Продолжение записи композиции While My Guitar Gently Weeps

5 сентября 1968 г.

 

Труди Ниман (поклонница): «5 сентября мы поехали в Уэйбридж к Ричи. Нам ответила Мо (прим. – Морин). Джей спросила: “Можем ли мы увидеть Ринго?”, и Мо ответила: “У нас гости, и он очень занят”. Я спросила, можно ли ему передать буклет “Волшебное таинственное путешествие” и попросить его подписать. Я спросила её, подпишет ли она, но она ответила, что никогда ничего не подписывает. Я спросила, могу ли я её сфотографировать, но она ответила, что никогда не позирует для фотографий. Она ушла с нашими буклетами и вернулась обратно. Ричи написал “С любовью, Ринго Старр”. Я спросила, когда Ричи освободится, и она ответила: “Через пару минут он уедет на работу”. Я спросила, могу ли я вернуться завтра, и она ответила “да”. Я подарила ей вазу».

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Продолжение записи композиции “Пока моя гитара нежно плачет” (While My Guitar Gently Weeps)».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В этот день Джордж Харрисон пригласил в студию Эрика Клэптона, когда подвозил его из Суррея в Лондон. Несмотря на первоначальную настороженность Клэптона по поводу его участия в записи песни “Битлз”, Харрисон убедил его, что всё будет хорошо».

 

Джордж: «Мы пытались записать “Пока моя гитара нежно плачет”, но Пол с Джоном уже настолько привыкли просто штамповать свои мелодии, что временами было очень трудно серьёзно подойти к делу, чтобы записать одну из моих. Ничего не вышло. Они не восприняли её всерьёз, и я не думаю, что они вообще старались её сыграть, поэтому в тот вечер я вернулся домой с мыслью: “Обидно”, потому что понимал, что песня очень даже ничего».

 

Джон: «Он [Джордж] работал с двумя блес­тящими сочинителями песен и многому у нас научился».

 

Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Многое из того, что Джордж писал до этого времени, было ужасно скучно. Иног­да возникает впечатление, будто мы не давали ему творческого простора. Не думаю, что это было так, возможно, мы просто недостаточно его поддерживали».

 

Джордж: «Мы ехали с Эриком Клэптоном в Лондон, и я спросил: “Что ты делаешь сегодня? Может придёшь к нам в студию, сыграешь для меня эту песню?” Он ответил: “О, нет, я не могу этого сделать. Никто никогда не играл на записях ‘Битлз’, и остальным это не понравится”. Я возразил: “Послушай, это моя песня, и я бы хотел, чтобы ты на ней сыграл”. Эрик нервничал: “Нет, что они скажут?” А я ответил: “К черту их, это моя песня. Просто приходи и сыграй, тогда я смогу петь и играть на акустической гитаре”.  И он согласился».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «19:00-2:00. Студия 2 “И-Эм-Ай”, Эбби-Роуд. Звукоинженер: Кен Скотт; помощник звукоинженера: Джон Смит. На этой сессии продюсера не было, так как Джордж Мартин находился в отпуске.

Во время этой сессии группа работала над двумя отдельными версиями композиции “Пока моя гитара нежно плачет”: наложениями на первую версию и записью новой версии, которая в итоге выйдет на альбоме.

В начале сессии Джордж Харрисон записал два отдельных вокальных трека, после чего с остальными участниками группы записал наложения: маракасы, барабаны и соло-гитару. Однако, прослушав запись, Харрисон решил, что нужно всё начать заново».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Поскольку в распоряжении группы теперь было восемь дорожек вместо четырёх, у них появилась тенденция записывать больше наложений, чем это было необходимо, тем самым они настолько перегрузили песню, что она начала звучать несколько грязно».

 

Брайан Гибсон (инженер-техник “И-Эм-Ай”): «Была одна песня, я не могу вспомнить название, в которую они добавили так много инструментов, что барабаны стали звучать неразборчиво, поэтому они перезаписали Ринго, который сыграл на стуле, красном пластиковом стуле Эбби-Роуд. Он стучал барабанными палочками по сидению, чтобы подчеркнуть ритм малого барабана, потому что они его заглушили».

 

Майк Шиди (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «Использование восьмидорожечного магнитофона в студии ещё не было отработано. Если инженер записи забывал отключить звук на выходе аппарата, когда перематывал назад плёнку с записью, лента проходила мимо головок и шум перемотки шёл прямо в наушники Битлов, почти срывая им головы. Понятно, что они очень обеспокоились по этому поводу, потому что это может сбить с толку».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Песню начали записывать заново. Ринго играл на барабанах (первая дорожка), Джон на гитаре (вторая дорожка), Пол чередовал фортепиано и орган (третья дорожка), Джордж играл на акустической гитаре и исполнял ведущий вокал, а Пол вокал второго плана (четвёртая дорожка).

