2 июня 1968 г.
Йоко Оно: «В 1968 году мы с Джоном решили пойти на открытие выставки “Лаборатории искусств” – места сбора студентов и художников-новаторов Лондона. Меня попросили предоставить одну из моих скульптур, и мы с Джоном решили посетить выставку. Воодушевлённые, мы оделись нарядно, но не вычурно, и сели в машину. Нам нужно было ещё забрать Пола с Ринго, потому что им для чего-то было нужно в город.
В машину сел сначала Пол, потом Ринго. Когда мы подъезжали к “Лаборатории искусств”, Джон сказал: “Знаете, здесь сегодня выставляется скульптура Йоко. Не хотите зайти посмотреть? Будем рады”. Пол отказался, а Ринго сказал: “Извини, Джон, не получается”. Так что мы пошли без них.
Когда мы вошли, все, кто был в “Лаборатории”, повернулись в нашу сторону. Это было естественно, но потом, к нашему разочарованию, они сразу же повернулись к нам спиной и продолжили свой разговор. К этому времени мы оба были очень известными людьми. Джон, конечно же, был одним из “Битлз”. Меня же критики прозвали “верховной жрицей авангарда”. Поэтому нас удивило, что такая просвещённая публика проявила к нам такое пренебрежение. Моя скульптура стояла на видном месте, но посетители выставки игнорировали и её, и нас, и продолжали разговаривать между собой.
Джона это не смутило. Он бодрым шагом подошел к стойке и попросил два кофе: “Два кофе, пожалуйста. Для Йоко и меня”. Официантка неодобрительно посмотрела на Джона и сказала: “Налейте сами”. Джон подошел к автомату, взял два стаканчика кофе и повёл меня к лестнице. Мы сели на ступеньки узкой лестницы и стали разглядывать публику.
Кофе нам выпить не удалось. По лестнице постоянно сновали люди: “Простите, дайте пройти”. Всякий раз нам приходилось вставать и пропускать их. В зале тоже не всё было гладко. Несколько раз мою скульптуру чуть не уронили, потому что она стояла на полу без постамента. Это была очень вольная версия “модели для сборки” – группа деталей, которые не подходили друг к другу, модель для сборки, которую невозможно собрать. Когда эта идея только пришла мне в голову, она показалась мне забавной. Но сейчас мне было не до смеха.
– Могли бы хоть шнурком обнести, – пробормотала я. Заметив мою озабоченность, Джон взял меня за руку и сказал: “Ты же знаешь, когда нам трудно, мы держим голову высоко. Вот как мы поступаем”.
В тот день нам впервые дали понять, что, когда мы вместе, мы НЕ ТАК ПОПУЛЯРНЫ! Так оно и было. С этого времени нам ещё не раз приходилось высоко держать голову».
Кевин Конкэннон (автор публикации “Затерянные в архиве: Йоко Оно и четыре идеи Джона Леннона”): «На самом деле это была выставка Йоко с Джоном в качестве “приглашенного артиста”. Их скульптура была сделана из деревянных деталей и случайных материалов и была намеренно не завершена, поэтому посетителям выставки предлагалось внести свой вклад. Выставка не имела большого успеха, возможно, потому, что предметы потерялись или были повреждены в общем хаосе Лаборатории искусств.
Любопытно, что “Четыре идеи”, похоже, не привлекли особого внимания прессы, выставки, которая должна была стать весьма достойной освещения в печати. К этому времени благодаря своему фильму № 4 (“Задницы”) Йоко Оно уже стала художественной знаменитостью в Лондоне, а Леннон был на пике своей славы и творческих сил, но у мировой прессы, похоже, были дела поважнее, чем их выставка.
2 июня 1968 года лондонский журнал “Обсервер” опубликовал краткий обзор выставки “Четыре идеи” под названием “Скульптура?” с заголовком, который, по всей видимости, указывал на то, что экспозиция рассматривалась как выставка Леннона: “Джон Леннон: первое произведение искусства ‘Битлз’. В экспозиции банального восточного экспоната Йоко Оно – японки, снявшей знаменитый фильм “многочисленные задницы”, Леннон продемонстрировал длинную плоскую белую деревянную панель с двумя расположенными под углом деревянными планками, украшенную белыми сломанными пластиковыми стаканчиками и двумя фарфоровыми дверными ручками».
Кевин Конкэннон (автор публикации “Затерянные в архиве: Йоко Оно и четыре идеи Джона Леннона”): «На снимке экспонат “Сооруди вокруг этого” Леннона выставки “Четыре идеи”, представляющий собой фасад ящика комода с двумя фарфоровыми дверными ручками».
Кевин Конкэннон (автор публикации “Затерянные в архиве: Йоко Оно и четыре идеи Джона Леннона”): «Экспонат, названный как “Сооруди вокруг этого”, приглашал зрителей принять участие, и это предложение тут же было ими принято – как по волшебству на нём появились пустые бутылки из-под Кока-колы и стаканчики.
К экспонату прилагалась анкета, ответы которой уже были заполнены Ленноном: “Что ты больше всего ценишь в своих друзьях? – Восхищение; О каком счастье ты мечтаешь? – Чёрные трусики”.
К сожалению, это общий итог обзора, за исключением обычной информации о датах, месте и стоимости входного билета. Выставка “Четыре идеи” отсутствует почти во всех биографических историях Леннона и Оно.
