26 апреля 1969 г.
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Доктор Ричард Эшер – отец Джейн Эшер, был найден мёртвым в своем доме на Уимпол-Стрит».
Хантер Дэвис (автор книги “Письма / Джон Леннон”): «В апреле 1969 года Джон и Йоко находились в Монтрё. Джон отправил почтовую открытку своему отцу Фредди и его жене Полин в Брайтон, что говорило об их всё ещё дружеских отношениях».
Почтовая открытка Фредди и Полин, 26 апреля 1969 года: «Леннонам, квартира 3, Бурн-Корт, Лондон-Роуд, Брайтон 6. Привет вам обоим! С любовью от Джона и Йоко».
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Запись песен “О! Дорогая” (Oh! Darling) и “Сад осьминогов” (Octopus’s Garden)».
Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «14:30-16:15. Студия 3 (аппаратная) “И-Эм-Ай”, Эбби-роуд. Звукоинженер: Джефф Джарретт».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Джордж Мартин лишь эпизодически присутствовал на весенних сессиях “Битлз”, и в документации за этот день указано, что продюсером этой сессии были сами “Битлз”. Крис Томас, который продюсировал сессии “Битлз” со времен “Белого альбома”, хорошо помнит, что присутствовал в тот день в аппаратной, так что он, несомненно, внёс свой вклад в эту сессию».
Джефф Джарретт (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «Джордж Мартин сообщил мне, что он будет занят. Я не могу вспомнить слово в слово, что он мне сказал, но это было что-то вроде: “Если будет один Битл, прекрасно. Два Битла, отлично. Три Битла, фантастика. Но в ту минуту, когда они собираются все четверо, то происходит необъяснимая харизматическая вещь, особая магия, которую никто не может объяснить. Между тобой и ними будут очень дружеские отношения, но вы будете осознавать это необъяснимое присутствие ещё чего-то”. Конечно, именно так всё и произошло. Я никогда не чувствовал такого ни при каких других обстоятельствах. Это была особая химия между ними четырьмя, которой с тех пор ни у кого не было».
Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «22 апреля 1969 года Джон Леннон и Йоко Оно записали трек “Джон и Йоко” (John And Yoko), который стал первой частью их “Свадебного альбома”.
Во время этой сессии было сделано сведение, однако 27 апреля “сердцебиение” будет перезаписано и трек был окончательно завершён 1 мая 1969 года.
16:30-4:15. Студия 2 “И-Эм-Ай”, Эбби-роуд.
Продюсер: Крис Томас; звукоинженер: Джефф Джарретт.
Перед началом работы Пол Маккартни предпринял свою первую попытку записать партию ведущего вокала для композиции “О! Дорогая” (Oh! Darling)».
Пол: «Когда мы записывали песню “О! Дорогая”, я целую неделю приезжал на студию пораньше, чтобы петь в одиночестве, потому что поначалу мой голос звучал слишком чисто, а мне хотелось, чтобы он звучал так, словно я всю неделю пел на сцене».
Джефф Эмерик (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «Примерно в это время у Пола вошло в привычку приходить каждый день пораньше, до прихода остальных, чтобы пробовать записать свой ведущий вокал в песне “О! Дорогая”. Он не только заставлял меня записывать это на магнитофон с эффектом эхо в стиле пятидесятых, он даже слушал ритм-трек через динамики вместо наушников, потому что хотел почувствовать, что поёт перед живой аудиторией. Каждый день у нас было его потрясающее выступление, поскольку Маккартни вкладывал все свои силы в то, чтобы спеть песню от начала до конца один раз и только за один раз, чуть не срывая при этом свои голосовые связки».
Пол: «Помню, как хотел наилучшим образом записать вокал, хотел, чтобы он получился хорошим, поэтому каждое утро пытался сделать это, приходя на сессию звукозаписи. Я попробовал записать вокал с ручным микрофоном, я попробовал со стоячим микрофоном, я перепробовал все возможные способы и, наконец, добился вокала, который меня вполне устраивал. Для меня это было необычно, потому что как правило я пробовал все вокальные приёмы за один день».
Джефф Эмерик (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «Джордж Мартин часто торжествующе объявлял: “Вот и всё, то, что надо”, но Пол возражал, говоря: “Нет, ещё нет, давай попробуем ещё раз завтра”. Несмотря на то, что в течение многих дней он предпринимал множество попыток, я никогда не ощущал в нём какого-либо разочарования, хотя у него явно были проблемы добиться такого вокала, каким он его представлял. Он знал, какова была конечная цель, и понимал, что в конце концов добьётся своего. Кроме того, будучи непревзойденным шоуменом, он просто наслаждался своим пением».
Джордж: «На самом деле это всего лишь пение Пола. Большей частью это пение Пола с надрывом. Возможно, он снова пытался подражать своему кумиру Литтл Ричарду».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Одной из целей Пола, по-видимому, было спеть мелодическую вставку, не переходя на фальцет, что у него не всегда получалось. Кроме того, если он считал, что попытка определенного дня может быть приемлемой, он перепроверял себя, сможет ли он сделать это ещё лучше, иногда даже немного гармонизируя с самим собой».
Джефф Эмерик (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «Честно говоря, я думаю, причина, по которой Пол записывал этот вокал каждый день до прихода других “Битлз”, заключалась в том, что в этом случае исключалось их неодобрение или язвительные замечания. Возможно, он извлек урок после записи песни “Об-Ла-Ди, Об-Ла-Да” (Ob-La-Di, Ob-La-Da), когда он пел вокал снова и снова перед всеми, выводя из себя своих товарищей по группе».
