Выступление на стадионе “Ши”

15 августа 1965 г.

 

 

 

Интервью с Джо Миязаки.

 

 

 

 

 

 

 

 

В этот день группе предстоит выступить на стадионе «Ши».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото Питера Саймона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нил Аспинал (персональный помощник «Битлз»): «В Штатах, там, где выступали «Битлз», была своя аппаратура и осветительные системы. Мэл занимался аппаратурой, а я возился с багажом. Обстоятельства изменились. В Англии у нас не было водителя, мы водили машину сами, кое-где мне ещё приходилось заниматься освещением. В Америке работали служба безопасности и пресса, сдерживая обезумевших зрителей. Я вел переговоры с начальником полиции, обсуждая, как «Битлз» будут доставлены на концерт и увезены с него, принимал необходимые меры на экстренный случай».

 

beatlesbible.com: «От отеля «Уорвик» они доехали на лимузине до вертолетной площадки».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В воскресенье, по пути на стадион «Ши», когда мы мчались из «Уорвика» в манхэттенский Ист-Сайд на расположенный на берегу аэродром для вертолётов, со стороны полиции Нью-Йорка нам обеспечили обслуживание по высшему разряду».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Из опасения полиции, что поклонники группы заполнят туннели, ведущие в Манхэттен, группу сначала сопроводили на лимузине до вертолетной площадки Ист-Ривер».

 

 

 

Лимузин с «Битлз» направляется к вертолетной площадке (кадр кинохроники).

 

Джордж: «До того, как я стал знаменит, всегда хотел ознакомиться с США из окна автомобиля».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Преследуемые толпой кричащих поклонников, мы выскочили из лимузинов в направлении ожидавшего нас вертолёта».

 

 

 

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Внезапно я услышал прямо за своей спиной настойчивый окрик, перекрывший пронзительные вопли подростков. Какой-то полицейский кричал: «Эй, это ты – Эпстайн? Кто из вас, парни, Эпстайн?» Звучало так, словно назревал серьёзный скандал, поэтому я указал ему в направлении Брайена и побежал дальше. Полицейский схватил вздрогнувшего Брайена Эпстайна за плечо, развернул его к себе и прокричал в лицо: «Ты – тот, кто мне нужен! Я хочу два комплекта автографов для своих дочерей. Вот их блокноты. Пришлите мне их в полицейский участок. Они будут вам благодарны за это. Мы все будем вам признательны. Хорошего выступления!»

 

 

 

Вертолет «Боинг Си-Эйч-46». Данная модель вертолета начала эксплуатироваться авиакомпанией «Нью-Йорк Эйруэйз» с июля 1962 года.

 

 

 

 

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Полёт на вертолёте стал настоящим волшебством».

 

Питер Браун (персональный помощник Брайена Эпстайна): «В этот день «Битлз» совершили, возможно, самое потрясающее в своей жизни путешествие. Вертолет поднял их с площадки на Ист-Ривер и доставил к стадиону».

 

 

 

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Для Джорджа и Джона это был напряжённый полёт. Джордж не видел в нём нужды и грозился, что в следующий раз отправится один на машине. Когда его что-то пугало, он предпочитал переходить в наступление, говоря что-нибудь забавное. Я сказал ему: «Мы попросили пилота сделать несколько кругов, чтобы мы могли посмотреть на Манхэттен». Джордж ответил: «Тогда скажите ему, чтобы он забыл про это и летел прямо к стадиону. Я не хочу оказаться пронзённым верхушкой Эмпайр-стэйт-билдинг».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Во время полета они совершили обзорную экскурсию над небоскребами Манхэттена, чтобы съемочная группа смогла запечатлеть эффектные кадры для фильма».

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «[В фильме можно увидеть], как вертолет летит над Нью-Йорком и Центральным парком. Пол замечает, как много тут небоскребов. Джон Леннон сравнивает Нью-Йорк с Лондоном, и говорит, что он более современный, чем Лондон».

 

 

 

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Когда мы летели над Манхэттеном и Ист-Ривер, Пол пристально смотрел в иллюминатор на поразительный вид мерцающих и сияющих под нами огней города Нью-Йорк. Ринго пытался заснять роскошные виды на плёнку, но он знал, что ничего из того, что он снимет, не сможет передать захватывающую реальность силуэта Манхэттена».

 

 

 

Кадр из фильма «Выступление “Битлз” на стадионе “Ши”».

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «[Во время полета] Джордж размышляет о том, что Нью-Йорк один из самых захватывающих городов в мире, где так много всего происходит на таком небольшом пространстве, но добавляет, что не любит те ощущения, когда он в воздухе, предпочитая чувствовать землю под ногами».

 

 

 

 

 

beatlesbible.com: «Битлы хотели приземлиться на поле стадиона, но эту идею отвергли власти Нью-Йорка».

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Когда они пролетали над стадионом, Битлы, Брайен Эпстайн, Нил Аспинал и Тони Бэрроу, все прильнули к иллюминаторам вертолета».

 

 

 

 

 

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Когда мы достигли воздушного пространства возле стадиона «Ши», даже Джордж [Харрисон] перестал нервничать и широко заулыбался».

 

Джордж: «Когда пилот начал делать круг над стадионом, приговаривая: «Посмотрите, разве это не круто?» мы, холодея от ужаса, думали: «Скорее бы это закончилось!».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Под нами около 56 тысяч поклонников осознали, что над стадионом кружат Битлы, и тысячи фотовспышек засверкали почти одновременно, осветив вечернее небо. Когда мы смотрели вниз на это незабываемое зрелище, четырёх поражённых благоговейным трепетом Битлов осенило, что это может стать самым эпохальным выступлением группы за всё время».

 

 

 

Группа ди-джеев «Хорошие парни Даблви-Эм-Си-Эй» указывает в небо, потому что все считали, что «Битлз» прилетят на вертолете.

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «На сцене выступала группа «Кинг Кертис Бэнд». Ведущим был ди-джей Мюррей Кауфман. После того, как группа закончила исполнять песню, он произнес: «Добро пожаловать на этот, возможно, самый грандиозный концерт в истории поп-музыки. Здесь «Битлз!» Несмотря на то, что шум от криков не прекращался ни на секунду, поклонники взревели ещё громче».

 

Джордж: «Я смотрел фильм о нашем выступлении на стадионе «Ши». Когда играла группа Кинга Кертиса, я подумал: «Ого! Хорошая группа». В этом турне Кинг Кертис путешествовал с нами в одном самолете, но их выступлений я ни разу не слышал. Мы никогда не видели, как играют другие, поскольку до выступления нас всегда держали взаперти».

 

 

 

 

 

 

Дирижабль «Гудиер» с надписью: «На помощь!» на борту. Фото Питера Саймона.

 

 

 

 

 

 

Ларри Кейн (журналист): «Они летели на вертолете, и как только он приземлился, помню, подумал, что потеряю слух. Вопли были громче, чем я когда-либо слышал».

 

beatlesbible.com: «На вертолете «Боинг Виртол 107» компании «Нью-Йоркские авиалинии» их доставили на крышу здания Всемирной выставки в Квинсе».

 

Роберт Уитакер (фотограф): «На вертолете мы сели на вершину здания».

 

Джордж: «Нас доставили вертолетом, но ему не позволили сесть прямо на арену, поэтому пришлось сесть на крышу здания Всемирной ярмарки».

