17 мая 1963 г.
beatleswiki.org: «Основано музыкальное издательство акционерного типа «Джеэп мьюзик лтд» (Jaep Music Limited), с Брайеном Эпстайном и Диком Джеймсом в качестве директоров».
прим. – «Jaep» – сокращение от фамилии Джеймс (James) и прозвища Брайена Эпстайна – Эппи (Eppy).
В доме 29 по Уордор-Стрит (29 Wardour Street) на втором этаже располагалась фотостудия Дезо Хоффмана, фото 2011 г.
Нил Аспинал (персональный помощник «Битлз»): «Были сделаны первые рекламные фотографии – на них «Битлз» одеты в пиджаки без воротников. Эти фотографии подписывали в присутствии поклонников, а я раздавал их».
«Битлз» со своим портным Дуги Миллингсом (Dougie Millings).
Костюм Ринго Старра был продан с аукциона в 1986 году за 29 000 долларов.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в «Гросвенор Румс», Норидж (Grosvenor Rooms, Norwich)».
«Гросвенор Румс», Норидж.
Билет на концерт «Битлз» в Норвиче.
beatlesbible.com: «Это было единственное выступление группы в Норидже. Договоренность о концерте была достигнута в апреле 1963. Организаторами выступления были Питер Холмс (Peter Holmes), Рэй Олдос (Ray Aldous) и Джеффри Уолкер (Geoffrey Walker). Стоимость выступления составляла 250 фунтов-стерлингов. В качестве разогревающей группы выступала местная команда «Рикки Ли и Хаклибакс» (Ricky Lee and the Hucklebucks). Стоимость билетов составляла 6 шиллингов и семь пенсов.
Первоначально договоренность о концерте начал обсуждать другой промоутер – Алан Локвуд (Alan Lockwood), но он не предоставил «Битлз» такой возможности. В то время у них в списках популярности был только один сингл – «Люби же меня» (Love Me Do). Локвуд работал по соседству от Олдоса в ателье одежды. Олдос услышал об этом предложении и тут же позвонил Брайену Эпстайну, чтобы организовать выступление в «Гросвенор Румс». Первоначальное предложение Олдоса составляло 45 фунтов-стерлингов, но, в конце концов, они сошлись на 250».
Рэй Олдос: «Он [Брайен] был немного скуповат, поэтому и поднял оплату до 250».
beatlesbible.com: «К тому времени, когда должен был стостояться концерт, «Битлз» стали звездами парада популярности с песней «От меня тебе» (From Me To You) и альбомом «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» (Please Please Me) на первых позициях. Контракт с Эпстайном был подписан 19 апреля. Соглашение подразумевало, что «Битлз» дадут два 20-минутных выступления.
Рекламное объявление в местной прессе было следующим: «Потрясающий аттракцион, выдающийся визит – телезвезды и т.д. Обязателен для тех, кто любит твист, джайв, рейв. Они сами по себе – зрелище. «Пожалуйста, доставь мне удовольствие», «От меня тебе», кто еще мог сделать такие сенсационные записи, кроме них… «Битлз» – группа со звучанием 1963 года».
Рэй Олдос: «Нам писали, чтобы мы продали билеты, аж из-за Норфолка, и вечером снаружи собралось так много людей, что наша очередь смешалась с очередью в «Эй-Би-Си».
beatlesbible.com: «17 мая группа прибыла в своем голубом автофургоне «Бедфорд».
Питер Холмс: «Когда я смотрел, как они выгружают свое оборудование через заднюю дверь автофургона, то кое-что заметил внутри салона. Это были две юные барышни. Я спросил со всем простодушием: «Вы и подруг привезли с собой?». «Нет», – ответил кто-то шваброголовый (держу пари, что это был Ринго), – «мы никогда не видели их раньше!».
beatlesbible.com: «Они [«Битлз»] сами настроили свое оборудование на сцене, подписали некоторое количество автографов и сфотографировались с поклонниками».
С организатором концерта Рэем Олдосом.
Рэй Олдос: «Пол был веселым. Ринго был комиком. Джордж говорил мало, а Джон был сдержан. От Джона немного можно было получить. Он был тихим человеком в уголке. Джон был тем, кто говорил о рекламной кампании и выглядел как лидер».
Рикки Ли: «Еще до того, как мы с ними [«Битлз»] выступили, я знал, что они станут успешными. Альбом «Пожалуйста, доставь мне удовольствие» только вышел, и мы исполняли с него пару треков.
