Продолжение записи песни Everybody’s Got Something To Hide Except Me And My Monkey

27 июня 1968 г.

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Продолжение записи песни “Всем есть что скрывать, кроме меня и моей обезьянки” (Everybody’s Got Something To Hide Except Me And My Monkey)».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «17:00-03:45. Студия 2 “И-Эм-Ай”, Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Ричард Лаш».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Было принято решение считать попытки предыдущего дня всего лишь репетициями и начать запись песни заново».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После предыдущего дня репетиций было записано шесть дублей. Последний дубль, продолжительностью три минуты семь секунд был признан лучшим».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «В “И-Эм-Ай”, чтобы уменьшить расход дорогостоящей магнитофонной ленты, придерживались правила перезаписывать материал, если он был признан непригодным для выхода на пластинке. Поэтому кассета, которая содержала репетиции предыдущего дня, в этот день снова использовалась для записи ритм-трека, а результаты работы предыдущего дня были стёрты.

Тем не менее в 2018 году, во время подготовки материалов, посвященных 50-летию выхода “Белого альбома”, было обнаружено, что сохранились последние три минуты репетиций от 26 июня. Это ещё достаточно сырое инструментальное исполнение, в котором Джон играет четкий ритмический рисунок, а Джордж экспериментирует с пассажами на соло-гитаре – недавно приобретенном прототипе безладовой электрогитары “Бартелл”. Этот отрывок даёт представление о том, как песня обретала форму, переходя от акустической демонстрационной версии от 28 мая к захватывающей рок-композиции».

 

 

 

Безладовая гитара “Бартелл” Джорджа Харрисона.

 

Пол Бретт (автор книги “В поисках ‘сумасшедшей’ гитары Джорджа Харрисона”): «Будучи одним из самых известных гитаристов в мире, Джордж Харрисон получил несколько потрясающих и революционных гитар, в том числе прототип 12-струнной модели “Рикенбэкер 360/12” в 1964 году и прототип “Фендер Роузвуд Телекастер” в 1969 году. Но, как узнали проницательные поклонники “Битлз”, в 1967 году Харрисон получил в подарок необычный прототип безладовой электрогитары, созданный недолговечной американской компанией “Бартелл”.

Мой интерес к этой гитаре ещё более усилился, когда 25 февраля 2019 года мой друг гитарист Рэй Рассел разместил на своей странице в фейсбуке загадочное сообщение по случаю дня рождения Джорджа Харрисона, сопровождив его фотографией безладовой гитары. Он опубликовал небольшой пост и написал: “Сегодня я вспоминаю Джорджа. Он подарил мне эту гитару”. Это пробудило у меня интерес. Это была гитара фирмы “Бартелл”, о которой я ничего не слышал. И я решил выяснить всё, как о гитаре Харрисона, так и о бренде “Бартелл”, чье предприятие по производству безладовых гитар в 1960-х годах является одним из самых необычных эволюционных направлений в мире гитар.

Пол Барт, один из невоспетых героев гитары. Мало кто о нём знает, но на самом деле он был одним из отцов-основателей электрогитары. Знакомство Барта с гитарной индустрией произошло в начале 1920-х годов, когда он пошёл работать на своего дядю Джона Допьера, изобретателя резонаторной гитары, в Национальную корпорацию струнных инструментов. К 1930-м годам Барт работал с Джорджем Бошампом в компании “Рикенбэкер”. В начале 1950-х годов он помог Лео Фендеру настроить сборочную линию в Санта-Ане и изготовил множество приспособлений для обработки дерева, из которых были изготовлены грифы и корпуса для моделей гитар “Стратокастер”, “Джазмастер” и “Ягуар”.

Он запустил свой собственный бренд гитар “Барт” в 1956 году, а в 1964 году была создана компания “Бартелл”. Владельцем и президентом компании был Тед Юджин Пеккелс, а Барт занимал должности директора и руководителя отдела дизайна. Название “Бартелл” возникло путем объединения фамилий Барта и Пеккелса. Где-то в 1966 или 1967 году сотрудник компании Том Митчелл предложил компании создать безладовую гитару.

