Джон и Йоко встречаются с Сальвадором Дали / Прибытие в Амстердам

24 марта 1969 г.

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «В Нью-Йорке Ринго сказал американским журналистам, что “Битлз” больше никогда не появятся вместе на публике».

 

Ринго: «Нас пытаются продолжать воспринимать стереотипно, думают, что мы всё ещё маленькие шваброголовики, но это не так. Я больше не хочу выступать на публике. Я больше не скучаю по тому, что был Битлом. Тех дней не вернуть. Нет смысла жить прошлым».

 

Генри Пессар (фотограф): «В начале дня я встретился с Джоном и Йоко в отеле “Мойрис”, куда молодые супруги пришли поприветствовать Сальвадора Дали. Я подарил Йоко розу, и она меня поцеловала».

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «В Париже Джон и Йоко пообедали с Сальвадором Дали».

 

Джо Тейсом (автор публикации “В тот момент, когда Джон Леннон встретил Сальвадора Дали”, 2023 г.): «Джон Леннон и Сальвадор Дали переосмыслили 20-й век с точки зрения каждого из них. Они были титанами своего дела и выдающимися личностями, которые двигали поп-культуру вперед. Исторически сложилось так, что в 1969 году они вместе пообедали и привели мир в порядок.

Человеком, ответственным за сближение взглядов этих двух икон, является покойный фотограф Роберт Уитакер. У него были тесные рабочие отношения с обеими фигурами, поскольку в 1964-66 годах он неоднократно фотографировал “Битлз”. Уитакер является автором нескольких самых известных фотографий группы, включая обложку альбома “Вчера и сегодня”, выпущенного только в США.

Уитакер был представлен группе после того, как сфотографировал их менеджера Брайена Эпстайна для интервью в газете “Еврейские новости”, когда “Битлз” были в австралийском турне. Позже он объяснил: “Я сфотографировал Эпcтайна и увидел, что он похож на павлина, и украсил его голову павлиньими перьями, чтобы придать ему фотографический рельеф. Он был в шоке, когда увидел фотографию. После этого он увидел выставку моих коллажей в Музее современного искусства и сразу же предложил мне должность штатного фотографа в “НЕМС”, чтобы я фотографировал всех его артистов. Сначала я отказался, но после того, как увидел выступление “Битлз” в Фестивальном зале, я был ошеломлен криками поклонников и решил принять предложение приехать в Англию”.

С этого момента Уитакер очень подружился с “Битлз” и сопровождал их в турне по всему миру. Как только они прекратили гастролировать, в его услугах больше не было необходимости, но фотограф продолжал запечатлевать “Свингующие шестидесятые” даже после расставания с “Потрясающей четвёркой”.

Однако, когда обстановка начала меняться, Уитакер увлёкся другими областями, в том числе и своим кумиром-художником Савальдором Дали. Как вспоминал Роберт Уитакер: “Сальвадор Дали говорил: ‘Фотографии, давайте сделаем много снимков. Мне нравится, когда меня фотографирует отзывчивый человек. Я лучшая проститутка в мире по части позирования для фотографий’ – это были первые слова Дали, обращенные ко мне, когда Дуглас Купер в 1967 году привел меня на встречу с ним”.

В 2005 году Уитакер привёз в Ливерпуль сюрреалистическую выставку “Сальвадор Дали встречает Битла”, на которой отразились два его самых сильных увлечения. В интервью “Ливерпуль Эко”, посвященном продвижению выставки, Уитакер рассказал, как он познакомил Дали с Питом Брауном, который работал на Эпстайна, а позже познакомил художника с Ленноном. “У него на стене висела фотография Джона на вешалке для пальто”, – сказал Уитакер.

Эта встреча произошла, когда Леннон проводил свой медовый месяц с Йоко Оно в Париже, о чём позже упоминалось в “Балладе о Джоне и Йоко”. Он поёт: “Мы ехали из Парижа в амстердамский отель ‘Хилтон’, неделю разговаривали в постели, в газетах писали: ‘Скажи, что ты делаешь в постели?’ Я сказал, что всего лишь пытаюсь принести нам немного мира”.

