17 июня 1965 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Студия Эбби-Роуд. Ринго записывает песню «Играй естественно» (Act Naturally). Затем группа записала песню «Дождись» (Wait)».
beatlesbible.com: «Студия 2 «И-Эм-Ай». Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Норман Смит».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Во время этой сессии Джордж Мартин записал струнный квартет, играющий под аккомпанемент рабочей версии песни «Вчера» (Yesterday)».
beatlesbible.com: «В этот день был записан струнный квартет и сделана новая ведущая вокальная партия Пола Маккартни. Сессия началась в 14:00 и длилась два часа. 14 июня Маккартни перезаписал свой вокал, а струнный квартет исполнил партитуру, написанную Маккартни и Джорджем Мартином».
Делиев А.П. (автор книги «Битлз – творческая биография»): «Партитура стала плодом совместных усилий Джорджа Мартина и Пола Маккартни. Струнный контрапункт идеально дополнил вокальную мелодическую линию».
Джордж Мартин: «Мы сошлись во мнении, что для этой песни нужно нечто большее, чем акустическая гитара, но барабаны сделают её слишком тяжелой. Единственное, что приходило на ум, это струнные, но Пол не был в этом уверен. Он ненавидел сентиментальность и всё, что было даже намеком на прилизанную музыку. Я предложил использовать классический струнный квартет. Ему это понравилось, но он настаивал: «Никакого вибрато, я не хочу никакого вибрато!» (прим. – вибрато – периодические изменения высоты, силы или тембра музыкального звука или пения)».
Пол: «Приглашенных музыкантов я попросил играть без их коронного вибрато. Я беспокоился, чтобы скрипки не «пересластили» эту песню».
Джордж Мартин: «Но если вы хороший скрипач, то очень трудно играть без вибрато. Пол сказал музыкантам, чего хочет, чтобы все было лаконично. Но хотя они исключили вибрато, они не смогли сыграть совсем лаконично, потому что они звучали бы как студенты.
Пол работал со мной над партитурой: здесь будет виолончель, там скрипка. Он вставил 7-ю ступень для виолончели, и ему очень хотелось, чтобы в последней секции скрипка держала очень высокую ноту. Если честно, мне это показалось скучным, но я удовлетворил его просьбу. Остальная часть аранжировки была в значительной степени моей».
Альф Бикнел: «Песню записывали в сопровождении классических музыкантов, которых пригласил Джордж [Мартин]».
beatlesbible.com: «Музыкантами были Тони Гилберт (первая скрипка), Сидни Сакс (скрипка), Кеннет Эссекс (альт) и Франсиско Габарро (виолончель)».
Пол: «В этом отношении Джордж [Мартин] был очень хорош. У него был очень хороший, профессиональный квартет, они сыграли, и мне очень понравился результат, я решил, что он потрясающий».
Джордж Мартин: «При записи «Вчера» (Yesterday) мы впервые пригласили других музыкантов и использовали другие инструменты. Это был поворотный момент, после которого «Битлз» стали отходить от стереотипа использования всего четырех инструментов и стали экспериментировать в этой области».
Пол: «Когда мы записали струнный квартет, было столь волнующим узнать, что его идея была настолько правильной, что я ходил вокруг, говоря людям об этом в течение многих недель. Его идея явно сработала, потому что песня впоследствии стала одной из наиболее часто когда-либо записываемых песен, с версиями Фрэнка Синатры, Элвиса Пресли, Рэя Чарльза, Марвина Гэя и тысячами других».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «После записи струнного квартета нужно было сделать ещё одно наложение двойного вокала Пола в конце первой мелодической вставки, чтобы продлить её последнюю высокую ноту на «вчера-аааа». Двойное наложение начинается со слов «что-то не так» (something wrong) и затем завершает мелодическую вставку. Сам Джордж Мартин настаивает на том, что в песне не использовалось двойное наложение, и что слышимый эффект был вызван тем, что во время записи вокал Пола воспроизводился квартету для прослушивания».
Джордж Мартин: «Затем мы записали струнные, пока Пол ещё раз попробовал записать вокал. Но поскольку мы не использовали наушники, звук из студийного динамика попадал в его микрофон, создавая впечатление двух голосов или двойного наложения».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Однако, поскольку оба вокальных трека слышны вместе в центре обоих стереомиксов, а не только в левом канале, где панорамируется квартет, это указывает на то, что эти два голоса не были результатом попадания вокала через студийный монитор, как утверждает Джордж Мартин».
Джордж Мартин: «Песня «Вчера» (Yesterday) была прорывом, её записали Пол и струнный квартет. Никто из Битлов не присутствовал при записи, никто не слышал её, пока мы не записали эту песню и не дали им прослушать».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «После того, как запись песни была завершена и струнный квартет покинул студию, «Битлз» приступили к записи «Играй естественно» (Act Naturally)».
beatlesbible.com: «С 16:00 до 17:30 была записана песня «Играй естественно» (Act Naturally) в стиле кантри и вестерн – вокальная партия Ринго Старра на альбоме».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Как правило «кантри энд вестерн» – это не тот музыкальный жанр, о котором вспоминают в первую очередь, когда речь заходит о музыке «Битлз». Тем не менее, этот стиль музыки всегда был очень уважаем группой. «Я слушал музыку в стиле «кантри энд вестерн» в Ливерпуле ещё до того, как стал слушать рок-н-ролл», – говорил Джон Леннон. – «До рок-н-ролла в Ливерпуле были клубы, где играли фолк, блюз и «кантри энд вестерн». Я начал подражать Хэнку Уильямсу, когда мне было пятнадцать, прежде чем я научился играть на гитаре».
