19 апреля 1967 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «К этому времени у группы был большой капитал, который они могли потерять из-за налоговых отчислений. Налоговые консультанты «Битлз» сказали им, что, если они не вложат деньги в бизнес, им придется заплатить в виде налогов 3 000 000 фунтов стерлингов. Чтобы избежать этого, они решили инвестировать в коммерческое предприятие. Налоговые юристы «Битлз» предложили им создать зонтичную компанию, контролирующую все направления их дочерних фирм (прим. – вид бизнес-стратегии, заключающийся в выпуске под одной маркой сразу нескольких групп товаров или товарных категорий, при этом в названии товаров доминирует имя компании-производителя, а в рекламе продукции компании демонстрируется её логотип). Эта компания, позже ставшая известной как «Эппл», будет иметь с каждой из дочерних фирм эксклюзивный контракт. Сами «Битлз» станут коллективным юридическим лицом, с равным распределением всех своих доходов, будь то от деятельности группы, концертной или сольной работы (кроме написания песен)».
Алистер Тейлор (персональный помощник Брайена Эпстайна): «Когда мальчикам предложили это, то они отреагировали без энтузиазма, потому что не хотели, чтобы их имя стояло над списком разных магазинов. Первоначальной идеей были поздравительные открытки. Представьте себе магазины поздравительных открыток «Битлз»! Им это совсем не понравилось. Для обсуждения темы они начали появляться на собраниях, и компания стала результатом этих встреч. Уже позже появится глупая концепция компании “Эппл”».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Образованная в этот день компания получила название «Полное товарищество Битлз» (The Beatles & Co.). Она на десять лет юридически свяжет их вместе путём выпуска акций на сумму 1 миллион фунтов стерлингов.
Согласно условиям, каждый Битл стал владельцем пяти процентов компании, а новая корпорация контролировала 80. За исключением гонораров за написание песен, которые будут выплачиваться непосредственно авторам отдельных песен, все деньги, заработанные группой, будут направляться в «Битлз Компани», что позволит значительно снизить ставку корпоративного налога.
Возглавил предприятие Клайв Эпстайн – брат Брайена, который работал в финансовом управлении «Нью Энд Мюзик Сториз» (НЭМС) – управляющей компании Эпстайна».
Джон: «Откуда взялось название “Эппл”, – то ли Пол придумал, то ли Мэл Эванс, – не помню».
Пол: «Мы сидели в “И-Эм-Ай” и думали: “Какое бы название нам придумать?” Мы просматривали названия, A – Apple (Яблоко), B – Banana (Банан), C – Caterpillar (Гусеница), и подумали: “Ага”. Как школьный учебник. “А” для “Apple”. Таким должно быть название компании».
Бэрри Майлз (автор книги «Хроника Зэппл: Взлёт и падение последнего битловского лейбла»): «Впервые название “Эппл” получило публичную огласку 19 мая 1967 года, появившись на задней стороне конверта альбома “Сержант Пеппер”».
Джон Данбар (британский художник, коллекционер, галерист): «Не помню, кто первый заговорил про “Эппл”, но эта идея родилась, когда они были у меня дома. После того, как я разошелся с Марианной Фейтфул, я снял квартиру, куда часто наведывались Маккартни с Ленноном. Брайан Джонс тоже там тусовался. Он был хорошим другом и часто оставался на ночь. Однажды вечером он появился с Тони Бэзил, танцовщицей, которая стала поп-звездой. В итоге она прожила у меня шесть месяцев. Идея “Эппл” возникла в этой квартире. В один из очень кислотных дней я просто болтал с Джоном и Полом».
Бэрри Майлз (автор книги «Хроника Зэппл: Взлёт и падение последнего битловского лейбла»): «Во время подготовки выпуска альбома “Сержант Пеппер” группа столкнулись с сильным противодействием со стороны “И-Эм-Ай” из-за его стоимости. “Битлз” решили, что “И-Эм-Ай” отстаёт как от них самих, так и от молодёжного рынка звукозаписей. “Эппл” рассматривалась как способ контролировать свою “фирменную марку”».
Лиззи Браво: «Эта фотография была сделана 19 апреля 1967 года возле дома Пола моей подругой моим фотоаппаратом «Инстаматик». В то же время я (это моя рука в кадре) снимаю на черно-белую фотокамеру «Минокс» (фотографии получились потрясающими), и он [Джон] держит одну из моих фотографий, которую я напечатала для него. Он говорит: «Это шпионская фотокамера, вы шпионите все эти дни», потому что в то время фотоаппаратом «Минокс» пользовался Джеймс Бонд в своих фильмах».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «19:00-00:30. Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Аппаратная. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Ричард Лаш.
Во время этой сессии были доработаны мономиксы песни «Доброе утро, доброе утро» (Good Morning Good Morning), а также был смикширован трек «Всего лишь Северная песня» (Only A Northern Song).
Мономиксы «Доброе утро, доброе утро» заменили те, что были сделаны 6 апреля 1967 года. В этот день было сделано четырнадцать миксов под номерами 10-23, последний из которых был использован для альбома.
Причина переделки моно миксов заключалась в том, что песня не идеально стыковалась с репризой «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера» (Sgt Pepper”s Lonely Hearts Club Band). В конце концов было решено повторить финальное кудахтанье цыпленка открытыми гитарными нотами «Sgt Pepper (Reprise)». Стереомиксы, сделанные 6 апреля, объединили их вместе, разбавив эффект».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Хотя моноремикс 2, созданный 6 апреля, считался «лучшим», они хотели улучшить переход к репризе «Сержант Пеппер», как это было сделано в стереомиксе. Они приложили большие усилия, чтобы создать этот мономикс, и было сделано четырнадцать попыток (почему-то пронумерованных от 10 до 23).
Получившаяся монофоническая версия заметно отличается от привычной большинству слушателей стереоверсии. Во-первых, громкость гитарного соло Пола снижена, чтобы вокал «Люди побежали – это пять часов» (People running round it’s five o’clock) был слышен более отчетливо, а к гитаре дополнительно применён метод автоматической двойной записи сразу после слов «знакомиться с женой» (meet the wife). Что касается концовки песни, то музыка затихает раньше, поэтому слова «Доброе утро» (Good morning) повторяются только девять раз вместо десяти в стереоверсии.
В монофонической версии охота на лис в конце звуковых эффектов животных на шесть секунд короче. В целом моноверсия на шесть секунд короче, чем стерео, и не включает в себя «удачное редактирование», которого они достигли в стереомиксе, совместив кудахтанье цыпленка в конце композиции «Доброе утро» со звуком гитары в начале репризы «Сержант Пеппер». Вот вам и заявление о том, что моноверсия альбома «Сержант Пеппер» лучше, чем стерео. Во всяком случае, не в этом фрагменте».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Мономикс композиции «Всего лишь Северная песня» был демонстрационным, предназначенным для дальнейшей работы. Пол Маккартни, вернувшийся из поездки в США, был нацелен продолжить работу над будущими проектами».