17 октября 1963 г.
Сара Шмидт (meetthebeatlesforreal.com): «В 1963 году журнал «Приятель» (Boyfriend) организовал конкурс, в котором победитель выигрывал право встретиться с «Битлз». Конкурс был объявлен на страницах журнала 13 июля. Также в этом номере журнала были опубликованы фотоснимки группы с фотосессии на Юстон-Роуд от 18 апреля 1963. Встреча победителей конкурса с «Битлз» была организована на 17 октября в ресторане «Старая Вена» (Old Vienna) на Бонд-Стрит. Победителями конкурса стали девушки Карен (Karen), Вики (Vicki), Анна (Anne) и Сьюзен (Susan)».
Журнал «Приятель», 1963: «Четыре девушки в довольно возбужденном состоянии прибыли в офис журнала «Приятель» ровно в четверть двенадцатого. На Вики был коричневый твидовый костюм и оранжевый джемпер. На Карен – белое платье с черным атласным воротником. Сьюзен была в сером платье с воротником «Питер Пэн», а Анна в сером платье с длинными рукавами. По плану предполагалось прибыть в пресс-службу «Битлз», чтобы они сели в лимузин, специально нанятый по этому поводу. К сожалению, этот план не состоялся.
Первым прибыл Пол, но он понятия не имел, куда подевались остальные трое. Поэтому мы решили выехать без них, оставив им сообщение.
Когда мы прибыли на Бонд-Стрит, то увидели там толпу людей. «Должно быть, здесь Королева или кто-то типа того», – произнес Пол. Но нет, эта толпа не ожидала кого-то из членов королевской семьи. Они ждали «Битлз».
Когда автомобиль въехал в гущу толпы, Пол начал паниковать. «Быстро в дверь! Нас окружат!». Но с помощью нескольких полицейских он вполне спокойно прошел в ресторан. Тем временем, прибывшие в ресторан девушки стали оправдываться: «Мы не можем есть! Мы в оцепенении!». Пол был вполне счастлив тем, что был единственным из «Битлз» с четырьмя весьма привлекательными девушками. «Будут знать, как опаздывать. Четыре милых девушки, и все только для меня!».
Журнал «Приятель»: «Места за столом для Битлз – и кто голоден?».
Журнал «Приятель», 1963: «Пол выглядел очень привлекательно в своем твидовом пиджаке и светло-серых брюках. К этому времени у девушек прошла их нервозность. Ну, трудно нервничать рядом с таким непринужденным человеком, как Пол. Он всех раскрепостил.
Разговор начала Карен, спросив Пола, как им с Ринго понравилось во время отдыха в Греции. «Это было, на самом деле, здорово», – сказал он. – «Каждый день мы валялись под солнышком столько, сколько могли выдержать, а потом перебирались в тенек и пили прохладную кока-колу. Это было наше обычное времяпрепровождение – ничего не делать и отдыхать. А еще мы катались на водных лыжах. Вы пробовали это когда-нибудь? Действительно здорово! Вам надо попробовать!».
«А что вы скажете о Палладиуме»? «О, ну, мы все немного нервничали по этому поводу. На самом деле, перед этим концертом мы нервничали больше. Но когда, в конце концов, вышли на сцену, то почувствовали себя нормально».
Что они думают о Брюсе Форсайте? «О, он на самом деле отличный парень. Вы знаете, что он вышел на сцену, одетый точно так же, как мы? На нем был надет костюм Ринго! И все эти девушки снаружи! Уф, мы думали, что вообще не сможем выйти! Хотелось бы увидеться с этими девушками, встретиться с ними. Но, знаете, это просто невозможно. Они немного буйные, так ведь?».
Тем временем, не было никаких признаков появления остальных трех неуловимых Битлов. «Надеюсь, что с ними все в порядке», – произнес Пол».
Журнал «Приятель»: «Остальные еще не прибыли. И что мне делать?».
Журнал «Приятель», 1963: «Все сидели за столом, когда внезапно на лестнице началось волнение, подобное каменному обвалу. Но это не было обвалом, просто это Джон, Ринго и Джордж преодолевали препятствия. Они ринулись к столу, извинения летели во все стороны, пока они снимали свои пальто, а затем Пол с эффектом гордо представил четырех девушек.