К сожалению, информация об этой встрече скудна, но, судя по рассказу Уитакера о вешалке для пальто Дали, Леннон произвел на испанца неизгладимое впечатление. Казалось бы, их пути больше никогда не пересекались, но их парижский обед стал потрясающим культурным событием между двумя культовыми фигурами. Только Йоко Оно жива, чтобы рассказать историю об этой исторической встрече, и мы заслуживаем услышать эту историю. Надеюсь, однажды она поведает об этом».

 

 

 

Фото Генри Пессара.

 

 

 

 

Из интервью Йоко Оно журналу “Кью” в конце 2001 года:

“Кью”: Во время медового месяца вы с Джоном встречались с Сальвадором Дали. Какое впечатление он на вас произвёл?

Йоко: На мой взгляд в нём был некоторый мужской шовинизм. Он сказал мне: “Я дам тебе один совет по поводу семейной жизни: не будь ревнива”. То есть он придерживался распространённой точки зрения, что мужчины гуляют, а женщины ревнуют. Но, на мой взгляд, возможен и противоположный вариант. В тот момент я подумала: “Почему он не скажет ему [Джону] то же самое?” Я восхищаюсь его талантом, но я бы не хотела быть за ним замужем, – можно сказать так.

 

 

 

Телефон Джона Леннона в личном дневнике Сальвадора Дали.

 

 

 

 

Генри Пессар (фотограф): «Потом они вернулись в свой отель на моей машине, такой же белой, как их “Роллс”, который прибыл из Лондона, за рулём которого восседал внушительного вида их водитель Лесли. Сидя в моём прекрасном “Форд Кортина”, Джон мне сказал: “Завтра мы планируем отправиться в Амстердам на мероприятие. Если хочешь, можешь нас проводить. Наш водитель, Лесли, вряд ли знает, как выбраться из Парижа. – и добавил, смеясь – Мы последуем за тобой до Голландии, если ты, конечно, не против!”

Я не поверил своим ушам, потому что если я пропустил всемирный эксклюзив из-за несвоевременного телефонного звонка (прим. – свадьба Джона и Йоко), то рассчитывал наверстать упущенное!

Итак, как и было условлено, я проехал более четырёхсот километров в качестве лоцмана.

В Бреде мы пили чай в живописном кафе.

Ночью прибыли в Амстердам, в отель “Хилтон”, где была неописуемая суматоха».

 

 

 

 

Фото Рууда Хоффа.

 

 

 

 

 

Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «24 марта 1969 года в четверть одиннадцатого вечера “Роллс-Ройс” прибывает на голландский пограничный переход Хейзелдонк. Питер Браун звонит в амстердамский отель “Хилтон” и сообщает, что они будут там примерно через час. Дереку Тейлору по телефону дали указание на следующий день организовать пресс-конференцию в отеле “Хилтон” и пригласить британскую прессу.

Отель “Хилтон” забронирован для молодожёнов Хансом Боскампом – заместителем директора звукозаписывающей компании “Бовема” – голландского партнера звукозаписывающей компании “И-Эм-Ай”, который будет сопровождать Джона и Йоко в течение всей недели. По работе он регулярно ездит в Лондон и именно поэтому знаком с “Битлз”. Между Ленноном – болельщиком футбольного клуба “Ливерпуль, и Боскампом, который играл на позиции левого защитника в первой команде “Аякса”, сложились прекрасные отношения.

Изначально Боскамп пытался забронировать хороший номер в отеле “Амстел” – самом престижном отеле Амстердама и любимом месте звёзд эстрады и кино, однако у руководства отеля ещё остались воспоминания о шумной толпе, которая собиралась перед отелем “Доелин”, когда “Битлз” прибыли в Амстердам в 1964 году. Кроме того, тот беспорядок, который устроили фанаты “Роллинг Стоунз” во время их концерта в театре “Курхаус” в августе того же года, для руководства отеля стал ещё одной причиной пропустить эту просьбу мимо ушей.

“Хилтон” – новый современный бизнес-отель в американском стиле, забронировал номер при условии, что в нём не будут употребляться наркотики.

Сейчас знаменитый люкс 902 (по другой нумерации, теперь это номер 702, люкс Джона и Йоко) почти всегда занят. В 1969 году этот номер стоил 218 гульденов (100 евро) за ночь, а сорок лет спустя за него приходится платить 1750 евро за ночь.