Когда в студию прибыл Эрик, он занял место Джона на второй дорожке с соло-гитарой. Эрик играл на большинстве этих дублей».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После этого группа записала 28 дублей нового ритм-трека, заполнив три восьмидорожечные бобины (дубли 17–44). Дубль 25 был признан лучшим, он включал ведущий вокал и акустическую гитару Джорджа Харрисона, электроорган Джона Леннона, фортепиано Пола Маккартни, барабаны Ринго Старра и электрогитару Эрика Клэптона. Клэптон играл во всех дублях, используя гитару “Гибсон Лес Пол”, которую он месяцем ранее подарил Харрисону».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «В августе Джордж Харрисон приобрел гитару с уникальной историей, знаменитую “Гибсон Лес Пол”, известную как “Люси”. Первое упоминание о новом пополнении в коллекции гитар появилось в журнале поклонников “Битлз” в колонке Мэла Эванса».

 

Мэл Эванс: «Песня “Невиновен” (Not Guilty) – одна из двух записей августа, которые вы не услышите на альбоме, потому что в последнюю минуту они были заменены более свежими номерами. На этой записи Джордж впервые использовал “Люси” – фантастическую гитару “Гибсон”, которую Эрик Клэптон подарил ему в начале августа (прим. – на самом деле 15 июня в Нью-Йорке)».

 

 

 

 

Сергей Тынку (основатель и главный редактор журнала “GuitarZ Magazine”): «Этот легендарный “Лес Пол” в оригинале был моделью “Голд Топ” 1957 года. Однако к Эрику Клэптону он попал уже перекрашенным в этот необычный цвет. Вообще для гитар “Лес Пол”, которые в оригинале были закрашены так, что рисунка древесины не было видно, было вполне обычным делом, что верхние два куска клёна на корпусе соединяются не симметрично по середине, а как-то иначе. На звук это влияние не оказывало. Другое дело, если бы покрытие корпуса было бы золотистого цвета, тогда из эстетических соображений “Гибсон” положил бы два симметричных куска клёна. А при покрытии сплошной непрозрачной краской было всё равно, и “Гибсон” из экономии средств часто клал (кладёт) куски клёна разного размера.

Хотя надо сказать таких правил “Гибсон” придерживался далеко не всегда. Например, в начале 70-ых годов было время некоторых экспериментов, когда “Гибсон” покрывал корпуса и тремя несимметричными кусками клёна, причем даже на гитарах с покрытием золотистого цвета».

 

Джон Ф. Кроули (автор книги «Гитары “Битлз”»): «В начале 70-х в дом Джорджа Харрисона на Беверли Хиллс залез­ли воры и буквально из-под его кровати утащили памятную гитару. Вскоре она оказалась в одном из крупных магазинов гитар в Голливуде, где ка­кой-то мексиканский парень купил её за 650 долларов. Когда владелец ма­газина хватился, что это была гитара Харрисона, он попытался заполучать её обратно, но удачливый покупатель потребовал личного обращения Джор­джа».

 

Джордж: «Мне при­шлось подкупить того мексиканского парня, чтобы вер­нуть “Лес Пол” себе».

 

 

 

 

Джордж: «Я играл на ситаре три года, слушал классическую индийскую музыку и практиковался на ситаре – за исключением тех случаев, когда мы играли на концертах, в студии, когда я брал гитару и просто играл, ну, понимаете, разучивал партию перед записью. Но я потерял интерес к гитаре. Помню, я приехал из Калифорнии, где снимался в одном из эпизодов фильма о жизни Рави Шанкара под названием “Рага”, и у меня с собой был ситар. Мы остановились в Нью-Йорке и зарегистрировались в отеле, где уже находились Джими Хендрикс и Эрик Клэптон. Это был последний раз, когда я играл на ситаре. В то время мы часто общались, и Эрик подарил мне фантастическую гитару “Лес Пол”, на которой он играл в тот день. Так что всё получилось хорошо. Мне понравилась идея участия других музыкантов.

Когда мы с Эриком пришли в студию, я сказал: “Он сыграет с нами”, и это было хорошо, потому все стали стараться. Его появление в лучшую сторону изменило атмосферу в студии. Работа пошла быстрее и интенсивней. Всё это пошло на пользу, потому что остальным пришлось больше контролировать себя. Джону и Полу, главным образом потому, что им пришлось вести себя более послушно. Конечно, кто же будет перед Клэптоном выяснять отношения друг с другом.