Джордж был одет в темносиний костюм, Ринго в темный костюм с черной сорочкой, а Джон в темносиний костюм с рубашкой в бледно-лиловую клетку. Все заказали еду. Девушки выбрали себе по креветочному коктейлю, ребята отдали предпочтение фруктовому соку, а Пол заказал себе дыню».
Я смотрю меню, но что скажут официантки?
Журнал «Приятель», 1963: «Затем последовали стейки, которые заказали себе все, кроме Джона. Можно сказать, что он отказался от еды, заказав себе желе и кока-колу! За столом расселись тоже немного сумасбродно. В отличие от тщательно разработанного плана, три Битла сели по одну сторону стола, а один за другую. Джон, Сьюзен, Джордж, Анна и Ринго с одной стороны, и Вики, Пол и Карен по другую. Но все девушки были вполне довольны. Джону передали несколько проектов для их новых сценических костюмов и обуви, разработанные одной девушкой. Разговор естественно перешел на моду и тенденции в моде. Стиль, которому ребята отдали предпочтение, и с которым согласилась девушка, был костюмом в военном стиле, а Пол переусердствовал с высокими ботинками со шнуровкой».
Я сижу рядом с Джорджем и не могу поверить в то, что это правда.
Журнал «Приятель», 1963: «Затем Джордж разразился припевом «она любит тебя» к большому удовольствию и радости Анны. Карен спросила у Ринго о «Королевском варьете». «Ну, это одно из тех событий, которое вы планируете и думая о лучшем будете рады, когда все закончится. Единственное что нас беспокоит, это то, что они нас не воспримут, потому что мы будем среди артистов избранного класса». Но девушки поспешили заверить их, что они потрясающие, где бы они ни были.
Девушки беседовали со своими любимыми Битлами, с большим тортом, специально приготовленном для этого обеда, и пили кока-колу – любимый напиток «Битлз».
Сара Шмидт (meetthebeatlesforreal.com): «Второй частью выигрыша в конкурсе было посещение сессии звукозаписи «Битлз». В тот день группа должна была записывать песни «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand) и «Этот парень» (This Boy). Но с июля до октября слава «Битлз» выросла настолько, что Джордж Мартин перестал позволять «сторонним наблюдателям» присутствовать на их сессиях».
Вики Митчелл (Vicki Mitchell, одна из победительниц конкурса): «Я помню, как Пол Маккартни позвонил Джорджу Мартину и спросил, можно ли нам придти послушать, и он ответил, что нет. Поэтому Пол вернулся, и мы как бы продолжили обед еще на некоторое время. Во время обеда Джон с Полом еще дописывали песню «Я хочу держать тебя за руку». Прежде чем покинуть ресторан «Старая Вена», все четверо Битлов по просьбе управляющего персонала расписались на стене».
Журнал «Приятель», 1963: «Для девушек были подписаны автографы и сделаны фотоснимки, а администратор попросил «Битлз» оставить свои автографы на стене. В этот момент вошел офицер полиции и сказал, что бедный водитель за рулем огромного, черного лимузина последний час! Были вздохи сожаления от «Битлз», умчавшихся в тайном направлении, и девушек, вернувшихся в офис журнала «Приятель». Время пролетело слишком быстро для Анны, Вики, Карен и Сьюзен. Но эту встречу они не забудут, не так ли?».
Бэрри Майлз: «Студия Эбби-Роуд. «Битлз» записывают обе стороны своего следующего сингла, песни «Я хочу держать тебя за руку» (I Want To Hold Your Hand) и «Этот парень» (This Boy). В этот день группой впервые был использован новый четырехдорожечный магнитофон. В то время в «И-Эм-Ай» использовалось очень устаревшее в технологическом плане оборудование, и этот четырехдорожечный магнитофон был вполне типичным и рядовым, в то время как американские студии, такие как нью-йоркская «Атлантик Рекордз», уже с 1950-х годов использовали восьмидорожечное оборудование».
