14 апреля 1963 г.
Бэрри Майлз: «Телевидение «Эй-Би-Си». Центральная студия «Теддингтон», Теддингтон (ABC Television’s Teddington Studio Centre, Teddington). Запись в шоу «Благодари свои счастливые звезды» (Thank Your Lucky Stars)».
Филипп Норман: «Это шоу было популярно благодаря девушке-критику пластинок по имени Джэнис и причудливым студийным декорациям, которые окружали певцов и группы, мимически изображавшие под фонограммы (не всегда удачно) свои недавние хиты из «Лучшей двадцатки». Особое очарование Джэнис придавал густой бирмингемский акцент, с которым она, присуждая чьей-либо пластинке максимальное количество баллов, неизменно произносила: «Йо ставлю им пать».
beatlesbible.com: «Это было третье появление «Битлз» на телевидении «Эй-Би-Си» в телешоу «Благодари свои счастливые звезды». Трансляция шоу состоится 20 апреля 1963 с 17.50 и будет транслироваться на большинство областей, охваченных сетью «Ай-Ти-Ви».
«Битлз» прибыли в студию к 11.00, и провели репетицию. Среди других участников шоу были: группа «Пятерка Дейва Кларка» (Dave Clark Five), группа «Девушки Вернона» (The Vernons Girls), Берт Видон (Bert Weedon) и Дел Шеннон (Del Shannon)».
Бэрри Майлз: «Под фонограмму «Битлз» исполнили песню «От меня тебе» (From Me To You)».
Джордж: «Мы записывались в Теддингтоне на съемках шоу «Благодари свои счастливые звезды», открывая рот под запись нашей же [песни] «От меня тебе».
Филипп Джонс (продюсер программы): «Мы не имели понятия, как их преподнести аудитории. В конце концов, мы решили поместить каждого из них внутрь большого металлического сердца. Было очевидно, что песня, а не наши декорации, может сделать им настоящую рекламу».
Чезз Эйвери (beatlesource.com): «Дальний ряд слева направо: Брайен Мэттью, Берт Видон, Дел Шеннон, Майк Берри, Кент Уэлтон. Ближний ряд слева направо: группы «Пятерка Дэйва Кларка», «Девушки Вернона» сидят у «Битлз» на коленях».
Джин Оуэн (Jean Owen, участница группы «Девушки Вернона»): «Довольно долгое время мы часто с ними [«Битлз»] пересекались. Тогда ребята были еще только четырьмя молодыми парнями. Морин Кеннеди (прим. – другая участница группы) частенько восклицала: «О, ради бога, Джон, уйди и оставь меня в покое». Мы обращались с ними, как с детьми, ей богу, хотя сами были такого же возраста. Помню один случай, когда Джордж постучался к нам в гримерную, когда мы накладывали сценический грим. Он постучал в дверь, вошел и спросил: «Все в порядке, девочки?». А Морин ему отвечает: «Джордж, уматывайся отсюда». Он говорит: «Девушки, пошли, у нас нет ни одной женщины. Вы можете просто там постоять. Вам ничего не нужно будет делать». «Убирайся!». Мы вытолкали его. Но все это было очень добродушно».
Фиона Адамс (Fiona Adams, фотограф): «Первый раз я встретилась с «Битлз» (тогда еще малоизвестных) в воскресенье 14 апреля 1963, когда они появились на популярной передаче «Благодари свои счастливые звезды». В те дни «Битлз» с готовностью согласились, когда я пригласила их прийти на съемки (прим. – фотосессия состоится 18 апреля).
Бэрри Майлз: «В этот вечер «Битлз» посетили выступление группы «Роллинг Стоунз» в клубе «Кроудэдди» (Crawdaddy Club), располагавшегося в отеле «Станция» (Station Hotel), Ричмонд».
Джорджио Гомельски: «В интервью для местной газеты нас спросили, как мы называем свой клуб. Мы его никак не называли, но на вопрос ответили не задумываясь: «Кроудэдди».
