28 января 1969 г. (вторник)
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Съёмки фильма “Вернись” в студии “Эппл”».
Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Студия “Эппл”, Сэвил-Роу, Лондон. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Глин Джонс; помощник звукоинженера: Алан Парсонс».
Из-за плохой погоды концерт на крыше перенесён на 30 января.
Линда: «Ты меня смущаешь».
Кевин Харрингтон (дорожный менеджер “Битлз” с 1968 года).
Билли Престон.
For You Blue
Get Back
Get Back
Get Back
The Walk
I’ve Got a Feeling
Shazam! – композиция Дуэйна Эдди
The Long and Winding Road (4:52)
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Интересно, что во время репетиции композиции “Долгий извилистый путь” (Long and Winding Road) они перешли к медленной 12-тактовой блюзовой прогрессии, которую позже назвали “Река Рейн” (The River Rhine) из-за того, что Пол произнёс фразу “двигаясь вдоль реки Рейн” (moving along by the River Rhein) в качестве основного текста. Пол играл на басу и исполнял ведущий вокал в блюзовом стиле, Джордж на ритм- и соло-гитаре, Билли на электропианино и Ринго на барабанах».
Фото Линды Истман.
I’ve Got a Feeling
I’ve Got a Feeling
I’ve Got a Feeling
I’ve Got a Feeling (репетиция) (0:55)
Фото Линды Истман.
I’ve Got a Feeling
I’ve Got a Feeling
I’ve Got a Feeling
I’ve Got a Feeling
I’ve Got a Feeling (0:48)
Rainy Day Women #s 12 & 35 (0:58) – композиция Боба Дилана
I’ve Got a Feeling
I’ve Got a Feeling
Фото Линды Истман.
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В этот день репетиции композиции “У меня такое чувство” (I’ve Got A Feeling) были немного более экспериментальными и несосредоточенными. Один из дублей длился целых 15 минут из-за включения повторяющейся трехаккордовой коды. Одна версия была сыграна в более медленном темпе и содержала вокальные импровизации Джона и Пола и гитарные эксперименты Джорджа. Во время заключительной части восходящего и нисходящего аккордов Джону вспомнилась песня Боба Дилана “Женщины дождливого дня №12 и 35” (Rainy Day Women #12 & 35), и он начинает петь: “Они побьют тебя камнями, когда ты…” (прим. – название этой композиции Боба Дилана нигде не упоминается в тексте песни, и среди музыкальных критиков много споров как по поводу значения названия, так и по поводу повторяющегося припева: “Все должны быть побиты камнями”; это сделало песню неоднозначной, поскольку некоторые комментаторы назвали её песней о наркотиках).
В 13:30 Пол ушёл с репетиций на встречу, поэтому Джон взял на себя роль лидера во время исполнений композиции “У меня такое чувство”, исполнив как свои, так и Пола вокальные партии. Джордж играл на своём психоделическом “Стратокастере”. Исполняя партию Пола, Джон старался излишне не напрягать свой голос, поэтому он соответственно понижает мелодическую линию, восклицая “а теперь слушайте!”, когда собирается перейти к своему фрагменту “у всех был тяжелый год”».
(Пол ушёл на встречу)
Джордж: Да, о чём ты хотел поговорить?
Джон: (обращаясь к Джорджу) Да, я встретился с Кляйном.
Джордж: С Кляйном?
Джон: Да, с Кляйном. Алленом Кляйном.
Джордж: Ясно.
Джон: Да, и это очень интересно…
Джордж: Хм.
Джон: …со всех точек зрения. И хочу рассказать об этом всем вам. Знаете, он… он просто обалденный.
Джордж: Правда?
Джон: Да, он знает вещи, о которых мы понятия не имеем. Например, о Битломании в Лос-Анджелесе после выхода альбома
Джордж: О нас?
Джон: Я скажу, что он многое вам расскажет, потому что он знает всё обо всём. Интересный человек. До двух ночи просидели.
Джордж: Вчера ночью?
Джон: Я пошёл… в смысле, надо с ним встретиться, хватит откладывать. Понимаете, я столько лет о нём слышал. То, во что трудно поверить. Он знает, где найти… да что угодно. И как это получить. Я это вам говорю не для того, чтобы сбить вас с толку. Я подумал, что он сможет обо мне позаботиться. Как-то так. И он знает, какие мы, понимаете. То, как он описал каждого из нас, наши достижения и то, что нас ждёт. Он знает меня так же хорошо, как и вы. Удивительный парень.
Йоко: Он владеет половиной “Эм-Джи-Эм”.