Энди Бабюк: «Записывались на новый четырехдорожечный студийный магнитофон «Штудер Джи-37» (Studer J-37), который только что был установлен в студии».
Бэрри Майлз: «Также в этот день «Битлз» записали песню «Ты взяла меня в плен» (You Really Got A Hold On Me) и рождественскую пластинку для членов клуба их поклонников – «Рождественская пластинка Битлз» (The Beatles’ Christmas Record)».
Тони Бэрроу: «Тем временем, для официального фан-клуба «Битлз» наступил кризис. Необычайная скорость, с которой росли слава и популярность группы, привела к огромному увеличению публичного интереса к членству в клубе поклонников, число которых достигло 30 тысяч человек. Внезапно штат служащих, работающих полный рабочий день, оказался затоплен потоком нераспечатанных мешков с почтой. Одно почтовое отправление, которое случайно было вскрыто, было письмом от одного поклонника из Америки, адресованным «Его королевскому высочеству принцу Филиппу в лондонский Букингемский дворец для передачи битлам». Прежде чем переадресовать его на Монмут-Стрит, какой-то лакей из отдела обработки корреспонденции дворца написал поперёк конверта: «В БУКИНГЕМСКОМ ДВОРЦЕ НЕИЗВЕСТНЫ», что рассмешило ребят!
Когда нетерпеливые поклонники начали жаловаться на оставшиеся без ответа письма и непризнанные бланки почтовых переводов с денежными взносами, я понял, что в отношениях с общественностью грядет беда. Я знал, что мне нужно было придумать план, чтобы устранить эту проблему, и вернуть тысячи рассерженных потенциальных членов клуба поклонников обратно в ряды наших лучших друзей. Моим решением стала «Рождественская пластинка для членов клуба поклонников «Битлз». Поразмышляв, я пришел к выводу, что самым желанным подарком для любого поклонника «Битлз» была бы самая последняя пластинка группы. Если бы мы выпустили специальную пластинку, которая была бы доступна только членам клуба поклонников, то мы создали бы драгоценный сувенир, которым они бы хвастались перед завидующими друзьями и, возможно, она стала бы ценностью на всю жизнь.
Ни одна другая поп- или рок-звезда не делала подобных подарков, поэтому мы могли рассчитывать на благоприятные отзывы. Я также решил, что в будущих сообщениях для прессы и в печатной продукции клуба поклонников мы будем называть наших фанатов «битловскими людьми» – шаг, который, по моему разумению, должен был заставить самых пылких приверженцев группы почувствовать себя намного ближе к Джону, Полу, Джорджу и Ринго.
Когда я в общих чертах набросал Брайену Эпстайну план своей идеи по выпуску гибкой пластинки на Рождество, его естественной реакцией стало то, что он сразу же наотрез отказался, сославшись на ее стоимость. Он сказал, что знает, что клуб поклонников не задумывался, как прибыльное дело, но есть ограничения в тех границах, в пределах которых он готов субсидировать деятельность клуба из своих комиссионных отчислениях менеджера. Поэтому я пошёл к Джону, Полу, Джорджу и Ринго, и им эта идея понравилась. Они сказали, что они убедят Джорджа Мартина сделать запись в конце одной из плановых сессий в «И-Эм-Ай», и что мне следует взяться за работу над разработкой сценария. Сценарий? Я даже и не подумал о нём!
Возражения Эпстайна по поводу бюджета были отметены в сторону, и я мог детально обдумать материально-техническое обеспечение этого проекта. Настоящая пластинка имела большое сходство с 18-сантиметровыми рекламными дисками, повсеместно распространяемыми с помощью разовой рассылки «Каталога читателя», рекламирующего новые альбомы для коллекционеров. Сатирический журнал «Приватный глазок» также выпускал подобные гибкие пластинки, которые время от времени прилагались к специальным выпускам. Оба источника использовали в качестве поставщика «Линтон Рекордз», и я связался с главой этой фирмы, Полом Линтоном, головной офис которого располагался в двух-трёх километрах от моего офиса на Монмут-Стрит.