Анатолий Ткачев (журналист): «Название клуба официально звучало как «Рак» (Сrаwdaddy), но все посетители знали, что в действительности оно означает «Трясись, папуля».
Стивен Дэйвис (журналист): «В середине апреля Джорджио Гомельски возомнил себя менеджером группы «Роллинг Стоунз» и развил бурную деятельность. Услышав, что «Битлз» записывают 14 апреля песню «От меня тебе» для шоу «Благодари свои счастливые звезды», он пригласил ребят прийти посмотреть на «Стоунз» в «Кроудэдди» в тот же самый вечер».
Билл Уаймен (группа «Роллинг Стоунз»): «14 апреля 1963 в воскресенье днем, Джорджо Гомельски отправился в Туикенем, где проходила запись телешоу «Благодари свои счастливые звезды». Со свойственной ему непринужденностью он подошел к «битлам», которые участвовали в шоу, и предложил снять о них фильм. Еще он заявил, что на обратном пути в Лондон они пренепременно должны заехать в отель «Станция» и побывать на вечернем выступлении «роллингов».
Нил Аспинал: «В начале шестидесятых нас интересовал американский ритм-энд-блюз. «Битлз» находились под заметным влиянием американской музыки, когда ходили по клубам, чтобы выяснить, что происходит в Лондоне, поскольку он еще не стал нашим городом. Мы были там всего лишь приезжими. Тогда мы и познакомились с Эндрю Олдхэмом, которого Брайен потом взял на работу рекламным агентом. Эндрю повез нас в Ричмонд, на выступление блюзовой группы «Роллинг Стоунз» (потом он стал их менеджером)».
Джордж: «А потом [после записи на телевидении] мы отправились в Ричмонд, и познакомились с ними [группой «Роллинг Стоунз»]».
Джон: «Впервые мы отправились посмотреть «Стоунз» в клуб «Кроудэдди» в Ричмонде. Ими тогда заправлял другой парень, Джорджио Гомельски. Когда мы начали проводить время в Лондоне, «Стоунз» были на подъеме, и выступали в клубах, а с Джорджио мы познакомились через Эпстайна».
Отель «Станция», апрель 1963 г. На сцене «Роллинг Стоунз».
Джордж: «Они [«роллинги»] все еще были на сцене клуба, притопывая в такт своим ритм-энд-блюзовым вещам. Музыка, которую они играли, больше напоминала нашу еще до того, как мы выбрались из кожаных костюмов, начали записывать пластинки и выступать по телевидению. Ко времени нашего знакомства мы уже утихомирились».
Джон: «Мы добились успеха, а потом появились «Стоунз» и начали делать нечто более радикальное, чем мы. Они носили волосы подлиннее нашего и выкрикивали на сцене оскорбления, от чего мы отказались».
Мик Джаггер: «Я работал в Стритхем-Хилле и выслушивал постоянные замечания босса по поводу длины моих волос. У Чарли и Стю была приличная работа, они коротко стриглись, а все остальные в то время отрастили волосы».
Стивен Дэйвис: «В раскаленной атмосфере зала «Стоунз», одетые в куртки и галстуки, в течение двадцати минут играли песню Бо Диддли «Мона» (Моnа), завершавшую выступление, и насквозь промокли от пота, в то время как посетители, вплотную прижатые друг к другу из-за недостатка места, раскачивались в такт пульсирующему биту. Извивавшийся у микрофона Мик, сидевшие по обе стороны от него на стульях Брайан и Кейт, находившиеся в глубине сцены Билл, Чарли и Стю, игравший на маракасах, обрушивали на публику вал громких, резких, неистовых звуков».
Мик Джаггер: «Каждое отделение концерта мы заканчивали песней Бо Диддли – «Прелесть» (Pretty Thing) или «Давайте про папашу-рака» (Doin`The Crawdaddy), растягивая ее минут на двадцать. Это стало особым ритуалом, гипнотизировавшим публику, некоторые даже называли этот ритуал первобытным».