Джон: И помогает Биафре. Он говорит: “Я практичный человек”, и его фишка… помните “Цирк Роллинг Стоунз”? Он это всё устроил.
Джордж: Да.
Джон: Всё, что мы слышали об этом и их избранности, и получают они…
Джордж: Да.
Джон: …гораздо больше нас! Мы продаём много, но они продают больше. Стоунз выпустили со своего концерта пластинку и у них будет своя книга, представляете?! На это есть спрос. И он делает запись всех исполнителей, чтобы купить продукты для Биафры. Я говорил ему о нашей идее фильма…
Джордж: О, да.
Джон: И если мы тоже отправим им продукты на заработанные деньги, то он сам всё организует. Я не хотел ввязываться, но он умеет увлечь.
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В отсутствие Пола Джон с Джорджем обсуждают “синкопу”, которую они играли во время куплетов. Джон настаивает, чтобы они подождали возвращения Пола, чтобы он решил, как он хочет, чтобы это было сделано. По возвращении Пола они возобновляют работу над песней».
The Inner Light (0:42)
I’ve Got a Feeling
Blue Yodel No. 1 (T for Texas) – композиция Джимми Роджерса
Tea For Two Cha-Cha – композиция Томми Дорси
Dig It (музыкальная импровизация) (0:32)
I’ve Got a Feeling
I’ve Got a Feeling
Child of Nature – композиция Джона Леннона
Child of Nature
Dig a Pony
Dig a Pony
Dig a Pony
I Will Always Look For You – композиция Пола Маккартни
Dig a Pony
Dig a Pony
Dig a Pony
Dig a Pony
Dig a Pony
Dig a Pony
Dig a Pony
Dig a Pony
Dig a Pony
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Из двенадцати исполнений композиций “Выискивать мелочь” (Dig A Pony), восемь из них были записаны Джорджем Мартином, но только две из них были сыграны полностью. Во время репетиций в этот день Пол замечает некоторое сходство в мелодической линии с недавним хитом №1 в Великобритании Джо Кокера, а именно с его кавером на песню “С небольшой помощью моих друзей” (With A Little Help From My Friends). Маккартни заявляет: “На самом деле, это очень похоже на Джо Кокера… ‘Всё, чего я хочу, это ты’… но это здорово!”
Пол также восхищён изменениями аккордов в песне: “В этой песне большие перемены!”. Финальная версия этого дня, дубль 14, начинается с того, что Джон подаёт знак Глину Джонсу отметить ещё одно исполнение песни. “Глиннис!” – обращается он, но его прерывает чей-то вопрос: “Для чего этот микрофон?”, на что Джон отвечает: “чтобы записывать ваш откровенный разговор”. После завершения наполовину испорченного дубля Джон поет фальцетом: “Я думаю, что другой был намного лучше, давайте споём ‘Вернись’”».
Get Back
Get Back
Love Me Do
Dig a Pony
Teddy Boy – композиция Пола Маккартни
Teddy Boy
Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Были исполнены две версии песни “Тедди-Бой” (Teddy Boy), одна из которых будет объединена с записью от 24 января и выпущена в 1996 году в издании “Антология 3”».
Get Back (1:10)
Джон: “Если бы когда-нибудь меня любили, как она”. Давайте сделаем по-настоящему.
Don’t Let Me Down
Don’t Let Me Down (3:32)
Глин Джонс.
Джон: «Я выпил вина. Вспомнил Боба Вулера!» (прим. – ди-джей клуба “Пещера”).
В этот день “Битлз” пили белое сухое вино “Дейнхард Рислинг” урожая 1966 года.
I’ve Got a Feeling (3:57)
Don’t Let Me Down
Don’t Let Me Down (3:48)
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В этот день группа приняла окончательную аранжировку композиции “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down). В первом куплете слова “и если бы кто-нибудь когда-нибудь любил меня так, как любит она” были сокращены до “и если бы кто-нибудь любил меня так, как любит она”, чтобы вписаться в размерность песни. Джон с Полом также проинструктировали Джорджа, какую мелодическую линию ему нужно играть во время мелодической вставки. После того Джон сделал объявление песни: “ Не обмани моих ожиданий, снова дорога, блюз коротышки Фата Фанни, ты – моё желание”. Затем группа записала четыре полноценных дубля, два из которых были почти идеальными, включая тот, который в конечном итоге был выбран для стороны “Б” их следующего сингла.
Восьмидорожечная запись состояла из вокала второго плана Пола (первая дорожка), ведущего вокала Джона (вторая дорожка), электрического пианино Билли Престона (третья дорожка), бас-гитары Пола (четвёртая дорожка), ударных Ринго в стерео (пятая и шестая дорожки), гитары Джона (седьмая дорожка) и соло-гитары Джорджа (восьмая дорожка)».
