1 ноября 1960 г.
Бэрри Майлз: «Выступление групп «Битлз» и «Рори Сторм и Ураганы» в клубе «Кайзеркеллер»».
thebeatleschronology.com: «Бруно Кошмидер узнает, что «Битлз» также играют в клубе «Топ Тен», и что Джорджу всего 17 лет (по немецкому законодательству, лица моложе 18 лет могут работать только до 10 часов вечера). Кошмидер подписывает уведомление, согласно которому действие контракта будет прекращено в течение одного месяца».
Бэрри Майлз: «Бруно Кошмидер рассторгает контракт с «Битлз».
Уведомление: Гамбург, 1 ноября 1960 г. Уведомление. Я, нижеподписавшийся, настоящим уведомляю г. Джорджа Харрисона и «Ансамбль Битлз» о увольнении с 30 ноября 1960 г. Данное уведомление предоставляется по распоряжению государственных органов, установивших, что г. Джорджу Харрисону только 17 (семнадцать) лет. [Подпись] Бруно Кошмидер.
Синтия: «Как рассказал мнe Джон, суть дела была в том, что они нарушили заключённый с Кошмидером договор, играя в конкурентном клубе «Топ Тен», тоже на Репербане».
Полина Сатклифф: «Бруно Кошмидер был достаточно влиятельным бизнесменом с жесткой хваткой. И он отнюдь не обрадовался, когда ребята решили перейти в клуб «Топ Тен».
Энди Бабюк: «Ходили слухи, что это Кошмидер сообщил немецким властям о том, что Харрисону еще нет восемнадцати. Однако Пит Бест утверждает, что проблемы возникли в первую очередь из-за Алана Уильямса, который не оформил надлежащим образом документы, дающие им право на работу в Германии. Группе было сказано, что они должны были зарегистрироваться в «иммиграционной полиции», и тогда-то и было обнаружено на официальном уровне, что Харрисон был несовершеннолетним. По словам Беста, это, по сути, означало то, что этот гитарист не мог заканчивать выступления с группой, которой часто приходилось играть до двух часов ночи. Харрисон решил, что оставаться в Гамбурге было бессмысленно, и он отправился домой в Ливерпуль».
Джордж: «Так мы перешли (прим. – на этот момент еще нет, расторжение контракта вступит в силу только 30 ноября) из «Кайзеркеллера» в «Топ Тен», куда мы давно рвались».
(условная дата)
Рик Хэрди (он же Рик Ричардз, группа «Джетс»): «Я читал, что Кошмидер платил нам «гроши». Абсолютная чушь! Мы получали, по крайней мере, вдвое больше, чем зарабатывал среднестатистический немец, и в довершение всего, у нас было бесплатное жилье».
Алан Клейсон: «Ринго едва ли был виноват в том, что его группе, только что прибывшей из Англии, положили более высокую зарплату, чем у «Битлз». Узнав об этом, Джон тут же попросил Рори одолжить ему разницу на покупку новой гитары».
Энди Бабюк: «Леннон был следующим из «Битлз» [после Стю Сатклиффа, купившего себе новый усилитель], поменявшим свое оборудование. Как впоследствии вспоминал Харрисон, впервые он увидел гитару «Рикенбэкер» во время первой поездки «Битлз» в Гамбург».
Джордж: «В первый приезд в Гамбург мы отправились в [музыкальный магазин] «Стейнвей», потому что аппаратура у нас была неважная. Мы пошли в тот магазин… в Гамбурге. Джон купил этот небольшой «Рикенбэкер», ставший очень хорошо известным благодаря концертам «Битлз», с грифом уменьшенного размера. Полагаю, что он просто увидел альбом Жана Тильманса (прим. – Jean Thielemans, Жан-Батист Фредерик Исидор Тильманс по прозвищу Тутс — бельгийский джазовый музыкант, гитарист), бывший когда-то гитаристом в группе «Квинтет Джорджа Ширинга» (прим. – George Shearing, Джордж Ширинг — английский джазовый пианист, в 1949 году организовал квинтет «George Shearing Quintet»). Он обладал одним из таких «Рикенбэкеров».
Нужно понимать, что в те дни, когда мы впервые выехали за пределы Ливерпуля, любая хорошая американская гитара казалась для нас великолепной. На тот период у нас были всего лишь потрепанные убогие гитары».
Модель «1958 Рикенбэкер 325», аналогичная гитаре Джона Леннона, которая имела более темный (в отличие от модели на данном снимке) гриф, другие регуляторы громкости и тембра.
Энди Бабюк: «Эта гитара станет одной из самых ассоциированных с ним на протяжении многих лет – модель «1958 Рикенбэкер 325». В течение многих лет считалось, что первый «Рикенбэкер 325» Леннона был изготовлен в 1959 году. Но серийный номер гитары, которая по-прежнему находится у Йоко Оно, это «V81». Это означает, что «Рикенбэкер» Леннона произведен в начале 1958 года, что относит его к одной из первых выпущенных 325 моделей. Согласно записям учета производства «Рикенбэкер», в 1958 году – первого года выпуска этой модели, было изготовлено 28 экземпляров. Двадцать из них были с золотистой отделкой (который в «Рикенбэкер» называется «autumnglo» (прим. – производное от слова «осень»)), а остальные восемь, как у гитары Леннона, естественного цвета («mapleglo» (прим. – производное от слова «клен»)).
