27 апреля 1966 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Запись песни «Я просто сплю» (I’m only sleeping)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Студия 3 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Фил Макдональд.
18:00-23:30. Моносведение песен «Сборщик налогов» (Taxman), «И твоя птичка умеет петь» (And Your Bird Can Sing) и «Завтрашний день никогда не знает» (Tomorrow Never Knows)».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «До начала сессии записи группа приняла участие в подготовке нескольких моно миксов трёх недавно записанных песен.
Было сделано по одному моносведению песен «Сборщик налогов» и «И твоя птичка умеет петь», и девять песни «Завтрашний день никогда не знает», у которой всё ещё было рабочее название «Марк I» (Mark I). В этот день было сделано девять моно миксов песни, восемь из которых были для окончательной версии. Как правило, петли эффектов, которые расположены на второй дорожке мастер-ленты, плавно переходят вверх и вниз без особых переходов, в то время как обратное гитарное соло звучит с высокой степенью обработки».
Из дневника Альфа Бикнела: «Большую часть вечера провёл, убивая время, поскольку парни только занимались фонограммами своих песен. Я уже решил, что они заканчивают, и был готов развезти их по клубам, как Джон вдруг решил начать запись следующей песни».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «23:30-3:00. Запись ритм-трека песни «Я просто сплю» (I’m only sleeping)».
Джон: «Моя песня. В ней я мечтаю о своей жизни».
Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «Типичная ленноновская песня называется «Я просто сплю». Типа того, что я сплю, а мир двигается своим чередом».
Морин Клив (журналист «Ивнинг Стандарт»): «Он, возможно, самый ленивый человек во всей Англии, может спать чуть ли не бесконечно».
Джон: «Физически ленив. Я не забочусь о том, чтобы хоть что-то писать, читать, смотреть или говорить. Секс – единственная форма физической активности, которая меня сколько-нибудь волнует».
Бэрри Майлз (автор книги «Через много лет»): «Песня была написана Джоном и доработана за один день в соавторстве с Полом. Часто Пол был для Джона утренним будильником. Живя на Уимпол-стрит, он вставал раньше Джона, и с каждым днём эта разница во времени становилась всё больше. Джон вёл более размеренную жизнь в пригороде, но если он отправлялся обедать в Лондон или в клуб, то живя так далеко от города означало, что он возвращался домой очень поздно. Пол приходил в полдень или в полдень и будил его, и именно тогда Джону пришла в голову идея песни “Я только сплю”».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Текст песни был написан на обратной стороне письма, в котором Джону напоминалось, что он задолжал 12 фунтов и три шиллинга за неоплаченный счёт радиотелефонной связи. Письмо было отправлено 22 марта 1966 года, так что песня, несомненно, была задумана вскоре после этого».
Пол: «В каких-то случаях я брал на себя инициативу, как это было с песней «Автор бестселлеров» (Paperback Writer), в других Джон, как это было с песней «Я просто сплю» (I’m only sleeping). И это хорошо, поскольку мы не особо соперничали в том, кто начинает песню».
Рукописный текст песни на обороте бланка счёта на сумму 12 фунтов 3 шиллинга за услуги телефонной связи. В рукописи отражён процесс раздумий Леннона над названием песни – сначала «Попробуй снова заснуть» (Try to sleep again), зачёркнуто и написано «Надо поспать» (Got to get to sleep)».
When I wake up early in the morning, Когда я просыпаюсь рано утром,
Lift my head, I’m still yawning. Подняв голову, всё ещё зевая,
When I’m in the middle of the dream, Когда я посреди сна,
Stay in bed, float up stream (float up stream), Оставаясь в постели, плыву навстречу течению,
Please, don’t wake me, Пожалуйста, не будите меня,
No, don’t shake me, Нет, не трясите меня,
Leave me where I am, Оставьте меня там, где я есть,
I’m only sleeping. Я просто сплю.