Когда мы прибыли на место выступления, они уже были на сцене. Первое, что меня поразило, это был поношенный вид Джона Леннона. Его штаны были скреплены булавкой. Это была одна из тех больших булавок для детей, закрепленная на поясе его джинсов. Моей первой мыслью было: «Вот неряшливый засранец». Но они представились и были очень дружелюбны. В них было много очарования. Их акцент было трудно понять, но они совсем не были чопорными. Мы присоединились к ним, и настроили инструменты.
Меня поразило то, что лидером был Пол Маккартни. Казалось, что он делал всю организационную работу, и у него было самое серьезное отношение к делу. Ринго был менее серьезным. У нашего барабанщика вышел с Ринго смешной случай, потому что сцена была маленькая, и две ударные установки стояли бок о бок, а Ринго вертелся за своими барабанами и постоянно шлепал по нашим».
beatlesbible.com: «После настройки звука «Битлз» ушли пообедать и посмотреть фильм в кинотеатре «Эй-Би-Си», располагавшемся по соседству. Когда они вернулись, то в зале их выступления ждали 1700 человек».
Рэй Олдос: «Как только они начали свое выступление, крышу просто снесло. Крики, визги. Люди пытались схватить за ноги Пола и все остальное. Я подумал, что это совсем другой мир, в котором мы оказались».
Диана Роллс (Diane Rolls): «Джеффри Уолкер был моим дядей, и мне с моими друзьями предоставили места в первом ряду, так близко, что во время выступления я могла ухватить Пола Маккартни за ногу».
Питер Холмс: «Они были очень профессиональны. Они просто переходили от одной песни к другой. Другие же группы между песнями настраивали свои инструменты».
Рикки Ли: «Это было просто фантастично. Они были очень хороши. По-моему, первым номером, который они исполнили, была песня «Люби же меня» (Love Me Do). Звучала прямо как с пластинки. Они прошлись по всему своему альбому. Должно быть, они исполнили каждую песню этого альбома. Мы играли со многими ведущими группами, но «Битлз» отличались от всех. Очень редко песни на сцене звучат так, как на пластинке, но только не у «Битлз».
Фотограф Питер Халл (Peter Hull).
Питер Халл (фотограф): «В тот вечер я сделал несколько цветных фотоснимков».
Анита Калли (Anita Culley): «Я сидела на первом ряду. Помню, что подумала тогда, какими высокими они казались на сцене и, конечно, очень привлекательными. Особенно я была увлечена Полом».
Салли Систерн (Sally Sistern): «С Джил Дейнис (Jill Daynes) мы были завсегдатаями концертов в «Гросвенор Румс». На сцене «Битлз» просто блистали. Было чертовски много визгу. Все девушки были перед сценой, и все стремились протолкнуться поближе».
На фото крайний слева – Рэй Олдос.
Сандра Хант (Sandra Hunt): «Мне и моей подруге Мэри Смит удалось найти деньги на билеты и сходить на этот концерт. Мы спросили разрешения пройти к ним в раздевалку и взять автографы, и открывая дверь столкнулись с «Битлз» – без штанов! Они переодевались в джинсы и белые клетчатые рубашки».
Пэм Харрис (Pam Harris): «На концерте я была со своей подругой Дженни Тодд. Мы были прямо перед группой. После концерта пошли за кулисы, и они подписали наш альбом «Пожалуйста, доставь мне удовольствие». Они были потрясающие!».
Салли Систерн: «Питер Холмс работал со мной в городском мебельном магазине, и после концерта он устроил нам встречу с Потрясающей четверкой».
Джил Дейнис: «Питер подошел к нам, когда мы были на танцполе. Он провел нас в комнату, где они находились. Мы не могли в это поверить. Если бы мы знали заранее, то взяли бы с собой что-нибудь для автографов, но времени на это уже не было».
Джил на коленях Джорджа Харрисона – своего любимого Битла. Около Ринго в желтом платье – младшая сестра Салли Систерн, Линда Гослинг. Салли на коленях Пола Маккартни – целует в щечку своего любимого Битла. Фото Питера Холмса.
Салли Систерн: «Я заграбастала его [Пола], потому что в то время была в него влюблена. Он был разговорчивым, энергичным и бодрым, но я ничего не могу вспомнить из того, что он говорил».
