28 января 1966 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В лондонском Ковент-Гарден мы с Джоном Данбаром открыли галерею “Индика”».
прим. – книжный магазин «Индика» был открыт в сентябре 1965 года.
На открытии галереи «Индика». На снимке: Бэрри Майлз, Пит Симпсон, Мэгги Макгиверн, Пол Маккартни, Кейт Уоллхед. За Полом Бинн Тиви. У стола Кристи Джонсон и Сью Майлз. За ними стоит Крис Хилл (Джон Хопкинс).
Николас Шэффнер (автор книги «Британское вторжение»): «В начале 1966 года Бэрри Майлз стал одним из основателей влиятельного прогрессивного книжного магазина «Индика» и художественной галереи, которую финансировал Питер Эшер».
Ник Мейсон (ударник «Пинк Флойд»): «Деньгами «Индику» частично обеспечил брат Джейн Эшер Питер, который также был старым другом Питера Дженнера и Эндрю Кинга (прим. – менеджеры группы «Пинк Флойд»). Другими основателями «Индики» были Бэрри Майлз – писатель и журналист, и Джон Данбар».
Алан Клейсон (автор книги «Великая четверка»): «Пол Маккартни через Питера Эшера вошел в жизнь Бэрри Майлза, худого очкарика, вращавшегося в тех же богемных кругах, что и Ройстон Эллис и Джонни Бирн. Популярный брат Джейн выделил Бэрри Майлзу и Джону Данбару, первому мужу Марианны Фейтфул, крупную сумму денег на то, чтобы открыть в январе 1966 года «Галерею и книжный магазин Индика», где продавались предметы авангардного искусства и всевозможные модные мистические атрибуты».
Джон Данбар (британский художник, коллекционер, галерист): «У нас с Бэрри Майлзом был общий интерес к таким поэтам-битникам, как Аллен Гинзберг и Уильям Берроуз, и у нас были схожие вкусы. В 1965-м мы с Майлзом посетили фестиваль поэзии в Альберт-Холле. Довольно много стихов было просто дерьмом, но на это мероприятие пришло семь тысяч человек. Была налицо жажда альтернативных развлечений. Художественная сцена в то время состояла из галерей Вест-Энда, в которых было довольно скучно. Поэтому мы решили основать галерею. Тогда мы определились: Майлз занимался книгами, а я галереей. Мы нашли место на Мэсон Ярд, теперь здесь расположена галерея Джеймса Хьюмана. Я нашел помещение, Питер Эшер вложил 2100 фунтов стерлингов, которые потребовались для начала работы, ссудив нам с Майлзом по 700 фунтов стерлингов каждому, так что мы все трое получили равные доли. Мы чувствовали, что должны что-то делать отличное от затхлой атмосферы существующих галерей. Но мы действительно не осознавали, что делали. Я был очень молод и совершенно не искушен в том, чем мы занимались».
Альберт Голдман (автор книги «Жизни Джона Леннона»): «Пол Маккартни вложил в дело пять тысяч фунтов, и даже принял личное участие в установке полок и покраске стен».
Бэрри Майлз: «Маккартни красил стены и устанавливал полки».
Джон Данбар (британский художник, коллекционер, галерист): «Мне пришлось размазать по стеклу средство для мытья окон, потому что рабочие постоянно заглядывали внутрь, надеясь увидеть Битла, занимающийся ручным трудом. Джейн Эшер пожертвовала свою старую детскую игрушку, а Пол Маккартни разработал для галереи оберточную бумагу».
Альберт Голдман (автор книги «Жизни Джона Леннона»): «Пол стремился быть причисленным к авангарду, везде появлялся в обществе Уильяма Берроуза и предавался странным эстетическим экспериментам. Джон, который по-прежнему продолжал называть себя «анти интеллектуалом», с большим подозрением смотрел в ту сторону, куда Пол увлекал группу. Но Леннон всегда проявлял себя человеком, следующим веяниям моды, поскольку, как он сам неоднократно объяснял, влияние «Битлз» на формирование современных вкусов заключалось не в том, что они изобретали что-то новое, а в том, что умели раньше других уловить новые течения, находившиеся еще в стадии эфемерных вибраций, и усилить их благодаря собственной популярности».