I’ve Got a Feeling (0:17)
One After 909
I’ve Got a Feeling
One After 909 (1:19)
One After 909 (3:33)
One After 909
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Группа решила, что в рамках подготовки к концерту им нужно повторить композицию “Поезд, следующий за отправляющимся в 9:09” (One After 909). К этому времени Джордж отказался от использования педали “вау-вау”, решив вместо этого играть на обычной электрогитаре, одновременно придумывая эффектное вступление к песне».
Old Brown Shoe
Old Brown Shoe
Old Brown Shoe (3:00)
Old Brown Shoe (3:28)
Old Brown Shoe (5:25)
Old Brown Shoe (3:11)
Old Brown Shoe (0:32)
Old Brown Shoe (0:23)
Old Brown Shoe
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Во время этой сессии была проведена дальнейшая проработка композиции “Старый коричневый башмак” (Old Brown Shoe). Группа повторила песню восемь раз, пока Пол отсутствовал по своим делам.
Джордж снова начал играть на фортепиано, на этот раз показав Джону аккорды на гитаре. Ринго к тому времени уже освоил барабанный ритм, напоминающий композицию “Возвращение на шоссе 61” (Highway 61 Revisited) Боба Дилана.
Затем Билли Престон заменил Джорджа за фортепиано, что позволило композитору просто исполнять соло-вокал, а затем и играть на соло-гитаре. Харрисон пошутил, что теперь ему нужно заново разучивать песню на этом инструменте, подбирая некоторые гитарные риффы, которые мы слышим на готовой записи. Затем Джон отказался от гитары в пользу омнихорда – инструмента, звучание которого чем-то напоминает орган».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Ещё одним интересным музыкальным инструментом в студии в этот день был стилофон, с которым Джордж и Билли Престон экспериментировали в перерывах между репетициями композиции “Старый коричневый башмак”. Группа так и не использовала этот инструмент ни в одной из своих песен».
Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «После одного из дублей композиции “Старый коричневый башмак” (Old Brown Shoe) группа начала экспериментировать со стилофоном. Это единственное известное использование группой этого инструмента, популяризированного Рольфом Харрисом».
Билли Престон: Что? Откуда они? Кто их делает?
Джордж: Ух ты! Японцы?
Джон: Я видел их по телевизору.
“Это маленькие электрорга́ны”.
Билли Престон пытается сыграть мелодию “Старый коричневый башмак”.
музыкальная импровизация
Old Brown Shoe (3:00)
I Want You (She’s so Heavy)
I Want You (She’s so Heavy)
Фото Линды Истман.
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Кажется почти невероятным, что Джон Леннон, автор таких песен, как “Пожалуйста, доставь мне удовольствие” (Please Please Me), “Когда угодно” (Any Time At All) и “Всё, что мне нужно сделать” (All I’ve Got To Do), всего за каких-то шесть лет настолько продвинулся вперед, что написал такую пронзительную и эмоциональную композицию, как “Я хочу тебя (она такая неприступная)” (I Want You (She’s So Heavy)). Его отношения с Йоко Оно затронули его до глубины души, вдохновив на сочинение песни, выражающую необузданные эмоции, которых он никогда раньше не испытывал. Ему не потребовалось много слов, чтобы передать своё эмоциональное состояние, которое, впрочем, довольно трудно передать словами, но он попытался. Перед огромной аудиторией поклонников “Битлз” он обнажил свою душу.
Тексты песен всегда были одной из самых сильных сторон “Битлз”. Джон с Полом, в частности, развили в себе умение излагать истории, которые были понятны обычному слушателю. В песне “Вчера” (Yesterday) Пол простыми словами описывает глубокую печаль утраченной любви, которую в тот или иной момент испытывает почти каждый человек на планете. В песне “На помощь!” (Help!) Джон ярко рассказывает о потребности в эмоциональной поддержке из-за неопределенности в жизни, с которой человек сталкивается с возрастом. Даже композиция “Я – морж” (I Am The Walrus) достигает величия своей абсурдной игрой слов, намеренно запутанной, чтобы сбить с толку тех, кто ищет глубокий смысл в их текстах, и этот текст убеждает, как будто в нём действительно есть загадка, которую нужно разгадать, хотя на самом деле её нет.
