5 июня 1968 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Запись песни “Не избегай меня” (Don’t Pass Me By)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «14:30-1:30. Студия 3 “И-Эм-Ай” Эбби-роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Фил Макдональд.
Первоначально название композиции было указано как “Мелодия Ринго (без названия)”, и это несмотря на то, что ещё в 1963 году было упомянуто, что Старр работал над песней под названием “Не избегай меня”, отрывок из которой Пол Маккартни даже спел во время одного из интервью».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Когда “Битлз” начинали свою карьеру, было совершенно неслыханно, чтобы все участники поп-группы могли быть авторами песен. В то время было обычным делом записывать музыку, особенно синглы, написанные авторами песен, имеющими признание. Так было в 1962 году, когда Джордж Мартин настоятельно рекомендовал, чтобы песня Митча Мюррея “Как ты это делаешь?” (How Do You Do It?) стала первым синглом группы. “Битлз” же настаивали на том, чтобы вместо этого выпустить песню, которую они написали сами. Конечно, они добились своего, в результате чего все синглы “Битлз”, выходившие за время их карьеры, представляли собой только собственные композиции.
Вскоре к творческому дуэту Леннон-Маккартни присоединился Джордж Харрисон; его песни улучшались не по дням, а по часам, поскольку он набирался опыта.
А как же Ринго Старр? Его популярность была огромной, особенно в Америке, где даже прошла импровизированная кампания “Ринго в президенты”. Но мог ли он сочинять песни, что позволило бы ему присоединиться к своим товарищам по группе в части получения гонораров за авторство песен?»
Ринго: «Раньше я хотел сочинять песни, как остальные участники группы. Я пытался, но у меня не получалось. Я могу подобрать слова, но всякий раз, когда я сочиняю мелодию, мне говорят, что она похожа на то-то и то-то, и когда на это обращают моё внимание, я понимаю, о чём они говорят.
Я написал песню “Не избегай меня” (Don’t Pass Me By), когда сидел дома. Я могу сыграть только три аккорда на гитаре и три на фортепиано. Я играю на фортепиано, просто перебирая клавиши, а потом, если приходит мелодия и какие-то слова, то продолжаю дальше. Вот так это и произошло: я просто сидел один дома, и мне пришла “Не избегай меня”».
Марк Льюисон (автор книги «Все эти годы»): «Ринго представил эту песню остальным участникам группы в августе 1962 года – сразу после того, как присоединился к группе».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «На сочинение этой песни Ринго вдохновил его друг Рой Траффорд, у которого был альбом под названием “Полуночный Джамбори” (Midnight Jamboree) – звезды кантри Эрнеста Табба. Одной из песен на этом альбоме была “Избегай меня” (Pass Me By) в исполнении приглашенной вокалистки Линды Фланаган. В тексте песни рассказывается о девушке, которая хотела, чтобы её бывший возлюбленный даже не смел к ней подходить, опасаясь, что её сердце снова воспылает к нему любовью: “Не останавливайся и не заставляй меня плакать”. Рой Траффорд выучил эту песню и исполнил её на вечеринке в доме Ринго, что, несомненно, вдохновило последнего попробовать себя в качестве автора песен.
Впервые упоминание Ринго Старром песни “Не избегай меня” появилось в газете “Нью Мюзикл Экспресс” 23 августа 1963 года.
В 1964 году во время семидневного визита “Битлз” в Новую Зеландию, 26 июня группа дала радиоинтервью, в котором также была упомянута эта песня.
Ринго: Я бы хотел, чтобы они спели песню, которую я написал, просто как рекламный трюк.
Пол: Ринго написал песню “Не избегай меня”. У неё красивая мелодия. Это первый опыт Ринго в написании песен.
Джон и Пол: (поют куплет песни)
Ринго: Она была написана в стиле кантри-энд-вестерн, но Пол с Джоном исполнив её в блюзовом стиле, просто выбили меня из колеи. Будут ли “Битлз” записывать её? Не знаю. Не думаю. Я пытаюсь навязать её им каждый раз, когда мы записываем пластинку.
Пол: К сожалению, у нас никогда не бывает достаточно времени, чтобы включить песню Ринго в альбом, потому что он никак не может её закончить.
Во время интервью 14 июля 1964 года ведущий Брайан Мэттью, представляя песню «И я люблю её» (And I Love Her) спросил Ринго Старра, нет ли у него планов сочинять песни.
Брайан Мэттью: Ринго, как насчёт написания песен, как с этим обстоят дела?
Ринго: О, да, я написал хорошую песню, но, похоже, никто не хочет её записывать. Пол может её записать.
Пол: Нет, дело в том, что я играю мелодию, чтобы ты пел песню.
Ринго: Нет, я не хочу петь, ты пой.