Участником группы, которому особенно нравился этот стиль музыки, был Ринго Старр.
Ринго: «Раньше я любил кантри и кантри-рок».
Ларри Кейн (журналист): «Когда в 1965 году я спросил Ринго: «Что больше всего повлияло на тебя как на музыканта?», он без промедления ответил: «Ну, я с детства слушал американские кантри-песни. Думаю, всем нам нравится это звучание. Может, Джон и Пол взяли немного этого стиля в своё звучание».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В своих интервью Джон с Полом говорили о том, что некоторые из их песен были написаны под влиянием музыки кантри, в том числе «Не хочу портить эту вечеринку» (I Don’t Want To Spoil The Party), «Я – неудачник» (I’m A Loser) и даже «Всю мою любовь» (All My Loving). Кроме того, конечно же, выбор Битлами каверов на три песни Карла Перкинса также демонстрирует склонность к стилю кантри».
Джон: «Карл Перкинс был настоящим исполнителем кантри, только с более выраженным фоновым ритмом».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Когда Ринго предложили выбрать песню для их пятого британского альбома, то для него было вполне естественно выбрать что-то из этого стиля».
Ринго: «Для альбома «На помощь!» я спел песню «Играй естественно» (Act Naturally). Я нашел её на пластинке Бака Оуэнса, и сказал: «Это то, что я буду петь», и остальные согласились».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В итоге эта песня станет последней официально выпущенной кавер-версией «Битлз», за исключением короткой импровизированной песни «Мэгги Мэй», которая была включена в альбом «Пусть будет так» (Let It Be) в 1970 году.
18 февраля 1965 года, во время сессий записи саундтреков к их второму фильму, «Битлз» записали новую композицию Леннона и Маккартни, написанную специально для Ринго, а именно песню «Если у тебя проблема» (If You’ve Got Trouble). В тот день был записан только один дубль ритм-трека, но они, очевидно, сочли, что он достаточно хорош для наложений. Они записали двойное наложение вокала Ринго, бэк-вокал Джона и Пола, а также гитарное соло Джорджа.
Моно и стереосведение песни «Если у тебя проблема» (If You’ve Got Trouble) было сделано вместе с другими десятью композициями, которые претендовали на включение в фильм. Режиссер Ричард Лестер выбрал шесть из этой группы для использования в фильме. К этому времени заглавная композиция ещё не была написана. Тогда предполагалось, что отклоненные песни также появятся в британском альбоме, две из которых («Ты любишь меня слишком сильно» (You Like Me Too Much) и «Скажи мне, что ты видишь» (Tell Me What You See)) действительно будут включены в альбом. Тем не менее, сами Битлы, по-видимому, сомневались в надлежащем качестве «Если у тебя проблема» (If You’ve Got Trouble), и решили не включать эту песню в альбом».
Пол: «На некоторые песни (для Ринго) мы просто не могли воодушевиться. Должен признать, что до последнего времени мы не относились к песням Ринго так же серьезно, как к своим собственным. Это не очень любезно по отношению к нему, но так оно и было. Я думаю, что мы с Джоном тогда сосредоточились на том, чтобы делать «стоящие записи», но поскольку у других парней было много своих поклонников, то писали песни и для них».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «15 июня 1965 года они всё ещё записывали треки, чтобы заполнить вторую сторону британского альбома. К этому времени стало понятно, что им по-прежнему не хватает материала. В связи с этим звукоинженер Норман Смит даже предложил песню собственного сочинения, и Битлы приняли его предложение. Однако 17 июня они подошли к Норману с плохой вестью».
Норман Смит: «Пол с Джоном подошли ко мне в студии и сказали: «Слушай, нам определенно нравится твоя песня, но мы поняли, что у Ринго нет вокала на этом альбоме, а он должен у него быть. Мы запишем твою песню в другой раз, хорошо?» Но к следующему альбому они так сильно продвинулись, что мою песню больше так и не рассматривали».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Поскольку у них, несомненно, не было времени написать ещё одну песню для Ринго, они спросили его, что он хотел бы спеть, и получил ответ: «Играй естественно» (Act Naturally). Это решение, вероятно, было принято за день до того, как они сообщили Норману Смиту плохую новость, так как они планировали записать выбранную Ринго песню в тот день, когда они ему сообщили».
beatlesbible.com: «Было записано 13 дублей ритм-трека, после чего Старр сделал наложение своего вокала, а также было сделано наложение гармоний Маккартни».
Из дневника Альфа Бикнела: «Сегодня записывали Риччи с песней «Играй естественно» (Act Naturally). Записывали опять долго, потому что ребята в последнее время тратят довольно много времени на каждую песню».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Им пришлось записать тринадцать дублей ритм-трека, пока они остались довольны. Джордж играл на акустической гитаре, Пол на басу и Ринго на барабанах.