К 1969 году Джон начал экспериментировать с написанием текстов, которые передают глубокие эмоции, практически не используя слов. Возможно ли это? В композиции “Я хочу тебя (она такая неприступная)”, которая длится около восьми минут и является самой длинной песней во всем каталоге “Битлз” (“революция 9” почти на полминуты длиннее, но, возможно, её нужно рассматривать скорее как “звуковой коллаж”, чем как настоящую песню), Джон рассказывает проникновенную историю о своих глубоких чувствах к своей новой возлюбленной Йоко Оно, используя в общей сложности всего пятнадцать слов! Эти слова, большинство из которых повторяются много раз, звучат так: “Я/хочу/тебя/так/сильно/что/это/сводит/меня/с ума/она/такая/ неприступная/детка/знаешь/да”. Даже самая короткая песня “Битлз”, “Её Величество” (Her Majesty), которая длится всего 23 секунды, содержит в общей сложности тридцать восемь слов, некоторые из которых также повторяются. Уникальность песни Джона “Я хочу тебя (она такая неприступная)” заключается в том, что ему не понадобилось много слов, чтобы передать то сильное и глубочайшее влияние, которое Йоко оказала на жизнь Джона в то время.
Лирические отсылки Джона к Йоко можно легко обнаружить в его композициях 1968 года, вошедших в “Белый альбом”, таких как “Джулия” (Julia), “Счастье – это тёплое оружие” (Happiness Is A Warm Gun) и “Я так устал” (I’m So Tired). Однако в начале 1969 года, похоже, его зависимость от их отношений стала навязчивой до такой степени, что это стало почти единственной темой, о которой он чувствовал потребность писать. “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down) была его просьба к ней никогда не отказываться от их отношений, а припев “Всё, чего я хочу, – это ты” из песни “Выискивать мелочь” (Dig A Pony) также четко выражает это послание. Песня “Я хочу тебя (она такая неприступная)”, премьера которой состоялась в январе 1969 года, продолжила эту тему».
Джон: «Это я о Йоко».
I want you, I want you so bad. Я хочу тебя, я так сильно хочу тебя.
I want you, I want you so bad, it’s driving me mad, Я хочу тебя, я хочу тебя так сильно, что это сводит меня с ума,
It’s driving me mad. Это сводит меня с ума.
I want you, I want you so bad, babe. Я хочу тебя, я так сильно хочу тебя, детка.
I want you, I want you so bad, it’s driving me mad, Я хочу тебя, я хочу тебя так сильно, что это сводит меня с ума,
It’s driving me… Это сводит меня…
I want you, I want you so bad, babe. Я хочу тебя, я так сильно хочу тебя, детка.
I want you, I want you so bad, it’s driving me mad, Я хочу тебя, я хочу тебя так сильно, что это сводит меня с ума,
It’s driving me mad. Это сводит меня с ума.
I want you, I want you so bad. Я хочу тебя, я так сильно хочу тебя.
I want you, I want you so bad, it’s driving me mad, Я хочу тебя, я хочу тебя так сильно, что это сводит меня с ума,
It’s driving me… Это сводит меня…
She’s so Она такая
Heavy Неприступная
Heavy (Heavy, heavy) Неприступная (неприступная, неприступная)
She’s so Она такая
Heavy Неприступная
She’s so heavy (Heavy, heavy) Она такая неприступная (неприступная, неприступная)
I want you, I want you so bad. Я хочу тебя, я так сильно хочу тебя.
I want you, I want you so bad, it’s driving me mad, Я хочу тебя, я хочу тебя так сильно, что это сводит меня с ума,
It’s driving me mad. Это сводит меня с ума.
I want you, you know I want you so bad, babe. Я хочу тебя, знаешь, я так сильно хочу тебя, детка.
I want you, you know I want you so bad, it’s driving me mad, Я хочу тебя, знаешь, я хочу тебя так сильно, что это сводит меня с ума.,
It’s driving me mad. Это сводит меня с ума.
Yeah Да
She’s so… Она такая…
Стив Тёрнер (автор книги “Запись трудного дня”): «На протяжении многих лет эту песню высмеивали из-за минимального использования текста, а популярная телепрограмма “Би-Би-Си” – “24 часа” даже зачитывала текст в прямом эфире в качестве примера банальностей поп-музыки. Леннон отреагировал на это, сказав, что “простота песни делает её лучше таких песен, как “Элеонор Ригби” (Eleanor Rigby) и “Я – морж” (I Am The Walrus). Для него это было не возвращением к беззаботной односложной поп-музыке, а просто экономией языка».
