14 августа 1965 г.
Мик Джаггер (14 августа 1965 г.): «Вся британская поп-музыка смертельно скучна. Ничего нового не было уже лет сто. Поп-музыка, из-за своей популярности, превратилась просто в моду. Сначала были «Битлз», потом мы, сейчас нет никого».
Из дневника Альфа Бикнела: «Проснулись рано. Всё ещё утомлены дорогой, но никто не показывает вида. Я живу в комнате с Мэлом и Нилом. Наша комната недалеко от ребят. У нас своя служба безопасности. Она держит под наблюдением все лестницы и лифты и пресекает все нежелательные контакты. Подали прекрасный завтрак. Всё вокруг для меня в новинку».
Мэри Уилсон (группа «Сьюпримз»): «Мы должны были появиться на «Шоу Эда Салливана» в 1965 году. Наш новый сингл «Одни проблемы» вышел в июне. Мы приехали в Нью-Йорк за неделю, чтобы подготовиться к шоу. На этой же неделе «Битлз» должны были выступить на стадионе «Ши». У кого-то родилась идея свести «Сьюпримз» и «Битлз», и мы были от неё в восторге.
«Битлз» поселились совсем рядом с «Залом Салливана», в отеле «Уорвик», на Манхэттене. Наша троица договорилась прийти к ним в гостиницу в перерыве между репетициями.
Америка сходила по ним с ума. В теленовостях крутили кадры с визжащими девицами, выстроившимися вокруг отеля, где они жили, так что сами Битлы оттуда никуда не выходили. Мы тогда ещё не знали, что к ним совершают паломничества все американские знаменитости, начиная с Боба Дилана.
Наконец настал день, когда мы должны были познакомиться с этими новыми рок-кумирами. Мы с Флоренс и Дайаной взяли с собой на репетицию лучшие наряды, чтобы переодеться. Когда наш лимузин подкатил к отелю «Уорвик», мы едва смогли выглянуть наружу – всюду были разгоряченные молодые лица. Телохранители приготовились приложить невиданные усилия, чтобы оттеснить девиц от нашей машины, но они не понадобились, поскольку, как только девушки увидели, что в лимузине не их кумиры, то сразу бросились к следующей машине. Разочарование на их лицах позабавило нас, но и раздосадовало, ведь они знать не хотели ни о каких «Сьюпримз», так как для них существовали только «Битлз».
Мы были в восторге от того, что нас встретили и проводили в их номер люкс, но уже через несколько минут все изменилось. Мы ожидали увидеть большую красивую гостиную, сверкающие вспышки фотокамер, думали, что мальчики повскакивают с мест, чтоб пожать нам руки, но ни фанфар, ни приветствий не дождались. Вместо этого мы еле смогли их рассмотреть. Был день, но в комнате было темно. По её периметру сидели четыре человека, а в центре стояли мы, разряженные в меха и перчатки. Нам было очень неуютно. Ребята пробовали завязать разговор о мотауновских пластинках. Пол был довольно приветлив, Ринго отпустил несколько шуточек. Джордж, насколько я помню, очень нас стеснялся, а Джон почти всё время молчал. Помню только, что он поздоровался и спросил, кто из музыкантов записывается на студии «Мотаун». Мы попросили нашего пресс-секретаря увести нас оттуда. Много лет спустя Джордж признавался мне, что и они хотели, чтобы мы ушли. Наверное, мы показались им чересчур жеманными. Джордж сказал, что они думали, что мы окажемся просто классными девчонками, раз уж мы чернокожие и прочее».
Из дневника Альфа Бикнела: «В полдень мы отправились в Студию «Си-Би-Эс», где ребята записывались в программе Эда Салливана».
Купюра в один доллар 1957 года была подписана Джоном Ленноном возле отеля «Уорвик».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Чтобы дать возможность «Битлз» прибыть в студию «Си-Би-Эс» на репетицию шоу Эда Салливана, полиция перекрыла улицы для колонны лимузинов».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Когда мы покинули «Уорвик», чтобы доехать до студии Салливана, расположенной на Бродвее, перед нами ехали полицейские дорожной службы департамента полиции Нью-Йорка».
Из дневника Альфа Бикнела: «По дороге в студию нас сопровождал полицейский эскорт».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Они перекрывали движение на оживлённых центральных улицах, чтобы позволить нашей колонне безостановочно двигаться на красный свет и даже – в один момент – на улицу, куда был запрещён въезд».
Из дневника Альфа Бикнела: «Все улицы были перекрыты».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Западная 53-я улица была перекрыта с обеих сторон».