Марианна Фейтфул (певица): «Это было чудесное время. Открытие «Индики» было полным хаосом. Все занимались подготовкой помещения: Джон Данбар, Бэрри Майлз, который руководил книжным магазином «Индика», Пол Маккартни, Джейн Эшер, наш друг Дэвид Кортс. Так много людей, но никто не подумал прибраться в туалете, который был, конечно же, загажен. Помню, что на мне было красивое платье и очень светлые колготки, и я, стоя на четвереньках, мыла туалет. Из-за Джона [Данбара] я была частью всего этого, и я этим горжусь».
Альберт Голдман (автор книги «Жизни Джона Леннона»): «Открытая на деньги Питера Эшера и управляемая двумя молодыми людьми – Джоном Данбаром (другом детства Питера и мужем поп-звезды Марианны Фэйтфул) и лучшим другом Пола – Бэрри Майлзом, «Индика» ставила своей целью познакомить Лондон и его обитателей с новой культурой андеграунда».
Джон Данбар (британский художник, коллекционер, галерист): «У нас не было планирования деятельности галереи. Я никогда не относился к этому серьезно, как к бизнесу. Мы предоставляли помещение и получали от этого удовольствие. Несмотря на то, что случались успешные показы, галерее потребовалось около десяти лет, чтобы получить общественное признание
У нас выставлялись такие художники, как Сото, Де Марко, Джулио Ле Парк, Тэйкис и Лилиана Льжен. Это была не живопись, а только то, что можно назвать концептуальными работами. Для многих отправной точкой в их движении стала галерея «Индика». И одной из них станет Йоко Оно.
Галерея становилась всё более популярной, и у нас всегда была пресса, которая своими интервью только подогревала к нам интерес. У нас не было недостатка во внимании. Одному из постоянных посетителей галереи, Роберту Фрэзеру, нравилось, что мы делали».
Рядом с Полом Маккартни Мэгги Макгиверн. Пол прикуривает у Бэрри Майлза на вечеринке по случаю открытия галереи «Индика».
прим. – у Пола Маккартни и Мэгги Макгиверн (которая была няней маленького сына Марианны Фейтфулл и Джона Данбара Николаса) был тайный роман в течение трех лет с 1966 по 1968 год.
Газета «Дейли Мейл» (1997 г.): «Темноволосая Мэгги Макгиверн в 1966-м году вступила в тайную связь с одним из самых известных мужчин в мире. Её взяли на работу няней к Марианне Фэйтфул и Джону Данбару, чтобы она ухаживала за их сыном Николасом. Её первая встреча с Полом Мкаккартни состоялась в квартире Марианны как раз в то время, когда она нянчилась с Николасом. Он спросил через домофон Джона (Данбара), и после того, как Пол представился, кто он, Мэгги открыла ему дверь».
Мэгги Макгиверн: «Пол поднялся по ступенькам и вошел. Я сказала, что вообще-то Джона нет, и это нас развеселило. Мы засмеялись, и завязалась беседа. Для Марианны и её друзей я приготовила завтрак, но они так и не появились. Тогда мы с Полом решили позавтракать вместо них. До сих пор помню, что это был цыпленок. Мы понимали, что наше случайное знакомство может быть нежелательным для нас обоих. Но возникшее у нас взаимопонимание не позволяло нам прекратить разговор. Всё происходило постепенно, но началось с того момента, когда он зашел в квартиру. Они с Джоном были близкими друзьями, но я знала, что он заходит, чтобы увидеть меня. Он звонил и если оказывалось, что никого нет, всё равно заходил. Мы говорили обо всём на свете, но для нас было очевидно, что ни к чему хорошему это всё не приведет».
Николас Шэффнер (автор книги «Британское вторжение»): «Галерея стала тем местом, а Майлз тем человеком, которые окончательно закрепили воплощение «Битлз» в образе духовных искателей и культурных гуру. Кстати, название магазина пошло от латинского сочетания «каннабис индика», означающего сорт конопли, без которой, сами понимаете…».
