17 августа 1965 г.
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Затем мы отправились в турне на нашем чартерном самолёте «Локхид-электра», начав с перелёта в Торонто».
Газета «Мюзикл Экспресс» от 13 августа 1965 г.
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В самолете летели не только «Битлз», но и команда непосредственных помощников, другие артисты, выступавшие в концертах, а также все остальные – от сценической команды до торговцев сувенирными брошюрами. Для всех было удивительно, что Битлы не уединились в бизнес-классе, и даже не заняли какие-то определенные места, а расхаживали по салону, общаясь со всеми и присаживаясь на свободные места. Это произвело большое впечатление на американцев.
Британскую прессу представляли Дон Шорт из «Дэйли Миррор» и Крис Хатчинс из «Нью Мюзикл Экспресс». Из американского контингента у нас была Мэрилин Дёрфлер, представляющая гигантскую сеть газет «Хёрст», а также разношерстная команда корреспондентов во главе с Ларри Кейном – руководителем отдела новостей «У-Эф-Ю-Эн» в Майами, который в 1964 году вел свои репортажи о турне для сорока пяти радиостанций от одного побережья до другого. На некоторых этапах турне к этой команде подключались Пол Дрю из Атланты и Джим Стэгг из Чикаго.
С ди-джеями и журналистами мы сошлись на одном основном правиле – никаких интервью в самолёте. Со временем с некоторыми из репортёров у Битлов устанавливались дружеские отношения, и это ограничение время от времени нарушалось по взаимному согласию. Битлы никогда не жаловались мне, что кто-то злоупотребил их дружескими взаимоотношениями. Когда ребята не общались с нами в основном салоне самолёта, они находились в небольшой зоне в задней части, отгороженной шторкой, где играли в карты маленькой компанией, в состав которой на протяжении всего турне входили Нил, Мэл и несколько журналистов. Всякий раз, когда я заглядывал к ним, чтобы поглядеть, как идет игра, мне казалось, что всегда выигрывал Пол с пачкой долларовых банкнот и ухмылкой во весь рот».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Несколько лет спустя Джордж летел из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, и встретил пилота их чартерного самолета. Тот спросил: «Джордж, помнишь меня? Я тот пилот самолета «Электра» из «Америкэн флэйерс», что вы наняли на время гастролей. Вы не поверите, каким был самолет! Он был весь изрешечен дырками от пуль. Хвост, крылья – всё в дырках от пуль. Парни из чувства ревности ждали, зная, что «Битлз» прибудут в такое-то время. Они обстреливали самолет!».
Поклонники в аэропорту Торонто.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Группа прибыла в Торонто».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Информация о том, что группа остановится в отеле «Кинг Эдвард Шератон», распространилась среди поклонников, и десятки из них забронировали себе номера, что вызвало серьезную проблему с безопасностью».
Отель «Король Эдвард Шератон».
Джон Роулендс (фотограф): «В номере отеля я поговорил со всеми Битлами. Убивая время перед тем, как отправиться на концерт, Джон произнес: «Знаешь, я бы лучше пошел в боулинг, чем просто сидел и ждал». Он был очень сдержанный, с холодным юмором. Довольно саркастичный парень. Джордж был очень открытым и дружелюбным. Маккартни был мягким, как плюшевый мишка. В то время он был самым спокойным. А Ринго Старр был готов участвовать в любом разговоре, если он мог что-то сказать, потому что не очень много людей стремилось с ним поговорить».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Два концерта в «Мэпл Лиф Гарденз», Торонто».
beatlesbible.com: «До этого группа выступала на этой концертной площадке 7 сентября 1964 года, и выступит в будущем 17 августа 1966 года».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «На каждом концерте присутствовало 18 000 зрителей».
beatlesbible.com: «Также в концерте принимали участие Бренда Холлоуэй (прим. – американская певица и автор песен, представляла лейбл «Мотаун Рекордз»), «Кинг Кёртис Бэнд», «Кэннибэл энд Хедхантерс» и «Саундз Инкорпорейшн».
