Сессия звукозаписи “Битлз” и Тони Шеридана на сцене гамбургской школы Фридрих-Эберт-Халле

22 июня 1961 г.

 

Бруно Цериотти (Bruno Ceriotti, историк): «В этот день группа «Рори Сторм и Ураганы» (Rory Storm And The Hurricanes) выступает в зале «Рок-н-Калипсо» в доме отдыха «Батлинз», Пулхели, Уэльс (Rock ‘n’ Calypso Ballroom, Butlin’s Holiday Camp, Pwllheli, Wales)».

 

Хантер Дэвис (автор книги «Авторизованная биография Битлз»): «Во время этих гастролей «Битлз» записали первую пластинку. Их попросили аккомпанировать певцу из «Топ Тен» Тони Шеридану».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Через много лет»): «Утром, после окончания семичасового выступления в клубе, «Битлз» сели в такси, которое доставило их в студию, расположенную в помещении школы. Запись проходила в гамбургской студии фирмы грампластинок «Полидор» – дочернего предприятия крупной компа­нии «Дойче Граммофон».

 

beatlesbible.com: «Эти сессии состоялись 22-23 июня на сцене гамбургской школы Фридрих-Эберт-Халле (Hamburg’s Friedrich-Ebert-Halle school), и 24 июня в студии Ральштедт (Studio Rahlstedt). Группе «Битлз» заплатили 300 марок».

 


61-06-22-BA21

 

Friedrich-Ebert-Halle, Hamburg.

 


61-06-22-BC21

 

Берт Кемпферт.

 

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Сеанс звукозаписи состоялся в импровизированной студии, организованной в школьном актовом зале».

 

Алан Клейсон (автор книги «Великая четверка»): «По поводу оборудования Шеридан заметил, что это, по всей вероятности, остатки радиостанции, не­когда принадлежавшей британским оккупационным войскам».

 

Пит Бест: «Студия? Мы задались вопросом, туда ли мы пришли? Мы ожидали полномасштабное записывающее оборудование. В конце концов, Берт был знаменитостью, а «Полидор» крупной торговой маркой, частью компании «Дойче Граммофон». Вместо этого мы оказались в неинтересном школьном зале с массивной сценой и большим количеством драпировок. Записывающая аппаратура находилась за кулисами. Мы должны были играть на сцене позади Тони, как будто все это было во время радиотрансляции. Конечно же, это не могло быть тем местом, где Берт записывал свои чувственные бестселлеры. Но все было так, и его полностью удовлетворяла эта обстановка».

 

Марк Льюиссон (автор книги «Битлз – все эти годы»): «Хотя «Битлз» и Шеридан принесли с собой свои собственные инструменты, усилители были предоставлены компанией Кемпферта».

 


61-06-22-BC30

 

Берт Кемпферт в середине 1962.



Пол: «Для Берта Кемпферта, дирижера и продюсера, мы вместе с Тони Шериданом записали пластинку «Моя милая» (My Bonnie)».

 

beatles.ru: «Запись продюсировал Берт Кемпферт (Bert Kaempfert), немецкий дирижер и звукорежиссер. Инженер звукозаписи Карл Хинце (Karl Hinze). Из «Битлз» в записи участвовали Джон, Пол, Джордж и Пит Бест».

 

Из интервью с Роем Янгом:

Тони Коппл: Расскажи, как ты себя чувствовал на этих сессиях записи «Полидор»?

Рой Янг: Ну, это было отчасти странно, потому что, в том смысле, что получилось так, что мы отправились из клуба в музыкальную студию «Галле», или, где там это было, чтобы сделать запись. Что касается меня, то я никогда не ощущал того, что мы на самом деле записываемся. Мы просто воспринимали это, как переезд от одной сцены к другой, потому что это было как в театре. И еще потому, что мы просто играли, и не было никаких договоренностей, все было очень непринужденно. Я имею в виду, что не было никаких треволнений. Не было такого, знаешь ли, как: «Ты хочешь записать альбом?». «Да!». «Когда ты хочешь играть?». «Сейчас? Я могу сделать это сейчас?». Понимаешь, это было так по-другому, так что, мы просто играли… Ну и, конечно, продюсером был Берт Кемпферт. «Все получилось, Берт?». «Да, звучит отлично, Рой».