На 13 дубль они сделали наложения вокала Ринго, бэк-вокала Пола, две партии соло-гитары Джорджа (временами дублировались) и ещё два наложения Ринго: басовый барабан в конце мелодических вставок и ритм палочками по внешнему ободу барабана.
И хотя Джон вполне мог играть на акустической ритм-гитаре в этой песне, Марк Льюисон, который получил доступ ко всем записям студии, несомненно, просмотрел оригинальную кассетную коробку этого дня, настаивает на том, что именно Джордж играл в ритм-треке на акустической гитаре. Поэтому вполне вероятно, что Джон вообще не присутствовал на этой сессии, поскольку запись струнного квартета была единственным другим событием в расписании того дня. Тем не менее, в этот день он присутствовал на вечерней сессии, его вокал и гитара присутствуют в песне «Дождись» (Wait).
Несмотря на то, что «Битлз» тщательно подобрали аранжировку, соответствующую оригинальной версии Бака Оуэнса, вплоть до ключа (соль мажор), бэк-вокал в мелодических вставках и характерная дробь ударных на протяжении всей песни внесли в песню заметные различия и битловский характер. Например, нисходящая гитарная фраза, которая слышна во вступлении, заключении и дважды в мелодической вставке, в оригинале слышна только один раз. Версия Бака содержит гармоничный вокал в названии песни во втором куплете, в то время как «Битлз» решили его опустить. Кроме того, заключительный куплет оригинала исполняется Баком в основном соло, чтобы подчеркнуть его одиночество по отношению к лирическому содержанию, в то время как в аранжировке «Битлз» здесь присоединяется Пол для усиления финала.
Что касается версии «Битлз», первое, что мы слышим – это нисходящая гитарная фраза Джорджа, записанная с двойным наложением, которая слышится перед сильной долей, во время которой вступает остальная часть группы. Это четырехтактное вступление с третьего такта устанавливает соль мажор в качестве основного ключа. Великолепно исполненные гитарные фразы Джорджа в этих тактах, записанные с двойным наложением, придают песне изысканность, нейтрализуя ту шершавость, которая появляется немного позже.
Первый шестнадцатитактный куплет начинается сразу с вокала Ринго, который солирует на протяжении всего куплета. По своему обыкновению, Джордж вставляет гитарные партии между вокальными фразами, при этом иногда, как в восьмом такте, слышно двойное наложение гитары. Хотя подача Ринго не идеальна, его вокал в первом куплете обаятелен вплоть до четырнадцатого такта, где проявляется его провинциальное произношение «играй естееейственно» (act nyaaaturally). Группа заканчивает куплет на шестнадцатом такте очень плотным звучанием, превращая оригинальную аранжировку стиля кантри в очередную «битловскую сбивку», которая используется ими на протяжении всей их карьеры, начиная с «Люби же меня» (Love Me Do).
Затем появляется мелодическая вставка из шестнадцати тактов, в которую добавляются гармонии Пола. Джордж продолжает вставлять гитарные партии между вокальными фразами, снова с двойным наложением в восьмом такте. Его акустическая гитара также проявляет себя в ритм-треке непосредственно перед тринадцатым тактом, чтобы подчеркнуть аккорд «ля» и заключительную строчку, «потому что я так хорошо могу сыграть эту роль» (’cause I can play the part so well). Также здесь звучит ритм большого барабана Ринго, который помогает создать этот акцентированный эффект.
Затем начинается второй куплет, который по структуре идентичен первому. Джордж продолжает свои восхитительные гитарные риффы, но у Ринго начали проявляться легкие признаки колебания голоса, его повторение названия песни звучит чересчур грубо.
Мелодическая вставка в конце второго куплета оставляет место для записанного с двойным наложением нисходящего риффа Джорджа, как это слышно во вступлении, но на этот раз его низкая нота «ми» сбивается на «ре», чтобы сыграть нисходящий рифф на октаву ниже, чем это было во вступлении. Эта сольная часть песни состоит из восьми тактов и, по сути, является двукратным повторением вступления, за исключением того, что играется на октаву ниже.
Затем звучит третий куплет, в котором тон Ринго немного колеблется, что особенно заметно в первой строчке «сцена о человеке» (a scene about a man). Следующая повторная мелодическая вставка демонстрирует небольшое замедление фразировки Ринго, заставляя наложенные гармонические линии Пола отклониться, чтобы имитировать то, что Ринго ранее пел, что подтверждается строкой «будь большой звездой» (be a big star). Последние четыре такта ещё раз подчеркиваются акустической гитарой и наложенными ударами басового барабана с добавленным элементом Джорджа, доходящего до аккорда «ля» его электрогитары, записанной с наложением.
Повтор второго куплета используется как последний куплет песни с некоторой особенностью, заключающейся в том, что Пол поет здесь гармоничный вокал как в мелодических вставках. Похоже, что Пол сначала забыл вовремя вступить, так как он пропускает первые три слова и, наконец, вступает: «иди и посмотри» (you come and see).
