28 марта 1967 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Продолжение записи песен «Доброе утро, доброе утро» (Good Morning Good Morning) и «Побывайте на бенефисе мистера Кайта!» (Being For The Benefit Of Mr Kite!)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «19:00-4:45. Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженер: Ричард Лаш.
В этот день после первой попытки 16 февраля 1967 года Джон Леннон записал второй ведущий вокал. Леннон подпевал самому себе в разных частях песни.
Второе промежуточное сведение объединило два вокальных трека и освободило место для дальнейших наложений.
Сперва Леннон и Маккартни записали вокал второго плана, и в какой-то момент название песни исполнялось на немецком языке.
Затем было записано гитарное соло в исполнении Маккартни».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Следующей задачей было заполнить пробел в сольной части песни».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Пол перезаписал в песне партию соло-гитары, что никак не улучшило настроение Джорджа Харрисона. Мне казалось, что Джордж большую часть времени был в расстроенном настроении, и этому была причина: Пол часто сам исполнял соло, поэтому Джорджу было нечем заняться. Кроме того, песня, которую он написал для альбома, была отклонена («Всего лишь Северная песня» (Only A Northern Song)).
На четвёртый или пятый месяцу записи, репетиционные встречи в доме Пола стали всё реже, и четверо «Битлз» начали прибывать в студию по отдельности. Пол почти всегда приходил первым, так как жил неподалёку, а Джордж Харрисон часто приходил последним, поэтому, если у Пола появлялась идея для гитарной партии, а Харрисона ещё не было в студии, то он иногда говорил: «Ну, давайте попробуем, я сам сыграю эту партию».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Примерно в 3 часа ночи они приступили к работе над песней “Побывайте на бенефисе мистера Кайта!”».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Также в этот день на свободную третью дорожку четырёхдорожечной ленты были записаны наложения для песни «Побывайте на бенефисе мистера Кайта!».
В первой половине песни Джон Леннон сыграл на электрооргане, Джордж Харрисон, Ринго Старр, Нил Аспиналл и Мэл Эванс играли на гармониках, а Джордж Мартин на меллотроне».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Чтобы подчеркнуть смену аккордов в песне, группе пришла идея использовать пару басовых гармоник “Хохнер”».
Пол: «В детстве нам нравилась «Банда губных гармошек Мортона Фрейзера» (прим. – британская комедийная музыкальная группа, основанная в 1946 году Мортоном Фрейзером). Это было небольшое шоу на телевидении, но у них были гигантские оркестровые басовые гармоники, и Джон играл на губной гармошке, так что нам это всегда нравилось. А потом я услышал гармоники на альбоме «Любимые звуки» (Pet Sounds) [группы «Бич Бойз»] – там много басовой губной гармошки, которую использует Брайан Уилсон. Эти инструменты, которые он использует, и то, как он противопоставляет их друг другу, было очень продумано. Это действительно альбом, продуманный до мельчайших деталей. Так что мы были им вдохновлены и позаимствовали несколько идей».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Что касается того, кто играл на губных гармошках, то есть фотографии того дня, на которых Джордж Харрисон играет на одной из больших басовых губных гармоник, а Джон на своём «Хохнере» стандартного размера. Добавьте к этому цитату Джорджа Мартина о том, что «Мэл Эванс и Нил Аспинал играли на губных гармошках», и книгу Марка Льюисона «Сессии записи Битлз», в которой Ринго также в этом участвует, то, несомненно, всё это сделало сеанс наложения интересным и, возможно, юмористическим».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Во время вальса в середине композиции был добавлен бубен, Пол Маккартни сыграл на гитаре, Леннон добавил партию органа, а Джордж Мартин добавил вторую органную партию нисходящих нот. Они были записаны с пониженной наполовину скоростью записи, поэтому при воспроизведении запись звучала намного выше и быстрее».
Джордж Мартин (продюсер записи): «Когда мы подошли к мелодической вставке, где «конь Генри танцует вальс», Джон сказал, что хочет, чтобы музыка «завихрялась и кружилась», придавая песне цирковую атмосферу. Как обычно, написав отличную песню, он сказал мне: «Сделай с ней, что сможешь» и ушёл, оставив меня наедине с ней».
Джон: «Мартин долго работал над инструментальным проигрышем в середине – вальс коня Генри».
Джордж Мартин (продюсер записи): «Мы с Джоном исполнили свои партии на двух электрических органах. Это были «Вюрлитцер» и «Хэммонд». Джон должен был сыграть основную мелодию, а вокруг неё я должен был сыграть вихреобразные звуки – основанные на хроматических пассажах.
К сожалению, способность моих пальцев при игре на органе не очень впечатляющая, и я понял, что не могу играть с той скоростью, которая нужна для этих рулад. Поэтому я сказал Джону: «Что мы сделаем, так это замедлим всё наполовину. Ты играешь мелодию в два раза медленнее и на октаву ниже, а я буду делать свои рулады так быстро, как смогу, но тоже на октаву ниже. Затем, когда мы удвоим скорость воспроизведения записи, всё будет красиво, плавно и очень вихреобразно». Конечно, мы всегда могли привлечь для этого профессионального органиста, но мы подумали: «Какого черта! Почему мы должны пускать кого-то ещё в наше веселье?» Кроме того, мы всё это делали наобум: пригласить кого-то другого означало бы задержку времени и массу утомительных объяснений».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Работа над песней продолжится 29 и 31 марта 1967 года.
Леннон решил украсить песню «Доброе утро, доброе утро» множеством звуков животных. Он хотел, чтобы всё началось с крика петуха и закончилось множеством разных животных. Их порядок был тщательно продуман».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Была уже ночь, и я решил, что мы заканчиваем сессию, но вместо этого Джон поднялся в аппаратную и завёл со мной долгий разговор. Очевидно, он размышлял о том, как закончить песню – простое затухание звука было для него слишком «обычным», поэтому он придумал концепцию. Идея заключалась в том, что по мере того, как музыка затихала, можно было услышать звуки разных животных».
Джордж Мартин (продюсер записи): «Джон хотел закончить эту песню чередой звуков животных, начиная с петуха, который отождествлялся с рекламой «Келлогг», а затем следовали животные, каждое из которых могло либо поглотить, либо напугать предыдущее. Я имею в виду, это была целая цепочка».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Джон сказал мне, что хочет услышать звук убегающих животных, и что каждое последующее животное должно быть способно напугать или съесть своего предшественника! Так что это не просто случайный звуковой эффект, на самом деле во всё это было вложено много усилий.
Джон продумал это до такой степени, что записал по порядку список животных, которых хотел услышать. Мне понравилась эта идея, и, несмотря на поздний час, Ричарда отправили в библиотеку звуковых эффектов за нужными кассетами. Джордж Мартин и остальные давно ушли домой, а мы с Джоном просидели почти до рассвета, копируя эффекты. Правда, в конце идея как бы не соответствует задумке – овца гонится за лошадью, а корова гонится за курицей – но всё это было весело».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Были использованы две кассеты из коллекции «И-Эм-Ай»: «Том 35: Животные и пчелы» для льва, слона, собаки, овцы, коровы и кошки и «Том 57: Охота на лис» для собак, преследующих лису, рожка и скачущих лошадей. Порядок звуков животных: петух, кошка, собака, лошадь, овца, лев, слон, собаки, преследующие лису со скачущими лошадьми, корова и, наконец, курица. Большинство звуковых эффектов животных были собраны в этот день».
Заметки Джеффа Эмерика, иллюстрирующие порядок звуковых эффектов животных для песни «Доброе утро, доброе утро», 28 марта 1967 г.