Джил Дейнис: «Пол с Ринго пообщались с нами, но Джон не сказал ни слова. Годом раньше мы виделись с Ринго в Скегнессе, где он выступал в «Батлинз» вместе с Рори Стормом и «Ураганами», и мы поговорили с ним об этом».
Рэй Олдос: «Хотя в «Гросвенор» выпивка была бесплатной для основных клиентов, они пошли и купили ящик, и потом просидели с ним весь вечер. Обычно для группы мы заказывали напитки в перерыве, но ничего подобного у них не было. Они могли себе позволить только безалкогольные напитки. Вот почему они так выделялись на фоне остальных, я так думаю. Я даже не помню, чтобы они курили».
Рикки Ли: «У нас была одна маленькая комната для переодевания, мы разговаривали, и у нас одна песня «Битлз» была у нас в процессе разучивания. Мик, наш ритм-гитарист, спросил Джорджа, как он играет один аккорд в рефрене, а тот ответил: «Не знаю, как это называется, но играется это так». Я подумал про себя: «если они сочиняют песни, то, как они это делают, не зная, что это за аккорды?». Это удивительно, потому что они используют некоторые весьма и весьма сложные аккорды в своем материале».
Питер Халл (фотограф): «Когда мы выходили из танцзала «Гросвенор» после выступления «Битлз», я спросил у своего товарища: «Ну и что ты о них думаешь?». Его ответ мог бы стать отличным названием для книги о «Битлз»: «Если бы я был девушкой, то визжал бы!».
beatlesbible.com: «После концерта группа купила треску с чипсами в магазине готовой еды «Вэлори» на Роуз-Лейн (Valori’s takeaway, Rose Lane, Norwich)».
Джон Тэлбот (John Talbot): «Тогда я понятия не имел, кем были «Битлз», но я слышал местную группу, игравшую в качестве поддержки. До этого мы видели группу «Рикки Ли и Хаклибакс». Они были хорошей группой, и им уделяли гораздо больше внимания, нежели «Битлз», особенно девушки. О выступлении «Битлз» запомнилось немного, только что это были «большие танцы» с отличной атмосферой. Встреча с «Битлз» в закусочной запомнилась гораздо лучше.
После концерта наша пятерка товарищей разделилась. Трое направились по Роуз-Лейн к нашему автофургону, стоявшим на парковке, а мы с Миком Фишером (Mick Fisher) решили найти что-нибудь перекусить в дорогу, и заскочили в «Вэлори». У меня, Мика Фишера и наших приятелей из Ярмута к лацканам были прикреплены белые гвоздики. Это, как мы полагали, способствовало убалтывать девушек. Поэтому, когда в Норвиче мы столкнулись с «Битлз» в закусочной, где основным блюдом была рыба с картошкой фри, разговор зашел о нашем внешнем виде. Мы разговорились с ними, и один из «Битлз» спросил, не со свадьбы ли мы. Мы ответили, нет, мы ходили на ваш концерт. Они были одеты в поношенные джинсы и водолазки, чипсы они подсаливали и смачивали уксусом, а снаружи множество девушек визжали и кричали. Эти шваброголовики были достаточно дружелюбны, хотя Джордж, казалось, держался отстраненно. Он оставался на заднем плане. Все остальные были живчиками, а он, казалось, считал цифры. Парни спросили пикшу (прим. – род трески), к которой привыкли в Ливерпуле, и были разочарованы, не найдя ее в меню «Вэлори». «Что вы тогда здесь едите?», – спросил раздосадованный Джон Леннон. «Всем нравится треска», – ответили ему. Они спросили нас, откуда мы, и разговор оживился, когда мы ответили, что из Ярмута. «Тут куча пташек из Ярмута», – сказали они, – «сегодня у вас будет возможность склеить кого-нибудь».
Мик Фишер: «Они сказали, что мы можем зайти за кулисы, потому что там была целая куча девушек из Ярмута, которые хотели, чтобы их кто-нибудь подбросил до дома. К сожалению, все места в автофургоне, который мы одолжили на время, были заняты. Поэтому это предложение пришлось отклонить».
norwegianwood.org: «По-видимому, закусочную «Вэлори» в тот вечер посетили только Джон, Пол и Джордж, а Ринго задержался в «Гросвенор Румс». По словам одного из очевидцев, в это время одна молодая поклонница группы в раздевалке уютно устроилась на коленках ударника, попивая с ним ром с черной смородиной – к большому неудовольствию ее парня, который уже был готов к драке, пока к счастью не вмешался Леннон и не восстановил спокойствие».