Ронни Беннет (группа «Роннетс»): «Битлз» – всего лишь четверо парней с гитарами. А «роллинги» всегда были непредсказуемыми, рисковыми. На сцене они вытворяли что хотели».
Джордж: «Это была настоящая оргия. Зрители вопили, визжали, танцевали на столах. Они исполняли танец, который в то время не знал никто, а теперь все мы называем шейком. От ритма «роллингов» содрогались стены; этот ритм словно вколачивали в головы. Потрясающее звучание».
Нил Аспинал: «В тот вечер «Стоунз» играли нормально, как любая группа в «Пещере». Они умели играть песни, а больше от них ничего и не требовалось. Многие и этого не умели».
Ринго: «Помню, я стоял в какой-то душной комнате и смотрел, как играют Кит и Брайан. Ого! Тогда я и понял, что «Стоунз» замечательные. Они просто притягивали внимание. Конечно, мы уже могли судить об этом тогда, ведь мы пробыли в шоу-бизнесе целых пять недель, мы знали о нем все!».
Стивен Дэйвис: «Неожиданно Мик и Брайан Джонс заметили, что на расчистившейся площадке перед сценой стоят четверо длинноволосых парней в длинных кожаных пальто и смотрят на них. Билл повернулся к Чарли: «Черт возьми! Это же «Битлз!» На лице Брайана появилась ухмылка. «Битлз» пришли их послушать!».
Билл Уаймен (группа «Роллинг Стоунз»): «Мы, как обычно, днем отыграли в «Студии 51» и по шоссе А3 двинулись в Ричмонд. Во время первого отделения концерта в «Кроудэдди» я вдруг обнаружил, что на расстоянии шести футов от нас стоят четверо «битлов». Они были одеты одинакого – в длинные черные кожаные пальто. Помню, я подумал: «Черт, да ведь это же «Битлз»!». Я занервничал, чего раньше со мной не случалось».
Йен Стюарт (группа «Роллинг Стоунз»): «Джаггер застыл на месте».
Пол: «Мик рассказывал потом, как увидел нас в длинных замшевых пальто, купленных в Гамбурге, каких не было ни у кого в Англии».
Кит Ричардз (группа «Роллинг Стоунз»): «Мы как всегда играли в одном из баров в Западном Лондоне. Вдруг в дверях показались четыре парня в черных кожаных плащах, а потом меня под бок пнул своим локтем Мик или Брайан: «Это же «Битлз!». Так что когда я впервые посмотрел на Джорджа, или на кого-то из них, я тут про себя подумал, «Они выглядят в точности как на обложке их альбома!». А тогда, мы играли за 50 центов, понимаете?».
Мик Джаггер: «Первые слухи о «Битлз», которые до нас дошли, были лишены малейшей правдивости. Нам сказали, что существует группа из Ливерпуля, участники которой носят длинные волосы, неряшливо одеваются и входят в высшие строчки хитпарадов, никудышно исполняя блюзовые композиции. Меня чуть не стошнило от этого сочетания».
Билл Уаймен (группа «Роллинг Стоунз»): «В перерыве мы разговорились с «битлами» в баре».
Мик Джаггер: «В перерыве мы разговорились с «битлами» в баре».
Ринго: «Мы разговорились с ними. Не помню, о чем, не знаю даже, прошли ли мы за кулисы».
Мик Джаггер: «В первую свою — неожиданную — встречу с Джоном Ленноном я, смешно вспомнить, оробел. Не знал, что мне ему говорить. Битлы тогда были мега-величиной, а мы были никем: шел шестьдесят третий, мы тогда еще и первую пластинку не сделали. Нам все время как бы чуточку не везло, а они спустились с небес послушать, как мы играем. Я не шучу: это было нечто. Они ведь были не просто музыканты, а боги, молодежь на них молилась. И они были в кожаных пиджаках, мы тогда себе такие позволить не могли.