Из дневника Альфа Бикнела: «Люди стояли, кричали и махали нам вслед».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В 11:00 группа приступила к репетиции».
Из дневника Альфа Бикнела: «В студии за кулисами я находился вместе с Нилом и Мэлом. Там творился хаос. Работники службы безопасности были повсюду из-за поклонников, пытающихся проникнуть внутрь».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Музыкантам не нравился звуковой баланс, и они продолжали репетиции в течение дня, прослушивая записанный материал, пока не убедились, что он их устраивает».
beatlesbible.com: «Репетиции продолжались с 11:00 до 14:00, так как группа была недовольна звуковым балансом и продолжала работать, пока не осталась довольна результатом».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Субботние репетиции затянулись из-за жутких проблем со звуком. Мальчики настояли на том, чтобы звук настраивался до тех пор, пока они не будут удовлетворены. Я сомневаюсь, что годом ранее, когда Битлы впервые появились в шоу Салливана, его сотрудники позволили бы нам потратить так много дорогого студийного времени в стремлении достичь более качественного звучания».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Джон Леннон играл на портативном электрооргане «Вокс Континентал Портейбл». На инструменте нестандартный логотип «Вокс Континентал» черными буквами на белом, добавленный справа на переднюю часть корпуса, предположительно по просьбе компании «Вокс», которая, должно быть, полагала, что две таблички с названием помогут популяризировать их клавишный инструмент для большой телеаудитории».
Из интервью 13 августа 1965 года:
Вопрос: Что у тебя за солнцезащитные очки были, Джон?
Джон: Солнцезащитные.
Вопрос: Я не об этом. Они какие-то специальные? Зеленого цвета.
Джон: Я нашел их в… ммм…
Ринго: Каннах.
Джон: …в Каннах. Вообще-то это самые обычные солнцезащитные очки, только они зеркальные, так что никто не может заглянуть в глаза.
С комиком Марти Алленом.
beatlesbible.com: «В 14:30 началась генеральная репетиция перед студийной аудиторией из 700 человек».
Лу О’Нил (журналист): «Я увидел «Битлз» в августе 65-го. Они были в нью-Йорке, записывались на шоу старины Эда Салливана для «Си-Би-Эс». Помню, мой папа попросил ствоего старого друга, в прошлом спортивного обозревателя, Салливана, дать нам возможность попасть на его шоу. Практически невозможно описать мое возбуждение, когда отец сообщил мне, что нас ждут два пропуска за кулисы, любезно предоставленные Эдом Салливаном.
Мы вошли в старый театр и через несколько секунд я услшал гитарный звук «Билет на поездку» (Ticket to Ride). Это было слишком хорошо, чтобы быть правдой. «Битлз» исполнили шесть мелодий, которые будут включены в вечернее шоу.
Когда Эд Салливан предложил мне воспользоваться шансом встретиться с ними после окончания репетиции, я чуть не умер от счастья.
Во время короткого перерыва вместе с Брайеном Эпстайном и Эдом Салливаном я зашел в костюмерную Потрясающей четверки.
Первый, с кем я познакомился, был Пол Маккартни. Он был обходителен и дружелюбен, мы разговаривали об американской музыке, в частности о звучании «Мотаун» (прим. – звукозаписывающая фирма, одна из основателей направления в чёрной поп-музыке).
Мистер Салливан представил меня Джону, Полу, Джорджу и Ринго. Они были уверены в себе и точно знали свою стоимость. Будучи ещё подростком и считая себя самым большим битломаном Нью-Йорка, я пытался вести себя как взрослый, пытаясь стать к ним ближе. Я был в состоянии благоговения.
Говорил, в основном, Джон Леннон, о предстоящем турне 65 года, об их новом фильме «На помощь!» Он задал мне несколько вопросов об Америке и Нью-Йорке, в частности. Джордж был очень сдержан: он не произнес ни слова. Пол был жизнерадостен и энергичен. А Ринго был похож на приколиста группы. Постоянно дурачился».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Запись программы состоялась в 20:30».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Хотя Битлы были не так напряжены, как во время шоу Салливана в 1964 году, Джону в студии было не по себе. Он сильно потел, нервно сжимал и разжимал руки и непрерывно прочищал голос».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Сохранилась 15-минутная черно-белая запись выступления. Они появлялись [в кадре] сразу после того, как Эд Салливан выкрикнул каждого по имени, что было для них сигналом выхода на сцену, где Эд здоровался с каждым за руку. Ринго привел Салливана в замешательство, появившись не как все – с левой стороны, а справа».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Джон посмотрел на Ринго, чтобы удостовериться, что тот готов, Ринго кивнул головой, и они начали [исполнять] свой первый номер».
