Запись песни She Said She Said

21 июня 1966 г.

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Запись песни «Она сказала она сказала» (She Said She Said)».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Студия 3 (аппаратная) «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Фил Макдональд».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Участники группы присутствовали, время от времени внося свои предложения».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «С 10:00 до 13:00 было сделано три стереомикса песни «Люблю тебя до…» (Love You To), которая всё ещё носила рабочее название «Бабушка Смит» (Granny Smith)».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Процедура была такой же, как и с моносведением (16 мая), а именно: сначала были сделаны три стереосведения (два с использованием технологии искусственного двойного наложения, и одно без), после чего они все вместе были отредактированы. В стереомиксе каждый элемент сведён ближе к центру. Продолжительность песни по отношению к монофоническому миксу короче на восемь секунд, и составляет точно три минуты».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем было сделано два стереомикса песни «Хочу тебе сказать» (I Want To Tell You) и два песни «Здесь, там и повсюду» (Here, There And Everywhere)».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Сначала было сделано стереосведение песни «Здесь, там и повсюду» (Here, There And Everywhere), в котором две дорожки ведущего вокала и две дорожки гитарных пассажей Джорджа Харрисона полностью позиционируются в правом и левом каналах. Ритм-трек в основном позиционируется в правом канале, а вокальное созвучие в основном в левом канале».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Моносведение песни «Здесь, там и повсюду» (Here, There And Everywhere) имеет некоторые различия от стереомикса в финальном аккорде песни. Во-первых, это отсутствие вокальных гармоний, а во-вторых, более быстрое затухание по сравнению со стереомиксом».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Первая сессия закончилась двумя моно миксами одной и той же песни, заменившими тот, который был сделан 17 июня 1966 года.

С13:00 до 14:30 перерыв.

С 14:30 до 18:30 проводилось дополнительное сведение и редактирование, начиная с двух моно миксов «Ни для кого» (For No One), трех «Доктор Роберт» (Doctor Robert) и двух «Сборщик налогов» (Taxman)».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Для создания мономикса песни «Доктор Роберт» (Dr. Роберт) потребовалось гораздо больше точности, и было сделано три попытки, прежде чем они остались довольны. Они назвали эти миксы с 4 по 6, когда на самом деле они были с 5 по 7, микс 6 был лучшим, хотя на самом деле это был 7-й мономикс песни. После редактирования из песни были удалены 43 секунды, вокал более отчётлив, чем в более раннем моно миксе, и затухание должным образом скрывает окончание записи («O’Kей Херб» Джона).

Для того, чтобы улучшить звучание песни «Сборщик налогов» (Taxman), было решено убрать небольшие акценты соло-гитары во втором куплете, что было легко сделать, понизив уровень соло-гитары в двух местах.

Придя к единому мнению, что гитарное соло Пола получилось очень хорошо, было решено расширить его присутствие».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Оно получилось настолько хорошим, что Джордж Мартин поручил мне включить его во время затухания песни».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Гитарное соло было записано в окончание песни методом наложения, поэтому вместе с соло записалась и вся эта часть песни (ритм-трек и наложение колокольчика).

Так как было нужно синхронизировать добавленную часть соло с основной мелодией, были созданы два моно микса песни, которые затем были объединены вместе, чтобы получить нужный результат. Эти миксы были обозначены как дубли пять и шесть, тогда как на самом деле они были шесть и семь.

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем были отредактированы «Доктор Роберт» (Doctor Robert) и «Сборщик налогов» (Taxman), после чего обе песни были готовы к выпуску.

Сессия закончилась стереомиксом «Ни для кого» (For No One) и двух «Сборщик налогов» (Taxman), после чего была произведена редакция двух миксов «Сборщик налогов» (Taxman)».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Затем для песни «Сборщик налогов» (Taxman) во время стереосведения они повторили ту же процедуру, что была выполнена для моносведения: было создано два микса (один для основной части песни и один для повторения части гитарного соло), а затем их соединили вместе.