Завершает песню краткое заключение, которое представляет собой повторение сольной части, разделенной пополам. Джордж снова играет на двух дорожках и играет в нижней октаве. Песня внезапно останавливается на сильной доле четвертого такта, и инструменты звучат, а акустическая гитара Джорджа издает ослепительный перебор ладов.
Эта песня была выбрана, возможно, из-за основной роли Ринго в сюжете их только что законченного второго фильма. Вокальная работа Ринго производит впечатление милого простака, который теперь стал большой голливудской кинозвездой в сознании своих юных фанатов. Его барабанные партии и наложения звучат с энтузиазмом, как бы подчеркивая, что остальные его товарищи полностью согласны с его выбором песни.
Заслуживает упоминания Джордж Харрисон из-за его выдающихся гитарных риффов в стиле кантри, что, несомненно, является самым большим инструментальным вкладом в создание этого неотразимого трека «Битлз». Басовая партия Пола в стиле «духового инструмента» прекрасно вписывается в композицию так же, как и его гармоничный вокал.
Текст песни Джонни Рассела прост и лаконичен, но он восхитительно передает настроение. Его «грустное и одинокое» существование саркастически объясняется его бывшей возлюбленной на примере того, как он стал «большой звездой» Голливуда. В то время как большинство актеров должны учить свои роли и упорно тренироваться, чтобы убедительно изобразить горе, всё, что ему нужно сделать, это «играть естественно», потому что это то, что она принесла ему. Он даже предсказывает, что «получит Оскар» за роль «попрошайки на согнутых коленях». В довершение всего его премия «Оскар» будет получена им без каких-либо «репетиций»! Поэтому, чтобы вызвать у этой женщины жалость, он просит её «прийти и посмотреть» этот фильм, чтобы она могла сама увидеть «самого большого глупца, который когда-либо достиг вершины». Это остроумное выражение жалости к самому себе в сочетании с шумным кантри-ритмом в мажорной тональности вызывает у слушателя желание стать жилеткой, в которую можно поплакаться, и сочувствие, которое просто неотразимо».
They’re gonna put me in the movies, Они собираются снимать меня в кино,
They gonna make a big star out of me, Они сделают из меня большую звезду,
We’ll make a film about a man who’s sad and lonely, Снимем фильм о человеке, который грустит и одинок,
And all I gotta do is act naturally. И всё, что мне нужно сделать, это играть естественно.
Well I bet you I’m gonna be a big star, Бьюсь об заклад, я стану большой звездой,
Might win an Oscar, you can never tell. Может получу «Оскар», тут не скажешь наперед.
The movies gonna make me a big star, Фильм сделает меня большой звездой,
‘Cos I can play the part so well. Потому что я так хорошо могу сыграть эту роль.
Well I hope you’ll come and see in the movies, Что ж, я надеюсь, ты придешь посмотреть этот фильм,
Then I’ll know that you will plainly see, Тогда я буду знать, что ты отчетливо увидишь,
The biggest fool that ever hit the big time, Самого большого глупца, когда-либо ставшего звездой,
And all I gotta do is act naturally. И всё, что мне нужно делать, это играть естественно.
We’ll make the scene about a man who’s sad and lonely, Мы снимем сцену о человеке, который грустит и одинок,
And beggin’ down upon his bended knee. И умоляет, преклонив колено.
I’ll play the part but I won’t need rehearsin’ Я сыграю эту роль, но мне не нужно её репетировать,
All I have to do is act naturally. Всё, что мне нужно делать, это играть естественно.
beatlesbible.com: «С 19:00 до 21:30 была записана песня «Дождись» (Wait), которую они собирались использовать в альбоме «На помощь!» (Help!). Однако выйдет она только на альбоме «Резиновая душа» (Rubber Soul)».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Альбом «На помощь!» был записан в течение чуть более четырех месяцев, с 15 февраля по 17 июня 1965 года».
Джордж Мартин: «Когда начинается работа в студии, обычно я сильно нервничаю. Время от времени я задаюсь вопросом, смогут ли они выдержать этот темп, но раз за разом они это делают! В студии они невероятно работоспособны. Но я не имею в виду, что они смертельно серьезные и мрачные, я хочу сказать, что они всегда полны веселья».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В результате этих веселых сессий в общей сложности было написано восемнадцать песен, четырнадцать из которых вошли в альбом, при этом три сингла заняли верхнюю строчку хит-парада в США: «На помощь!» (Help!), «Билет на поездку» (Ticket to Ride) и «Вчера» (Yesterday). Хотя до этого момента в запасе было не так много свободных песен, четыре оставшихся трека, записанные за эти месяцы, по той или иной причине были признаны недостаточно хорошими для размещения их в альбоме.
Кавер-версия песни Ларри Уильямса «Плохой мальчик» (Bad Boy) была одной из них (записана 10 мая), хотя она довольно быстро была включена в американский альбом «Битлз VI» и в конечном итоге попала в британский сборник «Коллекция Битлз старых…» (A Collection Of Beatles Oldies…) в декабре 1966 года. Две других песни, «Это многое значит» (That Means A Lot) и «Если у тебя проблема» (If You’ve Got Trouble), вообще не считались подходящими для выпуска в то время, и официально не увидели свет до альбома «Антология 2» 1996 года.