Полиция отгоняет кричащих подростков от дверей автозака, в котором «Битлз» преодолели толпу, чтобы подъехать к служебному входу «Мэпл Лиф Гарденз» в Торонто.
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Сохранился короткий трехминутный черно-белый фрагмент кинохроники, к сожалению, очень темный, на котором запечатлен солирующий Пол Маккартни».
Джон Роулендс (фотограф): «Было невероятно, что «Битлз» были здесь, в нашем городе. В концерте перед ними выступали ещё четыре исполнителя, а сами «Битлз» играли всего 35 или 40 минут. Ожидание было более продолжительным, чем их выступление. Что касается звука, то расслышать текст песен не представлялось возможным. Чтобы услышать песни, нужно было выйти в коридор или пройти в костюмерную, где стена из шлакоблоков заглушала крики. Чтобы получить возможность услышать «Битлз», лучшее, что можно было сделать, это выйти из зрительного зала. Для поклонников же на местах более важными были визуальные впечатления, чтобы увидеть «Битлз» в том же зале, где они находились».
Очевидец: «Мне было 15 лет, когда я увидела «Битлз» в «Мэпл Лиф Гарденз» в Торонто в августе 1965 года. Было очень жарко, кондиционеров не было. «Битлз» опаздывали, очень сильно задержались, и когда за занавесом засверкали фотовспышки репортеров, мы увидели силуэты Битлов. Толпа взорвалась.
Во время выступления музыка не была слышна. Со сцены доносились только слабые высокие ноты, потому что всё заглушали крики. Кричали все. Мы стояли на наших сиденьях размахивая руками. Это был один из самых ярких моментов моей жизни за все 64 года».
Венди: «Я была там в 65-м. Моё место было в самых дальних рядах в противоположном конце от сцены. Я была очень раздражена тем, что из-за криков не было слышно музыки, а из-за непрекращающихся вспышек фотоаппаратов и разглядеть что-то было трудно! Но через некоторое время я сдалась и стала кричать вместе с остальными, хотя все же предпочла бы просто сидеть и слушать их музыку».
Пол А.: «Я был на том шумном концерте в «Мэпл Лиф Гарденз» 17 августа 1965 года. Мне было 15 лет. Это были незабываемые ощущения. Аудитория сошла с ума. Девочки падали в обморок, а Битлам приходилось пригибаться и увертываться, чтобы в них не попали леденцы, которыми их забрасывали безумные поклонники. Билет на концерт стоил 5,50 долларов, но впечатления стоили на миллион».
Сандра: «Во время выступления «Битлз» очень немногие сидели на своих местах».
Джон С.: «В то время я жил в Трентоне, Онтарио. Билет за экскурсионный автобус туда и обратно и концерт стоил 10 долларов. Мы выехали из Бельвилля, расположенного примерно в 180 километрах от Торонто. Я думаю, мы с моим другом Гленном были единственными парнями в том автобусе. Девочки кричали почти всю дорогу до Торонто и плакали большую часть концерта. У меня до сих пор остались теплые воспоминания о том времени, а одной из моих самых ценных вещей того времени осталась фотография с пресс-конференции, сделанная ди-джеем «Си-Джей-Би-Кью» из Бельвилля Дэйвом Чарльзом, который подарил мне её через неделю после концерта».
Джон Роулендс (фотограф): «Покидая зал, нельзя было сделать ни шага, не наступив на лампочку разовой вспышки, оставшиеся от поклонников, делавших моментальные снимки».
Между концертами состоялась пресс-конференция.
Корреспондент: Ринго, как ты сделал предложение своей жене?
Ринго: Как и все в таких случаях. Ты сам-то женат? Если нет, то потом всё узнаешь.
Корреспондент: Я хочу жениться, но хочу сделать всё, как положено.
Ринго: Ты хочешь сделать всё, как положено?
Джон: С помощью рук.
(смеется)
Корреспондент: Почему вы не выступали в Монреале?
Ринго: Спросите нашего менеджера. Мы не знаем почему. Мы просто едем туда, куда нам скажут.
Джордж: Не получается быть повсюду. Приходится выбирать.