Тед Пеккелс сказал ему, что такая гитара никогда не будет пользоваться спросом, но Пол Барт, будучи дизайнером и изобретателем, сказал: “Давайте попробуем и посмотрим, что получится”. Было изготовлено несколько прототипов, в том числе два для Джими Хендрикса и один для Фрэнка Заппы, который он приобрел в 1973 году в Гитарном центре в Калифорнии.

То, как Харрисон стал владельцем такого инструмента, потребовало серьёзного расследования с моей стороны. Важную роль в этом сыграл мой друг Ричард Беннетт, гитарист, игравший с Нилом Даймондом и Марком Нопфлером, у которого “Бартелл” была его первой гитарой.

Свою гитару Джордж Харрисон получил от Эла Кейси – владельца магазина “Музыкальная комната Эл Кейси” в Голливуде, который в 1967 году послал Харрисону безладовый “Бартелл”, когда Битл останавливался в Лос-Анджелесе в доме на улице Бу-Джей-Вей.

Просматривая интернет в надежде найти фотографию “Битлз” с безладовой гитарой, я ввёл в поисковую систему “Безладовый Эл Кейси Бартелл” и был вознагражден старой газетной рекламой магазина Эла Кейси. “Вы, должно быть, уже слышали о них, так что приходите и посмотрите на безладовые гитары и безладовые бас-гитары Бартелл”, – гласил рекламный текст. Ниже была загадочная надпись: “Джордж Харрисон получил первую гитару, может быть, если ты поторопишься, ты сможешь получить вторую”. Реклама появилась в газете “Лос-Анджелес Фри Пресс” в первой неделе сентября 1967 года, подтверждая историю Беннета.

Затем я выяснил, что 3 августа, находясь в Голливуде, Харрисон и помощник “Битлз” Нил Аспинал присутствовали на записи, когда гитарист Майк Дизи играл на одном из прототипов полых безладовых гитар Бартелла. Прежде чем уйти, Харрисон разговорился с Дизи об этом инструменте. Говорят, что после этого Аспиналл заказал безладовую гитару у Эла Кейси. Несомненно, безладовый “Бартелл” добрался до студии Эбби-Роуд. Гитара задокументирована в истории “Битлз” благодаря записанному интервью британского диджея Кенни Эверетта с Джоном Ленноном. Их беседа состоялась в студии Эбби-Роуд 6 июня 1968 года, вскоре после того, как “Битлз” приступили к записи “Белого альбома”. Леннон играет на гитаре, что можно услышать на записи. “Что это за гитара? – спрашивает Эверетт в какой-то момент. – Очень странно выглядит”. Леннон отвечает: “Безладовая гитара”.

Это был “Бартелл”, потому что он единственный, который у них был. Из разговоров с другими людьми, знавшими Харрисона, я узнал, что Леннон был заинтригован гитарой больше, чем Харрисон. С большей вероятностью он брал его и пробовал на нём играть, когда они подбирали определенный звук или эффект.

В 1985 году Харрисон подарил гитару своему другу Расселу. В марте 2020 года она была представлена на выставке антиквариата, где ее оценили в 400 000 фунтов стерлингов. Так сложилось, что Рассел был не готов владеть и содержать инструмент такой ценности. 13 октября 2020 года эта наименее известная гитара “Битлз” была выставлена на аукционе “Бонхамс”, где она была продана за 190 000 фунтов стерлингов».

 

 

 

Реклама магазина Эла Кейси.

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «В этот день группа продолжила работу над ещё одной резкой, агрессивной песней Леннона. Снова “Битлз” играли невероятно громко, но на этот раз уровень звука Леннона и Харрисона был настолько высок, что Пол фактически отказался от конкуренции с ними. Вместо того, чтобы во время записи ритм-трека играть на басу, он стоял рядом с Ринго и звонил в огромный пожарный колокол, провоцируя ударника на более энергичную игру. Рядом с колоколом не было микрофона, потому что его звук был очень громким, но всё равно он улавливался всеми микрофонами. Физически это было очень тяжело, поэтому после каждого дубля Полу приходилось делать перерыв, потому что у него очень уставали мышцы рук.