Пол: “Не избегай меня, не заставляй меня плакать, не заставляй меня грустить, детка”. Потому что ты знаешь почему?
Ринго: У меня для тебя мороженое!
Пол: Да, это сенсационно…
Брайан Мэттью: (обращаясь к Ринго): Ты написал все эти слова?
Пол: (перебивая): Да, грусть и всё такое.
Брайан Мэттью: Он Дилан Томас из Ливерпуля, не так ли?»
Джон Винн (автор книги «Бесподобный путь: Битлз – записанное наследие»): «13 сентября 1964 года во время интервью Ринго рассказал о своих кольцах, горле и своей первой композиции “Не избегай меня”».
Из дневника Альфа Бикнела: «11 мая 1966 г. У Пола всё ещё проблемы с новым домом. Сегодня заехали туда, но особых продвижений нет. Джон с Син начали переезжать в другую комнату, покупается много оборудования. Он хочет у себя дома сделать студию звукозаписи. На самом деле, они все так делают, потому что у них постоянно возникают какие-нибудь идеи, которые они записывают на свои магнитофоны. Полагаю, что Риччи единственный из них, кто не особо в этом усердствует, хотя он всё ещё работает над одной песней. Он сочиняет её уже на протяжении нескольких лет, вот и теперь, сидит на заднем сидении автомобиля и поёт: “Не заставляй меня плакать, не заставляй меня грустить, дорогая, ты же знаешь, я люблю только тебя одну”».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «К декабрю 1967 года Ринго казался подавленным из-за того, что группа так и не записали его песню, и, похоже, был разочарован в своей способности как автора песен. Когда в интервью его спросили о его желании сочинять музыку, он даже не упомянул о существовании “Не избегай меня”. Он сказал: “Я стараюсь. У меня есть гитара и пианино, и я играю на нескольких аккордах, но, насколько я понял, никакой хорошей мелодии у меня не получается».
Однако в июне 1968 года, почти через шесть лет после того, как Ринго начал сочинять песню, Джон, Пол и Джордж решили, наконец, воздать Ринго должное».
I listen for your footsteps coming up the drive, Я жду звук твоих приближающихся шагов по дорожке,
Listen for your footsteps, but they don’t arrive, Прислушиваясь к твоим шагам, но их всё нет,
Waiting for your knock, dear, on my old front door, Жду, что ты постучишь, моя милая, в мою старую дверь,
I don’t hear it, does it mean you don’t love me anymore? Я не слышу этого, значит, ты меня больше не любишь?
I hear the clock a-ticking on the mantel shelf, Я слышу тиканье часов на каминной полке,
See the hands a-moving, but I’m by myself, Слежу за движением стрелок, но я один,
I wonder where you are tonight and why I’m by myself, Хотел бы я знать, где ты сегодня вечером и почему я один,
I don’t see you, does it mean you don’t love me anymore? Я тебя не вижу, значит, ты меня больше не любишь?
Don’t pass me by, don’t make me cry, don’t make me blue, Не избегай меня, не заставляй меня плакать, не заставляй меня грустить,
‘Cause you know, darling, I love only you. Ты ведь знаешь, милая, что я люблю только тебя.
You’ll never know it hurt me so, how I hate to see you go, Ты никогда не узнаешь, что мне было так больно, я ненавижу, когда ты уходишь,
Don’t pass me by, Не избегай меня,
Don’t make me cry. Не заставляй меня плакать.
I’m sorry that I doubted you, I was so unfair, Прости, что усомнился в тебе, я был так несправедлив,
You were in a car crash, and you lost your hair, Ты попала в аварию и потеряла самообладание,
You said that you would be late about an hour or two, Ты сказала, что опоздаешь примерно на час или два,
I said that’s all right, I’m waiting here, just waiting to hear from you. Я ответил, что всё в порядке, я жду, просто жду от тебя вестей.
Don’t pass me by, don’t make me cry, don’t make me blue, Не избегай меня, не заставляй меня плакать, не заставляй меня грустить,
‘Cause you know, darling, I love only you. Ты ведь знаешь, милая, что я люблю только тебя.
You’ll never know it hurt me so, how I hate to see you go, Ты никогда не узнаешь, что мне было так больно, я ненавижу, когда ты уходишь,
Don’t pass me by, don’t make me cry. Не избегай меня, не заставляй меня плакать.
Don’t pass me by, don’t make me cry, don’t make me blue, Не избегай меня, не заставляй меня плакать, не заставляй меня грустить,
‘Cause you know, darling, I love only you. Ты ведь знаешь, милая, что я люблю только тебя.
You’ll never know it hurt me so, how I hate to see you go, Ты никогда не узнаешь, что мне было так больно, я ненавижу, когда ты уходишь,
Don’t pass me by, don’t make me cry. Не избегай меня, не заставляй меня плакать.