Лу О’Нил (журналист): «Вечером того же дня я хотел увидеть, как «Битлз» выступят в прямом эфире. Я едва мог разобрать тексты. Это был просто ад, подобного которому я не видел ни до, ни после. Они исполняли песни вживую. Не в записи, когда можно остановить исполнение и начать сначала, если песня зазвучит фальшиво».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Первой была исполнена песня «Мне хорошо» (I Feel Fine)».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): ««Мне хорошо» (I Feel Fine) – песня прозвучала не так затянуто, как на концерте в Блэкпуле (прим. – 1 августа). В время исполнения Джон ошибся в тексте».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Затем в исполнении Пола прозвучала песня «Я подавлен» (I’m Down)».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Песня «Я подавлен» (I’m Down) – Джон снова садится за электроорган, пока Пол делает объявление: «Всем большое спасибо… спасибо… большое… и, добрый вечер. Мы хотели бы продолжить наше щёу (прим. – произносит слово «шоу» (show) как «щёу» (shew), обыгрывая то, как Эд Салливан иногда произносит это слово) песней, с обратной стороны нашей последней пластинки». На заднем плане Джон восклицает: «Хэй!» Пол продолжает: «Спасибо… она называется «Я подавлен». Пол поет куплеты в неправильном порядке, но всё это опять напоминает выступление в Блэкпуле, где Джон играл на электрооргане локтем».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Ринго представился и спел песню «Играй естественно» (Act Naturally)».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Песня «Играй естественно» (Act Naturally) – Ринго снова представляется, несмотря на то что поклонники заглушают первую часть его объявления. Пол подпевает так же, как на пластинке. Во время исполнения этой песни камера показывает аудиторию, девушки поклонницы кричат “Джордж! Джордж!”».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Этот номер закрывал первую часть выступления «Битлз», и Эд Салливан, успокоив аудиторию, объявив: «Тихо! Тихо… «Битлз» вернутся на вторую половину выступления с тремя новыми песнями. А теперь потише».
beatlesbible.com: «После «Играй естественно» (Act Naturally) был небольшой перерыв, после которого «Битлз» вернулись, чтобы исполнить оставшиеся три песни на фоне другой декорации».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «После этого последовала песня «Билет на поездку» (Ticket to Ride)».
beatlesbible.com: «Исполнение песни песня «Билет на поездку» (Ticket to Ride) включало в себя длинное вступление, во время которого камеры перемещались по каждому участнику группы».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «На сцене свет приглушен, «Битлз» играют более длинное вступление к песне. Джон и Пол поют вместе в один микрофон, иногда пересмеиваясь между собой».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Пол спел песню «Вчера» (Yesterday) в сопровождении струнного квартета из оркестра Эда Салливана».
beatlesbible.com: «Пол Маккартни спел «Вчера» (Yesterday) с заранее записанным сопровождением струнного трио».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Когда подошло время для исполнения Полом своего хита – песни «Вчера», он начал, как Джон до этого, заметно нервничать. Сам Салливан был намного более дружелюбен к нам, чем годом ранее, и это помогало разрядить атмосферу».
Пол (2009): «Мне пришлось спеть «Вчера» (Yesterday) перед публикой. Это было довольно нервно, но очень захватывающе. Я понимал, что нервничаю. Там была публика, и мы были в некотором роде новичками в Америке. Она нам нравилась, но немного пугала, и мне пришлось исполнить свою песню «Вчера» одному, а я никогда этого не делал. Группа всегда была со мной, но они вдруг сказали: «Ты споешь «Вчера» (Yesterday)», и я ответил: «Хорошо». Итак, я стоял там: «Давай, соберись, всё в порядке», и помощник режиссёра, парень за кулисами, подошел ко мне и спросил: «Ты нервничаешь?» Я сказал: «Нет». «Должно быть, нас сейчас смотрят 73 миллиона человек» – сказал он. Я спел «Вчера» (Yesterday), но я никогда до этого не исполнял её где-либо (прим. – до этого песня была исполнена Полом публично один раз 1 августа 1965 года)».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Сцена освещена приглушенным светом, к микрофону подходит Джордж, чтобы объявить сольное выступление Пола: «Спасибо. Спасибо большое. Мы хотели бы продолжить песней с нашего нового альбома, вышедшего в Англии, её не будет на американском… и эта песня исполняется только Полом, она называется «Вчера» (Yesterday)».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Во время исполнения песни «Вчера» (Yesterday) Маккартни играл на акустической гитаре «Эпифон Тиксэн». Во время дневных репетиций Маккартни аккомпанировали три скрипача, но во время записи он играл один под заранее записанный аккомпанемент».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Пол впервые исполнил свою новую песню перед американскими телезрителями в сопровождении незримого оркестра (записанного заранее). Аудитория, вероятно, неуверенная в том, что на сцене будет только один из «Битлз», оставалась довольно тихой в течение всего выступления Пола, начав кричать только в самом конце».