Джон, как выяснилось, был парень что надо. Я спросил его: «Ты ведь играешь на губной гармошке?» — видел, как он играет «Люби же меня» (Love Me Do), — а он ответил: «Так, как вы, ребята, я не могу. Я мусолю да дую. А настоящий блюз мы сыграть не сумеем. Помню, Брайан [Джонс] спросил у Джона Леннона: «На чем ты играешь в «Люби же меня» – на обычной гармонике или хроматической?».
Билл Уаймен (группа «Роллинг Стоунз»): «Помню Брайан спросил у Джона Леннона: «На чем ты играешь в «Люби же меня» – на обычной гармонике или хроматической? – «На хроматической, с кулисой», – ответил Леннон».
Джон: «Помню, Брайан Джонс подошел и спросил: «Люби же меня» ты на какой гармошке играешь – на обычной или хроматической?». Просто он заметил глубокое, низкое звучание моих аккордов. Я ему отвечаю: «На хроматической, с кулисой», хотя, конечно, звук здесь был далек от желаемого фанки-блюзового. Но его, как и в песне Брюса Ченнела «Эй, детка» (Hey Baby) – а эта песня тоже была в нашем репертуаре, – на гармошке сыграть просто невозможно».
Из интервью Джона Леннона Денису Эльзасу 28 сентября 1974 г.:
Эльзас: Были ли когда-либо в планах совместные проекты обеих групп [«Битлз» и «Ролинг Стоунз»]?
Джон: Об этом мы никогда не говорили, тогда каждая группа занималась своей собственной карьерой. Но мне вспоминается случай, когда, ещё в самом начале, они играли в клубе. Мы как-то при встрече спросили одного из них, Брайана Джонса, не хочет ли он сыграть в «Люби же меня» на гармонике. Дело в том, что я написал партию баса в стиле фанки-блюз, то есть довольно близко к его стилю. Конечно, я не имел в виду, что он должен сыграть на гармонике какой-нибудь ритм типа «Эй, детка». Просто мы в определённом смысле все свои вещи играли тогда в стиле «Эй, детка» Брюса Ченнела».
Мик Джаггер: «Выяснилось, что на Леннона большое впечатление произвели рифы на гармонике в «Эй, детка» – песне Брюса Ченнела. Вот так мы с ними познакомились. В конце концов, они остались на второе отделение».
Билл Уаймен (группа «Роллинг Стоунз»): «В конце концов, они остались на второе отделение. Закончив выступление, мы собрали аппаратуру, и Пол, Джон, Джордж и Ринго отправились с нами на Эдит-Гроув. Несколько часов мы говорили о музыке, слушали нашу пленку, записанную на студии «Ай-Би-Си», а также наши любимые блюзовые альбомы, в том числе Джимми Рида. Но наши драгоценные записи Рида не произвели на Джона никакого впечатления».
Кит Ричардз: «У меня с Джорджем было много общего – и мы особо не обсуждали эту тему, хотя мы частенько смеялись – нас связывало то, что в своих группах мы играли одни и те же роли. Мы как бы говорили, «Да, без нас они никуда не денутся». Так что мы часто говорили друг другу, «Ну, что, тебя еще терпят?» По большому счету, он был очень тихим и загадочным парнем. Он обладал очень тонким чувством юмора, едва различимым. Но между нами всегда была эта молчаливая связь. Я сразу же скорефанился с Джоном, потому что Джордж был тихоней».
Джон: «Мы пришли в клуб, послушали их и стали хорошими друзьями».
Билл Уаймен (группа «Роллинг Стоунз»): «Брайан попросил у «битлов» снимок с автографоми и повесил его на стену над камином. Стю [Йен Стюарт] неудомевал: «Не понимаю, из-за чего столько суеты». «Битлз» пригласили всех нас на свой концерт в Королевском Альберт-Холле в следующий четверг. Мы пообещали поддерживать с ними связь, в четыре часа утра они уехали. Стю довез Джорджа и Ринго до отеля «Президент» на Рассел-Сквер, потом подбросил меня, и, поскольку наступил понедельник, мы оба сразу отправились на работу».