15 февраля 1967 г.
Конверт галереи «Индика». Надпись Джона: «Дорогая Дот, или Лил, или Син, или кто может позвонить Питу (прим. – возможно Питу Шоттону)».
Билл Уаймен (группа «Ролинг Стоунз»): «Мы продолжали работать в студии «Олимпик» всю неделю. Во время этих сеансов записи в студию часто приходили Джон Данбар (прим. – британский художник, один из основателей галереи «Индика») и его друг грек Алексис Мардас. Они убедили Мика и Кита, что способны производить потрясающие визуальные эффекты с помощью разноцветных ламп и магнитных полей – в предстоящем турне это нам пригодится. Под эти проекты они получали различные суммы денег, но, когда мы попросили показать, как продвигается работа, всегда возникали какие-то проблемы. Мардаса называли «Волшебник Алекс», но, насколько мне известно, он умел показывать единственный фокус – исчезновение наших денег. Возможно, и Джон Данбар имел к этому отношение».
Курт Лодер (американский музыкальный критик): «Где-то в середине февраля «Битлз» задумались над оформлением конверта».
Саймон Постума (дизайнерская группа «Простак»): «Потом нам поручили сделать внутреннюю обложку для альбома «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера».
Марийке Когер (дизайнерская группа «Простак»): «Нам поручили поработать над эскизами для обложки альбома «Сержант Пеппер». Я нарисовала гуашью на бумаге эскиз идеи, а окончательный рисунок должен был быть сделан после утверждения. Это был всего лишь первоначальный концептуальный набросок, но все решили, что это окончательное творение, и признанный элитарный арт-дилер Роберт Фрезер его отверг; он предпочел продвинуть художника из своей конюшни, и в конечном итоге был использован только мой дизайн вкладыша диска. Тем не менее коллаж Питера Блейка на обложке альбома получился великолепным!»
Концептуальный набросок Марийке Когер.
Вкладыш альбома с автографами «Битлз».
Дженн Хейворт (жена Питера Блейка): «Нашим художественным галеристом был Роберт Фрезер, арт-дилер. Он дружил с участниками группы «Битлз». Когда он увидел обложку для «Сержанта Пеппера», разработанную голландской командой дизайнеров «Простак» – психоделический пейзаж, то организовал нам с Питером встречу с Полом Маккартни, чтобы обсудить новые идеи для дизайна обложки».
Пол: «В молодости мой отец играл на трубе в маленьком джазовом оркестре. В шестидесятые годы я обнаружил у кого-то из родных фотографию, где отец был сфотографирован рядом с большим барабаном. Так благодаря джаз-банду Джимми Мака у нас появилась идея для обложки альбома «Сержант Пеппер». На снимке мой двадцатичетырёхлетний отец в смокинге сидит рядом с моим дядей Джеком. Дядя Джек играл на тромбоне».
Пол: «На снимке мой двадцатичетырехлетний отец в смокинге сидит рядом с моим дядей Джеком. Дядя Джек играл на тромбоне. Любовь к музыке – это у нас семейное».
Пол: «Наш альбом обещал стать сенсацией, и мы хотели, чтобы его обложка выглядела по-настоящему интересной. Все соглашались с этим. В детстве мы ездили в магазин Льюиса (поездка на автобусе занимала полчаса) за альбомами, а на обратном пути вынимали их из коричневых бумажных пакетов и читали всё, что было напечатано на конверте. Тогда альбомы были большими, полноразмерными (а не такими, как компакт-диски), их читали и рассматривали. Мы помнили, как тратили свои с трудом заработанные деньги и по-настоящему любили тех, кто оправдывал наши ожидания и затраты. Поэтому нам не хотелось просто сфотографироваться для обложки в обычных пиджаках или предстать на ней пай-мальчиками в водолазках, как на обложке альбома «Резиновая душа» (Rubber Soul).
Когда мы только начали обдумывать идею обложки, главным затруднением было то, что наши предложения оказывались слишком дорогостоящими. Никто и никогда не тратил таких денег на обложку пластинки. Обычно её оформление обходилось в семьдесят фунтов: приходил какой-нибудь известный фотограф вроде Ангуса Макбина, снимал группу, и ему причитался гонорар – семьдесят фунтов».
Ринго: «Сержант Пеппер» был особенным альбомом, поэтому, когда пришло время подумать об обложке, мы решили устроить театр, нам хотелось стать членами этого коллектива – «Пепперами». Власть цветов вступала в свои права. Повсюду говорили о любви и мире, это был знаменательный период и для меня, и для всего мира».
Пол: «Мы подключили к работе художников. Я дружил с Робертом Фрезером – лондонским торговцем предметами искусства. Человека с более ярким воображением я ещё не встречал. В то время я восхищался нашей дружбой. Я изложил ему нашу идею насчёт обложки. Он познакомил меня с художником Питером Блейком, а тот дружил с фотографом Майклом Купером. Роберт предложил: «Пусть Майкл сделает несколько снимков. А Питера мы попросим подготовить фон и, в конце концов, сделаем из всего этого коллаж».
Нил Аспинал (персональный помощник «Битлз»): «Обложка появилась в результате обсуждения с Питером Блейком».
