And Roll Music), и величайшее на земле шоу началось!».

 

 

 

Фото Вильяма Кейта.

 

Энтони П. Руссо: «Что удивительно, их можно было расслышать».

 

«Юнайтед Пресс Интернэшнл», 1966: «Когда Ринго Старр, Джон Леннон, Джордж Харрисон и Пол Маккартни начали своё выступление, то стало очевидно, что это не такая толпа поклонников «Битлз», как обычно. Аудитория была дисциплинированной. Поклонники начали кричать только тогда, когда «Битлз» заиграли одну из своих песен, а затем успокоились до такой степени, что стало отчётливо слышно гудение электрогитар».

 

Джим Михэн: «Стадион ходил ходуном. Это было событие, а не просто концерт.

Песня «Музыка рок-н-ролл» (Rock And Roll Music) сразу же перетекла в «Она женщина» (She’s A Woman). Потом была небольшая пауза, так как Джордж заменил гитару на 12-струнный красно-золотистый «Рикенбэкер». Прозвучали аккорды новой песни «Если бы мне был кто-то нужен» (If I Needed Someone)».

 

 

 

 

Джим Михэн: «Потом последовала «Турист на один день» (Day Tripper), за которой прозвучала старая композиция «Крошка в черном» (Baby’s In Black). Джон с Полом вальсировали на сцене во время гитарного соло Джорджа».

 

 

 

Фото Роберта Бониса.

 

 

 

 

 

Джим Михэн: «Следующей была «Мне хорошо» (I Feel Fine), в которой Пол использовал эффект обратной связи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Джим Михэн: «Джордж представил Пола, который спел «Вчера» (Yesterday). Во время исполнения этой песни на стадионе возникла неестественная тишина. Все слушали. Интересно, что песню исполняла вся группа, а Пол играл на бас-гитаре».

 

 

 

 

Джим Михэн: «Следующим на очереди был Ринго. После того, как его представил Пол, он спел «Хочу быть твоим мужчиной» (I Wanna Be Your Man)».

 

 

 

 

 

 

 

 

Джим Михэн: «Затем, быстро сменяя друг друга, прозвучали «Человек из ниоткуда» (Nowhere Man) и «Автор бестселлеров» (Paperback Writer).

Грозовые молнии стали сверкать все чаще. Дождевые тучи нависли над стадионом, и были готовы пролиться в любую минуту.

Пол подошёл к микрофону: «Сейчас будет наша последняя песня. (По аудитории прокатился стон). Простите, но мы не хотим, чтобы нас поразило молнией, понимаете. Мы надеемся, что вам понравился концерт, (толпа взорвалась одобрительными возгласами и аплодисментами) и мы увидимся с вами снова, может быть, в следующем году. Эта последняя песня, которую мы, кажется, исполняли всегда. Это песня Литтл Ричардса под названием «Долговязая Салли» (Long Tall Sally)».

 

 

 

 

Джим Михэн: «А потом всё закончилось. Джон с Ринго быстро покинули сцену, следом помахав на прощание исчез Джордж. Пол задержался. Он кивнул головой аудитории, снял с шеи бас-гитару, отсалютовал на прощание, помахал рукой, и скрылся за сценой. После этого они забрались в фургон, стоявший с зажжёнными фарами сразу за сценой, и уехали в сопровождении эскорта полиции».

 

«Юнайтед Пресс Интернэшнл», 1966: «Когда концерт закончился, поклонники спокойно покинули стадион, не попытавшись штурмовать ограждение между трибунами и временной сценой, находящейся примерно в 40 метрах.

Посещение медпункте показало, насколько необычной была битловская аудитория. «Только две девочки потеряли сознание», – сказала медсестра».

 

Энтони П. Руссо: «Не успели мы покинуть стадион, как хлынул дождь».

 

Из дневника Альфа Бикнела: «Было много грома и молний, но до конца концерта дождя не было, а затем небеса разверзлись».

 

Газета «Филадельфия Инквайер», 16 августа 1966: «Дождь, прежде чем обрушиться на землю, вежливо подождал, пока британский импорт не закончил свой последний номер и сбежал».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Как только концерт закончился, хлынул ливень».

 

«Юнайтед Пресс Интернэшнл», 1966: «Высказывание Битла Джона Леннона о христианстве и его последующие извинения, по-видимому, не изменили к ним отношения поклонников группы, о чём свидетельствуют их аплодисменты. Мы спросили несколько поклонников, и большинство из них сказали, что их не задели его слова и они выступают за его право высказать своё мнение о популярности христианства и музыки рок-н-ролл.

«Церковь не выполняет своё предназначение – именно это он имел в виду, когда говорил об этом», – сказала 14-летняя Дениз Савелли, ученица средней школы Филадельфии. – «Если бы церковь делала то, что надо, то рок-н-ролл был бы не популярнее религии». Вчера вечером она была одной из 20 844 человек на стадионе имени Джона Ф. Кеннеди, которые пришли на концерт, чтобы увидеть длинноволосую четвёрку.

13-летняя Джанет Янг из Абингтона, штат Пенсильвания, сказала: «Он не оскорбил меня, хотя его высказывание было оскорбительным для христианства. Но у него есть право говорить то, что он хочет высказать, но он не должен был этого говорить». На вопрос, по-прежнему ли она поклонница «Битлз», ответила: «Конечно!»

«Если бы он сказал это до того, как я купила билеты, то я бы не пришла», – сказала 13-летняя Маргарет Швакофф из Клифтон-Хайтс. Почему она не осталась дома? «Ну, – сказала она, – когда вернусь в школу, то будет что рассказать своим одноклассникам».

17-летний Питер Манон из Спрингфилда, который этой осенью поступит в колледж, сказал, что даже рад такому замечанию Леннона».

 

Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Поездка в аэропорт была мокрой, как для автобуса, так и для грузовичка цветочного магазина, но когда мы сели в самолёт, стало тепло и спокойно».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «После окончания концерта они вылетели в Канаду».

 

Джудит Симс (редактор журнала «Тинсет»): «Для большинства из нас полёты на самолёте были временем общения, отдыха, подведения итогов и обмена впечатлениями. Для Джорджа Харрисона полёты были тяжёлым испытанием. «Я просто не люблю летать», – объяснил он. Его нелюбовь к полётам усугублялась тем, что наш чартерный самолёт летел не так плавно, как реактивный. Мы несколько раз попадали в действительно сложные метеоусловия, что раздражало Пола (у которого склонность к расстройству желудка) и не слишком радовало Джорджа».

 

Барри Тэшиэн (лидер группы «Римейнз»): «Мы сели на борт зафрахтованной «Электры», чтобы вылететь в Торонто. Нам подали очень хороший ужин, состоящий из стейка, печёного картофеля и салата. Я спросил Джорджа, были ли у него проблемы при прохождении таможни. Он ответил: «Никто не хочет задерживать Битлов ни при каких условиях».

Мы разговаривали с ним об индийской традиционной музыке. Ему она очень нравилась, и он дал нам с Биллом Бриггсом послушать через наушники запись, на которой Рави Шанкар играет на ситаре. Она сильно отличается от западной музыки. Мне она понравилась!»

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?



    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)