 

 

 

 

 

 

 

 

Роберт Уитакер (фотограф): «Прибытие на стадион было организовано как военная операция».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В состоянии крайнего потрясения в абсолютной тишине мы спустились на посадочную площадку в полутора километрах или около того от места проведения концерта, и переместились в ожидавший нас бронированный грузовик».

 

 

 

 

 

 

Джордж: «Оттуда нас довезли до стадиона в бронированной машине «Уэллс Фарго». Я не думал, что такие машины ещё сохранились, я считал, что все они много лет назад достались индейцам».

 

Роберт Уитакер (фотограф): «Мы промчались до бронированного грузовика «Уэллс Фарго», припаркованного возле стадиона. У него не было окон, и подростки снаружи колотили по его бортам».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Каждому Битлу подарили по значку агента «Уэллс Фарго», и сказали: «Значит так, держитесь крепко! Мы отвезём вас на стадион и проедем по полю до второй базы. Ближе к вашей костюмерной мы подъехать не сможем».

 

 

 

 

Значок агента «Уэллс Фарго энд Компани» – банковской холдинговой компании, предоставляющей финансовые и страховые услуги в США.

 

 

 

Фото Линды Истман (Маккартни).

 

beatlesbible.com: «Концерт был организован Сидом Бернстайном».

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Концерт был организован Сидом Бернстайном, и в подготовке принимали участие лучшие специалисты из «Салливан продакшн», «НЕМС» и «Субафилмз».

 

Артур Аарон (автор книги «Не только Битлз», биография Сида Бернстайна»): «10 января 1965 года Сид Бернстайн позвонил Брайену Эпстайну, чтобы попытаться организовать концерт «Битлз» на стадионе «Ши».

 

Сид Бернстайн (промоутер): «Я хотел, чтобы они выступили на стадионе, и мне представлялось, что это должен быть стадион «Ши». Стадион вмещал 55 000 зрителей, а Эпстайн придерживался политики не бронировать места, если он не был уверен, что «Битлз» смогут собрать полный зал. Да, «Битлз» были очень популярны, но все же «Ши» был намного больше, чем где они когда-либо играли. Мне пришлось его уговаривать. «Там много мест», – возражал Эпстайн.

– Сколько ты собираешься брать за билет?

– О, я не знаю, – говорю я. – 5,50 доллара, 5,75 доллара. И если я не смогу заполнить стадион, – добавил я, – то заплачу тебе 10 долларов за каждое непроданное место.

Брайен засмеялся, но я сказал, что не будет ни одного непроданного места. Мы договорились, но мне предстояло внести первый взнос в январе. А до этого я не мог обнародовать это официально, но, как сказал Эпстайн: «Сид, я не могу удержать тебя от огласки».

Я положил трубку и пошел домой. Это на 10-й улице и Пятой авеню в Манхэттене. Я шел через в парк Вашингтон-сквер, а всякий раз, когда я приходил в парк, дети меня спрашивали: «Что дальше, мистер Бернстайн?» На этот раз я сказал: «Привет, ребята. «Битлз» будут выступать на стадионе «Ши» в августе. Я только что договорился об этом».

Потом я пошел на почту на 18-й улице, заплатил 3,50 доллара и арендовал почтовый ящик и вернулся в парк.

Слухи распространялись, как лесной пожар, дети окружили меня, пытаясь дать деньги. «Вот что вам нужно сделать, дети, – сказал я. ­– Отправляйте денежные переводы или чеки. Не нужно наличных денег», и дал им номер почтового ящика. Потом я вернулся домой, и на этом всё. В течение следующих трех-четырех недель, гуляя по окрестностям, я время от времени подходил к какому-нибудь подростку и говорил номер почтового ящика, и, наконец, примерно через месяц, я решил проверить, что с почтовым ящиком. Итак, я иду на почту, и думаю про себя: «Если в ящике будет 50 заявок, я буду доволен. Если их 100, я станцую джигу, но я не умею танцевать. А если будет 500, пойду напьюсь, хотя я не пью. Итак, я прихожу на почту. Ящик заполнен.

Затем я говорю парню на почте, что забыл свой ключ, и парень спрашивает: «Как тебя зовут, приятель?»

– Меня зовут Сид Бернстайн.

– Чем ты занимаешься?

– Я занимаюсь заказами по почте, – отвечаю я.

– У тебя должно быть хороший бизнес.

А потом этот парень обращается к кому-то за помощью, и они приносят три армейских мешка, огромные такие сумки, заполненные доверху. Это были чеки за билеты на концерт, которые были все проданы, и мне пришлось вернуть большую часть денег, потому что мест больше не было. Я мог продать его два раза. Рекламной кампании этого концерта не было вообще. Он был полностью распродан рекламой из уст в уста».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Также на концерте выступали «Кингз Кёртис Бэнд», «Кэннибэл энд Хедхантерс», Бренда Холлоуэй, «Янг Раскалз» и «Саундз Инкорпорэйтед».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Пока ребята ждали за кулисами, сцену один за другим занимали разогревающие исполнители. Подопечные Сида Бернстайна – «Янг Раскалз», «Группа Кинга Кёртиса», «Кэннибал энд хедхантерс», Бренда Холлоуэй и наша «Саундз Инкорпорэйтед» сменяли на сцене друг друга».

 

 

 

На сцене группа «Кингз Кёртис Бэнд» в сопровождении танцоров «Дискотек Дансерз».

 

 

 

Группа «Саундз Инкорпорэйтед». Фото Питера Саймона.

 

Тони Ньюмен (ударник группы ««Саундз Инкорпорэйтед»»): «Это был самый большой концерт из тех, что у нас был до этого. Перед нами выступала группа Кинга Кертиса. Когда мы вышли на сцену, шум был оглушительный. Все кричали. Мы не знали, кричали ли они для нас, или были просто так взволнованы. Это было удивительное и устрашающее зрелище».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото Джерри Четзберга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Роберт Уитакер (фотограф): «Где бы ни оказались «Битлз», их приветствовали, вступали с ними в разговор, брали автографы. И в каждой костюмерной были груды подарков от поклонников, которые они присылали для «Битлз». На снимке девушка подарила рисунок, на котором она изобразила Ринго».

 

 

 

 

 

 

Ларри Кейн (журналист): «Перед выступлением ребята сильно нервничали».

 

Джон: «Мы жутко нервничали ещё до того, как вышли на сцену. В девяти случаях из десяти мы вдруг начинали ощущать страшную усталость за полчаса до того, как начинали переодеваться. Внезапно всех охватывал полный столбняк. Переодеваясь в костюмы и застегивая рубашки, мы стонали: «О, нет…». Но как только концерт начинался, мы приходили в себя».