Пол сел за пианино и сыграл красивое вступление, и все отнеслись к этому более серьёзно. На барабанах играл Ринго. Я не помню, был ли с нами Джон. Я играл на акустической гитаре, Пол на фортепиано, Ринго на барабанах, а Эрик играл с нами. А потом Пол наложил партию бас-гитары. Так что, Эрик просто исполнил гитарную партию. Знаете, он был первым человеком, не из группы “Битлз”, который у нас когда-либо на чём-то играл (прим. – если не учитывать сессионных музыкантов)».

 

Пол: «Раньше мы уже приглашали музыкантов-инструменталистов – Брайан Джонс играл на саксофоне какие-то сумасшедшие партии (в композиции “Ты знаешь моё имя (найди номер)” (You Know My Name (Look Up The Number))), и мы использовали флейту и другие инструменты – но у нас никогда не было никого, кроме Джорджа (а иногда Джона или меня), кто играл бы на гитаре.

Пришел Эрик, он был очень милым, очень вежливым, скромным и хорошим музыкантом. Он включился, и мы всё это записали. На самом деле было очень весело. Его стиль игры очень хорошо подходил для этой песни, и я думаю, что Джорджу очень хотелось, чтобы он её сыграл – и со стороны Джорджа это была очень деликатная просьба, потому что он мог сыграть её сам, и тогда это был бы только его большой успех. Но Джордж был таким. Он был очень открытым».

 

Эрик Клэптон: «Эта песня заслуживала особого внимания».

 

Джордж: «Пол всегда помогал после того, когда запишут с десяток его песен, а потом, когда приступали к записи одной из моих, он помогал. Это было несерьёзно. На самом деле это было очень эгоистично. Иногда Пол заставлял нас работать над совсем уж слащавенькими песенками. Я имею в виду, прости господи, “Серебряный молоток Максвелла” (Maxwell’s Silver Hammer) – одну из самых таких. Через некоторое время, когда мы уже довольно хорошо поработали над такими песнями, Полу приходила новая идея или другая аранжировка. Даже сейчас он продолжает писать песни для четырнадцатилетней аудитории.

Рави Шанкар помог мне снова стать поп-певцом, а также моё общение с Эриком [Клэптоном]. Он мне очень помог, потому что он был таким… я имею в виду, что я восхищался им как гитаристом. Проведя столько лет рядом с Полом Маккартни я не был уверен в себе как в гитаристе, потому что он похерил меня как гитариста. Он, э-э… ну, не знаю, полагаю, что он, кажется, сделал то же самое с Генри Маккалоу, потому что я прочитал где-то, что он ушёл из группы “Уингз” потому, как он сказал: “Не знаю, хорош я или плох, могу я сыграть что-то или ничего не умею играть”, поэтому когда кто-то вроде Эрика, которого я высоко ценю как гитариста, относится ко мне как к человеку и дарит гитару, которая была лучшей гитарой из тех, что у меня когда-либо были, то после этого я решил: “Хорошо, я снова стану поп-певцом и гитаристом”».

 

Брайан Гибсон (инженер-техник “И-Эм-Ай”): «Эрик вёл себя как любой сессионный музыкант – очень тихий. Он просто сидел и играл. Вот и всё, не было никакого манерничания. Помню, как Эрик сказал Джорджу, что подход группы “Крим” к записи будет состоять в том, чтобы репетировать, репетировать и репетировать, затрачивая очень мало времени в самой студии, тогда как подход “Битлз”, похоже, заключался в том, чтобы записывать, записывать и записывать, и затем, в конце концов, добиться лучшего результата. Сессии были их репетициями».

 

Эрик Клэптон: «Прошло несколько лет с тех пор, как я был с ними, и за это время они изменились. Эта конкретная песня базировалась на устоявшихся взглядах Джорджа и во многом исходила из того, на каких жизненных позициях он оказался в результате своего увлечения мистицизмом. Для меня видеть, как Джон, Джордж и Пол поют вместе, было невероятно».

 

Джордж: «Потом мне писали в письмах: “В этой песне у тебя хорошее чувство блюза, то, как ты играешь на гитаре”. Мы особо не афишировали, что это играл Эрик, но и не пытались скрыть. Эрик мой хороший друг, и мне он очень нравится и как гитарист, и как человек».

