Выходит первый номер газеты «Мерси Бит»

6 июля 1961 г.

 

Бруно Цериотти (Bruno Ceriotti, историк): «В этот день группа «Рори Сторм и Ураганы» (Rory Storm And The Hurricanes) выступает в зале «Рок-н-Калипсо» в доме отдыха «Батлинз», Пулхели, Уэльс (Rock ‘n’ Calypso Ballroom, Butlin’s Holiday Camp, Pwllheli, Wales)».

 

Бэрри Майлз: «В этот день выходит первый номер газеты «Мерси Бит», посвященной бит-музыке, и организованной Биллом Харри».


61-07-06-BC21

Билл Харри.

 

Синтия: «Начала издаваться местная газета «Мерси Бит», посвященная музыкальной жизни Ливерпуля».

 

Джордж: «Летом 1961 года Билл Харри основал в Ливерпуле газету «Мерси Бит». Это случилось вскоре после того, как мы вернулись из Германии».


61-07-06-BC31

Первый номер газеты «Мерси Бит».

 

Билл Харри: «Я с детства ув­лекался изданием журналов. Я задумал новый про­ект под названием «Сторвилл и 52-я улица», посвя­щенный в равной степени традиционному и современному джазу. Но как-то во время обеденного пе­рерыва по дороге из колледжа мне пришла в голову такая мысль: зачем делать журнал о джазе, когда есть группа Джона, «Кэсс и Казановы», «Рори Сторм и Ураганы» и множество других известных мне групп?».

 

Сэм Лич (Sam Leach, организатор концертов): «Я был приглашен [Биллом Харри] в журнальный бизнес. Это должен был быть журнал, посвященный джазу. Я сказал: «Джаз уходит. Совсем. Давай заниматься рок-н-роллом». Так что, это я подтолкнул его [Билла Харри] начать издавать «Мерси Бит». Я тогда потерял один из своих клубов – клуб «Казанова», и предложил своим друзьям Дику Мэттхерзу (Dick Matthers) и Джиму Андерсу (Jim Anderson) вложить деньги вместо клуба в журнал».

 

Филипп Норман: «Билл Харри давно вынашивал идею о бит-газете, которая будет выходить два раза в месяц и будет служить путеводите­лем как по клубам, так и по частной жизни бит-групп».

 

Билл Харри: «Вскоре я стал записывать, что происходит во­круг, поскольку люди, похоже, не отдавали себе в этом отчет. Вместе с Бобом Вулером из «Пещеры» мы выяснили, что в Ливерпуле насчитывается более 300 всевозможных групп — не только состоящих из че­тырех человек с бас-гитарой и ударником, но и трио, дуэтов, октетов, девичьих групп и ансамблей вокалистов второго плана. Просто невероятно!».

 

Филипп Норман: «Билл Харри знал все группы и все места, где они играли. Маленького кучерявого студента-дизайнера всегда можно было увидеть в клубах и танцевальных залах – разговаривающим в перерывах с музыкантами и что-то царапающим на листочках бумаги. У него имелись сведения о каждой, даже самой новой, группе и о каждой новой музыкальной арене».

 

Билл Харри: «Одна группа была известна на двух-трех площадках или двум антрепренерам, другая — в других местах, но никто не мог сказать, сколько их во всем городе. Во всех молодежных клубах, ратушах и даже на катках и в плавательных бассейнах звучал рок-н-ролл. Некоторые группы выступали семь дней в неделю, участвуя в трех или четырех концертах за вечер! Я придумал словосочетание «Мерси Бит», которым и назвал свою газету. О моем проекте заговорили многие, и государ­ственный служащий по имени Джим Андерсон одол­жил мне 50 фунтов на выпуск первого номера «Мерси Бит», который появился 6 июля 1961 года».


61-07-06-BC41

Реконструкция редакции газеты «Мерси Бит» в ливерпульском музее «Битлз».


61-07-06-BC51

Филипп Норман: «Билл Харри был редактором, оформителем, главным репортером, заместителем редактора и ответственным за рекламу и тираж. И, вдобавок ко всему, «для вида», он посещал художественный колледж. Во время обеденных перерывов он бегал из колледжа в редакцию «Мерси Бит», которая представляла собой комнату над винной лавкой на Реншоу-Стрит. Его подруга Вирджиния, которая пе­чатала на машинке, и отвечала на телефонные звонки, состав­ляла весь штат редакции Билла Харри».