Тони Коппл: Берт Кемпферт проявлял активное участие в качестве продюсера?

Рой Янг: Да!

Тони Коппл: Он не был что-то вроде фигуры на заднем плане?

Рой Янг: О, нет. Нет.

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Сатклифф в этой записи не участвовал, поскольку его уход из группы совпал с сессией Кемпферта».

 

Полина Сатклифф: «Стюарт уже не принимал участие в записи, но он присутствовал там из-за Джона. Если раньше письма Стю ко мне были полны рассказов об отношениях ребят между собой, о группе, то теперь название «Битлз» все реже и реже упоминалось в них. В психологическом отношении он уже покинул группу. Мысленно он уже не был с ними, и все это прекрасно видели».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «К этому времени Сатклифф сказал во всеуслышанье, что, в конечном итоге он намерен оставить группу и сосредоточиться на учебе в художественном колледже и карьере художника. По утверждению Пита Беста Сатклифф принял решение о своем уходе из группы уже к тому времени, когда в июне группа решила записать пластинку с продюсером Бертом Кемпфертом на лейбле «Полидор» (прим. – о желании уйти из группы Стю написал своей матери еще 31 апреля)».

 

Пит Бест: «Это решало нашу проблему, потому что мы понимали, что Пол будет лучше звучать на записи, чем Стю. Некоторые считают, что к тому времени мы уже задумали избавиться от Стю, но это было не так. Во многом такова была сложившаяся ситуация, что мы спросили у Пола, не возражает ли он заменить Стю на записи пластинки. Но когда Стю объявил, что он собирается уйти, то это избавило нас от некоторой неловкости. Это был тот случай, когда Стю сказал Полу: «Возьми этот бас и делай с ним, что хочешь с моим благословением».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «На басу играл Маккартни».

 


61-06-22-BC31

 

Кадр художественного фильма.

 

Тони Шеридан: «Нам повезло, что мы делали наши первые записи в большом помещении с естественным эхом. И мы стояли на сцене. Это было что-то вроде школьного актового зала. Там было естественное эхо, что было очень хорошо, так как это дало возможность использовать его, не прибегая к искусственным ухищрениям. Вот так мы и звучали. Естественно, со всеми ошибками, хотя в то время у нас уже было мало ошибок. Мы уже очень хорошо звучали».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Во время записи «Битлз» использовали то же оборудование и инструменты, что и в клубе «Топ Тен».

 

Тони Шеридан: «Никому и в голову не приходило, записывать песни так, как они потом звучали со сцены во время наших выступлений в Гамбурге. Ни одну песню. Единственное, что мы делали, это записывали глупые песни в студии, которые не давали ни малейшего представления о том, что мы делали на сцене. Мы делали гораздо больше новой, хорошей, новаторской и сочной музыки».

 

Алан Клейсон (автор книги «Великая четверка»): «Каждый номер записывался самое большее в три приема».

 

Тони Шеридан: «В большинстве случаев партию соло-гитары исполнял я сам — Джон справлялся с этим хуже из-за не­совершенства своей техники. Джордж был молод, небпытен и слишком трепетно относился к этому за­нятию — но он очень хотел учиться. Ударник был не особенно хорош, и поэтому ритм-гитаре приходилось компенсировать отсутствие мощного ритма. Берт Кемпферт об этом ничего не сказал, и мы были рады ничего не менять во время записи».

 

Пит Бест: «Работа проходила вполне нормально. Если не считать, что я врезал Тони Шеридану».


61-06-22-BC41

 

Тони Шеридан.

 

Джон: «Тони Шеридан пел, а мы подыгрывали ему. Это было ужасно. Так смог бы сыграть любой».