Корреспондент: Ринго, ты всё ещё хочешь быть диск-жокеем?
Ринго: (долгая пауза) O! Да. Да.
(смеется)
Корреспондент: Я хочу спросить господина Леннона, почему он решил писать [книги], и кто больше всего повлиял на него в этой области?
Джон: Даже не знаю, почему я взялся за это дело… и у меня нет кумира [среди писателей]. Разве что Льюис Кэрролл.
Корреспондент: Джордж, в каком фильме тебе понравилось сниматься больше… в фильме «На помощь!» или в «Вечере трудного дня»?
Джордж: Нам понравилось сниматься в обоих фильмах. Думаю, что от новой картины мы получили немного больше удовольствия, потому что уже больше знали о том, как снимаются фильмы… если это так важно.
Джон: Что ты имеешь в виду?
Корреспондент: Джон, это, правда, что ты и Боб Дилан – это одно и тоже лицо?
(смеется)
Джон: Я не читал о таком, но думаю, что это достаточно забавная теория. Нет, мы разные люди.
Корреспондент: На какие ещё почести вы рассчитываете после королевского приема и награждения Орденами Британской Империи?
Джон: Нет, спасибо.
(смеется)
Корреспондент: Какие у вас планы на ближайшее будущее? Съемки в фильме, книги и так далее?
Джон: Думаю, что весной мы начнем сниматься в новом фильме… в Испании. Это всё, что мне известно. Не знаю, чем ещё займемся.
Корреспондент: Вы довольны, что это турне более короткое, чем прошлогоднее, и у вас остается больше времени на отдых?
Джон: Да.
Джордж: Да.
Ринго: Да.
Джон: Да.
Пол: Да.
Джон: Да.
Корреспондент: Каким шампунем вы пользуетесь?
Джон: Любым, который под рукой.
(смеется)
Корреспондент: Что случилось с цветом волос Джона Леннона?
Ринго: Нам тоже интересно.
Джон: Это влага, поэтому кажутся темнее, чем обычно. Они влажные, (шутливым тоном) вот почему они так необычно выглядят.
(смеется)
Пол: Просто он забыл надеть парик.
Корреспондент: Недавно на концерте победителей конкурса читателей журнала «Мюзикл Экспресс», а также стадионе «Ши», на вас были костюмы армейского покроя. Вы сами придумали такой дизайн?
Пол: Нет, мы просто… эээ… Мы были на Багамах, и мне нечего было надеть. Так что я позаимствовал солдатскую униформу из фильма. И кто-то сказал: «Ух, ты, классно смотрится». И я с этим согласился.
Джон: Всё так и было.
Пол: Вот вам история появления этих костюмов.
Корреспондент: Хотели бы вы провести полноценное турне с британскими группами?
Джон: Да.
Ринго: Как правило, в Британии так и происходит. Там их [групп] гораздо больше, чем здесь.
(смеется)
Корреспондент: Ринго, а с кем из здешних?
Ринго: Нам всё равно. Любая группа могла бы участвовать в шоу.
Корреспондент: Как вы считаете, гастрольные поездки в женском обществе навредили бы вашему имиджу?
Джордж: Нет.
Пол: Мы не путешествуем в женском обществе. И у нас нет имиджа.
(смеется)
Пол: Разве не так?
Корреспондент: В какой стране самая отзывчивая публика?
Джон: Греббел-вебех.
Пол: Да, верно. Грэвэл-рехх. Нет, конечно же, в Америке, потому что здесь больше людей. Большие просторы.
Ринго: Ещё в Канаде.
Пол: Да, и в Канаде. Красивое место, не так ли?
Корреспондент: Пол, вы планируете жениться на Джейн Эшер?
Пол: Эээ, у меня нет таких планов. Это всё, что я могу сказать. Но все вокруг только об этом и говорят. Возможно, они знают больше меня.
Корреспондент: Хотели бы вы посетить Ниагарский Водопад?
Джордж: Мы видели его на фотографии.
(смеется)
Корреспондент: Как вас приняли в Риме?