Everybody seems to think I’m lazy, Кажется, все думают, что я ленив,
I don’t mind, I think they’re crazy. Я не против, думаю, они сумасшедшие.
Running everywhere at such a speed, Делают всё на ходу так быстро,
Till they find there’s no need (there’s no need), Пока не поймут, что в этом нет необходимости.
Please, don’t spoil my day, Пожалуйста, не портите мне день,
I’m miles away, Я очень далеко,
And after all И в конце концов
I’m only sleeping. Я просто сплю.
Keeping an eye on the world going by the window, Наблюдаю окружающее за окном,
Talking my time, Не спеша,
Lying there and staring at the ceiling, Лёжа, и глядя в потолок,
Waiting for a sleepy feeling. В ожидании дрёмы.
Please, don’t spoil my day, Пожалуйста, не портите мне день,
I’m miles away, Я очень далеко,
And after all И в конце концов
I’m only sleeping. Я просто сплю.
Keeping an eye on the world going by the window, Наблюдаю окружающее за окном,
Talking my time. Не спеша.
When I wake up early in the morning, Когда я просыпаюсь рано утром,
Lift my head, I’m still yawning. Подняв голову, всё ещё зевая,
When I’m in the middle of the dream, Когда я посреди сна,
Stay in bed, float up stream (float up stream), Оставаясь в постели, плыву навстречу течению,
Please, don’t spoil my day, Пожалуйста, не портите мне день,
I’m miles away, Я очень далеко,
And after all И в конце концов
I’m only sleeping. Я просто сплю.
Джон Робертсон (автор книги «Полный путеводитель по музыке Битлз»): «Наполовину наркотическая фантазия, наполовину рассказ Леннона о своей лени, эта песня стала своего рода гимном празднику жизни без забот. В сочинении в соответствии с догмами наркоманов утверждалось, что «исследователи сознания» должны расслабиться и позволить мыслям самим прийти к ним и ни в коем случае не следует насильственно вызывать их».
Йен Макдональд (автор книги «Переворот в сознании»): «Сонный, психоделический номер Джона Леннона появился в ответ на старания окружающих добудиться его в полдень. После нескольких лет служения битломании Джону хотелось полностью расслабиться, позабыв о том, когда заканчивается день и когда сны перестают отличаться от реальности. Гипнотические песни, исполненные сомнамбулой, наилучшим образом передавали апатию тех дней.
Рассеянное настроение в лирике песни предположительно рассказывает об ощущениях, происходящих под действием наркотиков, а не во сне, как может показаться в начале. Однако, тематика сна композиции является на сегодняшний день основной интерпретацией этой песни. Специалисты, ознакомившиеся с первыми черновиками, полагают, что в действительности Леннон повествует в этой песне о радостях сна как физического состояния, а не о наркотической эйфории. В сочинении в соответствии с догмами наркоманов утверждалось, что «исследователи сознания» должны расслабиться и позволить мыслям самим прийти к ним и ни в коем случае не следует насильственно вызывать их. На самом же деле, как признавался сам Леннон, музыкант любил долгое время оставаться в кровати и ничего не делать, о чём и рассказал в этой композиции».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Хотя к тому времени Джон, возможно, уже неоднократно употреблял наркотики, текст песни, похоже, просто отражает его склонность к лени. Он может проснуться «рано утром», но подняв голову «всё ещё зевает», поэтому предпочёл бы просто «плыть вверх по течению» в страну грёз. Словно выражая недовольство Полом за то, что тот разбудил его, чтобы поработать над песней, он умоляет: «Пожалуйста, не буди меня, нет, не тряси меня. Оставь меня там, где я есть». В конце концов, всё в порядке: «Я просто сплю». Почему он должен так напрягаться, сочиняя песни для следующего альбома? «Не спеша»: это, очевидно, всё, чего он хотел».