Четвертая песня, хотя поначалу считалась недостойной выпуска, была первой, которую извлекли, отряхнули и улучшили, когда потребовалась четырнадцатая песня для их следующего альбома «Резиновая душа» (Rubber Soul). Это была песня «Дождись» (Wait), которой пришлось подождать четыре месяца, прежде чем она была представлена на этом альбоме в декабре 1965 года. Поскольку её посчитали весьма подходящей для этого альбома, никто в то время и не подозревал, что это была песня, которая несколько месяцев назад не вошла в альбом. И, как многие согласятся, альбом «Резиновая душа» без неё не был бы таким, какой он есть.
С 23 февраля по 9 марта 1965 года «Битлз» снимались на Багамах в Нью-Провиденс. Именно в это время и была написана песня «Дождись» (Wait)».
Бэрри Майлз (автор книги «Через много лет»): «Всякий раз, когда у них был выходной после съемок или было время между дублями, Битлы проводили время в доме на берегу».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Согласно документам, во время их пребывания на Багамах у них не было ни одного выходного дня. Скорее всего, именно отдыхая в доме, Пол начал писать эту песню в компании актера Брэндона де Уайлда. Брэндон, ставший актером будучи ещё ребенком (снялся в фильме «Шейн» в 1953 году в возрасте одиннадцати лет), в то время был увлечен наркотиками, и для него было вполне естественно иметь склонность к общению с Битлами, которые, по общему признанию, во время съемок в своём втором фильме довольно часто употребляли марихуану».
Пол: «Он [Брэндон де Уайлд] был хорошим парнем, который восхищался тем, что мы делали. Он был что-то вроде актера из «Банды сорванцов» (прим. – нарицательное имя группы молодых актеров). Мы бесконечно болтали с ним, и я, кажется, припоминаю, как писал рядом с ним песню «Дождись» (Wait) – ему было интересно посмотреть, как это делается».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Помня о том, что им нужно сочинить несколько песен, чтобы заполнить оставшуюся часть предстоящего альбома саундтреков после окончании съемок фильма, эта песня, несомненно, рассматривалась для заполнения этой квоты.
Хотя большинство исследователей творчества группы на протяжении нескольких десятилетий предполагали и даже настаивали на том, что песня «Дождись» (Wait) в первую очередь была написана Джоном Ленноном, поскольку сами Битлы в своих интервью никак не затрагивали эту песню, то когда сам Пол, наконец, в 1997 году в книге «Много лет спустя» написал об этом, то это произвело впечатление. Он заявил: «Я думаю, это была моя песня. Я не помню, чтобы Джон слишком много работал над ней, хотя мог бы».
Поскольку было установлено, что песня «Дождись» (Wait) в первую очередь, если не полностью, была написана Полом, текст, похоже, повествует о его скором возвращении к Джейн Эшер после завершения съемок фильма. Хотя обстоятельства реальной жизни этому соответствуют, это всего лишь предположение, поскольку никогда ничем не подтверждалось как таковое».
It’s been a long time Прошло немало времени
Now I’m coming back home Теперь я возвращаюсь домой
I’ve been away now Я был вдалеке
Oh how I’ve been alone О, как я был одинок
Wait till I come back to your side Дождись, и я вернусь к тебе
We’ll forget the tears we’ve cried Мы забудем наши выплаканные слезы
But if your heart breaks Но если твоё сердце разбито
Don’t wait, turn me away Не жди, оставь меня
And if your heart’s strong А если твои чувства сильны
Hold on, I won’t delay То жди, я не задержусь
Wait till I come back to your side Дождись, и я вернусь к тебе
We’ll forget the tears we’ve cried Мы забудем наши выплаканные слезы
I feel as though Мне кажется
You ought to know Ты должна знать
That I’ve been good Что я был верным
As good as I can be Настолько, насколько это было возможно
And if you do И если ты сделаешь это
I’ll trust in you Я буду тебе верить
And know that you И знать, что ты
Will wait for me Будешь меня ждать
It’s been a long time Прошло немало времени
Now I’m coming back home Теперь я возвращаюсь домой
I’ve been away now Я был вдалеке
Oh how I’ve been alone О, как я был одинок
Wait till I come back to your side Дождись, и я вернусь к тебе
We’ll forget the tears we’ve cried Мы забудем наши выплаканные слезы
I feel as though Мне кажется
You ought to know Ты должна знать
That I’ve been good Что я был верным
As good as I can be Настолько, насколько это было возможно
And if you do И если ты сделаешь это
I’ll trust in you Я буду тебе верить
And know that you И знать, что ты
Will wait for me Будешь меня ждать
It’s been a long time Прошло немало времени
Now I’m coming back home Теперь я возвращаюсь домой
I’ve been away now Я был вдалеке
Oh how I’ve been alone О, как я был одинок
Wait till I come back to your side Дождись, и я вернусь к тебе
We’ll forget the tears we’ve cried Мы забудем наши выплаканные слезы
It’s been a long time Прошло немало времени
Now I’m coming back home Теперь я возвращаюсь домой
I’ve been away now Я был вдалеке
Oh how I’ve been alone О, как я был одинок
Йен Макдональд (автор книги «Переворот в сознании»): «Слова песни, которые принято считать выходящими за рамки обычного набора фраз, вместе с тем определенно надуманны: последовательность героически-романтических клише, в которые, похоже, сами авторы не особо и верили».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Возможно достаточно простой и неискушенный текст песни заставляет многих думать, что она не к месту на альбоме «Резиновая душа» (Rubber Soul). Тем не менее, если учитывать то, что песня была отклонена от включения её в альбом «На помощь!» и была воскрешена только для того, чтобы заполнить последний трек на новом альбоме, то можно легко понять, что она просто относится к старому стилю песен Леннона-Маккартни.