Ник Мейсон (ударник «Пинк Флойд»): «Вокруг книжного магазина «Индика» начал группироваться расцветающий интеллектуальный андеграунд. Первоначально книжный магазин размещался в художественной галерее в Мейсонз-Ярде неподалеку от Сент-Джеймса, затем переехал на Саутгемптон-Роу. Это было место, где можно было найти идеи и экспериментальную литературу американских поэтов, зона, где были наведены прочные мосты со Штатами. «Индика» наряду с другим книжным магазином «Беттер букс», открыли дорогу авангардной американской рок-музыке вроде «Фагз» и «Мозерс Оф Инвеншин», которой в ином случае большинство из нас никогда бы не узнало».
Джон Никкам (кинопродюсер): «Вскоре Майлз выпустит журнал «Интернейшнл Таймз», который считается первым европейским подпольным журналом».
Тони Санчес (автор книги «Взлет и падение с Роллин Стоунз»): «Долгое время близким другом «Роллинг Стоунз» был Роберт Фрэзер. Он торговал произведениями искусства. Этот талантливый, обаятельный темноволосый мужчина решительно стремился свергнуть господство вычурных традиционных галерей».
Стивен Дэйвис (автор книги «Время собирать камни»): «Фрэзер и Гиббс были самыми интересными молодыми людьми в Лондоне: дилеры в сфере искусства, выпускники Итона и друзья с тринадцатилетнего возраста. Оба отличались веселым нравом, высоким интеллектом и ультрасовременными взглядами. Они определяли стили и тенденции в Лондоне середины шестидесятых.
Кристофер Гиббс торговал антикварной мебелью и предметами восточного искусства, которые привозил из Танжера и Марракеша, где ему принадлежали дома. Фрэзер был темноволос, подвижен и любил сводить вместе нужных друг другу людей. Гиббс был светловолос и сдержан, и его дом в Челси служил салоном, где собирался полусвет мира искусства – художники, фотографы, музыканты со своими женщинами, придававшие утонченность и пикантность светской жизни Лондона».
Кристофер Гиббс: «Мое жилище на Чейни-Уок, 100 представляло собой особняк семнадцатого века с огромными залами, со стенами, обшитыми панелями. Он стоял в излучине реки, где швартовались катера и лодки, используемые в качестве жилищ. Особняк был построен в мавританском стиле. Соломенные маты в его просторных помещениях сочетались с предметами эпохи Ренессанса. Двери всегда были открыты. Сюда приходили приятные люди, курили, баловались «кислотой». Часто здесь бывал Брайан Джонс. Здесь фотографировал Сесил Битон, и Антониони снимал сцены вечеринки для своего фильма «Взрыв». Чего только тут не было! У домовладельца всё это не вызывало восторга, и он едва не вышвырнул меня на улицу. Однажды я уехал на уикенд из Лондона, и кто-то опять затеял снимать там фильм: триста человек под кислотой, громкая музыка, цыганки, кормящие грудью своих младенцев. Прошло уже, кажется, сто лет, но я до сих пор с удовольствием вспоминаю те времена».
Кит Ричардс (группа «Роллинг Стоунз»): «Роберт Фрэзер и Кристофер Гиббс вместе учились в Итоне. Я всегда по-своему любил Гибби. Бывало, гостил у него на Чейн-уок, на набережной. У него была роскошная библиотека. Я мог сидеть и подолгу рассматривать великолепные первые издания, бесподобные иллюстрации и живопись и всё остальное, на что у меня никогда не хватало времени при гастрольном графике. Обязательно впаривал тебе какую-нибудь мебель – разные весьма изящные экспонаты. Мастер ненавязчивого сбыта: «У меня тут такой комод, просто прелесть, 16 век». Он всё время что-то предлагал – или как минимум у него что-то всегда стояло на реализацию. И одновременно он был безумец, этот Кристофер. Единственный, кого я знаю, кто мог проснуться, поднести к носу пузырёк амилнитрита и спокойно его вскрыть. Даже я офигевал от такого. Обязательно одна жёлтая скляночка у кровати на утро. Отвернул колпачок и проснулся. Я сам это видел, и я был в шоке. Ничего не имел против попперсов, но всё-таки обычно попозже, ближе к ночи.
