Продолжение записи песни She’s Leaving Home

20 марта 1967 г.

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Продолжение записи песни «Она покидает дом» (Shes Leaving Home)».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «19:00-3:30. Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Кен Скотт».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В студии Брайан Мэтью взял у группы интервью для «Би-Би-Си» и записал приветственную речь для трёх премий Айвора Новелло 1966 года, на которой Джон с Полом не хотели присутствовать лично. Во время интервью двое из «Битлз» дали понять, что в будущем не будут гастролировать».

 

Брайан Мэтью: И прямо сейчас мы собираемся поприветствовать Джона Леннона и Пола Маккартни.

Джон с Полом: Вы видите, вы видите!

Брайан Мэтью: Когда песня «Пенни Лейн» не стала номером один у британских поклонников, ты расстроился?

Пол: Нет, это… не знаю, главное, это здорово, если на первое место вас не пропустила такая пластинка, как «Отпусти меня» (Release Me), потому что мы даже не пытаемся записывать что-то подобное, понимаешь. Что касается этой композиции, то это совершенно другой стиль. Так что на самом деле это не имеет значения.

Брайан Мэтью: Нет, но ты ранее говорил, или кто-то из вас сказал, что в случае, если эта пластинка не станет номером один, то вы серьёзно задумаетесь о том, чтобы закончить с этим. Есть ли такие настроения?

Пол: Ну, Джон фактически, отошёл от дел, между прочим.

Брайан Мэтью: Да.

Пол: Но, полагаю, мы попытаемся убедить его остаться с группой. Не хочу стать источником слухов в Штатах или что-нибудь в этом роде, но…

Брайан Мэтью: Жаль. Дело в том, что, я полагаю, вы определённо достигли такого уровня, когда у вас нет больше никакой причины сочинять песни, кроме той, что вам нравится это делать. Таким образом…

Пол: Но это всегда было так, и это хорошо. Это… знаешь, потому что это всегда было нашим увлечением. Это и сейчас так, понимаешь. Хочу отметить, что к тому времени, когда мы собираемся записывать альбом и приступаем к работе, то это становится похоже на работу. Но, знаешь, так или иначе, мы делаем это в своё свободное время, поэтому это хобби. Наверное, так будет всегда.

Брайан Мэтью: Хорошо. Можете ли вы, не выдавая коммерческих тайн, рассказать нам что-нибудь о тех композициях, которые вы сейчас записываете для нового альбома?

Джон: По-моему, мы записали около девяти или десяти, и среди них есть пара необычных и пара забавных Северных песен, и…

Пол: Пара причудливых, типа, фолк…

Джон: Средневековой…

Пол: Фолк-рок, пара…

Брайан Мэтью: Вы снова использовали расширенный состав, или какой-нибудь необычный?

Пол: Да, ну, мы использовали некоторые приёмы, нам не свойственные. Довольно немного, потому что…

Джон: На нескольких треках мы использовали группу «Монкиз».

Пол: Да, верно. Но они не согласились на телесериал, который мы для них запланировали.

Брайан Мэтью: В этот раз Джордж сочинил что-нибудь?

Пол: О, да, он записал грандиозную композицию.

Джон: Грандиозную индийскую композицию. Как-то раз мы пришли, а здесь с ним играют около четырёхсот индийских собратьев. Это был вечер грандиозного свинга, как они сказали.

Пол: Да, так что кое-что получается.

Брайан Мэтью: Да. Будет ли ещё один фильм с участием «Битлз»?

Джон: Да.

Пол: О, да.

Джон: Как только закончим альбом, то займёмся этим мифическим фильмом, который собирались снимать ещё год назад.

Пол: Мы хотим сделать телесериал и фильм, типа, с тем чтобы…

Брайан Мэтью: И с гастролями теперь окончательно и бесповоротно закончено?

Джон: Я полагаю, что так, да.

Пол: Ну, дело в том, что мы работаем над одним номером программы, где выбегаем в ярких костюмах, включаем пять магнитофонов, потом жонглируем на авансцене, в то время как ленты проигрывают мелодии «Битлз».

Брайан Мэтью: Да. А что, разве… Не понимаю, почему этот микрофон приводит тебя в ажиотажное состояние, потому что, когда я перед этим говорил с Джоном, он был довольно серьёзен и сказал: «Нет, больше никаких гастролей».

Пол: Ну, это только возможный сценарий, никогда не знаешь наперёд.

Джон: Никаких больше турне, никаких больше «Она любит тебя», понимаешь. Но я хочу сказать, что продолжать с миллионом магнитофонов и яркими костюмами, это не… это то ещё, знаешь ли.

Брайан Мэтью: Никаких больше грандиозных турне по Америке, по всему миру, или…?

Пол: Ну…

Джон: Нет.

Пол: Я так не думаю, во всяком случае, не в таком же качестве, как мы делали это до сих пор. Но, кто знает.

Брайан Мэтью: Кто знает.

Пол: Совершенно верно.

Брайан Мэтью: Понимаю, согласен. Ну и напоследок, неделю назад или две появились сообщения, что вы пишете музыку, которую мы слышали уже многих лет, это правда или нет?

Пол: Неправда, я полагаю.

Джон: Неправда, я полагаю.

Пол: Неправда?

Джон: Неправда?

Пол: Неправда.

Джон: Неправда.

Брайан Мэтью: Вы не собираетесь этого делать?

Пол: Я так не думаю.

Джон: Я рассматриваю это как мюзикл с тысячью магнитофонов и ярких костюмов, что-то подобное.