Ритм-трек полностью находится в левом канале, инструментальные наложения в правом, а весь вокал позиционирован к середине (за исключением слов «Вильсон» (Wilson) / «Хит» (Heath), которые находятся только в правом канале, так как они записывались во время наложения соло-гитары)».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «У Beatles был 30-минутный перерыв перед тем, как войти в Studio Two и начать работу над “She Said She Said”.

 

Из дневника Альфа Бикнела: «Действительно беспокойный день. Думаю, что новая пластинка должна быть закончена до начала гастролей, поэтому большинство песен, записывавшихся до этого времени, были закончены. Но у Джона оставалась ещё одна, которую нужно было записать, и парни больше половины дня занимались ею».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «19:00-3:45. Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик. Запись песни «Она сказала она сказала» (She Said She Said)».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Только в самом конце, когда большая часть песен альбома «Револьвер» была сведена и готова к мастерингу, кто-то понял, что альбому не хватает песни. Если бы он был слишком коротким, возникли бы жалобы или, что ещё хуже, возвраты от покупателей. Мало того, что уже была назначена дата выпуска и изголодавшиеся поклонники жаждали услышать новый альбом, так ещё и сами «Битлз» должны были через несколько дней отправиться в европейское турне, так что времени было в обрез».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Именно в этот момент очень вовремя Джон принёс песню «Она сказала она сказала» (She Said She Said), которая ещё не была полностью доработана, но он полагал, что так как через два дня они должны были быть в Мюнхене, то у них не было выбора, кроме как собраться в студии. У песни даже не было названия, поэтому она называлась “Без названия”».

 

Джон: «Это была просто кислотная песня».

 

Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «Если в песне «Жёлтая подлодка» все подозревали какие-то наркотические влияния и делали это совершенно напрасно, то в следующей на альбоме песне – песне, надо сказать, малозаметной – эти самые влияния есть, более того, их никто и не отрицает. Джон Леннон написал её, находясь под сильным кайфом. Дело было в Лос-Анджелесе, Джон наелся кислоты, то есть ЛСД, делал это всего второй раз в жизни. Киноактёр Питер Фонда подбил его. «Я, – говорит, – знаю, что значит – быть мёртвым!». В общем, оказал своё тлетворное влияние».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В середине американского турне 1965 года «Битлз» взяли небольшой перерыв, чтобы отдохнуть. Однако, будучи тем, кем они были, они не могли остановиться где угодно».

 

Ларри Кейн (журналист): «Стратегия обеспечения безопасности заключалась в том, чтобы уединиться в полностью защищённом месте. Они остановились в доме в стиле ранчо, расположенном в Бенедикт-Каньоне – элитном районе с узкими проездами и домами на вершинах холмов. Чтобы взобраться на скалы и проникнуть в крепость «Битлз» потребовался бы десантник военно-диверсионных частей».

 

Джон: «Этот дом был чем-то вроде Диснейленда».

 

Джордж: «Это был дом в форме подковы, расположенный на холме недалеко от Малхолланда. Там была небольшая сторожка, в которой поселились Мэл с Нилом».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Они жили там с 23 по 28 августа 1965 года. Среди гостей были Роджер Макгуин и Дэвид Кросби из группы «Бёрдз», Джоан Баэз и Питер Фонда».

 

Джордж: «Мы с Джоном решили, что Пол с Ринго должны попробовать кислоту, потому что мы перестали чувствовать с ними связь. У нас был план, что когда мы приедем в Голливуд, в наш выходной день мы заставим их принять кислоту. Мы раздобыли её в Нью-Йорке. Это были кубики сахара, завёрнутые в фольгу, и мы носили их с собой на протяжении всего турне, пока не добрались до Лос-Анджелеса».

 

Джон: «Мы просто решили ещё раз принять кислоту в Калифорнии. Мы были в одном из таких домов, как дом Дорис Дэй, и приняли её втроём: Ринго, Джордж, я, и, возможно, Нил. Пол только присматривался к этому, поэтому мы все были довольно жёсткими по отношению к нему: «Мы все принимаем, а ты нет». Пол долго её не принимал.

