9 июля 1962 г. (понедельник)
Бэрри Майлз: «Выступление группы «Битлз» в танцевальном зале «Плаза» (Plaza Ballroom, St Helens in Lancashire)».
(условная дата)
Энди Бабюк: «В один из июльских дней Эпстайн заглянул музыкальный магазин «Дженнингз» (Jennings) на Чаринг Кросс-Роуд, расположенный в центре Лондона. «Музыкальная торговля Дженнинга» (Jennings Musical Industries), или сокращенно «Джи-Эм-Ай», принадлежала Тому Дженнингу. В 50-х она существовала как «Компания [музыкальных] органов Дженнинга», а как «Джи-Эм-Ай» была образована в 1958 году, и занималась изготовлением и продажей усилителей «Вокс», которые разрабатывались главным инженером-конструктором «Джи-Эм-Ай» Диком Денни (Dick Denney). В 1962 году она также начала производить гитары «Вокс». Завод «Вокс» располагался в Дэртфорде, на юго-востоке Лондона». Эпстайн познакомился с управляющим магазина, Ригом Кларком».
Том Дженнинг и Дик Денни.
Дик Денни в магазине «Музыкальная торговля Дженнинга».
Риг Кларк: «Брайен сказал, что у него есть группа, выступавшая в Германии. Теперь они вернулись в Англию и, по его словам, собирались вырасти до значительной величины. Но оборудование, которое они используют, довольно изношенное. Он сказал, что хотел бы заключить с нами сделку, чтобы получить в распоряжение более современное оборудование, которое мы тогда изготовляли. Он имел в виду наши усилители [«Вокс»] «Эй-Си 30», бывшие довольно новой моделью».
Кит Ричардс (группа «Роллинг Стоунз»): «[В то время для нас] Владеть усилителем «Вокс Эй-Си-30» было совершенно не по средствам. Мы на него молились. Видели его и тут же опускались на колени. Иметь в хозяйстве усилитель – это выводило на другой уровень».
Энди Бабюк: «Кларк ответил Эпстайну, что такая сделка вполне возможна, но менеджер группы уточнил, что хотел бы приобрести для «Битлз» целый комплект усилителей».
Риг Кларк: «Он сказал, что его мальчики собираются стать такой большой величиной, и сделают такую большую для нас рекламу, что это окупится в тысячу раз. Поэтому я позвонил Тому Дженнингсу, владельцу «Вокс», и рассказал ему об этом разговоре. Я очень хорошо помню каждое слово Тома. Он сказал: «Он что думает, мать его, мы благотворительное общество?». Но я взял на себя смелость заключить эту сделку с Эпстайном, потому что, на самом-то деле, Том не ответил отказом».
Энди Бабюк: «Эпстайн сказал Кларку, что если сделка будет заключена на его условиях, то «Вокс» сможет использовать группу для любой рекламной акции, и это не будет стоить компании ни пенни [ни копейки]. Группа не будет сипользовать ничего, кроме продукции «Вокс», сказал Эпстайн, пока он будет оставаться их менеджером».
Риг Кларк: «И они ничего другого не использовали. Каждый раз, когда я получал от Эпстайна [рекламные] фотоснимки, мы ничего не платили. Он сдержал свое слово».
Энди Бабюк: «Первые усилители «Вокс», которые использовали «Битлз», были парой «Эй-Си 30», окрашенных в [фирменный] желтовато-коричневый (бежевый) цвет «Вокса». Вопреки распространенному мнению, «Битлз» никогда не использовали усилители «Вокс Эй-Си 15». Согласно Ригу Кларку, сделка с Эпстайном подразумевала, что «Дженнингз» заберет старые усилители Леннона и Харрисона и заменит их на новые «Эй-Си 3Ю» (AC-3U). Кларк до сих пор помнит, как он получил согласно этого соглашения усилитель Леннона – отделанный красным твидом «Фендер». Если бы группа заплатила полную розничную стоимость за свои «Эй-Си 30», то цена каждого составила бы 105 фунтов-стерлингов (примерно 300 долларов в то время). Официальное название модели было «Эй-Си 30/6 двойной обычный (AC-30/6 Twin Normal). «6» означало шесть входов, «двойной» – два громкоговорителя, «обычный» – что это обычная, а не бас-гитара.
Почему Эпстайн выбрал «Вокс»? Возможно, что для этого у менеджера было несколько причин. Он был хорошо осведомлен, что самая известная в то время британская группа «Тени» подчеркнуто использовала и рекламировала усилители «Вокс». Его мальчики собирались быть группой значительной величины, поэтому и оборудование они должны использовать тоже самое лучшее. И поскольку «Вокс» производился в Британии, то было легче иметь дело с этой компанией. Как выяснилось позже, «Вокс» стал идеальным выбором для «Битлз». «Эй-Си-30» был замечательным компактным усилителем, хорошо сконструированным, с громким, чистым, энергичным звуком.
Дик Денни, главный инженер-конструктор «Вокса» и человек, который разработал «Эй-Си 30», помнит те первые усилители «Битлз» и их «модернизированную» схему усиления».
Дик Денни: «Я разработал небольшую надстройку, которую можно было установить к задней панели. Это была простая электросхема усиления высоких частот с двумя круглыми регуляторами, расположенными на алюминиевой панели. По желанию, мы могли вырезать в задней части усилителя небольшое квадратное отверстие, и эта плата усиления туда устанавливалась, все довольно просто. Люди клялись, что это был лучший «Эй-Си 30». Именно такие были у «Битлз», с добавленным усилителем высоких частот».
Энди Бабюк: «Денни начал разрабатывать линейку усилителей «Вокс» с 15-ватным усилением в конце 1950-х. Но вскоре он пришел к выводу, что музыкантам нужен усилитель на две звуковые колонки с шестью входами. Денни вспоминает реакцию Тома Дженнинга на его идею».
Дик Денни: «Он сказал мне: «Делай как тебе нравится, Дик, но если не получится, твоя голова ляжет на плаху». Как выяснилось, «Эй-Си 30», без всякого сомнения, стал бриллиантом в короне «Вокса». Это было то, что прославило «Вокс». Я разработал усилитель таким, чтобы он звучал хорошо для меня. Это была старая технология, и я считаю, что старая технология до сих пор имеет преимущество».