 

Брюс Морроу (радиоведущий «Даблви-Эй-Би-Си): «Пол с тревогой спросил меня, чем всё это закончится. В отличие о него Джордж никогда не высказывался о том, что его тревожило. Он просто наблюдал. Многим казалось, что он слишком отстранен от происходящего, что его мысли витают в ином месте, но меня поразило, что он не был «включен» в ситуацию, как остальные. Он наблюдал за происходящим своим внутренним взором, впитывая и анализируя всё, что происходило вокруг. Он прекрасно осознавал всё, что происходит вокруг него, причем он это прогнозировал заранее. Просто он не высказывался. Помню, как брал у них интервью, и, откровенно говоря, из всех Битлов мы считали Джорджа наименее интересным – мы предпочита­ли в первую очередь поговорить с Джоном, Полом и Ринго. Джордж любил анализировать и отвечал на вопросы с паузами, а любая пауза в эфире приравнивалась к смертному греху. Сей­час мы понимаем, как ошибались. Если бы в то время мы относились к Джорджу с должным почтением и уваже­нием, которых он вполне заслуживал, его характер мог бы измениться. Но никто этого не делал, уделяя девяно­сто процентов внимания остальным трем музыкантам.

Джордж всегда давал прямые ответы на вопросы журналистов, не играя словами. Он говорил короткими фразами. Если было возможно ответить двумя фразами, он не превращал их в целый па­раграф. У него были добрые глаза. Когда я говорил с ним, он смотрел мне прямо в лицо. Было видно, что он очень чувствителен. Я помню, как разговаривал с Джорджем во время одного из интервью с «Битлз», и вдруг нас перебил Маккартни, обратившись к Джону: «Эй, Джон, почему бы тебе не рассказать ему, с кем ты сейчас спишь?» В те дни подобная реплика в эфире была недопустима. Джордж опустил глаза, почувствовав себя неловко. Он ничего не сказал, просто опустил глаза, словно не одобрял этой реплики и считал её неуместной. Быть может, они не были готовы к столь молниеносному успеху в Америке и от волнения отвечали слишком резко или даже грубо. Но Джордж никогда так не поступал».

 

 

 

 

 

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В самый последний момент они облачились в свою новую сценическую униформу военного покроя».

 

 

 

 

Пол: «Мы переоделись в свои военного покроя костюмы – бежевые со стоячими воротниками, и вдруг сделались эдаким четырехголовым чудовищем. Этот момент меня всегда окрылял, потому что каждый из нас переставал быть отдельным человеком. Мы становились группой. Каждый из нас был частью команды, в которой все выглядят одинаково. Вот это мне в «Битлз» и нравилось».

 

Джордж: «На самом деле наши пиджаки не были военными, они были просто похожи на них, а ещё мы нацепили звезды шерифов».

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Эти мундиры были разработаны после того, как Пол одолжил подобный в Нассау у одного из статистов во время съемок фильма «На помощь!». Кто-то заметил, как хорошо мундир на нём смотрится, и, таким образом, был заказан комплект из четырех штук».

 

 

 

 

 

 

Пэтти Майклс (актриса и танцовщица): «На следующий вечер, в воскресенье 15 августа, в 19:30 мы с моей сестрой Дейл подошли ко входу для прессы на стадионе «Ши», где нас ждали два билета на места в ложе. Охранник проводил нас к нашим местам. Крики уже были оглушительными. Примерно через пять минут ко мне подошел охранник и спросил: «Вы Пэтти Майклс?» Когда я утвердительно кивнула, он сказал: «Пойдемте со мной, пожалуйста».

Совершенно не зная, куда я иду, я последовала за охранником вниз по лестнице к скамейке запасных, затем мы прошли по узкому настилу к длинному коридору, пройдя который мы вышли к двери с табличкой: «Посторонним вход заперщен». Это была костюмерная «Битлз». Возле неё стояло около двух десятков фотографов и около пятbдесяти полицейских. Охранник дважды постучал, и дверь открыл очень приятный на вид парень с румяными щеками и светлыми волосами. Позже я узнала, что это был Тони Бэрроу, пресс-агент «Битлз». Он проводил нас внутрь, и когда я вошла, то молилась только о том, чтобы вся комната не могла услышать, как стучит моё сердце.

Битлы готовились к выходу на сцену, и первое, что я заметила, было то, что у них на куртках были бронзовые значки. В своих бежевых замшевых куртках и черных брюках они выглядели очень красиво.

Первым заговорил Джордж, который рассказал мне, что видел меня по телевизору и ему очень понравилось, как я танцую. Вскоре подошли Джон и Ринго, которые, казалось, очень критически на меня посмотрели. Я улыбнулась и попыталась вести себя как можно спокойнее, и через минуту всё закончилось. Думаю, я прошла их «тест», потому что Джон похлопал меня по плечу и улыбнулся, а Ринго предложил мне банку содовой «Вип». Пол, который причесывался, когда я вошла, подошел ко мне и просто сказал: «Привет». В его глазах и улыбке было столько тепла, что меня сразу расположила к себе его искренняя, прямая манера поведения. Мы поговорили о многотысячной толпе на улице, о песнях, которые они будут петь, и Ринго дал мне еще одну банку «Вип». Потом пришло время выходить».

 

 

 

 

Альф Бикнел (водитель «Битлз»): «Сидим на стадионе «Ши», в костюмерной. А Мэлу надо отнести четыре гитары на сцену, а она прямо по центру стадиона. Я говорю: «Слушай, тебе тяжело, давай, ты бери две, и я две, и иди вперед. Пошли. Иду за Мэлом. Вышли из гардеробной, тащимся к выходу по длинному туннелю».

 

 

 

Альф Бикнел и Мэл выносят гитары «Битлз».

 

Альф Бикнел (водитель «Битлз»): «Подходим к выходу, а шум нарастает, его чувствуешь физически, прямо всем телом, короче говоря, мне стало не по себе. Меня стало трясти. Я отдал гитары Мэлу и тихо свалил назад, в костюмерную. Открыл дверь и привалился к ней спиной. А они [«Битлз»] смотрят, что я совсем прибалдел и меня колбасит и посмеиваются».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брюс Морроу (радиоведущий «Даблви-Эй-Би-Си): «Мы были уже перед выходом, и Пол с Джоном подошли ко мне. Помню, как Ринго не мигая смотрел на толпу, а Джордж Харрисон отвернулся в угол. Не знаю, боялся ли он или молился. Они очень нервничали. Джон сказал мне: «Кузен (прим. – прозвище Брюса Морроу), всё будет хорошо, всё будет хорошо? Это кажется опасным». И я сказал им: «Ребята, они здесь по одной причине. Они здесь, чтобы быть с вами. Музыка – это важно, но они просто хотят быть рядом с вами».

 

Пэтти Майклс (актриса и танцовщица): «На стадионе крики заглушали всё. Брайен Эпстайн, Тони Бэрроу и множество фотографов и представителей прессы бегали, выкрикивая распоряжения в последнюю минуту, но Битлы спокойно стояли рядом. В течение этих нескольких минут Пол держал меня за руку и перед тем, как они выбежали на поле, прошептал: «Ты красивая, Пэтти».

 

 

 

 

 

Марк Вайнштеин: «Оказавшись внутри арены, я не собирался сразу идти на свое место. К тому времени у меня уже был опыт фотосъемки в Балтиморе групп «Роллинг Стоунз», «Дейв Кларк 5», «Сонни и Шер» и прочих. Я усовершенствовал свой «метод работы». Прийти пораньше, одетым в костюм, при галстуке, и вести себя, подобно одному из группы сопровождения. Оказавшись внутри стадиона, я сразу же прошел в нижние помещения, где расположены костюмерные, раздевалки и прочие технические помещения. У каждой двери я дергал ручку, надеясь куда-нибудь зайти. Не важно, куда, главное, поближе к полю.