Джон: В Риме у нас был хороший прием, несмотря на разные слухи. Нас никто не встретил в аэропорту, потому что мы прилетели в Рим в пять часов утра. Но все билеты на концерт были проданы. (низким тоном) Так, садитесь!
(смеется)
Корреспондент: У кого-нибудь из вас возникали какие-нибудь проблемы во время съемок фильма «На помощь!»?
Джордж: Было трудно вставать утром и не опаздывать в студию.
Корреспондент: Вам ещё не надоела такая жизнь, или вы по-прежнему получаете от этого удовольствие?
Джон: Нам это нравится, а иначе перестали бы гастролировать.
Корреспондент: Будете ли ещё устраивать какие-нибудь рождественские выступления «Битлз»?
Джон: Спросите мистера Рождественского Эпстайна.
(смеется)
Джордж: Мистер Эпстайн может организовать Рождественское Шоу Мистера Эпстайна.
(смеется)
Корреспондент: Вопрос Джону Леннону. Планируете ли вы продолжать писать книги, и если да, то есть ли какие-нибудь задумки будущих произведений?
Джон: Да, потому что я подписал соответствующий контракт, но пока у меня нет никаких задумок. Всё тоже самое, только вид сбоку.
Ринго: У него нет никаких задумок… вы это слышали?
Джон: Спасибо, Ринго.
Корреспондент: Вопрос к каждому из вас. Каково это, быть одним из «Битлз»?
Ринго: Это прекрасно. Прекрасно.
Джон: Мне приятно здесь быть.
Пол: Просто замечательно.
Джон: Нам нравится, а иначе мы стали бы группой «Роллинг Стоунз».
(смеется)
Джон Роулендс (фотограф): «На пресс-конференции они веселились. Они как бы смеялись над всеми. Кроме того, они постукивали пальцами по микрофонам магнитофонов, что лишало журналистов возможности расшифровывать записи».
Корреспондент: Как долго вы планируете выступать на концертах?
Джон: Опять же, все зависит от Брайена.
Пол: А также от тех, кто покупает билеты на наши концерты.
Джон: До тех пор, пока люди не перестанут ходить на нас.
Корреспондент: Пол, поделись с нами своими планами женитьбы.
Пол: Вы же уже спрашивали меня, кто-то только что задавал мне этот вопрос. Надо же, все только и обсуждают, что я женился или развелся, или что у меня 50 детей.
Ринго: У тебя же только сорок.
Пол: Я не распространялся на этот счет, но люди продолжают фантазировать. Так что если вы и дальше хотите продолжать в том же духе, то я подам на вас в суд.
(смеется)
Корреспондент: У кого-нибудь из вас на сцене бывают проблемы с памятью?
Джон: Вы имеете в виду, что мы забываем мелодию или ещё что-нибудь?
Корреспондент: Да.
Джордж: Да, бывает.
Джон: Конечно, такое случается. Хотя, не так уж часто.
Ринго: Я думаю, это бывает у всех.
Джон: (усмехаясь) Не помню, в какой тональности я играл в прошлый вечер!
Корреспондент: Ринго, в разговоре с фотографом, который поинтересовался, можно ли сделать несколько снимков, ты ответил, что тебе надоело сниматься в гостиничных номерах. Ты считаешь, что вы страдаете от избыточного внимания к себе? Вас утомляет затворничество в номерах отеля и всё такое?
Ринго: Нет, мне не скучно сидеть в номере. Мне скучно в нём фотографироваться.
Корреспондент: Всем известно, что Джон с Полом являются плодовитыми авторами-песенниками, и нас поражает, насколько быстро были написаны все эти песни. Как вам удается так быстро сочинять песни?
Пол: Когда как. Если мы почувствуем, что написали достаточное количество песен, то будем планировать свои дальнейшие действия.
Джон: (шутливо) Планировать свои действия заранее.
Пол: Главным образом…
Джон: По большей части…
Пол: Он переводит! По большому счету мы просто обязаны сочинять, потому что должны сочинять, и не важно снимаемся мы в кино или пишем песни для новой пластинки, или ещё для чего-нибудь. Это наша работа.
Корреспондент: А вас не беспокоит то, что вы не слышите самих себя на сцене?