 

beatlesautographs.com: «В конце 1950-х, ливерпульский фотограф Билл Коннелл (Bill Connell) перенес свою недавно открывшуюся «Студию Питера Кэйя» (Peter Kaye Studio) в трехэтажное здание магазина с двойным фасадом, расположенном в доме 174 на Парк-Роуд (174 Park Road) в городском районе Дингл. С Брайеном Доу (Brian Dawe) в качестве помощника и Лесом Чедвиком (Les Chadwick) в качестве главного фотографа, Коннелл («Питер Кэй») начал создавать себе в городе имя, предлагая свадебные и коммерческие фотографии и постановочные сессии. Когда в 1961 году Билл Харри начал издавать свою газету «Мерси Бит», он связался с Лесом Чедвиком, потому что он был его близким другом по ливерпульскому художественному колледжу, и был впечатлен теми фотографиями, которые он делал для листка с новостями колледжа. Харри позвонил со следующим предложением. В обмен на указание авторов фотоснимков, рекламу в «Мерси Бит» и заказами от местных групп на услуги студии «Питера Кэйя», Чедвик и Коннелл будут фотографировать по заказу «Мерси Бит». Сделка была заключена».


61-07-06-BC61

В этом здании располагалась редакция газеты «Мерси Бит».

 

Синтия: «В первом номере вышли большие статьи о двух ведущих бит-группах: «Рори Сторм и Ураганы» и «Джерри Мэрсден и Лидеры».

 

Филипп Норман: «Первый выпуск содержал на крохотной первой странице фото Джина Винсента – звезды американского рок-н-ролла, посетившего Ливерпуль, как говорилось в подписи под сним­ком, «годом раньше». Ниже была напечатана история о том, как гардеробщица «Пещеры» Силла Блэк, больше извест­ная на Скотлэнд-Роуд как Присцилла Уайт (прим. – black – черная, white – белая), стала популярной певицей, начав петь на сцене с группой Рори Сторма и «Большой тройкой».

 

Билл Харри: «В первом выпуске «Мерси Бит» я поместил материал под названием «Свингующая Силла». Он начинался так: «Силла Блэк – ливерпульская девушка, начавшая свой путь к славе». Ее имя было написано с ошибкой. Я торопился с выпуском первого номера, и совершенно его забыл, когда писал о Силле, хотя помнил, что ее фамилия как-то связана с цветом. Поэтому и решил остановиться на «Силла Блэк».


61-07-06-BC71

Силла.

 

Альберт Голдман: «В этом же номере можно было прочесть заметки по по­воду моды, принадлежащие перу некоей Присциллы, сообщав­шей, что отныне в моду вошли вечерние костюмы серого цвета. Автором их была Силла Блэк, которая работала в «Пещере» то машинисткой, то гардеробщицей, а случалось, и пела на тамош­ней сцене».

 

Филипп Норман: «Правая колонка была отведена под статью Джона Леннона. Билл Харри поместил ее под авторским заголовком «Короткое отступление о сомнительном происхождении «Битлз», переве­дено с Джона Леннона».

 

Хантер Дэвис: «Самая ранняя публикация Джона, не считая его школьного журнала, появилась в ливерпульской газете «Мерси Бит», редактируемой Биллом Хэрри, 6 июля 1961 года. Это была скромная заметка под названием «Небольшое развлечение на тему сомнительного происхождения Битлз». Перевод из Джона Леннона». В ней автор, в частности, писал: «Жили-были три мальчика, в детстве нареченные Джон, Джордж и Пол, и решили они как-то раз собраться вместе, потому что они-то и обожали собираться вместе».

 

Филипп Норман: «Следовало ожидать, что бывший сожитель Джона Леннона по Гамбье-Террас посвятит «Битлз» много места на страницах своей газеты. Когда Билл попросил у них фотографии, они вывалили ему целую кучу сделанных Астрид плюс снимок, за­печатлевший Джона стоящим в подштанниках на Гросс-Фрайхат и читающим «Дейли Экспресс». Джон Леннон обладал как раз таким юмором, каким Билл Харри хотел приправить выпуски своей газеты. Он не забыл бессмысленных стихов, ко­торые Джон когда-то показывал ему в «Йе Крэк».

 

Билл Харри: «В его [Джона] письменных работах можно было усмотреть наследие Льюиса Кэрролла. Джон также напоминал мне Стенли Анвина (неправильное употребление слов, создающее комический эффект, и так далее), но во всех его работах присутствовал истинный англий­ский дух, тогда как все остальные копировали американцев».

 

Филипп Норман: «Для пер­вого номера «Мерси Бит» Билл попросил Джона написать статью о том, как начинали «Битлз». Это было написано, как вспоминает Харри, на обрывках бумаги, в насмешливом, полуприличном тоне».

 

Синтия: «Джона попросили написать для газеты заметку об истории возникновения «Битлз», и он это сделал, в характерной для него гротескной манере».

 

Филипп Норман: «Джон явно не ожидал, что его опус будет опубликован».

