1 августа 1968 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Продолжение записи композиции “Эй, Джуд” (Hey Jude)».
Пол: «Мы начали учиться, вникать в дело производства пластинок. Мы поняли, что если кто-то должен решать, какое место отвести на пластинке бас-гитаре, или насколько громко должно звучать гитарное соло, или, скажем, должна ли песня “Эй, Джуд” звучать семь минут, или следует ли нам вообще записать данную песню и потом издать её, то только мы сами. Когда нам позволили заниматься всем этим, мы страшно обрадовались. Нам разрешили сидеть в аппаратной, тогда как раньше, во время первых сессий, мы туда и носа не показывали. Когда в первый раз нас прослушивал Тони Михэм, мы даже его не видели! Он был там, но мы ушли из “Декки” через запасной выход. Шаг за шагом начались изменения. По мере того, как мы обретали силу, они стали позволять нам находиться в аппаратной. И тогда можно было сказать: “Джефф, не хочу вмешиваться, но прибавь, пожалуйста, звук моей гитары!” Собственно, именно по этой причине они и не хотели, чтобы мы находились рядом – ведь каждый из нас хотел, чтобы его инструмент звучал громче. При наличии двух гитаристов – Джона и Джорджа – Джон всегда говорил: “А ну-ка, прибавь тут немножко”, за ним включался Джордж и усиливал звук своей гитары, пока, в конечном счете, не вмешивался Джордж Мартин со словами: “Снимите, пожалуйста, усиление”. Джон смотрел на Джорджа и спрашивал: “Насколько сбавим? Давай до пяти, хорошо?” Тогда Джон сбавлял звук своей гитары до шести. “Всё в порядке, я на пяти”, – говорил он. “Ах ты, скотина! Неправда! Ты на шести”. Жуткое шло соревнование. Каждый хотел звучать чуть громче. Но сейчас приятно слушать пластинки “Битлз”. Гитары там гораздо звучнее, чем в любой из современных записей. Когда делают наложение теперь, то всегда убирают гитары, потом рояль, и складывается такое впечатление, будто это второстепенные инструменты».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «17:00-3:00. Студия “Трайдент”, Сент-Энниз-Коурт, Сохо. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Барри Шеффилд.
Наложения, добавленные к первому дублю, включали ведущий вокал и вокал второго плана, бас-гитару, бубен, хлопки в ладоши и оркестр из 36 человек».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Партия бас-гитары Пола была записана на седьмую дорожку, а ведущий вокал Пола вместе с вокалом второго плана Джона и Джорджа и бубном Ринго были записаны на восьмую дорожку. Именно в этот день Пол изменил текст с “она нашла тебя” на “ты нашел её”.
Затем Пол добавил ещё одну партию фортепиано вместе с Джорджем на электрогитаре, в то время как все четверо поют в последней части песни (все записывалось на пятую дорожку). Именно во время этого наложения можно услышать, как Пол поёт: “Позволь ей выйти и позволь ей войти” (So let it out and let it in) в третьем куплете. Джон с Джорджем также играли электрогитарах (шестая дорожка).
К восьми часам вечера все наложения были завершены и в студию прибыл оркестр для записи, по сути, фона симфонических аккордов второй половины композиции».
Пол: «Не предполагалось, что концовка будет продолжаться так долго, но мне было так весело импровизировать в конце, когда мы записывали трек, над которым я долго работал. Мы скомпоновали это с оркестром, но главным образом так получилось потому, что я просто не прекращал петь: “Джуди, джуди, джуди, вау!”».
Из интервью Джона Леннона Джонатану Котту, 1968 год:
Джонатан Котт: Оказали ли на “Эй, Джуд” влияние мантры, может быть на бессознательном уровне?
Джон: Ты имеешь в виду повторы в конце песни? Никогда не задумывался над этим. Может быть, здесь есть доля истины, ведь мы тогда только что вернулись из Индии. Но сам я отношу её к той же категории, что и “Тебе лучше уйти” (You’d Better Move On) Артура Александра, или “Принеси её в мой дом” (Bring It on Home To Me) Сэма Кука, или “Дай мне немного любви” (Send Me Some Loving) Литтл Ричарда, или какая-либо ранняя песня группы “Дрифтерс”. В них чувствуется такое же настроение.
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В составе оркестра было десять скрипок, три альта, три виолончели, две флейты, контрафагот, фагот, два кларнета, контрабас-кларнет, четыре трубы, четыре тромбона, две валторны, два струнных баса и ударные».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Из тридцати шести музыкантов имена установлены только двух: Бобби Кок на виолончели и Билл Джекман на флейте (последний ранее играл на тенор-саксофоне в композиции “Леди Мадонна” (Lady Madonna))».
Билл Джекман: «Мы просто снова и снова играли рефрен, повторяющийся рифф, который звучит в долгом затухании композиции».
Крис Томас (ассистент независимой звукозаписывающей компании “Эйр” Джорджа Мартина): «Студия “Трайдент” была длинной и узкой. Когда мы записывали оркестр, нам пришлось посадить тромбоны в первом ряду, чтобы они никого не тыкали своими инструментами в спину!»
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Интересно, что, поскольку к приезду музыкантов все восемь дорожек ленты были заполнены, оркестр был записан на третью и шестую дорожки в том месте композиции, где они были необходимы. Поэтому электрогитара Джорджа на третьей дорожке, а также электрогитары Джона и Джорджа на шестой были стерты в том месте песни, где играл оркестр (было принято решение, что эти гитарные партии больше не потребуются)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Сессионных музыкантов также попросили за двойную плату хлопать в ладоши и исполнить вокал второго плана, хотя один из них отказался».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Единственный раз, когда мы столкнулись с реальными возражениями со стороны оркестра, это была запись композиции “Эй, Джуд” – самого успешного сингла. Я хотел, чтобы они пели и хлопали в ладоши, но один из музыкантов заявил: “Я не собираюсь хлопать в ладоши и петь чёртову песню Пола Маккартни”, – сказал он несмотря на то, что за свой труд получил двойную плату».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Пение и хлопки в ладоши оркестра были записаны на пятую дорожку, тем самым стерев фортепиано Пола и электрогитару Джорджа в последней части песни».
Крис О’Делл (сотрудница “Эппл”): «1 августа 1968 года я была в студии “Трайдент”. Я рассчитывала просто посмотреть, как “Битлз” завершают работу над “Эй, Джуд”, но Пол Маккартни пригласил меня, чтобы я приняла участие в припеве песни. В ужасе, что я спою фальшиво и испорчу песню, я начала притворяться, что пою, и просто открывала рот, но, когда все хлопая и покачиваясь пели, наши отдельные голоса вскоре слились в один звучный хор, и мой страх исчез. Пол как опытный дирижёр, возглавляющий оркестр, кружил руками, а выражение радости на его лице отражалось на лицах всех нас. Я пела от всего сердца».
Тони Брэмуэлл (глава «Эппл Филмс»): «Этот снимок был сделан во время записи “Эй, Джуд” в студии “Трайдент”. Я хотел запечатлеть Пола во время работы в студии. Классный получился кадр. Во время работы Пол был воодушевлен. Он всегда был предельно сконцентрирован, всегда был самой доминирующей фигурой в студии. Он умел хорошо играть на разных инструментах и проводил в студии больше времени, чем остальные. Так как он жил поблизости от студии “Эбби-Роуд”, то когда ему было скучно, он приходил туда и возился с треками».