Запись песен Eleanor Rigby и I’m Only Sleeping

29 апреля 1966 г.

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Продолжение записи песен «Элеонор Ригби» (Eleanor Rigby) и «Я просто сплю» (I’m Only Sleeping)».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «17:00-01:00. Студия 3 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик.

Оркестровое сопровождение песни «Элеонор Ригби» (Eleanor Rigby) было записано накануне. В этот день на четвёртую дорожку Пол Маккартни добавил свой вокал».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Со слов Пола и Пита Шоттона текст песни был написан в доме у Джона. Тем не менее, возможно он был дописан в студии звукозаписи».

 

Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Последний куплет «Битлз» сочинили все вместе, в последнюю минуту, когда запись уже заканчивалась».

 

Джон: «Вместо того, чтобы попросить меня написать текст, он [Пол] сказал: «Эй, парни, закончите текст», пока он вроде как занимается треком, аранжировкой или чем-то там ещё в другой части гигантской студии. Я был там с Мэлом Эвансом, нашим дорожным менеджером, который до этого был монтажником телефонов, и Нилом Аспиналом, студентом-бухгалтером, который стал дорожным менеджером, и это были мы трое, с кем он разговаривал. Я был оскорблён и обижен тем, как он бросил нам это. На самом деле, он хотел, чтобы я это сделал, но он не стал просить и, конечно, в песне нет ни строчки остальных, потому что в конце концов мы с Полом ушли в какую-то комнату и закончили песню. Это было проявлением его бесчувственности, которая в последующие годы стала меня раздражать. Просто он такой человек. Для него это ничего не значило. Я хотел присвоить авторство на часть этой песни, так как написал текст, когда сидел за тем столом и думал: «Как он посмел так бросить нам это?»»

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Чтобы удостовериться, что текст песни был написан в последний момент в студии звукозаписи, в 1971 году журнал «Хит-Парад» спросил продюсера Джорджа Мартина, может ли он прояснить неточности относительно написания песни. «Я полагал, что всё было написано только Полом», – ответил он, добавив: «На самом деле я припоминаю, что, действительно, во время записи у Пола отсутствовало несколько слов и они ему были нужны. Он ходил и всех спрашивал: «Что сюда можно добавить?», а мы с Нилом и Мэлом давали свои предложения, правда, довольно мелкие. Время от времени каждый что-то предлагал». Однако обратите внимание на подозрительное отсутствие имени Джона в его воспоминаниях».

 

Йен Макдональд (автор книги «Переворот в сознании»): «В этой записи музыканты выступили только в роли вокалистов. Ведущий вокал осуществил сам автор песни Пол Маккартни, а гармонический – Джон Леннон и Джордж Харрисон».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Ведущий вокал Пола был записан на отдельную дорожку с применением искусственного двойного наложения в припевах».

 

Пол: «Я решил, что мой вокал недостаточно хорош. Помню, как говорил об этом с Джорджем [Мартином]. Я сказал: «Не поётся». Он возразил: «Нет, всё нормально». Он меня успокоил, и мы сделали двойное наложение, я полагаю, потому что я не думал, что спел бы её хорошо. Так что, когда мы делали двойное наложение, то скрывали любые огрехи».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Студийная документация не подтверждает то, что его вокал был записан с двойным наложением, применялось только искусственное двойное наложение».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем на третью дорожку в припевах было записано вокальное созвучие Пола, Джона и Джорджа».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Джон с Джорджем добавили вокал второго плана во время вступления и мелодической вставки «Аа, обратите внимание на всех одиноких людей!» (Ah, look at all the lonely people!)».

 

Джордж Мартин (продюсер записи): «Я настоял на объединении двух вокальных частей, заметив, что вместе они успешно образуют контрапункт».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «На этом этапе песня считалась законченной, после чего было сделано три моносведения. Однако 6 июня 1966 года Джордж Мартин попросит Маккартни сделать дополнительную запись вокала, и эти миксы останутся невостребованными».