 

Билл Харри: «Помимо всего прочего, при помощи «Мерси Бит» я пытался дать музыкантам возможность выра­зить себя, а также донести их чувства и мысли до чита­телей — что значит ездить на гастроли, давать разо­вые концерты и так далее. Мне всегда было интересно раскрывать потенциал творческих людей. Именно поэтому я привлекал Джона для написания статей — это была его первая опубликованная проза, — а так­же карикатуристов из других групп… в частности Стюарта Лейтвуда из «Кубэс». Иллюстрации так­же делали ребята из «Ремо Фо». «Роудраннерс» писа­ли небольшие рождественские сказки».

 

Джордж Тремлетт: «Первая статья Джона, опубликованная в газете «Мерси Бит», называлась так: «Кое-что о двойствен­ной природе названия «Битлз».

 

Синтия: «Смысла и содержания в его тексте было маловато, зато посмеялись мы тогда от души».

 

Билл Харри: «Газета детально описывала каждый шаг карьеры «Битлз», начиная с 1961 года».


61-07-06-BC81

Заметка Джона Леннона, опубликованная в первом выпуске газеты «Мерси Бит».


61-07-06-BC91

Хантер Дэвис: «Первая пишущая машинка Джона, старый «Империал», на которой он отстукивал некоторые свои детские стихи».

 

Джордж: «Джон, который учился вместе с Биллом в колледже, писал забавные статейки для этой газеты».

 

Синтия: «Джон всегда был плодовитым по части писательства: стишки, рассказы, абстрактные бессмыслицы — все, что когда-либо приходило ему в голову, он записывал на каких-нибудь обрывках бумаги. Но это был первый его опубликованный текст!».

 

Джордж Тремлетт: «Джон принес в редакцию около 250 своих ранних работ: рисунков, ко­ротких рассказов и скетчей. Некоторые из этих рассказов Джон, впоследствии, использовал при работе над первой книгой. Большая часть материалов, переданных Ленноном в редак­цию, была утеряна».

 

Билл Харри: «Я чувствовал себя виноватым, и тогда я решил сделать все возможное, для то­го, чтобы отыскать то, что уцелело, и что могло сохраниться у родственников и близких знакомых. Я дал массу объявлений. Однажды какая-то девушка принесла в редакцию два стихотворения Джона. Одно из них – «Земля Лунатиков», было отмечено несом­ненным поэтическим мастерством. К сожалению меня в тот день не было в редакции, и я не смог расспросить подробно эту девуш­ку об истории этих стихов. Однако позднее мне удалось установить, что листки эти попали к ней от одного школьного учи­теля Джона, видимо, того самого, который в свое время конфис­ковал рукописный дневник Джона – «Ежедневный вой». Было лето, и конечно, разыскать этого учителя мне не удалось. Зато мне удалось отыскать следы второй рукописной тетради Джона. В самом начале карьеры «Битлз» Джон некоторое время жил в квар­тире на Гэмбиер-Террас, которую снимал его однокашник по кол­леджу Род Мюррей, следы вели в эту квартиру. Разыскать его оказалось делом не простым, однако, я все-таки нашел его. Дневник был у него. Я вернул дневник Джону и тем самым нем­ного реабилитировал себя, и дал Джону возможность отредакти­ровать свои ранние работы».

 

Джон: «Я писал для газеты «Мерси Бит». Тогда-то мы вместе с Джорджем и написали эту историю – «На горящем пироге появился человек…», потому что нас постоянно спрашивали: «Откуда взялось ваше название «Битлз»?».


61-07-06-BD11

Заметка Джона Леннона.

 

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ СОМНИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖ­ДЕНИЯ «БИТЛЗ». Перевод с Джона Леннона: «Давным-давно жили-были три мальчика по имени Джон, Джордж и Пол, — так их окрестили. Они решили собраться вместе, потому что обожали собираться. Но когда они собрались, то задумались: для чего же мы собрались? И вдруг, ни с того, ни с сего, у них выросли гитары, и начался страшный шум. Но они не обратили на это внимания. Тогда-а-а-а к трем мужичкам присоединился еще один, четвертый, еще меньше их, по имени Стюарт Сатклиф, который стал бегать вокруг них, и они сказали ему (цитирую): «Сынок, достань-ка бас-гитару, и все у тебя будет в лучшем виде». И он достал, но ничего хоро­шего из этого не вышло, потому что он не умел на ней играть. Тогда они насели на него и не слезали до тех пор, пока он не научился играть. Но у них не было бита, пока не появился добрый старичок, который сказал (цитирую): «У вас нет барабанов!» «У нас нет барабанов», — прохрипели они в ответ. И тогда одни барабаны стали приходить, а другие уходить, и так без конца, одни приходили, другие уходили.