Текст рассказывает простую историю о том, что тот, от лица которого идет повествование, «долгое время находился вдали от своей девушки», а теперь «возвращается домой». Хотя она плакала во время его отсутствия, всё, что ей нужно сделать, это «дождаться» его возвращения, потому что тогда они оба «забудут выплаканные слезы».
Быть верным не просто, но он её успокаивает, говоря: «Ты должна знать, что я был верным настолько, насколько это было возможно». Затем он говорит, что ожидает от неё того же: «Я буду тебе верить и знать, что ты будешь меня ждать». Интересна строчка: «Но если твоё сердце разбито, не жди, оставь меня». Звучит так, будто он говорит, что примет потерю, если она решит уйти к кому-нибудь из-за того, что он слишком долго отсутствовал. Он понимает это, надеясь, что её «чувства достаточно сильны», чтобы «дождаться его», пока он не вернется».
beatlesbible.com: «В этот день они записали гитары, бас, ударные и вокал Леннона и Маккартни».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «После непродолжительной репетиции они исполнили четыре дубля ритм-трека. Лучшим был признан «дубль четыре». Ритм-трек состоял из Джона на электрической ритм-гитаре, Джорджа на соло-гитаре, сыгранной через педаль уровня громкости (как и в песнях «Ты нужна мне» (I Need You) и «Да, это так» (Yes It Is), записанных 17 февраля), Ринго на барабанах и Пола на басу. Бас-гитара Пола была записана на отдельную дорожку, чтобы при необходимости её можно было панорамировать отдельно во время сведения.
После того, как это было сделано, Джон с Полом перезаписали свой вокал.
Хотя первым в песне звучит голос Джона, очевидно, что это было сделано для того, чтобы Пол мог более комфортно исполнять свою вокальную партию в более высокой тональности в куплетах и припевах. Также следует отметить то, что Пол солирует, когда нет гармонии, что происходит во время обоих мелодических вставках. Единственный раз, когда Джон поет соло на этом треке, – это вставка в куплетах таких фраз, как: «Это было…» (It’s been a…) и «Я был…» (I’ve been a…).
Структура песни представляет собой формулу: куплет / припев / куплет / припев / мелодическая вставка / куплет / припев / мелодическая вставка / куплет / припев / куплет. Из-за повторения первого куплета не потребовалось никакого вступления или соло.
Первый куплет, с необычный для него длиной в шесть тактов, начинается буквально из воздуха с того, что Джон поет вступительную строку «Прошло немало…» (It’s been a…) а капелла перед тем, как фактически начинается сильная доля первого такта. Когда звучит сильная доля, Пол тут же присоединяется к более высокой гармонии и бас-гитаре вместе с аккордами гитары педали громкости Джорджа и ударами большого барабана Ринго и игре в купольной зоне райд-тарелки. Интересно, что все упомянутые элементы слышны в основном в строгом синкопированном ритме в сочетании со словами «немало времени, теперь я» (long time, now I’m). Несмотря на то, что последняя из трех фраз включает ещё три слога «возвращаюсь домой» (coming back home), все эти элементы продолжают воспроизводить синкопированный ритм. Единственный ингредиент, который не следует этому шаблону – это тамбурин, который заполняет пробелы двумя долями бита на фразу.
Вторая половина первого куплета является мелодическим повтором первой половины, но с некоторыми отличиями в аранжировке. Ринго начинает играть обычный рок-бит 4/4 на барабанах с хай-хэтом, в то время как вступают маракасы с устойчивым ритмом 4/4. Эти различия не только позволяют аранжировке избежать монотонности, но и вызывают ощущение некоторого предвкушения кульминации, которая должна проявиться в предстоящем припеве. Куплет заканчивается звенящим открытым хай-хэтом Ринго, после чего следует дробь тома, предвещающим кульминацию.
Припев, который содержит в песне самую высокую вокальную партию, имеет очень необычную длину в пять тактов. Маракасы исчезают, но их место занимает бубен, звучащий в ровном ритме 4/4, в то время как барабаны Ринго на ритм-треке перемещают рок-бит от хай-хэта к райд-тарелке.
Во время куплета игра Джорджа, использующего педаль громкости, различается в разных паттернах: один в левом канале из оригинального ритм-трека (записан 17 июня), а другой – в правом канале (записан 12 ноября). Во время этого куплета впервые звучит гитара Джона, но только в левом канале, как это записано на оригинальном ритм-треке.