Наконец, после 20 минут поиска в нижних помещениях, одна из ручек повернулась, и дверь открылась. Страх? Волнение? Не помню, только внезапное чувство подсказывало мне, что надо «сохранять спокойствие». То, что я тогда повернул ручку, навсегда изменило мою жизнь.

Я был там. С липовой печатью какой-то радиостанции, с двумя пустыми кейсами для фотокамер, и двумя фотоаппаратами.

Подождав немного, я открыл дверь и шагнул в комнату. Оказалось, что это была раздевалка, в которой было полным-полно полицейских нью-йорка, призванными для поддержания порядка. Вот это да! Что же делать? Развернуться и выйти? Нет! Я решил воспользоваться такой возможностью. Решительно подойдя к первому же полицейскому, и имитируя британский акцент, я сказал: «Извините меня, сэр. Я из группы сопровождения «Битлз», отстал от остальных. Пожалуйста, не проводите меня к сцене?». Он посмотрел на меня, на мою «липовую печать», и сказал: «Конечно. Следуйте за мной». Я держался позади него, пока он вел меня к левому выходу на поле, и у ворот он сказал охраннику: «Пропусти этого парня. Он с группой». Я поблагодарил полицейского, и, получив разрешение, вышел через ворота на траву в этот теплый августовский вечер.

Как только я вышел, мое тело наэлектризовалось так, как я никогда такого не испытывал ни до, ни позже. Через пару метров меня окатила волна криков и воплей, раздавшихся с трибун. Я подумал, что они решили, что это Ринго, потому что у меня такой же крупный нос!».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «На стадионе присутствовало 55 600 зрителей».

 

beatlesbible.com: «Для поддержания порядка было привлечено 2000 сотрудников службы безопасности».

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Для съемок фильма было задействовано двенадцать камер, расположенных в разных точках арены».

 

beatlesbible.com: «Концерт снимали 12 операторов».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Наконец на сцену вышел Эд Салливан и объявил: «А теперь, дамы и господа, гордость их страны, удостоившиеся награды королевы, любимые здесь, в Америке, “Битлз”!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Пока Эд Салливан делал на сцене объявление, Битлы продвигались вдоль туннеля по направлению к полю, с гитарами наизготовку. В то время как Мэл Эванс в последние минуты делал контрольные проверки, Эд Салливан закончил объявление: «…Битлз»!». В этот момент Пол, Ринго, Джон и Джордж вышли из туннеля на поле под приветственные вопли 55 600 поклонников».

 

 

 

 

 

 

beatlesbible.com: «В 21:16 Битлы выбежали на поле и вышли на сцену под шквал оглушительных криков».

 

 

 

 

 

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Битлы потеряли всё своё обычное для них самообладание, когда услышали громоподобные приветствия».

 

 

 

 

 

 

 

Джордж (1965): «Когда мы увидели эту толпу, сначала стало страшно. Но мне кажется, что я никогда в своей жизни не чувствовал себя таким возбужденным. Было невероятно, что так много людей хотели нас увидеть. Хотя мы привыкли и к большим толпам, это было невероятно, это нас удивило».

 

 

 

 

 

 

 

Пол: «Потом мы в состоянии жуткого напряга выбежали на поле».

 

 

 

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В окружении сопровождающих лиц нашей команды, они рысцой направились к своеобразному возвышению, установленному в середине поля».

 

Инге Кеттлер: «Я была на концерте. Это было феноменально. Весь этот шум, как будто все вопили, как один».

 

Валери Лоули: «Инге знала кого-то, кто работал на стадионе, и достала нам места, прямо в первом секторе. Помню, как они выбежали из подземного прохода, и мы увидели их затылки в нескольких метрах от нас. Это было так волнительно».

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Фотовспышки засверкали по всему стадиону, поклонники начали вставать с мест, пытаясь получить лучший кадр Потрясающей четверки».

 

 

 

 

 

Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «Юноши хватались за фотоаппараты и начинали щелкать фотовспышками. Последнее обстоятельство меня всегда умиляет. Из физики мы знаем, что освещенность предмета обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника. Если расстояние в метр принять за единицу, то на двух метрах освещенность будет в четыре раза, а на трех метрах в 9 раз меньше. Обычного размера вспышка дальше метров пяти не берет. Этот факт человечество не хочет признавать. На любом стадионном концерте всполохи фотовспышек идут сплошной стеной. При этом кроме хорошо освещенного затылка впереди сидящего на карточке ведь ничего не получается. Это что – одна моя знакомая, увидев красивую луну на небе, нацелила на нее аппарат и, чтобы получилось лучше, включила вспышку».

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото Питера Саймона.

 

Брюс Морроу (радиоведущий «Даблви-Эй-Би-Си): «В тот вечер воздух был настолько наэлектризован, что я до сих пор чувствую это своим телом. «Кон Эдисон» могла отключить электричество, потому что со стадиона «Ши» излучалось столько электрической энергии, что она осветила бы весь город (прим. – «Кон Эдисон» – одна из крупнейших энергетических компаний в США».

 

 

 

Фото Роберта Уитакера.

 

Джордж: «Стадион «Ши» огромен. В те дни артисты ещё выступали в таких театрах, как «Астория» в Финсбери-парке. Это был первый рок-концерт, проходивший на стадионе».

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Группа «Битлз» была первой, которая выступила на таком большом стадионе».

 

Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «Этот день можно смело назвать датой первого стадионного рок-концерта. На американских гастролях «Битлз» желающих посмотреть их было столько, что организаторы решили набить публику на огромный нью-йоркский бейсбольный стадион».

 

Пол: «Теперь выступления на стадионах вроде «Ши», «Джайентс» и так далее – обычное явление, но тогда это случилось впервые».

 

Джон: «По-моему, до нас ни одна рок-группа не выступала на стадионе. Зато после нас – сколько угодно».

 

Пол: «[До этого] мы выступали на бейсбольных площадках».

 

Сид Бернстайн: «Я был уверен, что стадион будет переполнен. Брайен Эпстайн не был в этом уверен, но я сказал ему, что дам по 10 долларов за каждое свободное место».

 

Пол: «Было потрясающе! Мы никогда не играли перед такой толпой. Пожалуй, это был крупнейший в мире концерт. Нам говорили: «Это просто фантастика!».

 

Стивен Дэйвис (автор книги «Время собирать камни»): «На тот момент это был величайший поп-концерт в истории».

 

 

 

 

 

 

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Среди зрителей на концерте присутствовали Мик Джаггер, Кит Ричардс и Эндрю Луг Олдхэм».

 

Стивен Дэйвис (автор книги «Время собирать камни»): «В середине августа Мику и Киту пришлось лететь в Нью-Йорк к Аллену Кляйну, чтобы подписать контракт на запись «Стоунз» в США. В Нью-Йорке они посетили выступление «Битлз» на стадионе “Ши”».

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «В тот вечер среди зрителей присутствовало несколько знаменитостей, включая Мика Джаггера и Кита Ричардса из «Роллинг Стоунз», ведущего Брайана Мэттью из «Би-Би-Си», будущую актрису Мэрил Стрип и юную Барбару Бах, которая впоследствии станет второй женой Ринго».

 

Ринго: «Интересно то, что Барбара, моя нынешняя жена, была на этом концерте вместе со своей сестрой Марджори. Марджори носила битловский парик, а Барбара была тогда поклонницей «Роллинг Стоунз».