Когда я набросал сценарий для битлов, я надеялся на то, что они обыграют мой текст и сделают его забавнее, и что они не подведут меня. Или себя. Хотя частью их рождественского послания было неподдельное «спасибо» поклонником за то, что они течение года покупали пластинки группы, вступали в клуб поклонников и приходили на их концерты, остальной мой материал предоставлял им большой простор для дуракаваляния, намного большего, чем требовалось для заполнения нашего гибкого диска. Эта запись состоялась 17 октября на Эбби-Роуд».
Марк Льюиссон: «Студия 2 «И-Эм-Ай». 14.30-17.30. 19.00-22.00. Запись «Рождественской пластинки Битлз», песен «Ты взяла меня в плен», «Я хочу держать тебя за руку» и «Этот парень». Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Норман Смит; 2-й звукоинженер: Джефф Эмерик.
Сессия началась в 14.30 с записи речевого обращения к членам официального клуба поклонников группы, которое будет выпущено на гибкой пластинке. Это будет первая из семи аналогичных пластинок, которые будут выпущены с 1963 по 1969 годы».
«Рождественская пластинка Битлз»: «[сингл начинается звуками из песни «От меня тебе» (From Me To You), которые сменяются причудливой версией [рождественской] песни «Добрый король Вацлав» (Good King Wenceslaus), в которой солирует Джон.
Джон: «Привет, это Джон говорит с вами своим собственным голосом». Он рассказывает об успехе первых двух синглов группы «Люби же меня» (Love Me Do) и «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me), а также о выступлении в Лондонском Палладиуме и в Королевском Варьете (в этот момент рассказа «Битлз» весело насвистывают «Боже храни Королеву»). Джон благодарит своих поклонников за их письма, подарки и открытки, которые он получил к своему дню рождения: «Мне бы хотелось ответить персонально каждому, но у меня не хватит денег».
Пол присоединяется к благодарности Джона и добавляет, что Битлам больше не нравятся «желеобразные конфеты» (jelly babies). (прим. – после того, как однажды «Битлз» признались, что это их самые любимые конфеты, их стали закидывать ими на сцене). Он сказал, что группу часто спрашивают, что им больше всего нравится – концерты, выступления на сцене или записи – и ответил: «ехать на студию делать новые записи, и это являлось предметом наших занятий весь день перед этим специальным поздравлением». Он закончил исполнением псевдогерманской версии песни «Добрый король Вацлав».
Ринго представил себя как барабанщик группы и самый новый (молодой) ее участник, и исполнил джазовую версию песни «Добрый король Вацлав». Джордж: «Спасибо, Ринго. Мы будем звонить тебе. Я – Джорж Харрисон. Никто до сих пор ничего не сказал о секретарях нашего клуба поклонников – Энни Колингем и Бетине Роуз, не говоря уже о Фреди Келли из Ливерпуля». (Все «Битлз» хором: «Старая добрая Фреда!»). Джорж также заканчивает свой спич одной из версий песни «Добрый король Вацлав».
После чего «Битлз» все вместе поют импровизированную и необычную версию песни «Рудольф, красноносый северный олень» (Rudolph, The Red-Nosed Reindeer): «Ду-да, красноносый северный олень, имел очень сверкающий нос…».
Затем «Битлз» попытались закончить песню Смоки Робинсона «Ты взяла меня в плен». Был записан дубль 12, но дальнейшая работа довольно быстро была прекращена. В альбом «Вместе с Битлз» (With The Beatles) будет включена редакция дублей 7, 10 и 11.
Однако основная работа в этот день была посвящена записи двух песен для следующего сингла группы. В первую очередь были записаны 17 дублей песни «Я хочу держать тебя за руку».
Пол: «Наша совместная с Джоном песня».
Джон: «Мы написали ее вместе [с Полом]. Это прекрасная мелодия, именно такие песни мне нравится петь. Помню, как появился аккорд, который дал толчок всей песне. Мы сидели внизу в доме Джейн Эшер, вместе играли на пианино и пели: «О, в тебе-е-е… есть что-то такое…» (Oh, you-u-u.. got that something…). И Пол взял этот аккорд, а я повернулся к нему со словами: «Вот оно! А ну-ка еще раз!» В те дни для нас было абсолютно нормально писать вот так, сидя нос к носу».