На пятом и последнем такте припева, который возвращает песню к исходной тональности, большинство инструментов резко останавливается (сразу после слова «сзезы» (cried). Один из инструментов, который продолжает играть, как будто не осознавая, что все остановились, это тамбурин. Ринго продолжает ещё четыре бита, чтобы заполнить тишину перед началом следующего куплета. Очевидно, это не было ошибкой, поскольку тот же прием повторяется позже в песне.
Затем звучит второй куплет и припев, в которых повторяются те же инструменты и аранжировка, за исключением того, что на этот раз все инструменты продолжают играть во время последнего такта второго припева.
После того, как Джордж заканчивает второй припев тремя нажатиями на педаль громкости, звучит первая мелодическая вставка из восьми тактов. Ринго продолжает рок-бит, который он играл во время припева, в то время как Пол солирует один (вокал с двойным наложением). И левый, и правый каналы содержат фрагменты ритм-гитары Джона (левый канал) и Джорджа (правый канал). Исходный ритм-трек содержит довольно нескладную работу Джорджа с педалью громкости, которая появляется немного позже в третьем и четвертом тактах. Кроме того, тамбурин продолжает звучать с той же энергией, что и в предыдущем припеве. Однако в восьмом такте мы видим, что группа добавила ещё одну «паузу» в такт «будешь меня ждать» (will wait for me) с единственным инструментом, который всё ещё слышен. Это гитара с педалью громкости Джорджа, которая, фактически, является двумя гитарными партиями, по одной в каждом канале, сыгранными одинаково.
Затем звучит повтор первого куплета с теми же самыми инструментами, что и раньше. После этого повторяется припев с тем же окончанием, что и во второй раз. Потом следует повторение мелодической вставки, но его звучание отличается от того, как Ринго играл на барабанах в ритм-треке. В этот раз на протяжении первых семи тактов он концентрируется исключительно на малом барабане, играя восьмые ноты разной громкости и интенсивности. Затем он внезапно останавливается в восьмом такте, чтобы имитировать аранжировку первой мелодической вставки. Интересно, не пропустил ли он случайно свою реплику в первый раз, когда играли мелодическую вставку, а затем вспомнил аранжировку во второй раз. Возможно, он только что изучил эту аранжировку, и, как, например, видно из ранних дублей песни «Нет ответа» (No Reply), как это можно услышать в «Анталогии 1», он, возможно, ещё не запомнил её, и они её пропустили. Или, может быть, это было сделано намеренно, чтобы добавить некоторые вариации. Просто мысли.
После этого повторяется второй куплет с теми же инструментами, хотя аккорд педали громкости Джорджа, который должен был начать пятый такт, звучит заметно раньше, фактически, в последние моменты четвертого такта. Интересный дополнительный элемент присутствует в последних четырех тактах, где Пол накладывает дополнительную гармонию, начиная со слов «чувства сильны» (heart’s strong).
Затем начинается четвертый и последний припев, который заканчивается точно так же, как первый, со «сбивкой» и затуханием бубна в финальном такте.
В завершение песни первый куплет звучит в третий раз, а аранжировка первых трех тактов идентична звучанию на протяжении всей песни. Однако последние три такта во многом отличаются. Во-первых, четвертый и пятый такты показывают, что гитара Джорджа полностью выпадает, в то время как Пол снова добавляет гармонию, на этот раз на слова «вдалеке, о, как» (away now, oh how). Затем последний такт резко замедляется, чтобы подчеркнуть гармонию трех частей в словах «Я был одинок» (I’ve been alone). Единственные инструменты, которые можно услышать в этот момент – это тарелка Ринго и одна басовая нота Пола. Затем слышен финальный аккорд: громкий звук бас-гитары, едва различимая барабанная дробь Ринго и гитарный риф Джорджа, записанный с двойным наложением с использованием нисходящей педали громкости в обоих каналах стереомикса. Добавьте к этому неистовые сотрясения бубна и маракасов, и вы получите печальное завершение оптимистичной песни.
Пол основной исполнитель в песне. Его потрясающая басовая партия и основной вокал, естественно, задают тон. Джон исполняет вокал во время куплетов, а также исполняет партии электрогитары в ритм-треке. Джордж демонстрирует всё больший опыт в работе с педалью громкости, хотя это, по всей видимости, последний трек «Битлз», на которой она использовалась.
Довольно хорошо показал себя Ринго. Его замысловатые изменения в паттернах, наряду с его падающими барабанами, открывающими припевы, демонстрируют его очевидный энтузиазм во время записи. Его тамбурин и маракасы, микшированные достаточно высоко для релиза, делают весьма заметным его вклад в песню».
Сессия закончилась на полчаса раньше запланированного времени, так как было решено, что альбом готов».
Йен Макдональд (автор книги «Переворот в сознании»): «С записью композиции «Дождись» (Wait), явившейся первой песней, написанной в равноправном соавторстве Ленноном и Маккартни, со времени записи «Крошка в черном» (Baby’s In Black), «Битлз» заканчивают студийную работу над альбомом (прим. – сам Маккартни утверждает, что он один написал песню). Песня, однако, по странной причине, не попадет на пластинку. Хоть и не шедевр, трек был явно сильнее, чем другие, которые были включены в альбом. Пять месяцев спустя, во время финальных сессий записи альбома «Резиновая душа» (Rubber Soul), к этому треку вернутся и, оживив звучание дополнительной партией ударных, поместят на вторую сторону этого альбома.