Песня «Она сказала она сказала» (She Said She Said) была написана после приёма кислоты в Лос-Анджелесе во время перерыва в турне, когда мы развлекались с группой «Бёрдз» и кучей девушек. Когда мы уже были под кислотой, пришёл Питер Фонда (прим. – американский актёр). Он всё время подходил ко мне, присаживался и шептал: «Я знаю, каково это быть мёртвым». Он говорил о своём приёме кислоты, но мы не хотели об этом слышать! Мы были под кислотой, светило солнце, девушки танцевали (думаю, кто-то из «Плейбоя»), всё прекрасно, как это было в шестидесятых. А этот парень, которого я на самом деле не знал, он тогда ещё не снялся в «Беспечном ездоке» или в чём-то подобном, всё тёрся рядом в своих солнцезащитных очках и твердил: «Я знаю, каково это быть мёртвым», а мы старались отделаться от него, потому что он был таким занудным. Это такая жуть, когда ты в приподнятом настроении: «Не говори мне об этом. Я не хочу знать, каково это быть мёртвым!»»

 

Джордж: «Не знаю каким образом, но там появился Питер Фонда. Он всё время повторял: «Я знаю, каково это быть мёртвым, потому что я выстрелил в себя». Однажды он случайно выстрелил в себя и показывал нам шрам от пули. Он был очень неприятный».

 

Питер Фонда (американский актёр): «Пол и Джордж были на заднем дворике, над нами всё время патрулировал полицейский вертолёт. Это двое сидели за столиком под зонтом – забавная попытка уединиться. Вскоре после этого мы приняли кислоту.

Помню, как сидел на террасе дома с Джорджем, который сказал мне, что он, как ему кажется, уходит в небытие. Я сказал ему, что бояться нечего, и что ему нужно только расслабиться. Я сказал, что знаю, каково это быть мёртвым, так как, когда мне было десять лет, я случайно выстрелил себе в живот, и моё сердце три раза останавливалось, пока я был на операционном столе, потому что у меня была большая кровопотеря. В это время Джон проходил рядом и услышал, как я говорю: «Я знаю, что значит быть мёртвым». Он посмотрел на меня и сказал: «Ты дал мне почувствовать, что я не рождался на свет. Кто вбил тебе в голову всё это дерьмо?» Когда я впервые услышал «Револьвер», я точно знал, откуда взялась эта песня, хотя Джон так никогда меня за это не отблагодарил, а я никому об этом не говорил».

 

Роджер Макгуин (лидер группы «Бёрдз»): «Мы все приняли кислоту, и Джон не мог этого не сделать. Он сказал: «Уведите отсюда этого парня». Это было болезненно и странно. Мы только что закончили смотреть (фильм) «Кэт Баллу» с Джейн Фондой (прим. – сестра Питера Фонды), и Джон не хотел иметь ничего общего с какими-либо Фондами. Они разошлись с Питером в оценке этого фильма, и то, что он сказал, просто добавило к этому».

 

Джон: «Вначале была идея, которую я стал наигрывать на гитаре: «Он сказал, я знаю, какого это быть мёртвым, я сказал… я сказал, что я должно быть спятил, он сказал…». А потом я её отложил. Когда я её писал, у меня было всего лишь одна строчка: «она сказала, она сказала», но за этим ничего не было. Неясно как это связано с кем-то, кто что-то сказал. Помимо этого, было просто звуковое сопровождение, но я изменил «он» на «она» в тексте».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В следующем варианте он добавил строчки: «Я сказал: “Кто тебе всё это вложил в голову?”; это заставляет меня чувствовать, как будто у меня порваны штаны; она сказала: “Я буду любить тебя больше, когда ты умрёшь”; я сказал: ”Нет, нет, нет, это неправильно”».

 

Джон: «А потом мне понадобился восьмитактовый переход. Дни и дни я работал над его началом, и поэтому написал первое, что пришло в голову: «Когда я был мальчиком», но в другом ритме. Но это подошло, потому что хорошо вписалось».