В корпусе ленноновской 325 модели не было f-образных отверстий, хотя у большинства 325-х моделей, произведенных в то время, они были. У гитары Леннона есть два внешних отличия от аналогичных моделей «Рикенбэкер». Первое – это количество винтов, удерживающих защитную пластину. В то время «Рикенбэкер» использовал четыре винта, чтобы закрепить пластину на корпусе, но у модели Леннона их было пять. Дополнительный винт расположен возле регулятора громкости. Второй отличительной особенностью является рычаг тремоло «Кауфман». Большинство рычагов «Кауфман» прямые, или с одним угловым изгибом. Но рычаг ленноновской 325 модели имеет весьма необычный и своеобразный двойной изгиб.
Почему, в конечном итоге, Леннон остановился на этой довольно нетипичной модели «Рикенбэкер 325»? Вполне возможно, что это было следствием обстоятельств, а не выбора. Одну из возможных версий этого рассказал Джон Холл (John Hall), сын Фрэнсиса Холла и нынешний владелец фирмы «Рикенбэкер».
Джон Леннон с гитарой «1958 Рикенбэкер 325» в 1960 и 1962 г. Можно заметить, что на гитаре появится другой вибратор и арочное соединение переключателей, а также будут установлены другие регуляторы громкости и тембра.
Джон Холл: «Судя по всему, Леннон пошел в гамбургский магазин «Стейнвей» (Steinway), и он хотел «Рикенбэкер», то, с чем он был знаком. Он сказал продавцу, что хотел бы приобрести одну из них. Вскоре после этого кто-то из этого магазина приехал в Соединенные Штаты на одну из торговых выставок, по-моему, в Нью-Йорке. Мой папа считает, что это был сам господин Стейнвей, но я в этом сомневаюсь. Скорее всего, это был менеджер магазина. И этот парень обратился к моему папе: «У меня есть заказчик, который хочет одну из ваших гитар, и я хотел бы взять ее с собой». Хорошо, и какую же модель он желает? Парень сказал, что не важно, просто дайте ему что-нибудь. И вот таким образом Леннон получил эту 325 модель, потому что она было той гитарой, что осталась после выставки. Тот парень увез ее с собой. Причина, по которой Джон Леннон захотел «Рикенбэкер» заключалась в том, что в то время один из его любимых артистов Жан «Тутс» Тильманс играл на нашей гитаре старой 400-й серии».
Энди Бабюк: «Похоже что предположение Холла имеет основание. Леннон попросил музыкальный магазин в Гамбурге подобрать ему «Рикенбэкер», не уточняя при этом модель. Возможно, Леннон предполагал, что гитары «Рикенбэкер», имеющие отношение к Германии, должны и производиться в Германии, и, поэтому, они с легкостью ее подберут? Менеджер магазина приехал в Соединенные Штаты на торговую выставку, и, поэтому, по всей видимости, купил самую недорогую модель, что осталась в конце выставки у «Рикенбэкер» (отсюда и самая неходовая модель и соответствующая стоимость). Менеджер вернулся с этим «Рикенбэкером» для Леннона, и этот Битл влюбился в красиво изготовленную американскую гитару. Интересная история.
Однако недавно обнаружился один документ из архива «Рикенбэкер» относительно деталей транспортировки в Германию трех гитар 325 модели, в том числе гитары с серийным номером «V81», в адрес компании «Фрамус» (Framus). Эта компания была не только крупным производителем музыкальных инструментов в Германии, но также и импортером и продавцом различного музыкального оборудования, в том числе и продукции «Рикенбэкер». В этом документе отмечено, что жена Фрэнсиса Холла доставила эти гитары в аэропорт, наряду с другими одиннадцатью «Рикенбэкерами», для отгрузки из США 15 октября 1958 года.
Так что теперь получается совсем другая история. Возможно, что в Гамбурге Леннон просто зашел в музыкальный магазин и увидел там «Рикенбэкер», один из тех, как мы теперь знаем, что был в то время в Германии».
Джордж: «Тутс Тильманс был единственный, у кого мы увидели «Рикенбэкер», поэтому когда Джон вошел [в магазин] и увидел эту гитару, он просто должен был приобрести ее и купить немедленно. Это была отличная с виду гитара, и я полагаю, что в Англии ее надо было заказывать специально и ждать в течение шести месяцев, не только «Рикенбэкер», любую, «Фендер», «Гибсон»… Думаю, что так случилось только потому, что Джон нуждался в приличной гитаре, и одна такая оказалась в магазине. Она ему приглянулась».
Энди Бабюк: «Пит Бест также хорошо помнит, что он был с Ленноном, когда тот приобрел этот «Рикенбэкер».