 

Пол: «Линда (прим. – будущая жена Пола) тоже была на стадионе, но она по-настоящему любила музыку, и вопли со всех сторон её раздражали. Думаю, концерт ей понравился, хотя она действительно хотела его услышать, но ей это не удалось. В тот раз – нет».

 

 

 

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «В течение следующих 30 минут Битлы дали самое памятное выступление в своей недолгой концертной карьере. Оно не было самым качественным в музыкальном плане – далеко не было – потому что сценическое оборудование не обеспечивало уровень, дотягивающий до профессиональной безупречности».

 

beatlesbible.com: «Несмотря на новые 100-ваттные усилители, специально разработанные для группы компанией «Вокс», они были недостаточно мощными, и группе пришлось использовать акустическую систему стадиона».

 

Джордж: «Вокс» изготовила для этого турне специальные большие стоваттные динамики. Мы перешли с тридцати ватт на сто, но и этого оказалось недостаточно: наши усилители по-прежнему были рассчитаны на закрытые помещения».

 

Джошуа М.Грин (автор книги «Здесь восходит солнце»): «Но акустика здесь была не­важная, так как стадион был предназначен не для музыкальных мероприятий, а для спортивных игр».

 

Сид Бернстайн (организатор концерта): «Да, тогда были проблемы со звуком».

 

Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «На игровом поле соорудили сцену, выставили на нее гитарные усилители, ударную установку и четыре микрофона. Звук от всего этого радиосовершенства шел в усилительную систему стадиона, по которой обычно объявляют, кто гол забил. Инструментальная аппаратура с трибун выглядела микроскопической и звучала примерно так же. Впрочем, до слушания концерта дело не доходило. Как только ребята брались за гитары, десятки тысяч взволнованных американских девушек принимались визжать во всё горло».

 

Ринго: «Мы начали выступать на стадионах. Там собиралось столько людей, а усилители по-прежнему были слабоватые для такой аудитории. Установить более мощные не удавалось. Мы всегда использовали аппаратуру для помещений. Она исправно служила нам даже на стадионе «Ши». Мне казалось, что люди приходят не для того, чтобы услышать концерт, а чтобы увидеть нас. Сразу после вступления к первой же песне крики зрителей заглушали всё остальное».

 

Пол: «Нам казалось, будто собрался миллион человек, но мы были к этому готовы. Очевидно, наши агенты считали, что мы достаточно популярны, чтобы собрать целый стадион. Когда выходишь на сцену и понимаешь, что люди заполнили весь этот огромный стадион, чтобы услышать тебя, испытываешь волшебное ощущение, ты словно окружен морем людей. Приятно уже то, что ты участвуешь в этом потрясающем действии. Вряд ли зрители что-нибудь слышали. Мы пользовались обычными усилителями, пригодными для объявлений во время бейсбольного матча: «Леди и джентльмены, игрок…» Зато они могли сработать в нашу пользу в том случае, если мы собьемся или сфальшивим, – этого никто бы не заметил. Всё дело было в самом событии».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Тем не менее, это, несомненно, было уникальное событие, которое стоило запомнить на всю жизнь».

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Первым на сцену поднялся Джон, где его встретил Эд Салливан, пожав руку».

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Следом Джордж и Пол, в то время как Ринго пробивался к своему месту на возвышении для барабанов».

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Мэл Эванс на подхвате, Пол, Джордж и Джон подключают свои гитары и проверяют микрофоны».

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Джон подходит к своему микрофону и говорит: «Привет, привет, привет! Оу, оу, оу!».

 

 

 

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Пол вторит Джону: «Привет!». Поклонники взрываются криком».

 

 

 

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Пол осматривается вокруг, проверяя, все ли готовы, и начинает отсчет: «Раз, два, три…», и шоу началось».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Они исполнили свой стандартный 30-минутный набор песен: «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout), «Она женщина» (She’s A Woman), «Мне хорошо» (I Feel Fine), «Потрясная мисс Лиззи» (Dizzy Miss Lizzie), «Билет на поездку» (Ticket to Ride), «Каждая хочет быть моей крошкой» (Everybody’s Trying To Be My Baby), «Любовь не купишь» (Can’t Buy Me Love), «Крошка в черном» (Baby’s In Black), «Играй естественно» (Act Naturally), «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s Night), «На помощь!» (Help!) и «Я подавлен» (I’m Down)».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Окончательный список номеров был составлен только за тридцать минут до выступления. Пол поинтересовался у Джона, стоит ли исполнить песню «Она женщина» (She’s A Woman) сразу после «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout), и затем они решили, что последней песней будет «Я подавлен» (I’m Down), а не традиционная «Долговязая Салли» (Long Tall Sally). Потом Нил Аспинал записал порядок песен и прикрепил его на каждую из гитар и один на ударную установку».

 

Джо Богарт (музыкальный директор радиостанции «Даблви-Эм-Си-Эй»): «Когда в 1964-м [12 февраля] «Битлз» выступили в «Карнеги-Холле» и отыграли там два выступления, то мы вели программу в одном выступлении, а Мюррей Кауфман из «Даблви-Ай-Эн-Си» в другом. Когда на следующий год «Битлз» играли на стадионе «Ши», нам не разрешили делать прямую трансляцию. Поэтому мы сделали лучшее, что смогли. Мы посадили Эда Баера в кабинет репортера, чтобы вести репортаж. Когда «Битлз» начинали исполнять песню, мы переключались обратно в студию и ставили в эфир пластинку с той песней, которую они исполняли на сцене. Когда песня заканчивалась, мы снова переключались на Эда и транслировали аплодисменты и всю эту истерию».

 

Рик Скайлэр (программный директор радиостанции «Даблви-Эй-Би-Си»): «В любом случае вы не слышали ту музыку, которая исполнялась на концертах. Настолько сильны были крики и визги. Это были 45 минут чистого экстаза и безумия».

 

Ринго: «Если вы просмотрите отснятый фильм, то поймете, как мы реагировали на происходящее. Пространство было огромным, и мы были явно не в своей тарелке».

 

Марк Катон (автор книги «Битлз на стадионе Ши»): «Стадион “Ши” находился так близко к аэропорту Ла-Гуардия, что самолеты пролетали прямо над ним. Это был либо заход на посадку, либо взлёт, но они пролетали прямо над стадионом. И уровень шума на стадионе был настолько велик, что реактивные самолеты не были слышны. Пролетающие самолеты можно было увидеть, но шум криков и воплей девушек заглушал шум самолетов».

 

Джойс Кауфман: «Весь стадион вибрировал. Музыку не было слышно, поэтому я не помню, что они играли. Всё, что можно было услышать, это крики».

 

Ринго: «Крики стали привычным делом».

 

 

 

Поклонники прибыли на всех видах транспорта. Этой группе удалось залезть на крышу автомобиля и видеть происходящее.

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Первой была песня «Танцуй твист и вопи» (Twist And Shout) – обычная, укороченная версия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Следующей была песня «Она женщина» (She’s A Woman)».

 

 

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Исполнение песни «Она женщина» (She’s A Woman) не было включено в фильм, поэтому в фильме следует «Мне хорошо» (I Feel Fine). Пол: «Большое спасибо. Мы хотели бы продолжить теперь… теперь, песней, которая была на одной из наших пластинок несколько месяцев назад, песня называется «Мне хорошо» (I Feel Fine)».