Однажды, оказавшись в Шотландии на гастролях с Джонни Джентлом, группа по прозванию «Битлз» обнаружила, что музыка у нее не очень-то звучит, — оказывается, усилителей нет. И они обзавелись ими. Многие спрашивают: «Что такое «Битлз»? По­чему «Битлз»? Хм, «Битлз»… и откуда взялось такое название?» Мы вам сейчас скажем. Им было видение. В пылающем пироге явился человек и сказал: «Отныне и навсегда имя вам будет «Битлз», через «А» «Спасибо вам, Хозяин», — поблагодарили они его. А потом человек с отрезанной бородой спросил: «Вы согласны поехать в Германию (в Гамбург) и играть там для крестьян мощный рок за деньги?» И мы ответили ему, что ради денег будем играть все самое мощное на свете.

Но прежде чем уехать, надо было вырастить ударника, и мы вырастили барабанщика в Вест-Дерби в клубе под названием «Нечто вроде Касба» и то горе, которое мы вырастили, называлось Пит Бест. Мы крикнули: «Привет, Пит! Поехали в Гер­манию!» — «Поехали!» Ту-ту-у-у-у! Через несколько месяцев Питер и Пол (МакАртрей, сын Джима МакАртрея, его отца) подожгли киношку, и немецкая полиция сказала: «Ах вы, негодники, убирайтесь домой, и поджигайте там английские ки­ношки!». Ту-тууу, осталось полгруппы. Но еще раньше гестапо заграбастало моего друга малютку Джорджа Харрисона (из го­рода Спик), потому что ему было всего двенадцать лет, и он был слишком мал, чтобы голосовать в Германии; но в Англии через два месяца ему исполнилось восемнадцать, и гестаповцы ска­зали: «Теперь можешь приезжать». Между тем в деревушке под названием Ливерпуль развелось множество групп в серых костюмах, и Джим спросил: «Почему у вас нет серых костю­мов?». «Джим, нам не нравятся серые костюмы», — ответили мы. Мы поиграли немножко в клубах, а потом нам сказали: «А ну-ка езжайте в Германию!». Мы так и сделали. Ту-у-ууу! Стюарт ушел. Ту-у-ууу, ту-у-ууу – Джон (из Вултона), Джордж (из Спика), Питер и Пол – ту-у-туу! Все уехали. Спасибо за внимание от Джона и Джорджа (друзей)».


61-07-06-BD21

Последняя страница первого номера газеты.

 

Синтия: «Хотя Джон всем своим видом показывал, как ему это безразлично, его просто распирало от гордости. Впоследствии он часто посылал в «Мерси Бит» свои короткие заметки и новости о последних достижениях группы».

 

Хантер Дэвис: «Джон всегда говорил, что с детских лет хотел быть журналистом, а не музыкантом».

 

Джон: «Проблема ремесла журналиста в том, что ваш материал втискивают куда-то между всякой прочей дребеденью. Я никогда не стремился всерьез писать на какие-либо социальные темы. Я слишком зациклен на себе и слишком… эфемерен. Моя единственная цель при написании книги — сделать ее смешной. Она либо смешная, либо пустая».

 

Филипп Норман: «Первый номер «Мерси Бит» вышел тиражом пять тысяч эк­земпляров. Билл, самолично написавший почти все заметки, от­правил связки газет в двадцать восемь газетных киосков Ливерпуля. Оставшиеся газеты были распроданы в танцевальных залах, в музыкальном магазине «Хэсси» и в отделах грамплас­тинок главных магазинов города».

 

 

Билл Харри: «Весь ти­раж я распространял лично. Сначала я навестил трех крупнейших оптовиков — включая «Даблви-Эйч-Смит», — и они взяли какое-то количество экземпляров. Затем я организовал продажу на концертных площадках. Сле­дующий шаг — визиты к менеджерам музыкальных магазинов».

 

Филипп Норман: «Один из лучших контактов у Билла возник с «НЕМС», магазином электротоваров, где был отдел грампластинок, возглавляемый старшим сыном владель­ца. Его имя было Брайен Эпстайн. Он проявил живой интерес к «Мерси Бит», дав Биллу Харри заказ на дюжину экземпля­ров».

 

Билл Харри: «Когда в первую неделю июля 1961-го я зашел в магазин грампластинок «НЕМС» на Уайтчепл с экземплярами первого номера «Мерси Бит», то спросил менеджера. Встретиться со мной из своего офиса спустился щеголеватый мужчина, и я показал ему экземпляры газеты, объяснив, о чем они. Не сходя с места он заказал около дюжины экземпляров. Он был в полном неведении о существовании в Ливерпуле какой-либо музыкальной сцены, и я был первым представителем местной музыкальной сцены, кто упомянул об этом».


61-07-06-BD31

Магазин «НЕМС» в 1961 г.



Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)