Хотя эта песня мне не очень нравилась, должен признать, что впервые за всё время работы над “Белым альбомом” в их исполнении была какая-то энергия. Ведущая партия Джорджа Харрисона была четкой и эффективной, и гораздо более агрессивной, чем его обычный стиль».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Ритм-трек включал гитары Джона и Джорджа на первой и второй дорожках, барабаны Ринго и пожарный колокол Пола на третьей. Иногда Пол переключался на бразильский ударный инструмент, хранившийся в шкафу со звуковыми эффектами, под названием “чола’о” (прим. – бразильский удлинённый бубен, по форме, напоминающий трубу, наполнен мелкими шариками).

Во время записи дублей Пол восклицал и издавал возгласы, чтобы подбодрить своих товарищей по группе. Один из дублей заканчивается его шуточным восклицанием: “Не останавливайте меня!”».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем было сделано два промежуточных сведения (дубли семь и восемь) с магнитофоном, работающим со скоростью 43 цикла в секунду, а не 50, поэтому песня стала менее продолжительной и звучала в более высокой тональности при воспроизведении».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Дубль восемь был признан лучшим. Продолжительность песни сократилась с трёх минут семи секунд до двух минут двадцати девяти секунд и её инструментальное звучание приобрело более жесткий характер».

 

Питер Эшер (менеджер по работе с артистами “Эппл”, брат Джейн Эшер): «Эта композиция со странным названием может и не всем нравится, но она действительно крута. В ней есть отличная партия соло-гитары Джорджа, которая будто циклично повторяется (хотя он явно играл её вживую), настойчивые барабаны Ринго и много динамичных ударных. Я думаю, вся четверка сыграла часть перкуссии, особенно хороша часть колокола, которая чередуется с шейкером и поддерживает общее напряжение трека».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После этого были записаны наложения и к концу сессии композиция включала в себя партии ударных, соло и ритм-гитары, а также перкуссионный трек с колоколом и чола’о в чередующихся куплетах.

Дальнейшие наложения будут сделаны 1 и 23 июля 1968 года, включая вокал и бас-гитару».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Излишне говорить, что к тому времени, когда трек был завершен, моя голова просто раскалывалась. В тот вечер Пол зашёл к нам в аппаратную и со словами: “Это вам, мальчики”, без церемоний поставил на стол бутылку “Джонни Уолкера”. Мы [с Ричардом Лашем] дождались, когда все ушли, после чего опустошили всю бутылку. Хихикая, как пьяные дураки, мы забрали из столовой все чашки и блюдца и отнесли их во вторую студию, после чего стали разбивать их о стену. Конечно, после этого нам пришлось скрывать улики, но оно того стоило. На следующее утро пришли работники столовой и спросили, куда делись все чашки и блюдца. Мучаясь похмельем и пытаясь выглядеть настолько кроткими, насколько это было возможно, мы заявили, что мы тут ни при чём».

 

Джон Дж. Оливар (автор публикации “Сид Барретт и Битлз: 1966–1969 года”): «В этот день в студия 3 “И-Эм-Ай” с 14:30 до 22:00 с перерывом с 17:30 до 19:00 Сид Барретт работал над композициями “Лебедь Ли” (Swan Lee), “Поздняя ночь” (Late Night) и “Золотые волосы” (Golden Hair). В третьей студии с 17:00 до 3:45 “Битлз” записывали композицию “Всем есть что скрывать, кроме меня и моей обезьянки” (Everybody’s Got Something To Hide Except Me And My Monkey).

Полуторачасовой перерыв в работе Сида в некотором смысле интригует так же, как и использование колокола и “чола’о” (бразильского шейкера) в композиции “Битлз”, поскольку чола’о или подобный шейкер можно услышать в инструментальной композиции Барретта “Верзила (Часть 1)” (Lanky (Part 1)), записанной в предыдущем месяце».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)