Джон начинает вступление на своей гитаре «Рикенбэкер», и в фильме видно, как полиция уводит одного из поклонников. Кстати, на протяжении всего фильма, некоторые кадры не совпадают со звуком, так как были взяты из других песен. Так в самом начале этого номера Джон играет вступительные аккорды из песни «Потрясная мисс Лиззи» (Dizzy Miss Lizzie) – это попавший фрагмент окончания его соло, как раз перед кадрами, на которых уводят поклонника».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Песня «Потрясная мисс Лиззи» (Dizzy Miss Lizzie).

Прежде чем сделать следующее объявление, Джон советуется с Полом, и затем говорит: «Мы хотели бы сыграть песню с нашего долгоиграющего альбома, «Битлз шестой», вроде, так? Меня слышно? (обращаясь к поклонникам) Привет! она называется «Потрясная мисс Лиззи» (Dizzy Miss Lizzie)». Джон не уверен, на каком из американских альбомов была выпущена эта песня, что не удивительно, поскольку «Кэпитол Рекордз» выпускали в Штатах свои собственные измененные альбомы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Питер Браун (персональный помощник Брайена Эпстайна): «Сырая погода способствовала обморокам, и уже через десять минут все пункты «скорой помощи» были забиты до отказа».

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Песня «Билет на поездку» (Ticket to Ride). Пол: «Спасибо, большое спасибо. Следующая песня, которую мы хотели бы теперь спеть… (Джон переговаривается с Джорджем, согласовывая тональность, и потом копирует движения рук Пола во время этого объявления) …да, была предпоследней записью, первой перед этой… и запись… она называется «Билет на поездку» (Ticket to Ride)». Джон и Пол крупным планом поют вместе в один микрофон, в то время как Джордж стоит позади перед подиумом Ринго».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Следующей была песня «Каждая хочет быть моей крошкой» (Everybody’s Trying To Be My Baby)».

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Песня «Любовь не купишь» (Can’t Buy Me Love).

Пол, объявляя следующую песню, указал на плакаты, и произнес: «Мы бы хотели, чтобы каждый, ээ… каждый, там там там… каждый, каждый, присоединился к нам, и хлопал в ладоши». Потом в лучших традициях Элвиса, Пол заканчивает: «…и эта хм-аа песня-аа, которая-аа я надеюсь вам понравится… она называется-аа, «Любовь не купишь» (Can’t Buy Me Love)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Песня «Крошка в черном» (Baby’s In Black).

Теперь пришла очередь Джона сделать объявление: «Мы хотели бы теперь плавно перейти к медленной песне… (Джон произносит какую-то тарабарщину, немного напоминающую китайский язык), она также с [альбома] «Битлз Шесть» или как-то так, я точно не помню, потому что у меня его нет. (смеется) Это вальс, не забывайте. Так или иначе, песня называется, вполне оптимистично… ах, взгляните на неё… ах (адресовано женщине-поклоннице, которую перехватила полиция после того, как она выскочила на поле). Она называется «Крошка в черном» (Baby’s In Black)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Джон и Пол снова вместе поют в один микрофон. Когда Джон в одном месте ошибается с текстом, он бросает взгляд на Пола, и смеется».

 

 

 

 

 

 

 

 

Джон (1965): «Было бы ещё лучше, если бы мы могли слышать, как играем. Я не понимал, в какой тональности играю во время исполнения двух песен. Это было смешно!».

 

Скотт Росс: «Шум от криков был оглушительным. Как стена. Это было пугающе. По всему полю дежурили полицейские. Подростки бросались в сторону сцены, и их постоянно отлавливала полиция».

 

Джон: «Поскольку мы играли перед пятидесятипятитысячной аудиторией – такая толпа собралась на первом концерте в Нью-Йорке, – тут не могло обойтись без диких сцен. Даже если бы вся эта толпа просто смотрела пинг-понг, всё равно всё выглядело бы точно так же, – толпа была слишком огромной. И всё-таки было удивительно слушать её рев».

 

Дон Скардино: «Я был на этом концерте. Я сказал себе, что не буду вопить как девчонка. Но когда я там стоял, то кричал во всю силу своих легких».

 

Роберт Уитакер (фотограф): «Шум был оглушающий, вопли и крики были по-настоящему ужасны».

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Шум, должно быть, был ужасающий. В одном из кадров можно заметить, как полицейских закрыл свои уши».

 

Питер Беннет: «Было очень много кричавших, вопивших и теряющих сознание зрителей. Я видел, как повсюду людей выносили на носилках. Зрители теряли сознание повсюду. Это происходило каждую минуту».

 

Джудит Гудспид: «Это была истерия. Зрелище было просто невероятным. Люди теряли сознание».

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Песня «Играй естественно» (Act Naturally).

Пол: «Мы хотели бы представить вам с большими затратами доставленный специально с другой стороны земли, сегодня вечером для вас. Споет песню с нашего нового альбома, которая называется «Играй естественно» (Act Naturally), Ринго!».

Ринго, при поддержке Пола, исполняет эту песню, которая в то время была незнакома для американской аудитории, поскольку не была выпущена на пластинке, и появится только месяц спустя, 13 сентября, как сторона «Б» сингла «Кэпитол» с песней «Вчера» (Yesterday)».

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Песня «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s Night).

Пока Джордж меняет гитару, и берет двенадцатиструнный «Рикенбэкер», Джон произносит ещё какую-то «китайскую» тарабарщину и потом добавляет: «Когда Джордж будет готов… мы хотели бы исполнить заглавную песню с нашего прошлого – первого фильма, что мы сняли, помните, черно-белый… ха ха ха… называется «Вечер трудного дня» (A Hard Day’s Night)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Алистер Тейлор (персональный помощник Брайена Эпстайна): «Как Брайен любил эту группу! Его надо было видеть. Такое не забывается. Я до сих пор хорошо помню один момент, кажется, это было на стадионе «Ши». Он стоит и смотрит на ребят, а на лице написана гордость за них! Он стоит и как бы говорит: «Наши ребята!».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Когда Брайен Эпстайн наблюдал за всем этим действом, находясь на газоне по одну сторону от сцены в месте, дающем хороший обзор, его лицо светилось гордостью. Слёзы счастья потекли по его щекам задолго до того, как ребята закончили свою программу».

 

 

 

 

 

Инге Кеттлер: «Мы пытались расслышать музыку, но не могли ничего услышать».

 

Валери Лоули: «Мы кричали так громко, что не расслышали ни одной строчки».

Ларри Кейн (журналист): «Стоял такой шум и творился такой хаос, что Ринго не слышал песен, которые они исполняли, и отбарабанивал совсем другие мелодии».

 

Пол: «Когда мы играли здесь, мы не могли себя слышать, потому что девочки перекричали всю систему звука на стадионе».

 

Джошуа М.Грин (автор книги «Здесь восходит солнце»): «К отчаянию двух тысяч охранников, присутствовавших на стадионе, выступление «Битлз» потонуло в рёве толпы. Крики с трибун стадиона перекрыли всё, что доносилось со сце­ны. Джордж, Джон и Пол не слышали самих себя, и им приходилось внимательно следить друг за другом, чтобы сохранить синхронность. Ринго следил за тем, как они ногами отбивают ритм, и за движениями задней части их гитар, тщетно пытаясь поддержать верный ритм. Это был полный абсурд».