 

Кит Ричардс (группа «Роллинг Стоунз»): «Я считаю Джорджа классным соло-гитаристом, но крайне недооцененным. Да, есть такие ребята как Джими Хендрикс и Эрик Клэптон, а есть гитаристы, играющие в группах. Джордж был командным игроком, и для меня это гораздо ценнее, чем какой-нибудь гитарист-виртуоз. Не хочу сказать ничего плохого о Джими или Эрике, публика слышит все эти соло-гитары, все эти гитарные навороты и эффекты обратной связи, но, по большому счету, всё это показуха и театральщина. Джордж был музыкантом, но он также был офигительным мастером своего дела. Когда вы слушаете его песни, то понимаете, сколько всего он в них вложил. Джордж оттачивал своё мастерство очень осторожно и его музыка по-своему уникальна. Это был парень, способный написать великолепную песню или выпустить великолепную пластинку. Я всегда ждал от него новых песен. Мне всегда нравилась песня “Пока моя гитара нежно плачет”, потому что это гитарная тема».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В некоторых неиспользованных дублях Маккартни играл на органе, а также после 40-го дубля исполнил версию песни “Леди Мадонна” (Lady Madonna)».

 

Кевин Хоулетт (радио-продюсер “Би-Би-Си”, автор аннотации к 50-летию выхода “Белого альбома”): «Стоит отметить, что в какой-то момент Пол Маккартни воспользовался перерывом, чтобы впервые попробовать сыграть в студии композицию “Пусть будет так” (Let It Be). На кассете последней сессии записи “Пока моя гитара нежно плачет” есть запись исполнения ещё одной песни. Не зная, что это такое, помощник звукоинженера Джон Смит, написал “Импровизация” (Ad Lib). По сути, это была первая проба “Пусть будет так”. В этой версии Пол поёт: “Брат Мэлкольм приходит ко мне” (Brother Malcolm comes to me), а не “Мать Мэри” (Mother Mary), как в окончательной версии песни».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В конце сессии на дубль 25 были записаны дополнительные наложения, во время которых Джордж Харрисон записал с эффектом двойного наложения свой вокал и сыграл несколько очень высоких органных нот; Пол Маккартни добавил партию бас-гитары с эффектом искажения; Ринго Старр перезаписал бубен и маракасы. Джон Леннон добавил басовую партию».

 

Джордж: «Эрик сыграл, и мне казалось, что всё получилось очень хорошо. Затем мы прослушали запись ещё раз, и тут он говорит: “Эй, есть одна проблема. Это звучит не совсем по-битловски”. Тогда мы пропустили за­пись через автоматическое двойное наложение, чтобы звук немного завибрировал (прим. – метод автоматического двойного наложения использует задержку ленты для создания копии аудиосигнала, которая затем объединяется с оригиналом; эффект имитации звука естественного дублирования голосов или инструментов)».

 

Кен Скотт (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «Эрик не хотел, чтобы его гитара была похожа на гитару Эрика. Он хотел, чтобы она была похожа на гитару “Битлз”, поэтому, способ, который мы использовали по отношению к ней, заключался в применении во время сведения эффекта искусственного двойного наложения и эффекта “флэнжера” (прим. – “летящее” звучание). Это отличалось от того, как мы обрабатывали гитару Джорджа».

 

Ричард Баскин (автор книги “Битлз 101”): «Метод автоматического двойного наложения был одним из многочисленных способов, изобретённых творческой технической командой специалистов “Эбби-Роуд” в 1960-х. Другим методом записи являлся звуковой эффект “флэнжер”, полученый благодаря Крису Томасу (прим. – ассистент Джорджа Мартина), который вращал ручку тактового генератора, чтобы изменить скорость протяжения четырёхдорожечной ленты. Именно поэтому соло Клэптона записывалось на магнитофон “Штудер”, так как метод автоматического двойного наложения и эффект “флэнжер” ещё не могли быть применены на восьмидорожечном “3М”».

 

Кен Скотт (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «Одна из замечательных особенностей четырёхдорожечных магнитофонов “Штудер” заключалась в том, что они были единственными магнитофонами, имевшими отдельные усилители воспроизведения и синхронизации. Это означало, что вы могли снимать сигнал синхронизирующей головки одновременно со снятием сигнала воспроизводящей головки, что было важно для использования метода автоматической двойной записи, и мы не могли сделать это на “3M”, пока, в конце концов, в студии Эбби-Роуд не появилась дополнительная плата воспроизведения, которую устанавливали так, чтобы её можно было подключить в любом месте, где предполагалось использовать метод автоматической двойной записи. Во время записи “Белого альбома” нам это было недоступно, поэтому Крис фланжировал орган и гитару Эрика [Клэптона] в композиции “Пока моя гитара нежно плачет”, прежде чем мы перешли с четырёхдорожечной записи на восьмидорожечную».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Моно- и стереосведения будут сделаны 7 октября, но 14 октября они будут улучшены».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)