Джон: «В песне “Я хочу тебя (она такая неприступная)” очевидна простота. Один рецензент написал: “Кажется, он утратил свой талант к текстам; эта песня такая простая и скучная”. Когда доходит до дела, когда ты тонешь, то не говоришь: “Я был бы невероятно рад, если бы у кого-нибудь хватило предусмотрительности заметить, что я тону, и прийти мне на помощь”, – ты просто кричишь! В этой песне я просто спел: “Я хочу тебя, я так сильно хочу тебя, но она такая неприступная, я хочу тебя”, – вот так».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В музыкальном плане куплеты песни, похоже, написаны по мотивам хита Мела Торме “Возвращаюсь домой, детка” (Comin’ Home Baby) 1962 года, который в том году имел значительный успех в Британии, достигнув 13-го места. В остальном Джон признал, что Йоко оказала влияние на его новый стиль написания песен в то время».
Джордж (1969): «Это очень тяжёлая песня. Это хорошо, потому что в основе своей она немного похожа на блюз. Рифф, который он поёт и исполняет, на самом деле очень прост в блюзовом стиле. Но, опять же, он очень оригинален для песен в стиле Джона. А середина великолепна. У Джона удивительная способность чувствовать ритм. Он постоянно использует что-то вроде смены ритма. Например, в песне “Всё, что тебе нужно – это любовь” (All You Need Is Love) ритм как бы перескакивает с одного на другой и меняется с размера на три четверти на размер на четыре четверти, сменяя друг друга. Но когда вы спрашиваете его, что это такое, он не знает. Он просто делает это естественно. И мелодическая вставка этой песни немного похожа. И в ней очень хорошая последовательность аккордов, которую он использует».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Для читателей, которым может быть неясно, что подразумевается под словом “тяжёлая песня” в контексте её текста, то словарь сленговых выражений 60-х годов определяет это слово как “глубокий, крутой, хаотичный, противоречивый”, и, как это определено Кевином Хоулеттом в аннотации к бокс-сету, посвященному 50-летию выхода альбома “Эбби Роуд”, это “насыщенная, значимая, знаменательная”.
Пол никогда не заявлял о своей причастности к написанию этой песни.
Прослушав первый её вариант 28 января 1969 года в студии “Эппл”, можно сказать, что клавишник Билли Престон помог Джону с аранжировкой и приданием более глубокого звучания песне».
Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Первая из четырёх версий композиции “Я хочу тебя (она такая неприступная)” (I Want You (She’s So Heavy)) была инструментальной и включала основные гитарные риффы, которые вошли в финальную запись, хотя на данном этапе это было немногим больше, чем импровизация».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В этот день были отрепетированы четыре версии песни и на этом этапе это была просто импровизация, состоящая только из куплетов “Я хочу тебя” (I want you). В одной из версий Джон исполняет ведущий вокал, имитируя ноты, сыгранные на искаженной электрогитаре, что мало чем отличается от того, что получилось в выпущенной версии. Билли Престон играет на фортепиано и исполняет вокал второго плана, а Ринго играет на барабанах. Эта фанковая версия длилась почти шесть минут. Позже в тот же день они снова отрепетировали эту песню, причем Джон чередовал слова “Я хочу тебя” и “Ты мне нужна”, Билли Престон перешёл к органу и на этот раз воздержался от вокала, а Пол присоединился с шейкером. Ещё одна репетиция в тот день состояла в том, что Джон и Джордж наигрывали песню на гитарах».
Unless He Has A Song
Sticks And Stones – композиция Рэя Чарльза
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «28 января Джон попытался подвести итоги предыдущей работы: “Давайте продолжим с теми песнями, которые пока ещё разбиты на части. Знаете, я пытаюсь уговорить нас сделать что-нибудь из работ Джорджа для первой партии”. Понимая, что Джордж раньше испытывал чувство разочарования, из-за чего он недавно временно покинул группу, Джон решил максимально вовлечь его в нынешний проект. Это привело к серьёзной работе над композицией “Что-то” (Something) с намерением завершить её до конца января, когда проект должен был быть завершен.
Под руководством Джорджа они несколько раз прошлись по песне. Во время репетиций Джордж обратился с вопросом по поводу текста: “Что бы это могло быть, Пол, ‘что-то в том, как она движется’, что-то в этом роде ‘привлекает меня, как…’ Я вообще не могу понять, что меня привлекает!” – с досадой восклицает Джордж, обращаясь к своим коллегам по группе. Джон советует: “Просто произноси каждый раз всё, что приходит тебе в голову, например: ‘Привлекает меня, как цветная капуста’, – пока не поймешь, что к чему”. Джордж ответил: “Но я уже шесть месяцев говорю об этом – я имею в виду именно эту фразу. ‘Притягивает меня, как гранат’ – у нас могло бы это быть!”.