В музыкальном отношении композиция «Дождись» (Wait) определенно указывает на переходный период, в котором находились тогда Леннон и Маккартни, которые, сознательно забрасывая удочки в поисках нового творческого направления, четко знали, что это то, что им понадобится во второй половине 1965 года. Трек, который явился с одной стороны наполнителем, а с другой стороны экспериментом, содержал в себе гипотетически предположительное качество, которое не позволяло до конца сформировать о нём позитивное мнение».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Вероятно, что после того, как Битлы покинули студию, было сделано моносведение песни «Вчера» (Yesterday). Сведение остальных песен альбома будет сделано 18 июня».
beatlesbible.com: «После завершения записи было сделано моносведение песни «Вчера» (Yesterday)».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В конце этой сессии в контрольной комнате Джорджем Мартином и звукоинженерами Норманом Смитом и Филом Макдональдом было сделано два моносведения песни «Вчера» (Yesterday), из которых второй микс уникален в нескольких отношениях. Во-первых, наложенный вокал в первой мелодической вставке имеет заметное количество дополнительной реверберации, которая выделяется по сравнению с остальным вокалом, который почти лишен какой-либо реверберации. Кроме того, квартет не затухает в конце, поэтому мы можем слышать полное исполнение скрипок как финальный момент песни».
Джордж Мартин: «Для песни «Вчера» (Yesterday) я написал партитуру. Это было просто, на самом деле. Полу очень понравилось. Это было огромным отходом от того, что было изначально.
Добавление струнных привнесло в песню драму и напряжение. Они подняли песню в другое место в сердце, не так ли? Мой подход был в значительной степени под влиянием Бернарда Херрмана (прим. – американский кинокомпозитор) и его музыки к фильму «Психо». Он сумел сделать звук скрипки более жестким. Это вдохновило меня на то, чтобы струнные играли короткие ноты более сильно, внося в песню хороший ударный момент.
Мы с «Битлз» были единомышленникам. Мы всегда хотели попробовать что-то новое. Битлы постоянно приходили ко мне с вопросом: «Что ты можешь предложить? Какие ты знаешь инструменты из тех, что мы могли бы использовать? Есть какие-то идеи?» Их любознательность подтолкнула нас на новую территорию. Они с энтузиазмом принимали новые идеи. Они были очень любопытными и хотели смотреть дальше.
Песня «Вчера» (Yesterday) стала началом рок-классических экспериментов в студии. Мы, конечно, никогда ничего подобного не делали до этого времени. Когда вы слушаете «Вчера», то можете услышать ценностную значимость классического компонента».
Пол: «Она стала моей самой удачной песней. Поразительно, что она явилась ко мне во сне. Вот почему я не утверждаю, будто знаю что-то; думаю, музыка – это нечто мистическое. Бывает, люди говорят: «Я лишь проводник идей, которые приходят ко мне свыше». Что ж, тем, кому приходят такие идеи, чертовски везет».
Джордж Мартин: «Джон послушал, и в том месте, где виолончель звучит по блюзовому, зааплодировал, сказав, что это грандиозно».
Альф Бикнел: «Думаю, что всем девушкам песня придется по вкусу, так же, как и Джейн».
Джоффри Эллис (друг Брайена Эпстайна): «Я хорошо помню одну встречу с Брайеном, не знаю, была ли это деловая встреча или просто дружеская. По-моему, это было ранним вечером у него дома. Он был под большим впечатлением от новой песни, которую они только что записали. Помню ещё, с нами был бухгалтер. Нас было трое, Брайен, бухгалтер и я. Он сказал: «Вы должны это услышать». И это была песня «Вчера» (Yesterday). Так что я оказался одним из первых, кто когда-либо её услышал. Тогда я и понятия не имел, что это будет самой исполняемой песней».
Джон Робертсон (автор книги «Полный путеводитель по музыке Битлз»): «В 1965 году композиция вызвала споры, особенно после того, как прессе сообщили, что Пол записал её без помощи других членов группы. Американские журналы сочли её сольной записью Маккартни, и когда она возглавила хит-парад синглов в США, начались спекуляции по поводу скорого ухода Пола из группы.
В качестве сингла, песня «Вчера» (Yesterday) выйдет в Америке 13 сентября 1965 года, и четыре недели будет занимать верхнюю строчку хит-парада. Эту песню исполнят две с половиной тысячи певцов, включая Фрэнка Синатру, Лоу Ролза, Рея Чарльза, а также другие, менее популярные, например, калифорнийский дуэт Жан и Дин, что сделает песню самой исполняемой в истории поп-музыки».
Пол: «Помню, тогда Миг Джаггер говорил: «Я надеюсь, что когда-нибудь смогу петь так же». В то время он просто не смог бы петь так. Позже голос Мига стал более богатым. Мне лично нравятся баллады, и я знаю, что они нравятся многим людям.
Из дневника Альфа Бикнела: «Вечер прошел в клубах».