Запись песен Taxman и Tomorrow Never Knows

22 апреля 1966 г.

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Продолжение записи песен «Сборщик налогов» (Taxman) и «Завтрашний день никогда не знает» (Tomorrow Never Knows)».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Студия 2 «И-Эм-Ай», Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Фил Макдональд.

Сессия началась с промежуточного сведения песни «Сборщик налогов» (Taxman), чтобы освободить место на четырёхдорожечной ленте. Для этого два вокальных трека Джорджа Харрисона были объединены в один.

Затем на четвертую дорожку было сделано наложение колокольчика.

После этого Джон с Полом добавили вокал второго плана («Мистер Уилсон / Мистер Хит»). Он был записан в существующий трек поверх партии бубна и гитары».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Они удалили фразу: «У кого-нибудь есть немного денег?», заменив её словами «А-а, мистер Уилсон» и «А-а, мистер Хит», которые были отсылками к премьер-министру Гарольду Вильсону (лидеру лейбористской партии) и Эдварду Хиту (лидеру партии консерваторов), которые были крупнейшими партиями в британской политике и, следовательно, считались ответственными за налоги, взимаемые с «Битлз». Год назад Вильсон утвердил «Битлз» в списке представленных к награждению орденами британской империи, а взамен получил «честь» быть увековеченным в одной из их песен. Это упоминание имён является первым случаем включения реальных людей в текст песни «Битлз» (если не принимать в расчёт Ринго, призывающего «Джорджа» сыграть соло в песнях «Мальчики» (Boys) и «Нет, дорогая» (Honey Don’t)».

 

Из дневника Альфа Бикнела: «Они снова работали над «Сборщиком налогов», только на этот раз назвали конкретные имена. Мы все вдоволь насмеялись по этому поводу, но согласились, что и Гарольд Вильсон и Тэд Хит были виновниками в равной мере».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Интересное наблюдение, касающееся вышеупомянутого вокального наложения, заключается в том, что он был записан на трек с соло-гитарой и бубном. Это легко заметить по отсутствию бубна, когда появляется вокал «Вильсон / Хит», при этом бубен присутствует в дубле, когда в песне звучит «У кого-нибудь есть немного денег?». Услышать эту разницу можно на диске «Антология 2». Также присутствуют очень тихие, но слышимые щелчки всякий раз, когда начинается это новое вокальное наложение».

 

Из дневника Альфа Бикнела: «Были некоторые проблемы из-за автомобиля, когда я выбирался, чтобы доставить им еду. Полагаю, что кто-то узнал, что эта машина принадлежит парням, и попытался проникнуть в неё, пока я ходил за едой. Небольшое повреждение, просто несколько царапин».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Примерно в 19:30 они возобновили работу над композицией Джона «Марк I» (Mark I) – рабочее название песни «Завтрашний день никогда не знает» (Tomorrow Never Knows). Похоже, что основные наложения этого дня касались Джорджа Харрисона. Записанные ранее пять звуковых петель должны были играть роль «соло» песни, но после прослушивания было принято решение немного его украсить. Первые четыре такта сольной части стали петлёй с индийским инструментом тамбура, но впоследствии они были объединены с тем, что было записано накануне».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Джордж Харрисон появился с тамбуром, о котором так увлечённо говорил в первый день записи этой песни. На самом деле, с тех пор он разговаривал о нём почти безостановочно, так что всем было действительно любопытно увидеть этот инструмент. Он ввалился в студию, сгорбившись под его тяжестью. Это был огромный инструмент, а футляр был размером с небольшой гроб. Он внёс его с шикарным жестом, гордо демонстрируя инструмент, пока мы собирались вокруг.

«Ну как он вам?» – спросил он всех, кто был рядом. Не желая доверять свою драгоценность какому-либо из двух дорожных менеджеров, он запихнул футляр с инструментом на заднее сиденье одного из своих автомобилей «Порше», который припарковал прямо перед главным входом, чтобы занести инструмент по ступенькам. Убедившись, насколько хорошо звучат петли Пола, Джордж захотел добавить одну из своих, поэтому я записал, как он играет одну ноту на этом огромном инструменте, снова используя технику ближнего микрофона, и превратил её в петлю. Этот струнный инструмент издаёт звук, похожий на гудение, и его можно услышать в начале произведения, после чего он повторяется несколько раз».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Джон в этот день, по-видимому, также перезаписал свою вокальную партию, записанную через динамик Лесли, которая завершает песню».

 

Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «На третьей дорожке были перезаписаны орган, бубен и фортепиано».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «Затем были сделаны наложения: бубен Ринго на протяжении большей части песни; двойное наложение вокала Джона, несмотря на то что к нему уже было применено Искусственное двойное наложение (вероятно, просто в силу привычки), и электроорган, который многими приписывается Леннону. Причину необходимости сделать наложение партии электрооргана объяснил Джордж Харрисон».

 

Джордж: «В индийской музыке нет переходов из одной тональности в другую, она всегда в одной модуляции. Вы выбираете, в каком ключе исполняется мелодия, и остаётесь в этом ключе. Думаю, песня «Завтрашний день никогда не знает» (Tomorrow Never Knows) была первой, которая была в одном ключе, вся песня была на одном аккорде. Но есть аккорд, который накладывается сверху, который действительно меняется: если он был в «до», то меняется на си-бемоль. Это было подобно наложению, но основной звук зависел от основного монотонного гудения».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «В записанном наложении орган играет аккорд си-бемоль в пятом и шестом тактах большинства куплетов (например, во время слов «Это не умирание…» (It is not dying)), а затем возвращается к аккорду «до» в седьмом и (иногда) восьмом тактах, возвращаясь к основной тональности песни. Наложение добавляется к диссонирующему завыванию петли «оркестрового аккорда», который также появляется во время шестого и седьмого тактов большинства куплетов. Соединение этих двух элементов одновременно даёт тот эффект, которого они добивались. Нечто подобное будет добавлено несколько дней спустя в песню Джорджа «Я тоже тебя люблю» (Love You To)».

 

Джефф Эмерик (звукоинженер): «Ещё одна звуковая составляющая песни – небольшой фрагмент на пианино в конце, был случайностью. На самом деле это получилось в результате эксперимента, который мы сделали в первом дубле, когда группа просто излагала идеи. Пол услышал его во время одного из воспроизведений и посоветовал нам сделать его с затуханием, и это отлично сработало».

 

Тодд Комптон (автор книги «Кто написал песни Битлз?»): «К 23:30, когда всё было готово, песня была сочтена всеми приемлемой и готовой для сведения».

 

Из дневника Альфа Бикнела: «Нам удалось закончить сегодня работу прежде, чем наступило завтра. Мы с парнями пробыли в студии с двух и почти до полуночи».

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?



    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)