21 июня 1961 г.
Бруно Цериотти (Bruno Ceriotti, историк): «В этот день группа «Рори Сторм и Ураганы» (Rory Storm And The Hurricanes) выступает в зале «Рок-н-Калипсо» в доме отдыха «Батлинз», Пулхели, Уэльс (Rock ‘n’ Calypso Ballroom, Butlin’s Holiday Camp, Pwllheli, Wales)».
Бэрри Майлз: «Группа «Битлз» выступает в клубе «Топ Тен» (Top Ten Club, Reeperbahn)».
(условная дата)
Питер Браун: «Как-то вечером, когда Брайену было 25 лет, он сел за руль своего сверкающего кремово-коричневого автомобиля и поехал в предместье Ливерпуля, в общественный туалет, где бывал довольно часто. За рулем автомобиля Брайен Эпстайн совершенно не походил на тех людей, которые знают подобные заведения. Красивый молодой человек, худощавый, вьющиеся каштановые волосы тщательно уложены, – было в нем что-то от патрициев. Как правило, он носил костюмы, сшитые у портного, рубашки фирмы «Турнбулл и Ассер» и шелковый шейный платок. Царственные манеры и элегантная одежда делали его старше своих двадцати пяти лет. Брайен припарковал машину, заглушил мотор и стал ждать, нетерпеливо постукивая пальцами, пока на улице не появился мужчина, одетый так, как одеваются портовые рабочие. Мужчина на секунду задержался у входа в туалет, а затем вошел. Брайен тщательно запер машину и пошел за ним. На сей раз его постигла неудача. Брайена жестоко избили и бросили на полу в уборной. Деньги, часы и бумажник пропали (прим. – видимо, это уже второй такой случай. Как пишет Боб Спитц: «В сентябре 1956 года Брайен поехал в Лондон, где был ограблен, лишившись своего паспорта, свидетельства о рождении, чековой книжки, наручных часов и всех денег, которые он имел при себе». В «Хронологии» – 7 сентября 1956).
Всхлипывая, Брайен бросился к машине и направился к огромному дому своих родителей. Он был в ужасе от того, что придется как-то объясняться с ними. Сначала Брайен кинулся к матери, Куини Эпстайн. Высокая привлекательная женщина, обладающая острым умом и несгибаемой волей, она, казалось, не остановится ни перед чем и сможет защитить его от всех бед. Но на сей раз проблема оказалась слишком сложной даже для Куини. Едва он закончил излагать свою версию инцидента, как зазвонил телефон. Обидчик Брайена из общественного туалета выяснил, что Брайен из известной семьи, и понял, что его молчание может стоить дороже, чем часы или бумажник. В общем, за молчание о наклонностях Брайена мужчина требовал деньги.
Куини Эпстайн немедленно связалась с Рексом Мейкином, семейным адвокатом. Мейкин был маленьким юрким человечком с кривыми зубами и протезом вместо уха, он много лет жил с ними по соседству. Циничный и резкий, Мейкин и раньше улаживал несколько дел Эпстайнов. «Стирал их грязное белье» – так он это называл. Куини с Брайеном отправились к нему, и Брайен поведал Мейкину свою историю. Адвокат настоял на том, чтобы Брайен пошел в полицию и заявил о случившемся.
Перепуганный Брайен повторил свою жалостливую историю детективам ливерпульской полиции. Те велели Брайену идти домой и ждать телефонного звонка от вымогателя. Брайен должен был согласиться заплатить любую сумму, которую тот запросит, и устроить встречу как можно скорее.
Поздно ночью в пустынном ливерпульском районе Уайтчеппел Брайен ждал шантажиста. Через несколько минут после назначенного времени человек из туалета пересек улицу и приблизился к Брайену, Эпстайн подал условный сигнал детективам, они тут же вышли из укрытия и арестовали вымогателя.
Судебный процесс чуть не погубил Брайена. Слабым утешением для него было то, что на процессе он фигурировал как «мистер X», такова в Англии судебная традиция защиты жертв шантажа. В соответствии с показаниями Брайена, мужчина, оказавшийся докером с криминальной биографией и предрасположенностью к «чрезмерной застенчивости», был осужден за шантаж и приговорен к тюремному заключению. Когда его вели из зала суда, он поклялся отомстить Брайену, как только окажется на свободе. Эпстайн был на грани физического и психического срыва. Суд постановил, что ему нужно показаться психиатру, но Брайен знал, что это не поможет».
Брайен. Рисунок Вивека Дж. Тивари.