 

Оззи Озборн (музыкант): «Невероятная песня. Не знаю почему. Я только знаю, что каждый раз, когда я слышал [эту] песню «Битлз», мне становилось лучше».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Примерно в 19:00 они приступили к работе над песней «Я просто сплю» (I’m Only Sleeping)».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Ритм-трек песни был записан 27 апреля. Однако в этот день они записали ещё пять дублей».

 

Из дневника Альфа Бикнела: «Джон поработал ещё немного над своей новой песней «Я просто сплю» (I’m Only Sleeping), а я опять проиграл в карты Риччи!».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Сначала было записано несколько репетиций, с барабанами и вибрафоном (прим. – ударный инструмент с электроусилителем) на одной дорожке четырёхдорожечной ленты и акустической гитарой на второй, причём все они были исполнены одновременно».

 

Ринго: «Я считаю, что мы приучили Джорджа Мартина к тому, чтобы плёнка постоянно записывала. Он утратил прежнее представление о том, что вы нажимаете кнопку только тогда, когда собираетесь сделать дубль. Мы начали постоянно крутить плёнку».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Такая практика была одной из новых техник записи, которую они начали в начале 1965 года, объясняя, что они: «репетируют песни с записывающим магнитофоном, перематывая назад, чтобы записать должным образом отрепетированный материал».

За первые девять минут репетиции было записано пять дублей. Одна из сохранившихся репетиций была сведена в моно и вошла в Антологию 2».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Затем они решили, что готовы приступить к записи новой версии песни, поэтому, перемотав кассету обратно, начали надлежащую запись. Они, по-видимому, решили отказаться от идеи использовать вибрафон и начали всё сначала с простой аранжировки акустической гитары и бубна с вокальным созвучием, записанным Джоном и Полом вживую».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Только первый дубль был закончен и включал акустические гитары, перкуссию и вокал Леннона и Маккартни, которые были записаны одновременно на одну дорожку четырёхдорожечной ленты».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Первый дубль начался с того, что Джон преувеличенно громко произнёс: «Я просто сплю, дубль один», хотя, конечно, уже существовало одиннадцать дублей. Он, несомненно, чувствовал, что они не в счёт, так как начали записывать песню заново».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Группа, очевидно, сочла эту версию хуже версии от 27 апреля, и они вернулись к дублю 11 той сессии, чтобы сделать инструментальное наложение».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Как оказалось, все эти упражнения были признаны непригодными, и было принято решение вернуться к записи, сделанной двумя днями ранее. Они использовали оставшееся время, чтобы сделать наложение вокала Джона на ранее записанный «дубль одиннадцать», вырезав при этом короткое вступление на акустической гитаре».

 

Джордж: «Мы пытались заставить вокал звучать так, как будто кто-то спит, что очень сложно».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Леннон добавил свой ведущий вокал, при этом скорость записи составляла частоту 45 вместо обычных 50, поэтому при воспроизведении его голос звучал быстрее и выше по тону».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Начались эксперименты с «изменённой скоростью». Ритм-трек воспроизводился со скоростью 47 ¾, что сильно замедлило исходную запись, поскольку она была записана со скоростью 56. Вокал Джона был записан со скоростью 45, чтобы он звучал в более высокой тональности при воспроизведении на обычной скорости. Таким образом ритм-трек записывался быстрее и замедлялся, в то время как ведущий вокал записывался медленнее и ускорялся. Это привело к тому, что песня имеет очень странную тональность ми-бемоль минор (вместо ми-минор, как, вероятно, изначально исполнялась)».

 

Йен Макдональд (автор книги «Переворот в сознании»): «Музыканты добавили к композиции технические новшества и новые эффекты звукозаписи, к которым не прибегали прежде. Так, в отрывке песни, когда Леннон произносит в тексте слова «Пожалуйста, не будите меня», вокал второго плана Маккартни и Харрисона служит своеобразным звуком будильника во время сбивки перед второй связующей партией (точка: 1 минута 57 секунд). После чего можно различить едва слышимый голос Леннона: «Зевни, Пол». Уже на второй минуте песни, слушатель может распознать характерный звук человеческого зевка».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «К часу ночи вокал был записан».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)