Продолжение записи композиции Hey Jude

1 августа 1968 г.

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Продолжение записи композиции “Эй, Джуд” (Hey Jude)».

 

Пол: «Мы начали учиться, вникать в дело производства пластинок. Мы поняли, что если кто-то должен решать, какое место отвести на пластинке бас-гитаре, или насколько громко должно звучать гитарное соло, или, скажем, должна ли песня “Эй, Джуд” звучать семь минут, или следует ли нам вообще записать данную песню и потом издать её, то только мы сами. Когда нам позволили заниматься всем этим, мы страшно обрадовались. Нам разрешили сидеть в аппа­ратной, тогда как раньше, во время первых сессий, мы туда и носа не показывали. Когда в первый раз нас прослушивал Тони Михэм, мы даже его не видели! Он был там, но мы ушли из “Декки” через запасной выход. Шаг за ша­гом начались изменения. По мере того, как мы обретали силу, они стали позволять нам находиться в аппаратной. И тогда можно было сказать: “Джефф, не хочу вмеши­ваться, но прибавь, пожалуйста, звук моей гитары!” Собствен­но, именно по этой причине они и не хотели, чтобы мы находились рядом – ведь каждый из нас хотел, чтобы его инструмент звучал громче. При наличии двух гитаристов – Джо­на и Джорджа – Джон всегда говорил: “А ну-ка, прибавь тут немножко”, за ним включался Джордж и усиливал звук своей гитары, пока, в конечном счете, не вмешивался Джордж Мартин со словами: “Снимите, пожалуйста, усиление”. Джон смотрел на Джорджа и спрашивал: “Насколько сбавим? Давай до пяти, хорошо?” Тогда Джон сбавлял звук своей гитары до шести. “Всё в порядке, я на пяти”, – говорил он. “Ах ты, скотина! Неправда! Ты на шести”. Жуткое шло соревнование. Каждый хо­тел звучать чуть громче. Но сейчас приятно слушать пластинки “Битлз”. Гитары там гораздо звучнее, чем в любой из современных записей. Когда делают наложение теперь, то всегда убирают ги­тары, потом рояль, и складывается такое впечатление, будто это второстепенные инструменты».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «17:00-3:00. Студия “Трайдент”, Сент-Энниз-Коурт, Сохо. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Барри Шеффилд.

Наложения, добавленные к первому дублю, включали ведущий вокал и вокал второго плана, бас-гитару, бубен, хлопки в ладоши и оркестр из 36 человек».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Партия бас-гитары Пола была записана на седьмую дорожку, а ведущий вокал Пола вместе с вокалом второго плана Джона и Джорджа и бубном Ринго были записаны на восьмую дорожку. Именно в этот день Пол изменил текст с “она нашла тебя” на “ты нашел её”.

Затем Пол добавил ещё одну партию фортепиано вместе с Джорджем на электрогитаре, в то время как все четверо поют в последней части песни (все записывалось на пятую дорожку). Именно во время этого наложения можно услышать, как Пол поёт: “Позволь ей выйти и позволь ей войти” (So let it out and let it in) в третьем куплете. Джон с Джорджем также играли электрогитарах (шестая дорожка).

К восьми часам вечера все наложения были завершены и в студию прибыл оркестр для записи, по сути, фона симфонических аккордов второй половины композиции».

 

Пол: «Не предполагалось, что концовка будет продолжаться так долго, но мне было так весело импровизировать в конце, когда мы записывали трек, над которым я долго работал. Мы скомпоновали это с оркестром, но главным образом так получилось потому, что я просто не прекращал петь: “Джуди, джуди, джуди, вау!”».

 

Из интервью Джона Леннона Джонатану Котту, 1968 год:

Джонатан Котт: Оказали ли на “Эй, Джуд” влияние мантры, может быть на бессознательном уровне?

Джон: Ты имеешь в виду повторы в конце песни? Никогда не задумывался над этим. Может быть, здесь есть доля истины, ведь мы тогда только что вернулись из Индии. Но сам я отношу её к той же категории, что и “Тебе лучше уйти” (You’d Better Move On) Артура Александра, или “Принеси её в мой дом” (Bring It on Home To Me) Сэма Кука, или “Дай мне немного любви” (Send Me Some Loving) Литтл Ричарда, или какая-либо ранняя песня группы “Дрифтерс”. В них чувствуется такое же настроение.

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В составе оркестра было десять скрипок, три альта, три виолончели, две флейты, контрафагот, фагот, два кларнета, контрабас-кларнет, четыре трубы, четыре тромбона, две валторны, два струнных баса и ударные».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Из тридцати шести музыкантов имена установлены только двух: Бобби Кок на виолончели и Билл Джекман на флейте (последний ранее играл на тенор-саксофоне в композиции “Леди Мадонна” (Lady Madonna))».

 

Билл Джекман: «Мы просто снова и снова играли рефрен, повторяющийся рифф, который звучит в долгом затухании композиции».

 

Крис Томас (ассистент независимой звукозаписывающей компании “Эйр” Джорджа Мартина): «Студия “Трайдент” была длинной и узкой. Когда мы записывали оркестр, нам пришлось посадить тромбоны в первом ряду, чтобы они никого не тыкали своими инструментами в спину!»

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Интересно, что, поскольку к приезду музыкантов все восемь дорожек ленты были заполнены, оркестр был записан на третью и шестую дорожки в том месте композиции, где они были необходимы. Поэтому электрогитара Джорджа на третьей дорожке, а также электрогитары Джона и Джорджа на шестой были стерты в том месте песни, где играл оркестр (было принято решение, что эти гитарные партии больше не потребуются)».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Сессионных музыкантов также попросили за двойную плату хлопать в ладоши и исполнить вокал второго плана, хотя один из них отказался».

 

Джордж Мартин (музыкальный продюсер «Битлз»): «Единственный раз, когда мы столкнулись с реальными возражениями со стороны оркестра, это была запись композиции “Эй, Джуд” – самого успешного сингла. Я хотел, чтобы они пели и хлопали в ладоши, но один из музыкантов заявил: “Я не собираюсь хлопать в ладоши и петь чёртову песню Пола Маккартни”, – сказал он несмотря на то, что за свой труд получил двойную плату».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Пение и хлопки в ладоши оркестра были записаны на пятую дорожку, тем самым стерев фортепиано Пола и электрогитару Джорджа в последней части песни».

 

Крис О’Делл (сотрудница “Эппл”): «1 августа 1968 года я была в студии “Трайдент”. Я рассчитывала просто посмотреть, как “Битлз” завершают работу над “Эй, Джуд”, но Пол Маккартни пригласил меня, чтобы я приняла участие в припеве песни. В ужасе, что я спою фальшиво и испорчу песню, я начала притворяться, что пою, и просто открывала рот, но, когда все хлопая и покачиваясь пели, наши отдельные голоса вскоре слились в один звучный хор, и мой страх исчез. Пол как опытный дирижёр, возглавляющий оркестр, кружил руками, а выражение радости на его лице отражалось на лицах всех нас. Я пела от всего сердца».

 

 

 

Тони Брэмуэлл (глава «Эппл Филмс»): «Этот снимок был сделан во время записи “Эй, Джуд” в студии “Трайдент”. Я хотел запечатлеть Пола во время работы в студии. Классный получился кадр. Во время работы Пол был воодушевлен. Он всегда был предельно сконцентрирован, всегда был самой доминирующей фигурой в студии. Он умел хорошо играть на разных инструментах и проводил в студии больше времени, чем остальные. Так как он жил поблизости от студии “Эбби-Роуд”, то когда ему было скучно, он приходил туда и возился с треками».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)