22 апреля 1969 г.
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «На крыше здания “Эппл” на Сэвил-Роу, во время короткой официальной церемонии с участием нотариуса Буэно де Мескиты, Джон сменил своё второе имя с Уинстон на Оно».
Джон: «Йоко сменила своё имя ради меня, а я сменил своё ради неё. Одно для обоих, оба друг для друга. У неё есть кольцо, у меня есть кольцо. Это даёт нам девять “О” на двоих, что означает удачу. Десять – это неудача».
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «К несчастью для Джона, технически он стал Джоном Уинстоном Оно Ленноном (десять “О”), поскольку по закону нельзя полностью отказаться от имени, данного при рождении».
Фото Дэвида Наттера.
Короткая церемония была проведена комиссаром по принесению присяги Буэно де Мескитой.
Из интервью Джона и Йоко Питеру Маккейбу и Роберту Шонфелду:
Йоко: Однажды, когда я очень была занята на “Эппл” – четыре интервью подряд, мне заявили: “Йоко, вам не следует заниматься тем, чем вы занимались. Вы – миссис Леннон”. Я ответила: “Может быть, вы повторите эти слова Джону? Чтобы он бросил заниматься своим делом? Ему-то вы так никогда не скажете!”. Мне всё время говорили: “К чему все эти художества?”.
Маккейб и Шонфелд: Короче говоря, другие Битлы и вся команда хотели, чтобы вы не высовывались?
Йоко: Да, именно этого они все и хотели. Это ведь то же самое, что сказать, что моё творчество не так важно, как Джона, правда? Это грубо, вот вы не стали бы говорить кому-нибудь подобные вещи, даже если бы и думали так? Это просто мужское шовинистическое заявление. Однажды мы ехали в машине с остальными Битлами и другими людьми, и Джон сказал: “Я из Ливерпуля, а Йоко – с Востока. Совершенно невероятное сочетание. Она была художником в Нью-Йорке”, ну, и так далее. А они говорят: “Да, она знает, как выглядит жизнь за пределами нашего круга, а теперь вошла в нашу семью и стала частью нас”. Странное дело, почему это Я стала Их частью? Почему мы с Джоном не встретились посредине? Почему это Я стала частью ЕГО жизни? Ведь он вошёл точно также в мою?
Джон: Она права. Всегда имеют в виду, что она присоединилась ко мне, а я не сделал и движения навстречу. Поэтому я изменил имя на Оно, чтобы показать всем, что для меня это всё значит так же, как и для неё. А Дерек, Нил, да и все остальные… Шовинисты. Шофёры… Просто игнорируют этот факт.
Йоко: Да, ничего не произошло, просто пригрели маленькую девочку…
Джон: Тогда выходит, что и Син, и Патти Бойд, и всех остальных мы просто пригрели.
Йоко: Да, и никто из них не должен меняться, а мы должны. Вот так вот. Джон был членом этого семейства. А я его люблю и не имею желания присоединяться к ним. Как-то один репортёр хотел пригласить Джона для участия в телепрограмме “Мир в действии”. А я была художником ещё до встречи с Джоном, и использовала любой шанс, чтобы представить свои работы. Никогда не принимала участие в коктейльных вечеринках или в чём-то подобном, не имея этого в виду, потому что я – творец, понимаете? И своим искусством я хочу делать что-то доброе для мира. И я спросила того репортера: “А почему вы не пригласить и меня в программу тоже?”.
– Я хочу, чтобы там был Джон Леннон, – ответил он.
– Хорошо, но почему и меня не пригласить? И показать мои работы?
Дерек был неподалеку, и я слышала, как он воскликнул: “Боже! Твою мать, если она там появится, это же конец, никакого толку от программы не будет. Не волнуйся, она не будет участвовать”. Вот так он сказал. Но какого чёрта? Ведь мне, естественно, интересно знать мнение о моём искусстве! Они решили, что я использую имя Джона, чтобы сделать имя себе. Но это не так, потому что в любом случае я стремилась бы показать себя, свои работы.
Джон: Дерек просто выразил их общее мнение. Так было всегда. Они просто не хотели ей ни в чем помогать, совершенно откровенно игнорировали её. И Пол, и Дерек, и остальные были настроены зарубить “Двух девственников” на корню, когда узнали, что мы сфотографировались голыми для обложки. Вообще, всячески старались подчеркнуть, что она – никто, что вообще не имеет отношения к искусству, что она ухватилась за удачу, встретившись со мной, и что ей надо стоять на коленях и не влезать ни во что. А она стояла прямо и в лицо говорила: “Вы, тупые! Какого чёрта вы так поступаете с Джоном Ленноном? Оставьте его в покое! С ним нельзя так обращаться!”. Она, как равная им, говорила всё, что думает о любой ситуации. Они не могли с этим примириться.