В отеле “Утрехтсбруг”, расположенном на окраине Амстердама, встречаются фотограф Нико Костер и Хенк Ван Дер Мейден, журналист голландской газеты “Телеграф” – самой читаемой газеты в Нидерландах. Ханс Боскамп предупредил последнего о приезде Леннона, поэтому он в курсе событий. В течение недели журналист будет подробно освещать происходящее. Он дождался пару на границе Амстердама, сел в их белый “Роллс-Ройс” и смог без проблем сопроводить пару в отель “Хилтон”. В своём первом репортаже он позволяет себе высказать несколько колкостей по поводу пары, тем не менее он называет Леннона “великим талантливым художником, музыкантом с литературными задатками, который с Йоко Оно рекламирует себя несколько странным способом”. Постепенно его публикации становятся всё более дружелюбными, почти восторженными, потому что такова сделка: Ван Дер Мейдену разрешают почти постоянно находиться в номере 902 отеля “Хилтон”.

Битломания, возможно, к этому времени себя уже исчерпала, но для многих встреча с Битлом остается самым желанным событием. Поэтому самую знаменитую на тот момент пару по прибытии в отель “Хилтон” встречает несколько десятков поклонников и представителей прессы. Несомненно, возле отеля было бы гораздо оживлённее, если бы Хенк Ван Дер Мейден в то утро не написал в газете “Телеграф”, что Леннон и Оно прибудут в аэропорт Схипхол во второй половине дня: тогда он не знал, что пара приедет на машине.

Семнадцатилетний Питер Ван Пелт весь день простоял возле отеля с букетом цветов. Когда “Роллс-Ройс” остановился и из него вышел его кумир, он вручает ему букет. Фотографию он хранит как реликвию.

Популярный диск-жокей Робби Дейл – ведущий телепрограммы “Джем”, также пришел к отелю. Годом ранее он брал интервью у Пола Маккартни для журнала, а теперь собирается взять у Джона Леннона телевизионное интервью.

Фриц Убелс, представляющий клуб поклонников “Битлз”, одним из первых заметил Джона и Йоко. В журнале для поклонников он пишет: “В 23:37 белый “Роллс-Ройс” остановился перед отелем “Хилтон”, и его сразу же начали штурмовать ожидающие поклонники и представители прессы. Джону и Йоко было трудно протиснуться сквозь толпу ко входу в отель. Даже те, кто оставался на заднем плане, могли хорошо их видеть, потому что и Джон, и Йоко были одеты в белые костюмы (примерно того же цвета, что и машина). Пройдя через вращающиеся двери отеля, Джон и Йоко оказались под пристальным вниманием постояльцев отеля, находившихся в холле. Поклонникам пришлось довольствоваться осмотром машины, из которой достали багаж, в том числе пару красных коробок, которые были полуоткрыты и, по-видимому, в них была какая-то одежда. Времени на разговоры не было, но я увидел Джона и Йоко, а это уже немало”».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прибытие в отель “Хилтон”. На переднем плане Хенк Ван Дер Мейден (в клетчатом пальто). Фото Берта Спренкелинга.

 

 

Ян-Сиес Тер Брюгге, Ян Ван Гален и Патрик Ван Ден Ханенберг (авторы книги “В постели с Джоном и Йоко”): «Хансу Боскампу, который поставил в номере корзину с экзотическими фруктами, проигрыватель с несколькими пластинками и большой букет цветов со своей визитной карточкой, с помощью персонала отеля удается не пускать в лифт прессу и фотографов. Только Питу Ван Стриену – голландскому оператору “Бритиш Индепендент”, разрешили сделать несколько снимков комнаты. Остальных журналистов и фотографов не пускают дальше лифта. “Всё, чего мы хотим – это поспать”, – обращается Леннон к ожидающей толпе, прежде чем за ними закрываются двери лифта.

Тем не менее, Дон Шорт из “Дейли Миррор” тоже умудряется добраться до этажа Леннона. Выгружая чемоданы из машины перед отелем, он ловко изобразил “дорожного менеджера”, демонстративно пересчитывая багаж и поднимаясь с ним по лестнице. Когда дверь перед ним захлопывается, журналист ещё некоторое время продолжает ходить перед комнатой.

Вскоре после этого из номера 902 раздались экзотические звуки индийской музыки».

 

 

 

Водитель Лес Энтони собирается убрать машину. Фото Берта Спренкелинга.

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)