 

Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «Только крепкая сыгранность ребят позволяла им начать и закончить песню вместе – визг на трибунах стоял такой, что ничего было не слышно».

 

Ринго: «Мне всегда казалось, что нас приходят не слушать, а смотреть».

 

Джон: «Мы не слышали ничего из того, что нам кричали, – мы были слишком далеко от зрителей, но плакаты мы видели. Ощущения всегда одинаковые: ты стоишь перед микрофоном и даже не пытаешься понять, что творится вокруг, ты забываешь о том, кто ты такой. Как только ты включаешься в работу и начинается шум, ты становишься просто членом группы, вновь дающей концерт, забываешь, что ты один из «Битлз» и какие у тебя есть записи. Ты просто поешь».

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Песня «На помощь!» (Help!)».

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Пол благодарит поклонников, и Джордж снова меняет гитару. В это время одного из поклонников останавливают до того, как он успевает добираться до сцены. Публика реагирует на это взрывным «Бух!». Пол копирует их, произнося «Бух!» прежде, чем озадаченный чем-то Джон Леннон подходит к Полу, чтобы о чем-то его спросить. Пол качает головой, говоря «нет», всё ещё продолжая свое объявление: «Теперь мы хотели бы продолжить песней, которая является заглавной в нашем новом фильме… наша последняя пластинка здесь, песня называется «На помощь!» (Help!)».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Камера на некоторое время смещается на электронное табло, показывая надпись: «Для безопасности, пожалуйста, оставайтесь на своих местах».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Песня «Я подавлен» (I’m Down)».

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Пол: «Эта песня будет нашей последней песней сегодня, да». Он смотрит на свои часы, как будто хочет продемонстрировать, что уже поздно: «Поэтому мы хотим сказать всем большое спасибо за прекрасный вечер». Пол заканчивает просьбой всем присоединиться и говорит: «Хлопайте в ладоши, хорошо?». Пол находится слева, Джордж и Джон справа, Джон снова за электроорганом «Вокс». Джон начинает играть, используя свой локоть, и пересмеиваясь с Джорджем».

 

 

 

 

Джон Леннон играл на электрооргане «Вокс» локтем.

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Воодушевлённое грандиозным местом действия и фантастическим приёмом поклонников, их выступление было трижды таким же грандиозным, как сама жизнь. Они подчёркивали и усиливали каждое выражение на своих лицах и каждый жест своих тел, чтобы дотянуться до толпы на дальнем конце этого огромного поля. Никогда ранее я не видел, чтобы Потрясающая четвёрка играла с такой энергией и с таким энтузиазмом. Каждое даже самое малейшее движение их рук награждалось поднимавшимся криком в ответ, и арена полностью сошла с ума, когда Джон прошёлся локтями по клавишам своего электрического фортепиано – это было его самым похожим изображением Джерри Ли Льюиса».

 

Ринго: «На том концерте Джон совсем свихнулся. Я не хочу сказать, что он сошел с ума, но вел он себя как форменный псих: стучал по клавишам локтями и, вообще, словно с цепи сорвался».

 

Джон: «Я колотил по клавишам ногой, и Джордж от смеха не мог играть. Я делал это для прикола. А молодняк в зале так и не въехал. Поскольку в записи песни «Я подавлен» (I’m Down) я играл на органе, то впервые решил использовать его и на сцене. Я понятия не имел, что делать, и мне было не по себе, поскольку без гитары чувствовал себя будто голый, поэтому начал подражать Джерри Ли, скакать и сыграл только два такта».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Во время выступления Леннон жестко обращался с электроорганом, чем Джерри Ли Льюис мог бы гордиться. Но такое безумное выступление привело к поломке инструмента на следующем концерте, который состоялся 17 августа в Торонто».

 

Пол: «На стадионе «Ши» Джон развлекался вовсю. Он ломал комедию, и это было здорово. Это одно из достоинств Джона. Когда возникало напряжение, а оно, конечно, возникало (невозможно впервые играть перед такой аудиторией и не нервничать), его дуракаваляние было очень кстати. Он начинал корчить рожи, дергать плечами, и это ободряло нас: «Все в порядке – по крайней мере, мы это не принимаем всерьез». Он веселил нас».

 

Нил Аспинал (персональный помощник «Битлз»): «У Джона это получалось здорово – шутки, реплики или клоунские па. Остальные не могли не видеть этого. Когда он кланялся, у него нервно подергивалась рука, но все делали вид, что не замечают этого».

 

Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «С Джоном Ленноном случилась легкая истерика, он начал разговаривать сам с собой на несуществующем латинском наречии».

 

Джон: «Это было замечательно. Мы ещё никогда не играли перед такой большой толпой. Там объяснили, что это крупнейший концерт за всю историю. И это было потрясающе, самое волнительное из того, что с нами было. Нас, похоже, было слышно, несмотря на весь шум, потому что динамики были мощнейшие».

 

Ринго: «Больше всего мне запомнилось то, что мы находились далеко от зрителей. Они находились на расстоянии поля, обнесенного проволокой. Теперь, когда я езжу в турне, мне нравится видеть лица зрителей. Мне нравится наблюдать за их реакцией, за тем, как у меня с ними устанавливается контакт. А на стадионе «Ши» до них было слишком далеко. Конечно, само событие было для нас очень важным – мы впервые играли для тысяч людей, были первой группой, давшей такой концерт, но это никак не сочеталось с тем, к чему мы стремились, а именно, развлекать. Как можно это делать на таком расстоянии? Оставалось только одно – вопить. Нам не пришлось говорить: «Так не забывайте: на этом концерте кричим все вместе!» Все и так только и делали, что кричали».

 

Пол: «Всё выглядит так: ты поднимаешь шум, и они поднимают шум. Но самое главное – это общий шум. Суть именно в этом, правда».

 

Джон: «Четыре или пять лет мы играли так, что нас отлично слышали, и это было славно. Тем круче выступать, когда тебя не слышат, и при этом становиться все популярнее и популярнее. Они платят деньги и, если хотят вопить, пусть вопят. И мы тоже кричим в буквальном смысле слова, просто кричим на них, разве что подыгрывая себе на гитарах. Все кричат – в этом нет ничего плохого».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «В конце песни Пол поднимает свой бас «Хофнер», выражая признательность поклонникам, вся четверка «Битлз» покидает сцену и усаживается в ожидавший их автомобиль».

 

Пол: «Мы наспех отыграли концерт, сделали всё, что от нас требовалось. Мы все взмокли».

 

Джордж: «Мы постарались поскорее убраться оттуда. Как всегда».

 

Пол: «Мы радостно отыграли концерт, бросились к ожидавшей нас машине, и укатили».

 

 

 

 

 

 

 

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Потом они снова запрыгнули в автофургон Уэллс Фарго».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «С мокрыми рубашками и волосами, с большими банными полотенцами вокруг шеи, они сели в салон «Уэллс Фарго» и исчезли в ночи».

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «После отъезда «Битлз» некоторые из поклонников попытались прорваться сквозь заграждение и выбежать на поле».