Маккейб и Шонфелд: Так что урок не пошёл на пользу?
Джон: Нет.
Маккейб и Шонфелд: После того, как ты как-то дал интервью подобного рода, Тейлор сказал, что он огорчён, что ты так настроен.
Джон: Да, это тоже входит в правила их игры. Нил Аспинал тоже в неё играет. Однажды, когда пошла заваруха с “Северными песнями”, я отправил ему телеграмму, потому что узнал, что он не тем занимается у меня за спиной: “Не кусай руку, кормящую тебя”. Потому что именно я защищал его не раз от нападок Пола: у них взаимная нелюбовь. И вдруг он стал человеком Пола! И он, и Дерек примкнули к нему, потому что решили, что именно Пол снова сведёт “Битлз” вместе. Так что они выбрали Пола и прошлое, а тут я взял, и обрезал всё! Понимаете, они всё ещё находятся под тяжестью сознания, что все они – “Битлз”, что держат в руках мощную власть.
Маккейб и Шонфелд: Они говорят о себе всегда не иначе, как “Мы”.
Джон: Знаю! “Мы” звучит, как “я”.
Йоко: Я пыталась быть дружелюбной с ними, без того, чтобы стать членом их семейства, просто я тоже была с ними рядом. Я как-то сказала Полу: “Слушай, попробуй меня понять. Если Линда получает приз за фильм или фотоснимок, потому что это её дело, то мы все должны этим гордиться. Это хорошо для ‘Битлз’, для всех нас хорошо, и для меня тоже, потому что она – одна из вас. Я тоже художник и занималась этим задолго до встречи с Джоном, и это было нелёгкое занятие. Пожалуйста, дайте мне тоже возможность работать. Сейчас это стало делать очень сложно, и это не делает меня счастливей. Почему вы не хотите мне помочь, мы же все должны помогать друг другу”. На другой день он мне ответил: “Знаешь, доктор сказал, что тебе не стоит заниматься вегетарианством, тебе нужно регулярно есть мясо”, – у нас с Линдой был один врач. “Но почему?”. “Ну, ты же сказала, что мы должны быть добры друг к другу, вот я и даю тебе полезный совет”.
Он на самом деле ничего не понял. Я имела в виду помощь в работе. Он не хотел мне зла, он просто ничего не понял. Потому что, когда я ответила ему: “Слушай, я очень люблю Джона, и поэтому принимаю участие в его делах. Иногда я даже забываю о себе. Я становлюсь мазохисткой, наверное”. Он ответил: “Но это же хорошо, ты счастлива от этого. Это и есть женское счастье”. Он верит в это, он стал уговаривать меня забыть о своей работе: “Слушай, не всем же быть на переднем плане. Пока ты не на виду, это же лучше для вас обоих”. Он искренне хотел, чтобы я оставалась просто женой.
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «В студии на Эбби-роуд Джон и Йоко записали на плёнку биение своих сердец. Эта запись будет включена в “Свадебный альбом”».
Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «11:00-16:30. Студия 2 “И-Эм-Ай”, Эбби-роуд.
Звукоинженер: Джефф Джарратт; помощник звукоинженера: Джон Курландер.
После церемонии на крыше, на которой Джон Леннон сменил свое имя на Джон Уинстон Оно Леннон, он и Йоко Оно записали экспериментальную композицию, которая вошла в первую часть их “Свадебного альбома”.
Леннон и Оно расположились на полу студии, и биение их сердец записывалось через больничный микрофон. Затем они встали у двух микрофонов и в течение 22 минут называли друг друга по имени».
Джефф Джарретт (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «В работе с Джоном и Йоко было приятно видеть, как сильно они любят друг друга. У них были фантастические отношения, несмотря на то что им пришлось изрядно попотеть. Запись “Джон и Йоко” (John And Yoko) была фантастической, хотя и довольно неприятной. Джону удалось позаимствовать в местной больнице высокочувствительный микрофон, и мы записали их сердцебиение. Микрофон был настолько чувствительный, что было слышны все булькающие звуки и всё, что происходило в желудке!»
Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Удары сердца были зациклены и наложены на трек с именами. Затем запись была сведена в стереофоническом режиме, но оказалась на удивление сложной. 26 апреля будет сделано ещё одно сведение, но удары сердца будут перезаписаны на следующий день. Окончательное сведение будет сделано 1 мая 1969 года».