Запись канавки сбега альбома “Сержант Пеппер”

21 апреля 1967 г.

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Ричард Лаш.

В этот день было сделано 11 моно-миксов песни Джорджа Харрисона «Всего лишь Северная песня» (Only A Northern Song). Были заполнены две четырёхдорожечные ленты: одна с органом, бас-гитарой, трубой, глокеншпилем и барабанами, а другая с органом, вокалом и другими звуками. Для этого пришлось синхронизировать два магнитофона – процесс, который ранее использовался во время записи композиции «День из жизни» (A Day In The Life)».

 

Джон: «Мне нравится песня «День из жизни» (A Day In The Life), но всё равно она вдвое хуже, чем представлялась мне, когда я её сочинял. Наверное, надо было поработать над ней по­больше, но я уже не мог – она, как говорится, стала у меня по­перёк горла».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Синхронизация дублей 3 и 11 стала довольно сложной задачей, потребовалось одиннадцать попыток, чтобы выполнить её удовлетворительно. Дубль 6, как оказалось, стал лучшим».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем был добавлен последний штрих к альбому: тарабарщина, заполнившая канавку сбега. Для этого «Битлз» встали у микрофона и начали произносить всякую бессмысленную чепуху, которая записывалась на двухдорожечную ленту».

 

Пол: «На этом этапе мы как раз открыли стереозвучание (которое только появилось) и стали активно его использовать. Помню, мы спросили, почему на пластинке между песнями остаются небольшие паузы. Инженеры объяснили, что по традиции эти паузы продолжаются три секунды, они нужны для того, чтобы ди-джеи могли легко определить начало песни. Мы подумали, что можно было бы вставить в эти паузы какие-нибудь забавные звуки».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Они подумали, почему бы не поместить что-нибудь на канавку сбега? Люди с автоматическими проигрывателями до того, как их звукосниматель вернётся на место, услышат быструю серию звуков, а на проигрывателях без автоматики звуки будут повторяться снова и снова до бесконечности или, по крайней мере, до тех пор, пока рука не уберёт звукосниматель с пластинки.

Они обсуждали, как закончить альбом, но решение добавить немного бессмысленной тарабарщины пришло примерно через десять минут. Они спустились в студию, и мы записали их дважды – на каждую из дорожек двухдорожечной ленты. Они издавали забавные звуки, произносили случайные фразы, просто несли всякую ерунду».

 

Бэрри Майлз (автор книги «В шестидесятых»): «21 апреля в студии был записан звуковой эффект продолжительностью около двух секунд для сбега звуковой дорожки. Битлы стояли возле двух микрофонов, бормоча, напевая отрывки из песен и крича. К ним присоединились и другие, находящиеся в студии.

Мэл Эванс принёс ящик кока-колы и несколько бутылок виски. Ринго был под шафе. «Я так обдолбан, – сказал он, – мне кажется, я сейчас упаду!» Когда он стал медленно оседать на пол, Мэл его подхватил и аккуратно усадил на стул, не проронив ни звука. В аппаратной никто, кажется, ничего не видел.

Из записанной тарабарщины склеили петлю».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После этого магнитная лента была разрезана на куски и вновь склеена».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Мы разрезали ленту на кусочки, склеили в произвольном порядке, проиграли её задом-наперёд и отдали в довесок».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Так же в альбом был добавлен звуковой сигнал с высотой звука в 15 килогерц, предназначенный для собак».

 

Пол: «С Джорджем Мартином было очень интересно. Он рассказывал нам о разных околонаучных вещах. У него было маленькое устройство, осциллятор, и он мог генерировать на нём различные звуки. Он начинал (высокий тон), а потом спрашивал: «Слышите?» Мы отвечали: «Да». Затем более высокий тон. «Слышите?» «Да». Ещё более высокий тон. «Да». Потом он говорит: «Теперь здесь никто из нас этого не слышит, но собаки могут!»