 

Джордж: «Позже я принял некоторое участие в написании этой песни. Как-то раз я был у него дома, и ему не давались некоторые мелодии. У него было множество фрагментов, наверное, песен трёх, которые оставались незаконченными, и я предложил свои варианты и помог ему совместить их, чтобы они стали одной законченной песней. Это была «Она сказала она сказала» (She Said She Said). Восьмитактовый переход – это другая песня: «Она сказала: «Я знаю, каково это быть мёртвым (‘She said, I know what it’s like to be dead), и я сказал: «О, нет, нет, ты ошибаешься» (and I said, oh, no, no you’re wrong)». Затем это переходит в: «Когда я был мальчиком» (When I was a boy). Соединилось, как будто их спаяли вместе. Так что я и такое делал».

 

Джон: «Это была грустная песня. Полагаю, это была просто «кислотная» песня. «Когда я был маленьким мальчиком», понимаете. Во всяком случае, стало многое высвобождаться из самого детства. Это было настоящее».

 

Из интервью Джонатану Котту для журнала «Роллинг Стоун» 18 сентября 1968:

Джон: Помню, в то время у меня было кризисное состояние, и, написав эту песню, я толком не понимал ещё, что у меня получилось. Потом, услышав её в записи, я остался доволен.

Джонатан Котт: Недавно я отметил ещё одно твоё душевное состояние: «Когда я был мальчиком, всё казалось правильным».

Джон: Ты прав. Здесь я искренен. Я сказал то, что хотел сказать.

 

Пол: «В основном это Джон. Хорошая работа. Мне кажется, что Джон пришёл в студию с почти законченной песней».

 

 

 

 

She said:  Она сказала:

«I know what it’s like to be dead,  «Я знаю, каково это быть мёртвым,

I know what it is to be sad».  Я знаю, что значит грустить».

And she’s making me feel like I’ve never been born.  И она заставила меня почувствовать, что я никогда не рождался.

 

I said:  Я сказал:

«Who put all those things in your head?  «Кто тебе все это вложил в голову?

Things that make me feel that I’m mad,  То, что заставляет меня чувствовать, что я злюсь,

And you’re making me feel like I’ve never been born».  И ты заставляешь меня почувствовать, что я никогда не рождался».

 

She said: «You don’t understand what I’ve said».  Она сказала: «Ты не понял, что я сказала».

I said: «No no no, you’re wrong».  Я сказал: «Нет, нет, ты ошибаешься».

When I was a boy,  Когда я был мальчиком,

Everything was right,  Всё казалось правильным,

Everything was right.  Всё казалось правильным.

 

I said:  Я сказал:

«Even though you know what you know,  «Хотя ты знаешь то, что знаешь,

I know that I’m ready to leave,  Я знаю, что готов уйти,

‘Cause you’re making me feel like I’ve never been born».  Потому что ты заставляешь меня чувствовать, что я никогда не рождался».

 

She said: «You don’t understand what I’ve said».  Она сказала: «Ты не понял, что я сказала».

I said: «No no no, you’re wrong».  Я сказал: «Нет, нет, ты ошибаешься».

When I was a boy,  Когда я был мальчиком,

Everything was right,  Всё казалось правильным,

Everything was right.  Всё казалось правильным.

 

I said:  Я сказал:

«Even though you know what you know,  «Хотя ты знаешь то, что знаешь,

I know that I’m ready to leave,  Я знаю, что готов уйти,

‘Cause you’re making me feel like I’ve never been born».  Потому что ты заставляешь меня чувствовать, что я никогда не рождался».

 

She said,  Она сказала,

She said,  Она сказала,

I know what it’s like to be dead,  Я знаю, каково это быть мёртвым,

I know what it’s like to be dead,  Я знаю, каково это быть мёртвым,

I know what it is to be sad,  Я знаю, что значит грустить,

I know what it is to be sad,  Я знаю, что значит грустить,

I know what it’s like to be dead,  Я знаю, каково это быть мёртвым,

I know what it’s like to be dead.  Я знаю, каково это быть мёртвым.