После того, как они исполнили один импровизированный куплет, Джон предлагает: “Вы пытаетесь понять смысл песни каждый раз, в каждой строчке? Тогда нужно каждый раз останавливаться. Вы можете просто продолжать, продолжать, и продолжать, а затем вернуться к этому. Или нет, в зависимости от того, что произойдет”. Затем “Битлз” обменялись идеями, Джон, по-видимому, придумал то, что стало строчкой “Я не хочу оставлять её сейчас, ты знаешь, во что я верю и как сильно” (Don’t want to leave her now, you know I believe and how), а Джордж попробовал то, что он назвал “встречной мелодией”, которую он пел в более высоком регистре во время куплетов. К этому моменту Джордж уже написал мелодию для мелодической вставки, а также текст для третьего куплета. Они ломали голову над текстом для мелодической вставки, придумывая что-то вроде “Ну, а вы знали, кто пропустил шоу?”, “Фэнси Джо пропустил шоу”, “Куда вы ходили, мистер Шоу? Я не знаю” и так далее. К счастью для песни, эти шутливые фразы была использована Джорджем только как шаблон для последующего написания подходящего текста».
Джордж: Что это может быть, Пол? Что-то в её движениях? Что в ней меня привлекло?
Джон: Лепи всё, что приходит в голову. “Манит меня, как капуста”, пока не найдёшь то самое слово.
Джордж: Да, я так его уже полгода пытаюсь подобрать.
Джон: “Манит меня, как гранат”.
Пол: Можем попробовать. “Манит меня, как гранат”.
Джордж: “Что-то в ей движениях манит меня, как мотылька свечи огонь… к гранату”.
Джон: Цветная капуста круче.
Джордж: Что-то есть в её повадке. Я не хочу её терять, если б вы могли понять…
Something
Something
Something (4:26)
Something (4:59)
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «На протяжении значительной части карьеры “Битлз” на альбомах было легко узнать одну-две композиции Джорджа Харрисона. И хотя они были достойными произведениями, их, тем не менее, можно было рассматривать как символический дар, сделанный в качестве одолжения начинающему автору песен».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер “Битлз”): «Я думаю, проблема Джорджа заключалась в том, что никто – ни Джон, ни Пол, ни я – никогда не рассматривали его как качественного автора песен. В этом отношении я тоже виноват. Я был тем человеком, который обычно говорил: “Если у него есть песня, мы позволим ему включить её в альбом” – очень снисходительно. Знаю, что он, должно быть, очень переживал из-за этого. Мало-помалу, но он продолжал упорно делать своё дело, и его песни становились всё лучше и лучше, пока, в конце концов, они не стали очень хороши. “Что-то” (Something) – замечательная песня, но мы не отдавали ему должное за это, и мы никогда по-настоящему не думали, что он станет великим автором песен».
Джордж (1969): «Сейчас мне просто всё равно, нравятся они вам или нет. Я просто их пишу».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «На более поздних альбомах “Битлз” возросшее качество песен Джорджа стало совершенно неожиданным для всех, и поэтому многих слушателей удивило, что он действительно был композитором этих песен».
Джордж: «Песня “Что-то” (Something) – это лучшее, что я когда-либо сочинил».
Пол: «Это лучшая песня, которую написал Джордж. Фрэнк Синатра назвал “Что-то” (Something) своей любимой песней Леннона-Маккартни. Спасибо, Фрэнк!».
Джордж: «Как-то раз я встретился с Майклом Джексоном где-то на “Би-Би-Си”. Парень, бравший у нас интервью, что-то сказал о песне “Что-то” (Something), и Майкл удивился: “О, так это ты написал? Я думал, это Леннон-Маккартни”».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер “Битлз”): «Отличная песня, и, откровенно говоря, я удивился, узнав, что её написал Джордж. Классная песня!».
Элтон Джон: «Композиция “Что-то” (Something), вероятно, одна из лучших песен о любви, когда-либо написанных. Она лучше, чем песня “Вчера” (Yesterday), намного лучше. Она похоже на песню, за которой я гнался последние тридцать пять лет».
Фрэнк Синатра: «Я считаю, что это одна из лучших песен о любви, которые были написаны за последние пятьдесят или сто лет, хотя в ней ни разу не сказано: “Я люблю тебя”. Но это действительно одно из талантливейших произведений!».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Вскоре после выхода эта песня получила всеобщее признание, и Джордж наконец-то получил должную оценку как композитор. Свидетельством этого является тот факт, что она стала самой популярной песней “Битлз” во всём их каталоге, уступив только “Вчера” (Yesterday)».
Джон: «Я думаю, что это чуть ли не лучший трек на альбоме».