Джон: «Мне всегда казалось, что я спел бы эту песню лучше, потому что она скорее в моём стиле, чем в стиле Пола. Но он написал её, так что, чёрт возьми, собирался сам её спеть. Если бы у него была хоть капля здравого смысла, то он позволил бы мне её спеть. Но кто песню написал, тот её и поёт. А если мы пели вдвоем, то это были песни, которые мы написали вместе. “Сад осьминогов” – песня Ринго, а пели её мы все. Это значит, что все мы работали над аранжировкой и так далее. Всё очень просто».
Джефф Эмерик (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «Было ещё одно обстоятельство, и это была его гордость. Самолюбие Пола не позволило ему предложить Джону исполнить главную роль в песне “О! Дорогая”, несмотря на то что это была песня, которая, вероятно, больше подходила голосу Леннона. Несмотря на то, что Джон был рядом в студии, явно готовый, желающий и способный на это – позже он публично признался, что с удовольствием спел бы эту партию, – Пол был полон решимости сам исполнить “ленноновское выступление”. В значительной степени ему это удалось, но, к сожалению, к тому времени, когда “Битлз” приступили к записи песни, они не хотели просить друг друга о помощи. Такова была атмосфера этих сессий».
Пол: «Когда не гастролируешь, то голос без нагрузки немного садится. А для песни нужен был бешеный вокальный надрыв. С таким напором поют все исполнители музыки “соул”. Чтобы записать песню “О! Дорогая”, пришлось немного поработать над голосом в студии. Я несколько дней подряд заходил на Эбби Роуд, слушал ритм-трэк и снова записывал вокал. Окончательную версию удалось подготовить только в июле, когда я немного распелся во время работы над альбомом».
Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Партия органа “Хэммонд”, записанная 20 апреля 1969 года, была стёрта. Пол записал свой ведущий вокал на 26-й дубль, а также второй дубль фальцетом. Затем он записал два гармоничных вокальных дубля, в основном в последнем куплете. В последующие дни Маккартни ещё несколько раз будет перезаписывать свой вокал.
После этого группа приступила к записи композицией Ринго Старра “Сад осьминогов” (Octopus’s Garden), записав 32 дубля ритм-трека. Пол Маккартни играл на бас-гитаре, Ринго Старр играл на барабанах и исполнял вокальные партии, а Джон Леннон и Джордж Харрисон играли на гитарах, причем гитара Харрисона была подключена к динамику “Лесли”».
Джордж: «“Сад осьминогов” – песня Ринго. Это всего лишь вторая песня, которую он написал, но она чудесная. Ему надоедает всё время играть на барабанах, и дома он играет на пианино, хотя знает всего лишь три аккорда. Примерно также он владеет гитарой. Я думаю, эта композиция по-настоящему гениальна, потому что на первый взгляд она кажется глупой детской песенкой, но на самом деле она великолепна».
Фото Линды Маккартни.
Журнал “Кэшбокс” (26 апреля 1969 г.): «Группа “Битлз” отвергла предложение “Эй-Ти-Ви” о покупке компании “Северные песни”, издающей музыкальные произведения Леннона и Маккартни. Они проконсультировались с акционерным банком “Генри Ансбачер”, что следует предпринять в качестве первого шага, чтобы помешать поглощению, и, как ожидается, вскоре сделают встречное предложение акционерам “Северных песен”. Заявка “Эй-Ти-Ви” была разослана акционерам 11 апреля. Она стоит 9 500 000 фунтов стерлингов, или 38 шиллингов за акцию. Цена акций компании “Северные песни” выросла до 39 шиллингов, в результате чего стоимость компании составила 9 750 000 фунтов стерлингов. Компания “Эй-Ти-Ви”, возглавляемая сэром Лью Грейдом, владеет 35 процентами акций благодаря недавней сделке с председателем правления компании “Северные песни” Эмануэлем Сильвером и управляющим директором Диком Джеймсом. Сэр Лью заявил, что “Эй-Ти-Ви” “ни за что” не откажется от этого пакета акций, а Джон Леннон и Пол Маккартни столь же непреклонны в сохранении своих 30 процентов.
Управляющий директор компании “Северные песни” Дик Джеймс – очевидный кандидат на пост главы издательского подразделения “Эй-Ти-Ви”, если компания преуспеет в своём предложении и, с точки зрения “Эй-Ти-Ви”, приобретение “Северных песен” с её битловскими стандартами, такими как “Мишель” (Michelle), “Вчера” (Yesterday), “Всю мою любовь” (All My Loving) и “Простак на холме” (The Fool On The Hill), а также богатый каталог стандартов Лоуренса Райта станут отличной отправной точкой в этом направлении до истечения контракта Леннона-Маккартни с “Северными песнями” в 1973 году.
Считается, что сейчас есть большая вероятность того, что они переведут свою деятельность по написанию песен и издательству в “Эппл Мюзик”, как новый сингл “Битлз” – “Вернись” (Get Back) и “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down), записанный некоторое время назад. Их последний сингл “Эй, Джуд” (Hey Jude) стал одним из самых успешных, его продажи превысили четыре миллиона. Выход нового альбома ожидается примерно в июне».