Брайан Мэтью: «Окно и Зеркало», тогда, это проекция музыкальной…

Джон: Нет, мы не собираемся сочинять…

Пол: Подобное, хотя, знаешь, мы могли бы сделать это в следующие несколько лет, но идея, чтобы получить шанс сделать, попробовать что-то другое, знаешь, мы не знаем, что так будет.

Брайан Мэтью: Но вы собираетесь продолжать писать музыку?

Пол: Предполагаем множество композиций, но хотим сделать их, в некотором роде, различными. Ты же понимаешь, Брайан.

Брайан Мэтью: Ну, спасибо за предоставленные нам факты.

Джон: С удовольствием.

Пол: Тебе спасибо.

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Сессия началась с того, что было сделано четыре промежуточных сведения: три микса из первого дубля (дубли 7-9) и один из шестого дубля (дубль 10)».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «На этом этапе они всё ещё не могли решить, какой дубль был лучше – первый или шестой. Так как между ними не было почти никакой разницы, они сделали промежуточные миксы для обоих».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Дубль девять был признан лучшим и стал основой для дальнейшей работы. Он объединил арфу и скрипки на одну дорожку и контрабас, альты и виолончели на вторую.

После этого Пол Маккартни записал ведущий вокал, к которому во время припева присоединился Джон Леннон».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Следующей задачей была запись вокала. По привычке во время записи этого альбома им нравилось экспериментировать со скоростью ленты для получения различных эффектов. В случае с песней «Она покидает дом» было принято решение записать вокал с немного ускоренным оркестровым треком, изменив высоту звука с ми мажор на фа мажор».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «На ленте было две доступных дорожки, но Пол настаивал на том, чтобы некоторые строчки текста были записаны с двойным наложением, а также он хотел, чтобы струнные оставались в стереофоническом режиме. Единственным решением было, чтобы они пели одновременно, записывая каждую партию на отдельную дорожку.

Чтобы создать соответствующее настроение, свет в студии был выключен; единственным источником освещения была настольная лампа у стены. Двое из «Битлз», давние друзья и соавторы, сидели на высоких табуретах лицом друг к другу, внимательно наблюдая за движением губ друг друга, контролируя произношение фраз текста. Помню, наблюдая за ними, я подумал, что голоса Джона и Пола были такими разными, но так прекрасно дополняли друг друга, как и их характеры и подход к созданию музыки.

Также было достаточно непросто определиться с вокалом, и в какой-то момент даже началось продолжительное обсуждение того, как передать нужные эмоции текста.

К тому времени Пол стал настоящим перфекционистом, и он бесил Джона тем, что заставлял его снова и снова петь одну и ту же строчку. В аппаратной мне пришлось немного поработать, чтобы получить правильную перспективу и контраст между двумя вокалами».

 

Джордж Мартин (продюсер записи): «Это одна из величайших песен Пола. Контрапункт в вокальной партии, когда голоса сочетаются по принципу «вопрос-ответ», звучит просто магически, он лаконичен и прозрачен. Ребята и раньше сочиняли подобные двухголосые партии, в песне «На помощь!», например. Но, несомненно, опыт «Элеанор Ригби», где я предложил в финале песни спеть фразу контрапунктом к основной мелодии, заставил Пола намного внимательнее искать места, где можно было бы использовать этот приём. И в этой песне это сработало просто великолепно. Когда я настоял, чтобы они спели вдвоём контрапунктом и потом продублировали этот трек, ребята были просто нокаутированы результатом. «Откуда ты знал, что это сработает, Джордж?» – спрашивал Пол».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Было сделано двойное наложение вокальной партии, после чего песня была готова.

В конце сессии было сделано шесть моно миксов».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Полу всё ещё хотелось, чтобы что-то было сделано с вступительной частью песни для партии арфы, поэтому были проведены разные эксперименты. Первый микс был обработан с помощью эффекта искусственного двойного наложения (прим. – эффект имитации звука естественного дублирования голосов или инструментов), чтобы придать ему более богатый звук, но в итоге они отказались от этой идеи. В шестом миксе они добавили к арфе эффект удвоения, который в итоге и оставили».

 

Шейла Бромберг (исполнительница партии арфы): «Когда я услышала песню, то поняла, чего добивался Пол Маккартни».

 

Пол: «Мне не нравится эхо на арфе, но аранжировщиком должен был быть Джордж (Мартин), а не Майк Леандер. Надо отдать ему должное, это мог быть один из нас, кто сказал: “Включите эхо на арфу”».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Для повышения высоты звука от тональности «ми» почти на полтона использовалось изменение скорости, хотя об этом забыли, когда 17 апреля 1967 года были сделаны стереомиксы.

Перед окончанием сессии финальный мономикс (дубль шесть), был отредактирован, чтобы удалить два пассажа виолончели».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «На этом этапе было принято решение внести в песню две правки, удалив небольшую фразу для виолончели в конце первого и второго припева сразу после слов «за столько лет» (for so many years) и непосредственно перед началом следующего куплета.

Выполнив эти правки и добавив немного реверберации, а также не забыв проиграть ленту немного быстрее, чтобы их вокал звучал естественно, моно микс был завершён, и сессия закончилась».

 

Гленн Пови (автор книги «Полная история Пинк Флойд»): «В этот день «Пинк Флойд» записывались в студии 3 на Эбби-Роуд, с 14:30 до 24:00».

 

 

 

«Пинк Флойд» в студии Эбби-Роуд, фото Пола Бериффа.

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)