Джон: Почему вы решили, что мы себя не слышим? Вы же не можете читать наши мысли, не так ли. Мы слышим себя, а иначе не смогли бы контролировать то, что делаем.
Пол: Если уж говорить об исполнении песен, то это не так важно, понимаете. Публика платит деньги, чтобы прийти на наш концерт и делать то, что ей хочется. Они не платят, чтобы прийти и действовать по указке других людей. Они прекрасно проводят время, понимаете. (с английским акцентом) «Оставьте их в покое, и встречайтесь с работягами!»
(смеется)
Пол: Они хорошо проводят время.
Джон: Если бы им это не нравилось, они не приходили бы снова и снова. Если бы им было плохо, как, например, тебе, то они бы не вернулись.
Корреспондент: Что вы думаете о новых английских группах, которые пытаются эксплуатировать вашу известность?
Джон: (шутливым тоном) Да, это ужасно!!
Корреспондент: Ринго, ты еврей?
Ринго: (обращаясь к репортеру) Поднимись. Это мужчина или женщина?
Джон: Завтра он будет бар-мицва (прим. – когда еврейскому ребёнку (мальчику) исполняется 13 лет, на него возлагается обязанность, по Торе, соблюдать мицвот – заповеди, т.е. он становится бар-мицва – обязанным исполнять мицвот).
(смеется)
Ринго: Нет, я не еврей.
Корреспондент: Если бы в Англии была воинская повинность, то «Битлз» бы не состоялись?
Джон и Ринго: Нет!
Ринго: Поэтому мы не будем служить в армии.
Пол: Мы все избежим армии. Пока мы живем в одном бараке.
Корреспондент: Изменит ли Ринго свой стиль прически?
Ринго: С чего это вдруг? Нет, я вполне доволен своей прической.
Корреспондент: Как вы относитесь к прессе, которая постоянно пишет и говорит о вас?
Джон: Они прекрасно справляются со своей работой. Если бы их не было, то никто не узнал бы о том, чем мы занимаемся. Вот так.
Корреспондент: Что вы можете сказать о наших вопросах?
Джон: Было несколько хороших вопросов. Одни лучше, одни хуже.
Корреспондент: Какие бы вопросы вы себе задали, окажись на нашем месте?
Джон: Ничего не приходит на ум. Вот почему мы строим из себя таких простачков.
Пол: Кто тут такой смелый!
Ведущий: Последний вопрос.
Корреспондент: Я вчера разговаривал с Биллом Хейли из группы «Билл Хейли и Кометы», это один из тех, кому обязан своей популярностью рок-н-ролл. Он сказал, что будет участвовать в шоу «Телстар» вместе с английскими и американскими группами. Как вы думаете, кто победит?
Ведущий: «Телстар» – это соревнование между английскими и американскими коллективами. Как вы думаете, кто победит?
Джон: Если сейчас судить по количеству поклонников, то победят англичане. Но если другие увидят это… если бы мы были судьями, то, наверное, победили бы американцы.
Ведущий: Мне жаль, но нам пора заканчивать, группе пора готовиться к следующему выступлению.
Пол: Большое спасибо.
Джордж: Спасибо.
(аплодисменты в аудитории)
Джон Роулендс (фотограф): «Между выступлениями я сидел за кулисами с Джорджем Харрисоном, и мы разговорились о том, как он чуть не эмигрировал в Канаду до того, как стал участником группы «Битлз», потому что его сестра какое-то время жила в Торонто. Мы также обсудили с ним разные модели фотоаппаратов. Позже, на пресс-конференции, мне не понравилось, как получаются фото, поэтому я спросил Джорджа, не будет ли он против попросить Джона Леннона встать вместе с ним. Я сказал ему, что таким образом получу лучшую компоновку. Он сказал «нет проблем». Годы спустя, когда я был на гастролях с Джорджем и Рави Шанкарами в 1974 году, он спросил, могу ли я принести ему фотографии с концерта в «Мэпл Лиф Гарденз», потому у него были фотографии с нечетким изображением. Я принес их ему, он поблагодарил меня и сказал, что посмотрит на них на досуге. Он просто хотел вспомнить, как оно было в Торонто».