 

Бэрри Майлз (автор книги «Через много лет»): «Было записано несколько композиций: My Bonnie, The Saints, Cry For A Shadow, Why, Rock And Roll Music, Some Other Guy, Nobody’s Child, Kansas City, Hey Hey Hey Hey, What’d I Say, Ain’t She Sweet [24 июня], If You Love Me Baby [24 июня]».

 

ru.wikipedia.org: «Продюсер записи Берт Кемпферт, звукоинженер Карл Хинц (Karl Hinze)».

 

Дорис Кемпферт (дочь Берта Кемпферта): «Аранжировку песен сделал Тони Шеридан. В основном, они исполняли вещи, которые уже входили в часть их сценического репертуара. Песня «Моя милая» (My Bonnie) в то время пользовалась большим успехом. Люди танцевали под нее и веселились».

 

ru.wikipedia.org: «Песня «Моя милая» [в оригинале «Мой милый находится за океаном» (My Bonnie Lies over the Ocean)] – это народная шотландская песня, популярная в западной культуре».

 

Дорис Кемпферт (дочь Берта Кемпферта): «Ее [эту песню] не отбирали конкретно для этой первой записи. Они уже давно исполняли и знали ее вдоль и поперек. И поэтому решили начать с нее. Мне кажется, что существовало две или три версии песни «Моя милая», которые были записаны и обработаны. В одной из версий вступление было на английском языке, а потом на немецком. И была версия, где вступления не было вообще – она начиналась сразу с отбивания такта».

 

Frank Daniels (friktech.com): «По некоторым утверждениям, медленное вступление в английской версии было записано Тони совместно с «Битлз», а вступление немецкой версии было сделано спустя несколько месяцев без «Битлз».

 

thebeatlesrarity.com: «В песне «Моя милая» (My Bonnie) Джордж играет ведущую партию гитары, но гитарное соло исполняет Тони».

 

Тони Шеридан: «На вторую сторону синг­ла пошла титульная песня моей скиффл-группы из Норвича, «Святоша» (The Saints)».

 

Марк Льюиссон (автор книги «Битлз – все эти годы»): «В студии звукоинженер Карл Хинц столкнулся с проблемой. По его мнению, Пит Бест не был достаточно хорошим барабанщиком (точно так же, как Джордж Мартин пришел к такому же выводу год спустя). Ни на одном из треков, записанных во время этой сессии, не было басового барабана или том-тома. Кемпферт убрал их из записи, оставив только рабочий барабан, хай-хет и тарелку.

После записи основного материала оставалось еще некоторое время, поэтому «Битлз» спросили Кемпферта, могут ли они записать что-нибудь сами, вероятно, надеясь на дальнейший выпуск. Таким образом «Битлз» записали еще два трека».

 

Билл Харри (автор книги «Самая полная энциклопедия Битлз»): «На обложке второго журнала «Мерси Бит» было написано о том, что «Битлз» впервые записали свою песню. Песня, автором которой был Джордж Харрисон, была записана в Гамбурге и называлась «Плач по тени» (Cry For A Shadow). После того, как Кемпферт спросил, есть ли у них какой-нибудь оригинальный материал, они сделали инструментальную аранжировку этой песни и записали ее».

 

Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «Песню «Плач по тени» сочинили Джордж Харрисон и Джон Леннон (такого содружества позже уже не случалось). Харрисон играет соло, единственное на этой пластинке. По названию песни вышел тогда (в 1961 году) спор».

 

Алан Клейсон (автор книги «Великая четверка»): «Инструментальную вещь, сочиненная Джорджем, которую тот в разговоре с Рори Стормом выдал за последнее произведение группы «Тени» (Shadows)».


61-06-22-CB21

 

Джордж, рисунок Клауса Вурмана.