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «У песни достаточно стандартная структура: «куплет / куплет / мелодическая вставка / куплет / мелодическая вставка / куплет» с быстрым вступлением и постепенным затуханием. Инструментальная или сольная часть не потребовалась».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Итак, в предпоследний день записи альбома, после того как целый день мы занимались сведением песен, в студии снова появились Мэл и Нил с инструментами группы. Они начали спешно репетировать новую песню Джона «Она сказала она сказала» (She Said She Said)».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Запись песни началась в 19:00».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Группа затратила большую часть времени на репетицию песни «Она сказала она сказала» (She Said She Said), сделав не менее 25 попыток. Затем они записали три дубля ритм-трека.

В какой-то момент Пол Маккартни покинул студию после ссоры, что позволяет предположить, что в этой песне на бас-гитаре играл Джордж Харрисон».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «По-видимому, в этот день бесцеремонность Леннона взяла верх над Маккартни».

 

Пол: «Не уверен, но думаю, что это была одна из немногих записей «Битлз», на которой я не играл. По-моему, у нас была ссора или что-то в этом роде, и я сказал: «Да пошли вы!», а они ответили: «Что ж, мы сами её запишем». Полагаю, что на басу играл Джордж».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Хотя это не отмечено в студийной документации, партия бас-гитары, несмотря на её достаточно хорошую эффективность, намного более бесхитростна, чем это свойственно игре Пола. Так что можно с уверенностью сказать, что в тот день Пол покинул студию до начала записи».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Ритм-трек включал барабаны, гитару и бас».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «После продолжительной репетиции было записано три дубля ритм-трека: Джон на электрогитаре, Джордж на бас-гитаре и Ринго на барабанах».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем Джон записал ведущий вокал, потом Джон с Джорджем записали вокал второго плана.

После этого было сделано промежуточное сведение.

На две освободившиеся дорожки были записаны соло-гитара Харрисона и партия электрооргана Леннона».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Затем на вторую свободную дорожку были записаны соло-гитара (Джордж), орган «Хэммонд» (Джон) и шейкер (Ринго)».

 

Джон: «Это интересный трек. На нём очень хороши гитары».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «При прослушивании записи было обнаружено, что звучит как минимум три гитарные партии, что свидетельствует о том, что в какой-то момент также было сделано дополнительное наложение гитары. Насыщенное звучание риффов соло-гитары указывает на то, что скорее всего во время процесса записи применялось искусственное двойное наложение, а также значительная компрессия барабанов, придающая объёмность тарелкам Ринго».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем было сделано три моносведения, хотя от них откажутся в пользу микса, который будет сделан на следующий день».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В студийной документации эти миксы имеют название песни «Она сказала она сказала» (She Said She Said), что указывает на то, что к этому времени было принято решение о названии песни».

 

Пол: «Мне нравится название «Она сказала она сказала», которое, я думаю, было придумано во время записи».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «В группе Джон всегда был хулиганом. Его отношение к работе было таким: «Давайте просто запишем». Поэтому неудивительно, что мы записали и свели всю песню за девять часов, в отличие от тех трёх дней, что мы потратили на песню «Здесь, там и повсюду» (Here, There And Everywhere). Тем не менее, он заставил группу прогнать песню десятки раз, прежде чем остался доволен результатом. При всем при этом песня оставляет ощущение рваного трека».

 

Джон: «У меня довольно нетипичный ритм, потому что мне никогда не удавалось на сцене его выдерживать. Я постоянно сбивался».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Это наиболее заметно в песне «Она сказала она сказала» (She Said She Said), где его сбивчивый ритм в мелодических вставках довольно трудно понять слушателю, не говоря уже о самой группе. Несомненно, именно поэтому в студии потребовалось около двадцати пяти репетиций, прежде чем они были готовы к записи».

 

Из дневника Альфа Бикнела: «Сейчас я отправлюсь спать, потому что уже рассвет, и я устал».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?



    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)