С ним вообще было не понять, под кислотой он или нет, потому что такой был человек. Может, я никогда не знал Кристофера в бескислотном состоянии, но хочу сказать: это был авантюрист. Всегда готовый ринуться в неведомое, спуститься в долину смерти. Шагнуть за край – его это не пугало, он просто считал это своим долгом. Я ни разу не видел, чтобы Гиббсу снесло крышу от кислоты, ни малейших признаков «плохого путешествия». В моих воспоминаниях Кристофер как-то всегда по-ангельски парил в трёх футах над землёй. Как и все мы, наверное.
Роберт Фрэзер и Кристофер Гиббс, общего у них было – дерзость и хладнокровие, нахальство, которое города берёт».
Стивен Дэйвис (автор книги «Время собирать камни»): «Фрэзер с головой окунулся в водоворот бесшабашной, блестящей, юной среды поп-арта. Они с Гиббсом свели знакомство со «Стоунзами» и продавали предметы искусства Джону Леннону и Мику Джаггеру. Фрэзер был очень дружен с Полом Маккартни и с Брайаном Джонсом, которому они с Гиббсом каждый раз при встрече рассказывали о Марокко и советовали поехать туда и увидеть всё своими глазами».
Тони Санчес (автор книги «Взлет и падение с Роллин Стоунз»): «Фрэзер приглашал гостей в свою маленькую галерею на Дюк-Стрит в Мэйфэйре. У него были довольно смелые вкусы, но в то же время он прекрасно разбирался в авангарде шестидесятых и отличал стоящие вещи от подделок. Слава его среди ценителей искусства неуклонно росла несмотря на то, что иногда он, казалось, посягал на их устои. Будучи весьма общительным и приятным человеком, он дружил со многими рок-звездами, которые в то время быстро становились чем-то вроде новой аристократии. Они доверяли его словам, когда он советовал им вкладывать средства в произведения искусства. Кроме того, им импонировала в нем смесь интеллигентности, стильности и современности. В отличие от большинства владельцев дорогих галерей и частных коллекций, этот человек сам употреблял наркотики и говорил на сленге, так что они обычно соглашались на те цены, которые он запрашивал».
Стивен Дэйвис (автор книги «Время собирать камни»): «Писатель и художник Брион Гайсин впоследствии утверждал, будто именно Фрэзер изобрел термин «Свингующий Лондон». Земляничный Боб Фрезер (так называл его Кит Мун за пристрастие к розовым тонам в одежде) знакомил Лондон с поп-артом в своей художественной галерее на Дьюк-Стрит, где он представлял Энди Уорхола и Джима Дайна и демонстрировал британских художников поп-арта вроде Ричарда Гамильтона».
Николас Шэффнер (автор книги «Британское вторжение»): «Джон Хопкинс (или просто «Хоппи») получил ученую степень в Кембридже. Однако работе физика-ядерщика он предпочел профессию вольного фотографа, на стороне издавая несколько тонких журнальчиков. Похожий на бабочку, порхающую с цветка на цветок, «Хоппи» интересовался джазом, и вскоре его увлечение вылилось в поденную работу для лондонского еженедельника «Мелоди Мейкер». Но во время подлинного взрыва в британской поп-музыке, пришедшегося на начало 60-х, ориентация издания изменилась, а джазовые музыканты уступили свое место перед фотообъективом Хопкинса группам «Битлз» и «Роллинг Стоунз»».
Джон Хопкинс (фотограф): «Общение с ними было довольно забавным. Меня лично всегда больше интересовал джаз, но я начал заниматься и такой музыкой».
Николас Шэффнер (автор книги «Британское вторжение»): «Партнером Хопкинса по быстро прогорающим изданиям типа «Волосатые Времена» был довольно мягкотелый Бэрри Майлз».
Обращает внимание плакат в витрине книжного магазина «Индика»: «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний» – один из символов авангардной рекламы. В основе плаката – фотография Лили Брик.
Советский рекламный плакат Ленгиз: книги по всем отраслям знания направлен на программу преодоления неграмотности в СССР. На плакате изображена девушка в косынке, так в 1920-30-х годах ходили комсомольские активистки, кричащая – книги по всем отраслям знаний. Ленгиз – Ленинградское государственное издательство. Плакат в 1925 году создали художник Родченко А.М. и фоторепортер Л. Брик.