Из интервью Хэлу Келли 24 января 1964:
Хэл Келли: Как у вас получилось написать её, «Я хочу держать тебя за руку»?
Пол: Это была одна из тех песен, которую, как нам сказали, мы обязательно должны написать. Мы начали работу. Итак, мы гуляли и нашли один старый заброшенный дом. Мы вроде как прогуливались там в один из дней. И мы подумали: «Нам на самом деле нужно сочинить эту песню». И мы спустились в подвал этого заброшенного дома, а там стояло старое пианино. На самом деле, он не был заброшен. Это было, что-то вроде, комнат внаём. Мы обнаружили это старое пианино и начали на нём бренчать.
Джон: А я играл на органе.
Пол: Ну да. Там еще был маленький старый орган. Так что там у нас состоялось своего рода непринужденное музицирование. Мы начали бренчать, и вдруг у нас возник небольшой такой бит. Я думаю, что мы просто ухватились за строчку. И мы начали работать над ней с этого места. Взяли ручки и бумагу и просто написали текст. И ах, в итоге, ну, у нас получилось что-то вроде песни. Ну и мы вернулись назад и проиграли её нашему менеджеру записи, и, кажется, ему понравилось. Затем на следующий день мы её записали.
Джерри Мэрсден (группа «Джерри и Лидеры»): «[Однажды] Джон обратился ко мне: «Она называется «Я хочу держать тебя за руку». Как она, по-твоему, Джерри?». Оглядываясь назад, я думаю, что Джона немного беспокоило, что она мне не понравилась. Он говорил: «Ну да, но когда мы используем в ней все созвучие, она будет замечательной». Но я просто сказал ему то, что, по моему мнению, она ужасна. Конечно, [потом] она стала номером один».
Oh yeah, I’ll tell you something Ах, да, я скажу тебе кое-что,
I think you’ll understand Думаю, что ты поймешь,
When I’ll say that something Когда я скажу это что-то,
I want to hold your hand Я хочу держать тебя за руку,
I want to hold your hand Я хочу держать тебя за руку,
I want to hold your hand Я хочу держать тебя за руку.
Oh please say to me О, пожалуйста, скажи мне,
You’ll let me be your man Что ты позволишь мне стать твоим мужчиной,
And please say to me Пожалуйста, скажи мне,
You’ll let me hold your hand Что ты позволишь мне держать тебя за руку
Now, let me hold your hand Ну, позволь мне держать тебя за руку
I want to hold your hand Я хочу держать тебя за руку.
And when I touch you И когда я прикасаюсь к тебе,
I feel happy inside Я чувствую себя счастливым,
It’s such a feeling that my love Это такое чувство, что свою любовь,
I can’t hide Я не могу скрывать,
I can’t hide Я не могу скрывать,
I can’t hide Я не могу скрывать.
Yeah, you got that something Да, в тебе есть что-то такое,
I think you’ll understand Думаю, что ты поймешь,
When I say that something Когда я говорю это кое-что,
I want to hold your hand Я хочу держать тебя за руку,
I want to hold your hand Я хочу держать тебя за руку,
I want to hold your hand Я хочу держать тебя за руку.
Джон Робертсон (музыкальный критик): «Хорошо продуманная структура композиции имеет спад напряжения в середине куплета, ведущий к кульминационной строчке «Я нe могу скрывать», которая подводит итог целому году экспериментов и постижения нового творческим ядром «Битлз».
Марк Льюиссон: «Затем для стороны «Б» сингла записали 15 дублей песни «Этот парень», и было сделано два наложения трехголосного строя, ставшего характерной отличительной чертой этой песни».
Пол: «Это очень совместная песня с Джоном. «Этот парень» была сочинена в номере во время гастролей. Мы не прилагали усилий, потому что для нас это не было работой. Просто взяли гитары и попытались изобразить вокальную гармонию из песни «Знать его — значит любить его» (То Know Her Is To Love Her) Фила Спектора. Мы обожали ее и постоянно включали что-нибудь похожее в свои песни. Это замечательная песня, конец света!