Оззи Озборн: «Помню, “Блэк Саббат” возвращались домой после выступления в Цюрихе. Мы скучали по дому, у нас не было денег, делили одну сигарету на четверых. Эта песня напоминает мне о том времени: мы слушали её снова и снова, перебираясь через Альпы».
Ринго: «Это прекрасно. Джордж добился успеха как автор песен. Его композиции “Что-то” (Something) и “Пока моя гитара нежно плачет” (While My Guitar Gently Weeps) – это две лучшие песни о любви из когда-либо написанных, и они действительно стоят на одном уровне с тем, что написали Джон с Полом или кто-либо ещё в то время».
Пол: «В этой песне меня привлекла красивая мелодия и структура. Я решил, что она замечательная. По-моему, это одна из лучших композиций Джорджа – наряду с песнями “А вот и солнце” (Here Comes The Sun) и “Пока моя гитара нежно плачет” (While My Guitar Gently Weeps). Наверное, это три самые лучшие его песни. До этого он писал по одной или по две песни для каждого альбома. Вряд ли он считал себя композитором, и, видимо, мы с Джоном вытесняли его – опять-таки без умысла, просто мы были основные авторы, “Леннон и Маккартни”. Когда речь заходила о новом альбоме, ясно, что Леннон и Маккартни садились писать для него песни. Наверное, ему было нелегко втиснуться в нашу компанию. Но, наконец, он принес песню “Что-то” (Something) и ещё пару отличных композиций, и, думаю, все были им довольны. Никто не завидовал».
Джон: «Мы с Полом поделили между собой империю, потому что были основными вокалистами. Джордж не пел в то время, когда пришёл в группу. Он был гитаристом. Первые несколько лет он не пел на сцене. Мы разрешали ему спеть одну песню, как, впрочем, и Ринго: “А это номер для него…”. Обычно пели и сочиняли мы с Полом. Джордж начал писать гораздо позже.
Мы не оттесняли Джорджа. Одно время его песни были не слишком хороши, никому не хотелось критиковать их, но все мы работали над ними, как и над песнями Ринго. Мы вкладывали в эти песни больше труда, чем в некоторые из собственных. Просто он не сразу перешёл в нашу лигу. Это ничуть его не принижает, у него не было такой практики, как у нас».
Джордж Мартин (музыкальный продюсер “Битлз”): «Ещё одна проблема: у Джорджа не было соавтора. Джон всегда мог обменяться идеями с Полом. Даже если они не писали вдвоём, между ними существовала конкуренция. Джордж был одиночкой, и, боюсь, его одиночество усугубляли мы трое. Теперь я об этом жалею».
Крис Томас (ассистент независимой звукозаписывающей компании “Эйр” Джорджа Мартина): «Значительная часть песни была написана ещё 19 сентября 1968 года. Мы с Джорджем сидели за клавесином в первой студии “И-Эм-Ай” и обсуждали, как мне сыграть на инструменте в его песне “Свинки” (Piggies), которая начала складываться в этот день. Пока мы с Джорджем играли на клавесине, он начал играть ещё одну новую песню, которая позже стала композицией “Что-то” (Something). Я сказал: “Здорово! Почему бы нам вместо этого не записать эту песню?”, а он ответил: “Тебе нравится, ты действительно думаешь, что она хороша?” Когда я подтвердил это, он произнёс: “О, может быть, я тогда подарю её Джеки Ломаксу, он сможет выпустить её как сингл!”».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В то время “Битлз” набирали артистов для созданного ими лейбла “Эппл Рекордз”, и Джордж заключил контракт со своим старым другом Джеки Ломаксом, ранее игравшим в ливерпульской группе “Андертейкерс”. Он хотел дать Ломаксу песню, которая подошла бы для сингла-хита, что дало бы ему хорошую фору в успешной карьере звукозаписывающего продюсера. В конце концов Джордж подарил ему свою другую песню, написанную в том же году – “Море скисшего молока” (Sour Milk Sea), которая действительно была выпущена Джеки Ломаксом в качестве его первого сингла».
Джордж: «Песня “Что-то” (Something) была написана на фортепиано, когда мы записывали “Белый альбом”. У меня был перерыв, пока Пол занимался перезаписью, поэтому я пошел в пустую студию и начал сочинять песню. На самом деле, это всё, что было нужно, за исключением того, что потребовалось некоторое время, чтобы разобраться с серединой. Она не вошла в “Белый альбом”, потому что к этому времени мы уже закончили все треки.