Пол: «Это была интересная идея, в которой не было ничего дурного. Я не ленив, я просто сплю, зеваю, размышляю, у меня отдых – речь идёт о наслаждении такого рода».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Было записано одиннадцать дублей, последний из которых стал основой для трека.
Джон играл на акустической гитаре «Гибсон Джумбо», Пол на бас-гитаре «Рикенбэкер» и Ринго на барабанах».
Компьютерная реконструкция студии 3 «И-Эм-Ай» (ресурс The Beatles 3D.com).
Фото Роберта Фримена. В некоторых источниках эту фотосессию относят к 17 апреля.
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В этот день вокал не записывался, отсчёт такта во время пауз в песне выполнялся щелчком пальцев, что можно уловить в законченной записи прямо перед первой мелодической вставки.
Джефф Эмерик записывал ритм-трек со скоростью 56 циклов в секунду с намерением придать песне более тяжёлое и сонное звучание при воспроизведении с обычной скоростью в 50 циклов».
Фил Макдональд (помощник звукоинженера): «Они обнаружили, что могли добиваться того звучания, какое хотели бы получить».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Ритм-трек исполнялся в ми минор, но магнитофон записывал с ускоренной скоростью, поэтому при воспроизведении с нормальной скоростью звучание было на полтона ниже».
Джон Робертсон (автор книги «Полный путеводитель по музыке Битлз»): «Несколько «надмирное» звучание композиции объясняется такими техническими уловками, как ускоренная запись вокала Леннона, который доносится как бы из иного мира, и проигрывание гитарных соло Харрисона задом наперёд».
Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «Странный гитарный звук у Джоржа Харрисона достигли тем, что проигрывали его сольные куски задом-наперёд. Надо полагать, что и сочиняли тоже – задом-наперёд».
Йен Макдональд (автор книги «Переворот в сознании»): «После записи ритм-трека вместе с ведущим вокалом и вокалом второго плана предстояло наложить звуки гитары, пущенной в обратном направлении. Подобные эксперименты уже были опробованы «Битлз» во время работы над песнями «Завтрашний день никогда не знает» (Tomorrow Never Knows) и «Дождь» (Rain), однако теперь предстояло найти звучание, способное придать песне сюрреалистический оттенок. Два Джорджа – Харрисон и Мартин после многочасовых проб нашли идеальный вариант: перебор электрической гитары был прокручен в обратную сторону и наложен в нужном месте ритм-трека».
Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Группа «Битлз» была первой во многих аспектах, но особенно в том, что касалось техники записи. Им стало скучно в студии, и они начали пробовать что-то новое. Одним из таких нововведений была запись гитары задом-наперёд, что они сделали в песне «Я просто сплю». Появившийся в результате этого жутковато-мистический монотонный звук стал чрезвычайно соблазнительным для музыкантов всего мира, хотя выполнить его точно и с надлежащим эффектом – это искусство. Для этого требуется гораздо больше, чем просто сыграть на гитаре с перевёрнутой плёнкой в магнитофоне, а затем включить её в нужном направлении. Несмотря на то, что «Битлз» были первыми, кто попытался это сделать, они с самого начала работали над его совершенствованием, уделяя столько времени, сколько нужно, чтобы сделать это правильно».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «[Для гитарного соло] Джордж записал две гитарные партии: одну обычную, и одну, записанную с фузз-эффектом, которые были наложены друг на друга».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Всё это было идеей Джорджа Харрисона».
Ричард Лаш (помощник звукоинженера): ««[Джордж] играл соло в обычном режиме, затем мы переворачивали плёнку, и он слушал её задом-наперёд, просто чтобы послушать, как они звучат. Это продолжалось около 70 раз: переворот плёнки, прослушивание, переворот снова и снова – и на это в буквальном смысле ушли часы».
Из дневника Альфа Бикнела: «Когда я пришёл домой, было уже больше четырёх утра. Мы проехали раньше молочников, к их счастью, парни почти спали на заднем сидении, иначе обязательно бы пропустили несколько пинт».