beatlesbible.com: «После этого Джон Леннон заметил: «Спасибо, Пол, это было точно также, как у него».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Закончилось выступление исполнением песни «На помощь!» (Help!), во время которой Джон забыл некоторые слова.
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Джон: «Спасибо, Пол, это было точно также, как у него!». Следующая песня, которую мы хотели бы спеть сегодня вечером, это будет последняя песня, мы хотели бы всех поблагодарить, было замечательно, было здорово, да, замечательно, и эта песня тоже с нашей последней пластинки, песня… песня, также и нашего последнего фильма под названием «На помощь!» Как и в Блэкпуле, Джон снова забывает текст».
Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «В конце шоу Битлы подходят к Эду Салливану, который ещё раз пожимает им руки и поздравляет».
beatlesbible.com: «Трансляция выступления «Битлз» на шоу Эда Салливана состоится 12 сентября 1965 года».
Из дневника Альфа Бикнела: «На обратном пути в отель нас снова сопровождал полицейский эскорт. Не думаю, что нью-йоркские таксисты были очень довольны нами. Завтра концерт на стадионе «Ши» – большом стадионе для бейсбола».
Пэтти Майклс (актриса и танцовщица): «В 1965 году я была танцовщицей в специальной телепрограмме Мюррея Кауфмана «Это то, что случилось, детка!» (прим. – трансляция шоу состоялась 28 июня 1965 года). В субботу 14 августа я сидела дома и смотрела телевизор, когда около десяти вечера зазвонил телефон. Мне позвонил ди-джей Мюррей [Кауфман] и сказал, что Битлы только что видели меня в телепрограмме, и Пол спросил, не хочу ли я завтра вечером стать его гостьей на концерте.
Я, как любая нормальная полная жизни девушка, ответила, что конечно же да. Мюррей сказал: «У входа для представителей прессы меня будет ждать специальный пропуск». Будучи танцовщицей и актрисой, я встречалась со многими звездами и довольно большим количеством групп, но я должна признаться, что в тот вечер моё сердце билось намного чаще, когда я ложилась спать».
Альберт Голдман (автор книги «Жизни Джона Леннона»): «Джеральдина Смит, впоследствии снимавшаяся у Энди Уорхолла, вспоминает, как её, четырнадцатилетнюю девчонку, подобрала на Макдугал-стрит в Нью-Йорке некая эффектная блондинка по имени Франческа Оверман, бывшая в то время подружкой Билла Уаймена (из «Роллинг Стоунз»). Франческа спросила, не хочет ли Джеральдина познакомиться с «Битлз», и она даже не поверила своему счастью. В обществе ещё нескольких девушек и репортера из «Нью-Йорк Пост» Эла Ароновица она добралась до отеля «Уорвик», а ещё через несколько минут Джеральдина уже сидела в компании «Битлз». После ужина играли в бутылочку. Когда стали расходиться по номерам, кто-то спросил её, с кем бы он хотела провести ночь – с Полом или Джоном. Девушка заявила, что она ещё девственница. Но если бы вместо «нет» Джеральдина ответила «да», наутро Джон Леннон или Пол Маккартни вполне могли угодить в кутузку по обвинению в изнасиловании малолетней».
Автограф Брайена Эпстайна на оборотной стороне карточки ресторана отеля «Плаза» в Нью-Йорке. Автограф был получен 14 августа 1965 года во время выступления Силлы Блэк в «Персидском зале» ресторана. Владелец автографа: «Наша небольшая компания друзей решила послушать Силлу Блэк в Персидском зале «Плазы». Через несколько минут за столик рядом с нами села группа мужчин. В одном из них я узнал участника группы «Саундз Инкорпорейтед», после чего сделал знак своим друзьям. Я сидел в нескольких шагах от Брайена Эпстайна. Набравшись смелости, я попросил у него автограф. Не имея бумаги под рукой, я взял карточку с нашего столика и протянул её к нему с ручкой, которая, как оказалась, не очень хорошо писала. Он ничего не сказал и подписал карточку (после попытки заставить ручку писать)».