 

Нил Аспинал (персональный помощник «Битлз»): «Помню, у меня ещё долго звенело в ушах от пронзительных воплей, продолжавшихся целый час. Но в целом это событие было приятным. Только позднее я осознал, что это был первый по-настоящему крупный концерт под открытым небом. Это было самое удивительное выступление «Битлз» в том турне».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Когда мы уезжали с криками, продолжавшими звенеть в наших ушах, все четверо выразили полное удовлетворение концертом, что редко случалось в турне. Даже звуковая система заслужила одобрение».

 

Сид Бернстайн (организатор концерта): «Джон хорошо об этом сказал: «Знаешь, Сид, на стадионе «Ши» я понял, что это был самый пик! Я увидел вершину горы». А я сидел рядом. Посмотрел на него и произнес: «Знаешь, Джон, я тоже».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Пока мы ехали внутри грузовика, вызывающим чувство клаустрофобии, я заново переживал самые яркие моменты этого вечера, который навсегда останется самым ярким воспоминанием моих шести лет с ними. Стадион «Ши» стал вершиной Битломании. Этот концерт стал солнцем в зените – кульминацией, после которой все битловские деньки уже становились немного темнее».

 

Ди-джей Кен Майклс (ведущий концерта): «Этот концерт, без сомнения, изменил четверых музыкантов. В тот вечер изменения затронули и индустрию музыки. Бизнесмены начали понимать, что может дать популярная музыка».

 

Ян Рунов (корреспондент «Радио Свобода»): «Сегодня [в 2005 году], 40 лет спустя, нью-йоркские газеты называют тот концерт на стадионе историческим, сформировавшим целое поколение, изменившим музыкальный бизнес. Нью-йоркская «Дели ньюс» утверждает, что в тот вечер Джон, Пол, Джордж и Ринго превратились из поп-группы в легенду».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «После концерта они стали богаче на 160 000 долларов, что составляло 100 долларов за секунду их выступления».

 

beatlesbible.com: «Концерт на стадионе «Ши» установил мировой рекорд по посещаемости, а также по валовой выручке. Битлз получили 160 000 долларов из кассовых сборов в 304 000 долларов».

 

Сид Бернстайн (организатор концерта): «Мы получили 304 000 долла­ров, самую крупную выручку за всю историю шоу-бизнеса».

 

Йорг Пиппер (автор книги «Фильмы и телехроника Битлз»): «Суммарная выручка от проданных билетов составила 304 000 долларов, что было новым мировым рекордом [того времени]. Из них «Битлз» получили 57 000 долларов. Не плохо за полчаса!».

 

Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Это был рекорд, который никогда не превзошли даже сами «Битлз». Однако получили они только 160 тысяч. Больше 30 тысяч заплатили за аренду стадиона. Тысяча триста полицейских, работавших на стадионе во время концерта, обошлись в 14 000 долларов. Страховка стоила 11 000. За вычетом расходов на рек­ламу, паблисити и прочее доля Сида Бернстайна на этот раз со­ставила 7 000 долларов».

 

Сид Бернстайн (организатор концерта): «Ко мне до сих пор подходят и говорят: «Привет! Мы были на твоем концерте в 65-м, и не расслышали ни одного слова». Да, тогда были проблемы со звуком. Но даже просто находиться там было круто!»

 

Нат Вайс (ответственный сотрудник «Дженерал Эртистс», амери­канский агент «Битлз»): «Если бы Брайен был обычным менеджером, стадиона «Ши» не было бы. Ничего бы не было в том виде, как оно было. Это все было именно так благодаря фантазии Брайена Эпстайна».

 

Сид Бернстайн: «Я богобоязненный и любящий Бога человек. Чувствую, что, может быть, это он указал пальцем и направил меня. Может быть, я не знаю. Я не могу выйти за свой предел. Я не гений. Я не знал, что должно было произойти, но что-то подсказало мне сделать это, и я это сделал».

 

Джошуа М.Грин (автор книги «Здесь восходит солнце»): «Когда репортер спросил Джорджа о его чувствах по поводу концерта на стадионе «Ши», тот ответил: «Все это было слишком безлико. Но самым ужасным было то, что нам это уже было безразлично».

 

Пол (1965): «Фантастика! Интересно, сможем ли мы когда-нибудь повторить это снова?».

 

Гордон Мэттью (журналист): «В 1983 году группа «Полиция» начала очередной мировой марафон гастролей. Североамериканские концерты трио, которые проходили до конца августа, проводились на гигантских открытых стадионах (например, шоу 18 августа на легендарном нью-йоркском стадионе «Ши»). Выступая перед аудиторией приблизительно в семьдесят тысяч человек, Стинг пошутил: «Мы бы хотели поблагодарить «Битлз» за то, что они одолжили нам свой стадион!».

 

Стинг: «Наше выступление на стадионе «Ши» – это точно такое же британское покорение Соединенных Штатов, как провели «Битлз» до нас. Они всегда были эталоном для меня. Они причина того, что я начал петь, и причина того, что я – музыкант».

 

beatlesbible.com: «50-минутный фильм «Битлз на стадионе Ши» будет впервые показан в Великобритании 1 марта 1966 года на канале «Би-Би-Си 1». Его дебют в США состоится 10 января 1967 года. «Битлз» ещё раз выступят на стадионе «Ши» 23 августа 1966 года».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Вечером в отеле их посетил Боб Дилан».

 

Билл Уаймен (группа «Роллинг Стоунз»): «Мик, Кит и Энлрю [Олдхем] смотрели концерт «Битлз» на стадионе «Ши», а потом посетили вечеринку, организованную после концерта».

 

Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Вернувшись в «Уорвик», я закатил в своём номере праздничную вечеринку. Первоначальной идеей было сделать так, чтобы участники путешествующей с нами группы представителей средств массовой информации познакомились поближе друг с другом и с нами, но она превратилась в событие «пришёл-один-придут-все», которое посетили Битлы, представители прессы и несколько неожиданных гостей, включая участниц группы «Супримс» и Дела Шэннона.

Брайен Эпстайн скользил по номеру, пожимая всем руки и излучая гордость и радость. Ребята были в прекрасном расположении духа, постоянно переходили с места на место, откалывали шутки и приветствовали репортёров и ди-джеев, с которыми они познакомились в турне 1964 года».

 

Пэтти Майклс (актриса и танцовщица): «После концерта мужчина проводил нас к лимузину и отвез в отель «Уорвик», где мальчики устроили вечеринку. Когда мы вошли в комнату, там творился кошмар. Телевизор, магнитофон, радио и проигрыватель – всё работало на полную мощность. Люди кричали и повышали голос, чтобы их можно было услышать. Мне захотелось уйти. Но затем ко мне подскочил Пол и взял за руку. «Рад тебя видеть», – сказал он. Он подвел меня к дивану, и мы просидели там всю ночь, разговаривая и держась за руки.

За эти четыре часа мы с Полом о многом поговорили. Он рассказал мне о жизни в Англии, бегстве от поклонников и своем одиночестве, что он не может видеться со своим отцом или семьей. Его отец недавно женился во второй раз, и Пол был без ума от своей шестилетней сводной сестры. Среди прочего он выразил раздражение по поводу преследований со стороны прессы относительно его отношений с Джейн Эшер. «Я так устал от этого».

Когда я прощалась, то знала, что обрела прочную и глубокую дружбу. Когда Пол нежно поцеловал меня и сказал, что будет скучать по мне, мне не было грустно, потому что я знала, что мы снова встретимся в следующий раз».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?



    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)