3 октября 1966 г.
Питер Браун (персональный помощник Брайена Эпстайна): «Когда Брайена выписали из больницы, было решено, что он некоторое время отдохнёт в специальной клинике в Патни».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Брайен Эпстайн был вынужден покинуть реабилитационную клинику, чтобы опровергнуть постоянные сообщения прессы о том, что Пол собирался объявить о своём уходе из «Битлз». Он сообщил, что пока Джон снимается в Испании, Пол работает над звуковой дорожкой к фильму под названием «В браке, или всему своё время» (прим. – фильм «По-семейному», имевший рабочее название «В браке», по пьесе Билла Нотона «Всему своё время»)».
beatlesbible.com: «16 октября кинокомпания «Юнайтед Эртистс» объявит, что фильм выйдет под названием «Всему своё время», и что Леннон с Маккартни вместе напишут саундтрек».
Пол: «Если вы наделены способностью сочинять музыку, то можете работать в различных форматах. Я всегда восхищался людьми, для кого это является профессиональной способностью – великими коллегами из прошлого по написанию песен, такими как Роджерс и Хаммерштейн или Коул Портер. Меня всегда восхищал тот факт, что они могут написать как мюзикл, так и музыку к фильму.
Так что музыка к фильмам была для меня интересным развлечением, а поскольку Джордж Мартин мог и писать, и делать аранжировки – и у него это неплохо получалось, – мы с ним получили от братьев Боултинг предложение написать музыку для фильма «По-семейному».
Я посмотрел фильм и решил, что он великолепный. Он всё ещё мне нравится. Очень мощный и эмоциональный – сентиментальный, но хороший для своего времени. Я хотел написать музыку для духового оркестра, потому что в «Битлз» мы использовали самую разную музыку, но, может быть, духовой оркестр получился слишком северным и «ховисным» (прим. – «Ховис» – торговая марка хлеба, запатентованная в 1887 году Ричардом Смитом; в знаменитой телерекламе «Ховис» в северном промышленном городе мальчик-пекарь толкает свой велосипед вверх по крутому холму под аккомпанемент духового оркестра, играющего симфонию Нового Света). Мне до сих пор это нравится. Мой отец играл на трубе, а его отец играл в духовом оркестре, так что у меня есть к этому склонность. Для фильма я выбрал что-то вроде «духового оркестра», чтобы отразить северный характер истории, и я прекрасно провёл время.
За саундтрек мы получили премию Айвора Новелло – за лучшую песню из фильма, пьесу под названием «Любовь под открытым небом» (Love In The Open Air), к которой Джонни Мерсер чуть было не написал слова, но я не знал, кто он такой. Позже я понял: «О, это же тот Джонни Мерсер! Ты имеешь в виду величайшего поэта-песенника на планете!» Нужно было это сделать. Неважно, что этого не произошло, но сочинять было в удовольствие».
Джон работает над песней «Земляничные поляны навсегда» (Strawberry Fields Forever). Фото Дугласа Киркланда.
Нил Аспинал (персональный помощник «Битлз»): «В Испании Джон написал песню «Земляничные поляны навсегда» и сыграл её мне».
Джон: «В промежутках между съёмками, чтобы как-то убить время, я сочинял песню «Земляничные поляны навсегда». Сначала придумал слова, а потом на гитаре подобрал мелодию. У меня тогда было много свободного времени, и я мог поразмышлять один, без других».
Майкл Кроуфорд (актёр): «Во время съёмок фильма по вечерам мы мало чем занимались, разве что играли в «Монополию» и «Риск». Джон был очень загадочным персонажем. В нём не было большой открытости, откровенности. В то время он работал над песней «Земляничные поляны». Сидел в спальне и подбирал на гитаре мелодию. Я слышал, как он снова и снова проигрывал один и тот же такт, пока у него не выстраивалась правильная последовательность. Было интересно наблюдать, как пишется песня. В то время я ничего не знал о том, как рождается текст песни или почему он писал именно так».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Согласно демонстрационным записям, сделанными в Альмерии, Кроуфорд, несомненно, слышал, как Джон снова и снова играл второй куплет, который на тот момент у него был единственным».
Майкл Кроуфорд (актёр): «Обычно он сидел, скрестив ноги, на пляже или кровати. Было два места, где его можно было увидеть с гитарой. Он сочинял песню: «Земляничные поляны навсегда», но не уверен. И я говорю ему: «О, здорово, Джон. Действительно, хорошая песня. Я бы не стал с ней дальше возиться!» Просто она так хорошо звучала, а он повторял: “Не уверен, не уверен”».
Из интервью Джона Леннона Джонатану Котту, журнал «Роллинг Стоун» 18 сентября 1968:
Джонатан Котт: Я слышал, что ты написал песню «Земляничные поляны», сидя в одиночестве на берегу моря.
Джон: Да, это было в Испании, когда мы снимали фильм «Как я выиграл войну». На меня тогда нашло вдохновение, – знаешь, это бывает время от времени, – но я сочинил её не сразу, а по частям. Я хотел, чтобы текст выглядел как обрывки разговора. Не всё получилось, одна строфа вообще вышла нелепой. Я хотел, чтобы получилось так (Джон поёт и говорит): «Мы разговариваем, я ещё и пою, но это случайно», – что-то вроде этого. Это очень спокойная песня. Часть её была написана в большом испанском доме, а закончил я её на берегу моря. Это было очень романтично – берег моря, абсолютная тишина, пение… Я был так увлечён, что даже не помню, с кем я там был.
Джонатан Котт: Не считаешь ли ты, что в этой песне есть что-то необычное?
Джон: О да, определенно – да. Я был полностью захвачен ею.
Джонатан Котт: О твоих песнях, в частности о «Земляничных полянах», написано много статей, пытающихся вскрыть их философскую подоплёку…
Джон: Да, их можно разложить на части и анализировать. Разложить можно всё что угодно. Дело в том, что тексты моих песен можно воспринимать на разных уровнях. Мы все, и я в том числе, пишем такие тексты, смысл которых обнаруживается лишь впоследствии. Особенно это относится к нашим лучшим песням.