Питер Блейк (художник): «Когда Битлы записали примерно половину материала, уже было ясно, что пластинка станет называться «Оркестр клуба одиноких сердец сержанта Пеппера». Идея альбома – концерт, настоящий концерт с увертюрой и финалом, и каждый из «оркестрантов сержанта Пеппера» исполнял свою песню. По-моему, у них даже уже была готова униформа – они решили, что оркестр сержанта Пеппера должен выглядеть именно так. Пол объяснил, что концепция альбома строится на образе духового оркестра, вроде тех, что играют в городских парках. Поэтому для оформления обложки предполагалось сделать фотографию, на которой Битлы в костюмах музыкантов из такого оркестра, стоят на эстраде в городском парке. Как водится, эстраду окружает толпа зрителей, а перед ней цветочная клумба».
Пол: «Я побывал в гостях у Питера и для начала оставил ему свой маленький набросок. Обложка, как я себе это представлял, должна была изображать сценку где-то на севере Англии: мэр вручает «Битлз» ключи от города возле цветочных часов вроде тех, что встречаются во всех муниципальных парках. А на внутренней стороне обложки мы должны были сидеть в окружении наших кумиров. Это был оригинальный замысел, Питеру удалось развить эту идею».
Дженн Хейворт (жена Питера Блейка): «Толпа была идеей Питера. Это не Пол. Это возникло непосредственно из работ Питера. Это часть того, что он делал в то время. Он делал коллажи. Питер хотел сделать это в виде коллажа. Маккартни часто утверждает, что это он был инициатором концепции обложки, иллюстрированной рисунками, которые он дал Блейку. Но он этого не делал. Возможно, у него были идеи, но они не были переданы нам. У нас в студии был с ним разговор, который в основном касался художественного видения, предложенного нами с Блейком. Во время этой встречи у Блейка возникла идея о толпе – тема, которая соответствовала его работе. В то время он преподавал в художественной школе и говорил своим ученикам: «Рисуйте своих героев». Питер положил это на стол, сказав, что если они собираются одеться в мундиры, то за ними может быть толпа. Это была условная концепция, типичная для Петра».
Питер Блейк (художник): «Мне кажется, что мой личный вклад состоял в том, что я первым понял: если разместить толпу определенным образом, то в качестве персонажей в неё можно поставить кого угодно. Я подумал, что неплохо было бы сфотографировать их на фоне огромной толпы, состоящей и из великих личностей, и из знаменитостей, и из литературных персонажей, и из героев народных сказок».
Эскизы Питера Блейка.
Дженн Хейворт (жена Питера Блейка): «Я видела это как определённый круг людей. В то время всё, что я делала, было в натуральную величину; всё, что я делала, имело окружающую обстановку; я устанавливала мебель вокруг чего-то или усаживала фигуру, которую сделала, на стул с лампой, с собакой, с цветами. После Голливуда я всегда так работала. Мой отец (прим. – Тед Хаворт, арт-директор) был в то время в Лондоне, участвовал в съёмках фильма «Пол-шестипенсовика» с Томми Стилом, поэтому я посоветовалась с ним. Он сказал, что если мы хотим добиться того, чтобы обложка выглядела реалистично, то нужно снимать с подсветкой того, что расположено за «Битлз». Обман двухмерных фотографий, расположенных за первым рядом трехмерных объектов – это из Голливуда, от нас с отцом. Я с пятилетнего возраста видела, как мой отец делал это. Питер хотел сделать это в виде небольшого коллажа, но я настояла, чтобы передний ряд был трёхмерным».
Этот рисунок Джона Леннона был обнаружен в альбоме для зарисовок в его бывшем доме в Суррее. Данный эскиз послужил возникновению предположений, что это Джон Леннон придумал концепцию.
Возможно, что источником вдохновения для создания обложки альбома послужил миньон, записанный в 1964 году шведским духовым оркестром «Меркблекет». Его обложка напоминает оформление «Сержанта Пеппера», который увидит свет лишь три года спустя.
Йорген Йоханссон (владелец шведского музыкального магазина): «Как-то раз я наткнулся на пластинку 1964 года, на которой была запись студенческой группы «Меркблекет» из Стокгольмской школы экономики. На пластинке были записаны каверы на четыре песни «Битлз». На обложке изображены участники группы, стоящие вокруг большого барабана с такими же инструментами, как на обложке альбома «Сержант Пеппер».
Весной 1963 года «Меркблекет» приобрели у театра «Оскар» театральные гусарские костюмы. На обложке своей пластинки они одеты в эту форму.
Группа «Меркблекет» играла в аэропорту, когда «Битлз» прибыли в Стокгольм в конце июля 1964 года. На кадрах кинохроники участник группы «Меркблекет», английский студент по обмену Роджер Уоллис в униформе, подходит к Маккартни, когда он спускается по трапу. После этого «Меркблекет» начинает играть «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand), после чего Маккартни делает вид, что дирижирует группой».
Пол: «Мне они понравились, у них был хороший ритм! Это действительно было здорово!».
Йорген Йоханссон (владелец шведского музыкального магазина): «Вечером Роджер Уоллис приехал в гостиницу, где остановилась группа, и вручил Полу Маккартни эту пластинку. В ноябре 2015 года я позвонил Роджеру Уоллису, и он подтвердил, что лично передал пластинку Полу, который хотел её получить, в отеле, где остановились «Битлз». Он не думал об этом [сходстве с обложкой альбома «Сержант Пеппер»], но когда я обратил на это внимание, согласился».