Фото Джона Роулендса.
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Во время выступления 15 августа Леннон жестко обращался с электроорганом. Но такое безумное выступление привело к поломке инструмента на концерте, который состоялся 17 августа в Торонто».
Дон Шорт (газета «Дейли Миррор», 17 августа 1965): «Эпстайн планирует следующую революцию. «Это совершенно новая интересная и сложная задача, с совершенно новым набором непредсказуемых неожиданностей», – сказал молодой миллионер. – Революция? Что ж, скажем, если я смогу оказать влияние на ситуацию в поп-музыке, то буду счастлив».
Эпстайн, человек, который привел «Битлз» к славе, в настоящее время одна из самых обсуждаемых фигур Вест-Энда. Недавно он купил лондонский театр «Сэвилл», который был построен в 1931 году и вмещает более 1200 человек. Теперь он ищет новых звезд для участия в первых двух постановках, которые он приобрел.
К нему обращаются импресарио, финансисты… и актеры. «Конечно, мне дали много бесплатных советов, – заявил он. – Я всегда прислушиваюсь к советам. Некоторые люди считают, что их опыт может мне пригодиться». Он сделал паузу. «Что же, может быть это и так, но я чувствую, что могу потерпеть неудачу, если воспользуюсь их советом. Только я сам могу участвовать в своей игре, и тогда, если я приму неправильное решение, то буду винить только себя».
Он потягивает бренди и говорит о театре Вест-Энда. «Вокруг очень много ерунды. Множество пьес кажутся слишком претенциозными и заумными. Они выходят далеко за рамки разумного понимания большинства людей. Это вредит и самому театру, отпугивая зрителей». А как насчет предупреждений старых театралов, указывающих на длинный список новичков, чьи мечты и шансы разбиты в Вест-Энде? «Они не услышат моих жалоб, если я обожгусь, – мягко произнес Эпстайн. – В любом случае, нужно что-то делать со своими деньгами. Зачем отдавать их кому-то другому?» Если быть точным, бит-магнат из Ливерпуля потратит всего 20 000 фунтов стерлингов из своего огромного состояния на первые две пьесы, которые, как он надеется, будут поставлены на сцене к осени. У него уже была одна неудача. Он пригласил сэра Джона Гилгуда поставить первую постановку – «Полет одинокого воробья», повествующую о тяжелом положении некрасивой толстой девушки. Но сэр Джон отказался (прим. – Артур Джон Гилгуд – британский актёр, театральный режиссёр). «Конечно, я разочарован, – признается он, – но уверен, что этот спектакль будет иметь большой успех». Пьеса была написана Уильямом Корлеттом, когда-то учившимся с Эпстайном в Королевской академии драматического искусства.
Следующим в списке Эпстайна идет «Ударный день» Алана Плейтера – рассказ о народной музыке и разочарованиях 21-летнего юноши, уставшего от жизни в северном провинциальном городке. Как насчет мюзиклов? Удивительно, но этот поп-миллионер прокомментировал так: «Я их ненавижу. Они меня утомляют. Когда я вижу, как артисты внезапно начинают петь на сцене, меня начинает тошнить. Единственный мюзикл, который мне действительно понравился, это «Вестсайдская история». Но если Битлы Джон Леннон и Пол Маккартни напишут мюзикл, как они обещали? «Ах! Это было бы совсем иначе. Это был бы необычный мюзикл, не так ли?» По иронии судьбы, Эпстайн, который ушел из Королевской академии драматического искусства всего после года обучения, так как «ненавидел всё это», теперь является управляющим Центральной школы речи и драмы, и по-прежнему имеет большие амбиции, чтобы самому играть на сцене. Отведет ли он себе роль в одной из своих пьес? Он вздохнул: «На данный момент я не планирую этого делать. Но такой день приближается. Я должен исправить ошибку в своём подходе». И как он будет выбирать свои пьесы? «Я буду ориентироваться на простоту. Ненавижу сложность любого рода», – сказал он».