Пит Бест: «Обычно мы слонялись без дела по Гамбургу и находили небольшие музыкальные магазины, располагавшиеся в переулках. Мы обнаружили, что в Гамбурге предлагают такое оборудование, которое не купить в Ливерпуле. Например, я купил себе тарелки «Зилджан» (Zildjian). А когда вы возвращаетесь в Ливерпуль, то вас спрашивают: «Где вы такое приобрели?». То же самое произошло с гитарами. Джон приглядывался, а у него был его старый «Хофнер клуб 40», и мы зашли в тот музыкальный магазин. Мы были там все, обычно мы рыскали стаей, выглядывая, что было в наличии. В целом, просто слоняясь, как это делают музыканты. Джон увидел этот «Рикенбэкер», и то, что его на самом деле поразило, это был уменьшенный размер гитарного грифа. Если до этого ему нужно было тянуться, то на этой гитаре, как обнаружил Джон, он может играть те же самые музыкальные фразы (риффы) без трудоемкого движения пальцами. Он просто влюбился в нее. Ему нравился этот звук. «Рикенбэкер» была его гитарой!».
Энди Бабюк: «Леннон приобрел «Рикенбэкер 325» в рассрочку в ноябре. Господин Хопер (Höper), работавший в то время в магазине «Стейнвей», утверждает, что в 1960 году магазин не торговал гитарами «Рикенбэкер», и предполагает, что Леннон купил эту гитару в Гамбурге где-то в другом месте, возможно, в соседнем «Мюзикхаус Роттхофф» (Musikhaus Rotthoff). Клаус-Дитер Роттхофф (Claus-Dieter Rotthoff) вспоминает, как в то время он, будучи еще подростком, слонялся в магазине своего отца на Шанценстрабе (Schanzenstraβe)».
Клаус-Дитер Роттхофф: «Мы располагались очень близко ко всем клубам, поэтому музыканты часто к нам заходили, и среди них «Битлз». Я особенно запомнил «Битлз», потому что когда они появлялись, то с ними всегда были хорошенькие девушки. Уверен, что Джон купил свой первый «Рикенбэкер» в нашем магазине».
Рик Хэрди (он же Рик Ричардз, группа «Джетс»): «Я был с Джоном Ленноном, когда он купил свою знаменитую гитару «Рикенбэкер» в «Музыкальном доме Хуммеля» (Musikhaus Hummel), расположенном в центре Гамбурга. Это был очень дорогой инструмент, и он заплатил за него наличными. Такой за гроши не купишь! Кстати, Джон не собирался покупать именно «Рикенбэкер». Так получилось, что это была единственная в наличии американская гитара, и он взял ее. Не хочу утверждать, что мое восхищение этой гитарой повлияло на решение Джона купить ее, но приятно думать, что это могло быть и так».
Джон (в 1965 г.): «Я всегда любил гитары. У меня еще сохранился мой черный «Рикенбэккер», который прежде был светлым, – это первая хорошая гитара, которая у меня появилась. Она уже не новая. Я храню ее так, ради удовольствия. Эту гитару я купил в Германии в рассрочку. Помню, ее цена, какой бы она ни была на самом деле, тогда показалась мне непомерной».
Джордж: «У нас по-прежнему не было никаких денег, чтобы покупать [гитары], но я помню, что Джон заполучил этот «Рикенбэкер» способом… это называется «стучаться в дверь», понимаете? (прим. – «on the knocker», о коммивояжёре, агитаторе и т. п., обходящем из дома в дом клиентов, избирателей и т. п.). Заплатил [часть денег], а остальное когда вас поймают. Не знаю даже, заплатил ли он когда-нибудь им в действительности».
Энди Бабюк: «Нет никаких подтверждений того, что Леннон заплатил за свой «Рикенбэкер 325». В 1960 году в США стоимость этой гитары в розницу составляла 269.50 долларов (или в то время около 100 фунтов-стерлингов). Можно предположить, что все еще относительно небогатый Леннон заключил с гамбургским магазином выгодную сделку. Магазин, со своей стороны, был рад избавиться от того, что на некоторое время зависло у них на стене [прим. – согласно отгрузочным документам, с конца 1958 года]».
Джон Ф. Кроули: «В первозданном виде этот инструмент просуществует недолго. В том же году на гитаре появится другой вибратор и «арочное соединение» переключателей, а потом Леннон самолично отключит средний адаптер».
Энди Бабюк: «Новая гитара всегда заслуживает нового усилителя, и Леннон решил потратить еще несколько с трудом заработанных дойчмарок. Леннон приобрел новый усилитель «Фендер делюкс» (Fender Deluxe), 18-ваттный, с твидовой отделкой и 12-дймовым динамиком – хороший партнер его новой гитаре. Теперь у Леннона было то, чего желало большинство британских музыкантов, но чем обладали лишь немногие: гитара американского производства и американского же производства усилитель.
Джордж: «Там [в магазине] Джон купил свой «Рикенбеккер», и в тот же раз я приобрел усилитель «Гибсон». Понятия не имею, что с ним стало. Он выглядел элегантно, но на этом его достоинства заканчивались».