24 августа 1968 года пара появилась на телешоу Дэвида Фроста. Во время программы Оно рассказала, что Леннон предложил ей включить в экспозицию деталь скульптуры, представляющую собой фасад ящика комода, попросив зрителей дополнить его, назвав “Сооруди вокруг этого”. Передав Фросту эту деталь скульптуры, она сказала: “Это работа Джона, поэтому я сказала ему: ‘Это твой вклад, так почему бы нам не устроить совместную экспозицию?’”.
Йоко: «Экспонат был моим, но эта часть называется “Сооруди вокруг этого”, её придумал Джон. Видите ли, именно поэтому я говорю, что я многому научилась у Джона. Я предлагала все эти инструкции, чтобы люди вовлекались в это и всё такое. И вдруг однажды он спросил: “Почему бы тебе не использовать это как произведение и не назвать ‘Сооруди вокруг этого’?”. Знаете, люди, скорее художники, заинтересованы в деструктивных вещах, направленных на разрушение истеблишмента и так далее. И мы никогда не думали о чем-то вроде: просто оставить всё как есть и построить вокруг этого. Концепция была такой красивой. Поэтому я сказала: “Ну, это твоя работа, так почему бы нам не сделать совместную экспозицию”, поэтому я попросил Джона поучаствовать в этом».
Кевин Конкэннон (автор публикации “Затерянные в архиве: Йоко Оно и четыре идеи Джона Леннона”): «В октябрьском выпуске журнала для поклонников также упоминается выставка в Лаборатории искусств в обзоре шоу Фроста: “А потом была экспозиция под названием ‘Сооруди вокруг этого’, которую Джон и Йоко устроили в лондонской Лаборатории искусств несколько месяцев назад. Она состояла из деревянного основания с элементами сломанного пластика и фарфора, к которому посетителям выставки предлагалось что-нибудь добавить. Они это сделали, добавив к экспонату от обёрток для печенья и консервных банок до бутылок из-под кока-колы и брошек!”».
Бидди Пеппин (один из кураторов выставки “Четыре идеи”): «Первый контакт Йоко был с Джимом Хейнсом (прим. – основатель выставки) затем мы с Пэм (прим. – Пэм Золин – один из кураторов выставки “Четыре идеи”) встретились с ней в Лаборатории искусств, чтобы обсудить некоторые детали. Мы были рады, что она захотела выставиться в Лаборатории искусств, тем более, что это будет с Джоном Ленноном. Однако она отказалась указывать авторство, настаивая на том, чтобы работа демонстрировалась анонимно.
Экспонаты прибыли в день начала выставки. Экспонат Джона Леннона и Йоко Оно был доставлен кем-то другим, не самой Йоко. Никакого предварительного обсуждения о том, что из себя представляют экспонаты и как их следует демонстрировать, не было – мы знали только, что они должны быть показаны анонимно. Если бы какое-либо обсуждение было, то мы могли бы разработать наилучший способ их демонстрации. В Лаборатории искусств был замечательный парень по имени Крейг Гибсон, который мог сделать из дерева практически всё.
Джон и Йоко могли бы посоветоваться с ним, и он мог бы построить стенды или что-то в этом роде. Йоко могла бы обсудить с нами, где что следует разместить, и заплатить бы за материалы (в галерее не было бюджета на проведение выставок). В любом случае экспонаты прибыли слишком поздно, чтобы можно было что-либо предпринять. Выставка прошла ужасно, и идеи были не реализованы. Мы, очевидно, недостаточно ясно дали понять Йоко, что то, что предлагает Лаборатория искусств, было только пространством для художников (мы с Пэм выступали в роли блюстителей порядка), а не галереей в обычном смысле этого слова. Это было неподходящее место для её экспоната. Ему нужна была классическая, должным образом оборудованная, специализированная художественная галерея.
Обычно художники подробно объясняли, что они собираются выставлять, а затем мы обсуждали предложения и решали, будет ли работа эффективно выглядеть в среде Лаборатории искусств. Йоко уже ставила интерактивные постановки и перформансы на неформальных площадках (например, “14-часовой разноцветный сон”), поэтому, хотя она не была готова дать какие-либо указания о том, что они с Джоном планировали, мы были рады предложить ей это место. Когда экспонаты прибыли, мы были в шоке, поняв, что от нас ждут, что мы каким-то образом превратим их в экспонат.
У нас было две встречи с Йоко (Джон был на второй, но Пэм, возможно, не было); она была сосредоточена на своих целях и не собиралась делиться планами. Оглядываясь назад, я должен признать, что Йоко не знала, что художникам нужно было самим организовывать свои выставки».
Кевин Конкэннон (автор публикации “Затерянные в архиве: Йоко Оно и четыре идеи Джона Леннона”): «Что именно демонстрировалось в “Четырех идеях”? Учитывая имеющиеся материалы, я предполагаю, что “Четыре идеи” состояли из “Сооруди вокруг этого” Леннона и “Восстанови” Оно. Типичные итерации “Восстанови” включали разбитую посуду, которую зрителям предлагалось собрать заново с помощью клея и других доступных материалов. Анкета, скорее всего, тоже была частью этого экспоната».
Кевин Конкэннон (автор публикации “Затерянные в архиве: Йоко Оно и четыре идеи Джона Леннона”): «На фотографии Бауна присутствует разбитая тарелка, к которой, кажется, прикреплены какие-то предметы».