 

Джордж: «Мы всегда отпускали шуточки в адрес группы «Тени», а в Гамбурге мы играли так долго, что имели обыкновение исполнять песню «Апачи» (Apache), или что там было их хитом. Однажды мы с Джоном дурачились, а у него была новая небольшая гитара «Рикенбэккер» с забавным рычагом тремоло. И он начал, а я просто подхватил, и мы сочинили ее прямо сходу. Потом мы пару раз ее исполнили, и почему-то записали. Но, на самом деле, это была шутка, поэтому мы назвали ее «Плач по тени».  

 

Алан Клейсон (автор книги «Великая четверка»): «Основывающаяся на простой повторяющейся фразе с использованием тремоло, шутка Джорджа действительно звучала в стиле группы «Тени». Поскольку она в большей степени соответствовала музыкаль­ным тенденциям той эпохи, нежели материал Леннона — Маккартни, Кемпферт разрешил «Битлз» запи­сать ее для одной из сторон возможного сингла под их собственным названием. Несколько оживленная едва слышимыми криками на заднем плане «Плач по тени», получившая неофициальное название «Битловский боп» (Beatle Вор), стала первой оригинальной записанной песней «Битлз».

 

Сева Новгородцев (радиоведущий музыкальной программы «Би-Би-Си»): «Поначалу хотели назвать композицию «Битловский боп», но передумали, вернее названия было два, и бросали монету на «орла и решетку». Выпало таким образом, что называется она «Плач по тени».

 

Джордж: «Результат не получился похожим на [песню группы «Тени»] «Апачи», но нам понравилось, и мы исполняли ее некоторое время».

 

Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Тони Шеридан утверждает, что также они [«Битлз»] играли и на его гитаре «ЕС-175».

 

Тони Шеридан: «Они использовали эту гитару на некоторых из записей. Джон сыграл на ней в паре ритмичных треков, на которых я отсутствую: «Плачь по тени» (Cry For A Shadow) и «Разве она не мила» (Ain’t She Sweet) [24 июня]. В студии она хорошо звучала, подключенная к усилителю «Фендер».

 

Из интервью с Роем Янгом:

Тони Коппл: В то время, насколько важно было для «Битлз» записать пластинку? Было это тем, что они хотели сделать, или им просто было интересно играть?

Рой Янг: О, нет. Нет, они очень сильно хотели соглашение на запись пластинки, я в том смысле, что как и все мы. На самом деле, я уже записывал пластинки, так что, в отличие от них, для меня это не было плохо, понимаешь. Ты можешь чувствовать голод, устранив натуральные продукты, так ведь?

Тони Коппл: На том этапе «Битлз» были аккомпанирующей группой, но все же, они записали свою собственную композицию – «Плачь по тени» (Cry For A Shadow) – единственную песню, записанную в счет Джорджа и Джона, и записали ведущий вокал к песне «Разве она не мила» (Ain’t She Sweet). Как так получилось?

Рой Янг: Не знаю. Есть несколько разных версий, и это довольно странно, потому что много писалось о том, что это Пол играет на фортепиано, или это я! Это всегда было под вопросом. Я знаю, что это я, потому что знаю, что Пол не может так сыграть – это мой стиль. Но я не принижаю Пола, он потрясающий музыкант.

Тони Коппл: Как вели себя «Битлз» в студии на тех сессиях звукозаписи? Известно, что в самом начале, когда они работали с Джорджем Мартином, они могли быть дерзкими (скажем, комментарий Джорджа: «Мне не нравится ваш галстук»). На ранней стадии, когда ты был с ними, у них уже были признаки этого?

Рой Янг: О, боже, да.

Тони Коппл: Все время, верно?

Рой Янг: О, да. Я имею в виду, что они были просто как, знаешь, сумасшедшие, понимаешь. Это были четыре сумасшедших парня, и вы никогда не знали от раза к разу, что они выкинут. Помню, что Пол был более консервативен, более практичный. А Джон, уф! Он был сумасшедшим. Да.

 

Бэрри Майлз (автор книги «Через много лет»): «Группа «Битлз» выступает в клубе «Топ Тен» (Top Ten Club, Reeperbahn)».



Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)