Он объяснил: «Ну, существуют низкие и высокие частоты. Самые высокие слышат только собаки». Мы изумились: «Шутишь?» И он нам рассказал, что, оказывается, проводились эксперименты по использованию низких частот в качестве оружия. Если правильно подобрать частоту, то звук будет достаточно сильным – он способен разрушить целый город. И мы подумали: «Надо вставить в запись звуки, которые смогут услышать только собаки. Зачем записывать пластинки только для людей?» Запись становилась всё более причудливой, каждый вносил в неё что-то своё. Это мы вставили в конце только для прикола: «Давайте сделаем вставочку для Марты, Пушка и Ровера. Собака зайдёт в комнату и начнёт ходить туда-сюда: «Что это?». Вот почему собаки любят “Сержант Пеппер”»!

 

Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «И вот, на пластинке – правда, только в виниле и только в английском варианте – включено 8 секунд высокочастотного звукового тона в 15 килогерц».

 

Пол: «И такой высокий звук мы записали на «Сержанте Пеппере». Если вы когда-нибудь включите этот винил, просто понаблюдайте за поведением своей собаки».

 

Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «Когда виниловый диск кончается, то к самому центру идет дорожка. На этом месте проигрыватель обычно автоматически отключается. Так вот эту дорожку, длиной в две секунды, «Битлз» тоже заполнили отрывком из шумной тарабарщины, записанной на вечеринке после окончания записи “Сержанта Пеппера”».

 

Курт Лодер (американский музыкальный критик): «Так как идея пришла Джону в голову довольно поздно, и сигнал удалось включить в альбом уже на этапе изготовления печатных матриц пластинки».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Леннон предложил вставить это в спиральную канавку сбега иглы на второй стороне сразу после стихания финального аккорда композиции «День из жизни» (A Day In The Life). Эту задачу выполнит инженер по мастерингу Гарри Мосс на этапе нарезки диска» – 28 апреля 1967 года для монодиска и 1 мая 1967 года для стерео».

 

Пол: «Джордж Мартин всегда был готов на самые сумасшедшие идеи, вроде: «У нас будет звук для со­бак, то есть такие частоты, которые может услышать только собака». Ему было смешно, и мы смеялись все вместе».

 

Гэри Паттерсон (автор книги «Пол Маккартни: история жертвоприношения»): «Маккартни объяснял наличие этой тарабарщины на кольцевой бороздке пластинки желанием пойти навстречу тем людям, у которых в проигрывателе нет автостопа: когда игла бесконечно вращается по послед­ней дорожке, гораздо приятнее слушать тарабарщину, чем просто шипение. Слушатели же утверждали, что в тарабарщине различаются слова «Люси Эбби всю дорогу» (Lucy Abbey all the way) и «Он обрел Небеса» (He’s found Heaven). Говорят, что при прослушивании записи за­дом наперед слышатся слова «Мы скоро вернемся» (We all be back here soon). Чем не кошмар в духе Фрейда?»

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Что касается того, что кто-то слышит там такие неприличные фразы, как «Я хочу трахнуть тебя, как Супермен», когда запись проигрывается в обратном направлении, то там изначально не было никакого скрытого смысла».

 

Джон: «Звучит ли песня «День из жизни» неприлично при прослушивании задом наперёд, как считали многие? Если проиграть её в обратную сторону и всё такое. Мы прослушивали её, пустив задом наперёд, и в ней действительно звучало что-то непристойное, но мы об этом понятия не имели – это просто совпадение».

 

Ринго: «Многие считают, что этот альбом имеет скрытый подтекст. А по-моему, ничего скрытого там нет. Мы записали для него множество звуков животных, но шумиха поднялась только потому, что в то время большинство пластинок были примитивными. Если во время записи мы начинали говорить, остановиться было уже невозможно, мы продолжали говорить и во время следующей песни. Мы говорили, абсолютно не стесняясь микрофона, а потом пускали запись задом наперёд. Но делалось это не для того, чтобы скрыть что-то от тех, кто будет слушать, поэтому советую всем, кто пускал записи задом наперёд в поисках неприличных словечек, проиграть их как положено – и тогда, возможно, они услышат что-нибудь вполне благопристойное».

 

 

 

Газета «Интернейшнел Таймз» с анонсом о мероприятие под названием «14-часовой разноцветный сон» в «Александра-Пэлэс» 29-30 апреля.

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)