25 июля 1968 г.
Домработница Пола Рози Мартин с йорк-терьером Эдди, 25 июля 1968 года. Фото Скотти Кона.
Джордж Харрисон в окружении поклонников.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Начало записи композиции “Пока моя гитара нежно плачет” (While My Guitar Gently Weeps)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «19:00-3:15. Студия 2 “И-Эм-Ай”, Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Кен Скотт; помощник звукоинженера: Ричард Лаш».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Группа начала работу над новым альбомом 30 мая 1968 года, но только 25 июля 1968 года Джордж получил возможность начать запись одной из своих песен».
Джордж: «Мне всегда приходилось записывать с десяток песен Пола и Джона, прежде чем они давали мне время».
Джон: «Был досадный период, когда его [Джорджа] песни были не так хороши и никто не хотел ничего ему говорить, но мы все над ними работали».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Всё изменилось в последние полтора года существования “Битлз”, хотя никто этого от него не ожидал. По прошествии десятилетий популярность этой песни достигла почти легендарного статуса. В специальном выпуске журнала “Роллинг Стоун – 100 величайших песен ‘Битлз’” песня “Пока моя гитара нежно плачет” заняла 10-е место».
Мик Джаггер: «Прекрасная песня, грустная. Такое мог написать только гитарист. Люблю эту песню».
Дэвид Куантик: «автор книги “Революция: история записи ‘Белого альбома’”): «Никогда раньше Харрисон не звучал на пластинке так уверенно и не пытался написать такую мощную и эмоциональную песню. Композицией “Пока моя гитара нежно плачет” он непреднамеренно изобрел рок 70-х».
Пола: «Я был удивлён тем, как Джордж эволюционировал в качестве автора песен, особенно это касается композиции “Пока моя гитара нежно плачет”. Из паренька, с которым я познакомился в автобусе, паренька с небольшой челкой, маленького гитариста, он превратился в очень мудрого человека. Поэтому, когда я использую слово “волшебный”, именно это я имею в виду. Этого могло не случиться. Мы могли просуществовать лет пять, а потом пойти на фабрику. Он стал одним из великих!»
Джордж: «Она была написана в доме моей матери в Уоррингтоне на севере Англии».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Очевидно, он посетил своих родителей вскоре после своего возвращения из Индии в апреле или мае 1968 года, и написал там бо́льшую часть этой песни».
Джордж: «У меня была книга “И Цзин – Книга Перемен”. На Западе мы думаем о совпадении как о чём-то, что просто происходит само собой, случайно, что я просто сижу здесь, а ветер развевает мои волосы и тому подобное. Но восточная концепция заключается в том, что всё, что происходит, должно случиться, и что совпадений не бывает – каждая мелочь, которая случается, имеет своё предназначение.
Идейная концепция пришла мне, когда я посетил дом своих родителей на севере Англии. Я решил написать песню, основанную на том, что увижу, открыв случайную книгу – как если бы она была связана с этим моментом, этим временем. Я взял наугад книгу, открыл и увидел “нежно плачет”, положил книгу на место и начал сочинять песню. Так что “Пока моя гитара нежно плачет” была просто результатом размышления, основанного на теории, что всё имеет какую-то предопределённость происходить здесь и сейчас».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Что касается книги, которую Джордж случайно взял с полки в тот день, то журнал “Роллинг Стоун – 100 величайших песен ‘Битлз’” пишет об этом так: “Её источником могло быть стихотворение Коутса Кинни 1849 года ‘Дождь на крыше’, которое включает в себя строки ‘И тоскливая тьма / Нежно плачет слёзами дождя’”».
Джордж: «Некоторые слова в песне были изменены ещё до того, как я наконец её записал».
I look at you all, see the love there that’s sleeping, Я смотрю на всех вас и вижу спящую любовь,
While my guitar gently weeps. Пока моя гитара нежно плачет.
I look at the floor, and I see it needs sweeping, Я смотрю на пол и вижу, что его нужно подмести,
Still my guitar gently weeps. Пока ещё моя гитара нежно плачет.
I don’t know why nobody told you, Я не знаю, почему тебе никто не сказал,
How to unfold your love. Как раскрыть свою любовь.
I don’t know how someone controlled you, Я не знаю, как кто-то тобой управлял,
They bought and sold you. Они купили и продали тебя.
I look at the world, and I notice, it’s turning, Я смотрю на мир и замечаю, он вращается,
While my guitar gently weeps. Пока моя гитара нежно плачет.
With every mistake, we must surely be learning, На каждой ошибке мы должны обязательно учиться,
Still my guitar gently weeps. Пока ещё моя гитара нежно плачет.
I don’t know how you were diverted, Я не знаю, как тебя направили в другую сторону,
You were perverted too. Тебя тоже совратили с пути истины.
I don’t know how you were inverted, Я не знаю, как тебя изменили,
No one alerted you. Тебя никто не предостерёг.
I look at you all, see the love there that’s sleeping, Я смотрю на всех вас и вижу спящую любовь,
While my guitar gently weeps. Пока моя гитара нежно плачет.
(I look) Look at you all, (Я смотрю) смотрю на всех вас,
Still my guitar gently weeps. Пока ещё моя гитара нежно плачет.
Oh, oh,
Oh, oh, oh, oh, oh, oh, oh,
Oh, oh, oh, oh,
Yeah, yeah, yeah, yeah, yeah,
Yeah, yeah, yeah, yeah, oh, ooh…
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Демонстрационная версия длилась всего две с половиной минуты и исполнялась в более быстром темпе, чем на альбоме. Джордж играл на акустической гитаре и пел, в то время как, вероятно, Пол, играл на органе во время мелодических вставок и в конце песни, и заключительная часть сильно отличается от финальной версии. В конце записи можно услышать восклицание Пола: “Круто!”.
Похоже, что в этот день Джордж с Полом пришли в студию первыми, и они решили записать пару дублей. Джордж играл на акустической гитаре и исполнял ведущий вокал, Пол играл на фисгармонии. Хотя большинство музыкальных критиков считают первый дубль просто ещё одной демонстрационной версией песни, профессионализм аранжировки позволяет считать его полноценным исполнением, мало чем отличающегося от акустического исполнения Полом песни “Чёрный дрозд” (Blackbird), а также песни Джона “Джулия” (Julia).
В этот день группа отрепетировала несколько дублей песни, все они были записаны на плёнку и забраны Джорджем для прослушивания дома».
Джордж: «Мы пытались записать её, но Пол с Джоном настолько привыкли быстро штамповать свои песни, что временами им было трудно относиться серьёзно к моим. Ничего не получилось, потому что они не восприняли её всерьёз. Я даже не надеялся, что они вообще захотят записывать её, поэтому в тот день я вернулся домой с мыслью: “Какая досада!”, потому что понимал, что песня удалась».