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Текст песни повествует о мужчине, который ждёт, когда его девушка приедет к нему домой, и боится, что их романтические отношения подошли к концу. В тексте есть странная строчка, которая выделяется из общего контекста: “Ты попала в аварию и потеряла самообладание”.
Слушатели, склонные к конспирологической версии о “смерти Пола” в 1966 году, сопоставляют эту строчку Ринго с фразой Джона “ У него снесло крышу в машине” (He blew his mind out in a car) из композиции «День из жизни» (A Day In The Life). Обе строчки, как они полагают, указывают на преждевременную смерть Пола.
Итак, женщина, опоздавшая на встречу с Ринго, была расстроена из-за автомобильной аварии и, по-видимому, позвонила ему, чтобы сказать, что “опоздает, примерно на час или два”. Герой песни с облегчением отвечает: “Всё в порядке, я жду, просто жду от тебя вестей”. Так что, никакой конспирологии здесь нет».
Ринго: «Это была моя первая песня. Было очень интересно её записывать. Все работали с полной отдачей».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Сессии “Белого альбома” стали для меня полными сюрпризов. Обычно альбомы “Битлз” начинались с записи одной из песен Джона, и этот не был исключением. Но вторая песня всегда принадлежала Полу – ведь они были основными авторами в группе. Ринго выделяли исполнение одной песни на альбоме, и обычно это делалось чуть ли не задним числом, ближе к самому концу работы в студии. Но на этот раз они решили почти сразу же записать песню Ринго и, что ещё более удивительно, это на самом деле была песня, которую он написал.
Никаких объяснений не было, и мы с Джорджем Мартином были ошеломлены. Единственное, что мы смогли предположить, это то, что остальные участники группы знали, что Ринго был немного огорчён, и они хотели его подбодрить. Это казалось единственной возможной причиной, по которой их время и энергия были потрачены на песню Ринго в самом начале работы над альбомом. В конце концов, запись “Сержанта Пеппера” начиналась с композиций “Земляничные поляны навсегда” (Strawberry Fields Forever) и “Пенни-Лейн” (Penny Lane) – разительный контраст. Очевидно, что напряженность и интрига присутствовали уже в самом начале этих сессий».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Хотя Джон присутствовал в студии, он не участвовал в записи. Его голос присутствует на мастер-ленте между дублями, когда он поёт отрывок из “Ты моё солнышко” (You Are My Sunshine)».
Джон: «Мы только что записали две песни. Второй стала первая песня Ринго. Он сам сочинил её в приступе летаргии».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В этот день было записано три дубля ритм-трека. Ринго Старр играл на фортепиано, а Пол Маккартни на барабанах. Фортепианино Старра записывалось через вращающийся динамик Лесли, что придало звуку плавающий эффект».
Брюс Спайзер (автор книги «Битлз на Кэпитол Рекордз»): «Фортепиано Ринго записывалось через гитарный усилитель и динамик Лесли, что создавало необычный эффект завихрения. При прослушивании финальной версии можно сделать вывод, что барабаны записывались таким же образом, то есть через динамик Лесли».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В конце третьего дубля Маккартни восклицает: “Думаю, получилось!”, после чего Старр сказал через внутреннюю связь в аппаратную: “Думаю, у нас что-то есть, Джордж!”».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «В третьем дубле в песне было повторение первого куплета перед тем, как появился финальный припев».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем на третий дубль были записаны ещё одни барабаны, бубенчики и альпийский колокольчик».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Ринго играл на другом пианино, а Пол на бубенцах, позаимствованных в студийной кладовой звуковых эффектов».
Кевин Хоулетт (автор книги “Дорожка за дорожкой”): «Этот дубль объединил фортепиано и барабаны на первую дорожку, а вокал Ринго был записан на четвёртую».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «В песне присутствует вторая барабанная партия, которая была сыграна Полом довольно неумело. Ринго сыграл дополнительную фортепианную партию, которая была записана одновременно с барабанами на четвёртую дорожку четырёхдорожечной ленты».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После этого было сделано промежуточное сведение, которое стало дублями четыре и пять. Последний дубль был признан лучшим».
Кевин Хоулетт (автор книги “Дорожка за дорожкой”): «В пятом дубле фортепиано и барабаны были разделены на первую и вторую дорожки».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем Старр перезаписал свой ведущий вокал, при этом запись шла с более медленной скоростью в 46 циклов в секунду, а не с обычными 50, чтобы поднять высоту тона и темп при воспроизведении. Однако результат был сочтён не приемлемым и вокал был стёрт и заменён партией бас-гитары Пола.
Перед окончанием сессии было сделано ещё одно промежуточное сведение, ставшее дублем шесть».