Меня часто увлекала жесткость Джона. Но бывало и наоборот. Люди склонны считать, что жестким мог быть только Джон, но и он, бывало, делал вещи помягче, а у меня получались довольно жесткие песни. Забавно, но возник миф, в котором мне приписывают мелодичность и мягкость, а Джону – жесткость и желчность. Возможно, внешне все выглядело именно так, но на самом деле в те времена одной из любимых песен Джона была «Девушка моей мечты» (Girl Of My Dream). У него она ассоциировалась с матерью. Другая песня, «Маленькая ложь» (Little White Lies), тоже не слитком жесткая. Это приятная, умело написанная мелодия. К подобным песням относится и песня «Этот парень» (This Boy)».
Джон: «У «Битлз» есть одно свойство: они никогда не придерживались одного и того же стиля, никогда не играли только блюз или только рок. Мы любили всякую музыку. К нашим ранним вещам относятся «В моей жизни» (In My Life), «Анна» (Anna) и множество баллад. Я больше тяготел к року, но, если прослушать записи «Битлз», выяснится, что у меня не меньше сентиментальных песен, чем у Пола. Я люблю и такую музыку».
That boy took my love away Этот парень отнял мою любовь,
Oh, he’ll regret it some day Когда-нибудь он пожалеет об этом,
But this boy wants you back again Но этот парень хочет тебя вернуть.
That boy isn’t good for you Этот парень не подходит тебе,
Though he may want you too Хотя, наверное, он тоже желает тебя,
This boy wants you back again Этот парень хочет тебя вернуть.
Oh, and this boy would be happy О, этот парень был бы счастлив,
Just to love you, but oh, my, oh Просто любить тебя, но ох, ох,
That boy won’t be happy Этот парень не будет счастлив,
Till he’s seen you cry Пока он не увидит, как ты плачешь.
This boy wouldn’t mind the pain Этот парень не против боли,
Would always feel the same Всегда чувство то же самое,
If this boy gets you back again Если этот парень снова тебя вернет.
This boy, this boy… Этот парень, этот парень…
Джордж: «Песня «Этот парень» – один из наших трехголосных гармонических номеров. Гармонических песен существует множество. Гармония вообще присуща западной музыке. Пол утверждал, что трехголосной гармонии нас научил его отец, но я этого не припоминаю. Если мысленно вернуться к истокам рок-н-ролла, всегда вспоминаются песни Фрэнки Лаймона, «Тинейджеров», «Братьев Эверли», «Плэттерз». Все они применяли гармонию. Это выглядит у многих естественно, а для братьев Эверли это было вообще нормой».
Джон Робертсон (музыкальный критик): «Первая в битловском каталоге песня, где удачно передана гармония расклада вокалов на три голоса. Композиция привлекательна не только мелодичностью вокалов, но и манерой Леннона в средней части, когда он растягивает последний слог на несколько аккордов. Драматизм исполнения проявился не столько в студии, сколько на последующих концертах, где непременно пели вдвоем в один микрофон, при этом энергично потрясая головами и вызывая адекватную реакцию зала. Песня «Этот парень» идеально подошла для второй стороны сингла «Я хочу держать тебя за руку».
Марк Льюиссон: «Песня была записана с фиксированным завершением мелодии и аккомпанемента (как она исполнялась позднее на концертах), но во время микширования 21 октября 1963 окончание песни будет сделано в форме затихания. Окончательная мастер-версия будет сделана путем соединения вместе двух дублей, со склейкой между средней секцией и финальным куплетом (1 минута 28 секунд от начала трека)».
Ливерпульская газета «Дейли Пост» от 17 октября 1963: «Битлз скрываются… но появятся для Королевского шоу. Вчера ливерпульская бит-группа «Битлз» была снова осаждена поклонниками, когда они покидали лондонский театр «Плейхаус» в десять вечера. «Битлз», объявленные вчера как участники Королевского шоу, записывались на радио «Би-Би-Си» с 17.30. В 22.20 полиция и персонал театра пытались сдержать натиск подростков, ожидающих выхода группы из театра. Но «Битлз» скрылись неизвестным путем. Они не долго задерживались в своем лондонском отеле, поскольку многие из поклонников узнали их местонахождение».