В то время у меня была только первая строчка “Есть что-то в том, как она движется”, которая есть в миллионах песен. В ней нет ничего особенного, но мне просто показалось, что она вполне уместна. Я никак не мог придумать слова для этой песни. Была композиция Джеймса Тейлора под названием “Что-то в том, как она движется” (Something In The Way She Moves), в которой это первая строчка. И тогда я подумал о том, чтобы попытаться изменить слова, но это были те слова, которые появились, когда я впервые их написал. Так что в конце концов я просто оставил всё как есть и назвал её “Что-то” (Something)».
Джеймс Тейлор (один из первых артистов, подписавших контракт с лейблом “Эппл Рекордз”): «Я написал песню “Что-то в том, как она движется” примерно за два года до того, как записал её в студии. Я записал на плёнку (эту песню) и ещё около семи композиций примерно за пару месяцев до того, как познакомился с Питером Эшером (прим. – менеджер по работе с артистами “Эппл”). Я знаю, что Пол прослушал её в “Эппл”, но не уверен, кто ещё её слушал. Всегда думал, что Джордж, должно быть, слышал её, но на самом деле я никогда не разговаривал с ним об этом».
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Слышал ли Джордж демо-версию “Что-то в том, как она движется” (Something In The Way She Moves) Тейлора или нет, так и не установлено. Однако Тейлор записывал свой дебютный альбом для “Эппл” в студии “Трайдент” с июля по октябрь 1968 года, и Джордж вполне мог услышать её там, поскольку в этот период “Битлз” также периодически использовали эту студию для записи “Белого альбома”, где, например, 3 октября была записана песня Джорджа “Савойский трюфель” (Savoy Truffle). В этот период Джордж даже записал вокал второго плана для песни Тейлора “Каролина в моих мыслях” (Carolina In My Mind). В любом случае, вступительный текст к его песне “Что-то в том, как она движется” (Something In The Way She Moves) был свеж в памяти Джорджа, когда он писал композицию “Что-то” (Something), и он просто решил оставить это, как есть»..
Джеймс Тейлор: «Я ни разу не подумал, что Джордж намеренно сделал это. Не думаю, что он намеренно что-то списал, и что мелодия заимствована из других музыкальных произведений. Так что я совершенно это не принимаю в расчёт. Если Джордж сознательно или бессознательно взял строчку из одной из моих песен, то я нахожу это очень лестным».
Джордж: «Обычно у меня получаются первые несколько строк текста и мелодия одновременно, а потом я обычно сначала заканчиваю мелодию, а потом уже дописываю слова. Я написал первый куплет и просто высказал в нём всё, что хотел сказать, и после этого мне нужно было написать ещё пару куплетов. Я нахожу, что это гораздо сложнее. Но Джон однажды дал мне полезный совет, что как только начинаешь писать песню, нужно заканчивать её сразу же, пока есть соответствующее настроение. Из своего опыта я понял, что когда возвращаешься к песне, то состояние души совершенно другое, и становится сложнее её дописывать. Иногда это даётся легче, но в целом вернуться к чему-то сложнее, поэтому сейчас я стараюсь заканчивать что-то сразу.
Я написал основную часть этой песни, а потом просто отложил её на полгода, потому что никак не мог придумать для неё слова и думал: “Она слишком простая. Звучит очень просто. Это должно быть что-то особенное”, потому что, как только я начал её писать, то первое изменение было “Да, да, да, да, да, да, да”. Как только я внёс это изменение, всё просто пошло своим чередом. “Да, да”, – все эти смены аккордов, а затем последовательность аккордов, казалось, последовали естественным образом».
Пол: «Песня “Что-то” (Something) Джорджа была ни на что не похожа. В ней речь идет о Патти».
Патти: «Художники всегда имеют свою музу. Я была молода и очень застенчива, поэтому, когда Джордж сказал мне, что песня “Что-то” посвящена мне, это не показалось мне чем-то особенным. Я не чувствовала себя частью истории».
Джордж: «Эта песня не о Патти. Все говорят, что о Патти, но это не так. Это была просто песня. На самом деле, это песня о Кришне. Но я не мог назвать его “Он”. Я был вынужден говорить “Она”, иначе все подумали бы, что я гомик».
Джошуа М. Грин (автор книги “Здесь восходит солнце”): «В двойственности концепции любви в песне “Что-то” прослеживаются мотивы, характерные для многовековой поэзии преданности в Индии, начиная с духовных гимнов поэта XIV века. Один журналист сказал, что он не понимает, о чем именно поёт Джордж – о любви к Кришне или о любви к женщине? “Это хорошо, – отозвался Джордж. – Мне это нравится. Я думаю, что индивидуальная любовь – это маленькая частица вселенской любви. В принципе не имеет значения, кого воспевать – Господа или человека. В каком-то смысле это одно и то же. Я делал это сознательно в нескольких песнях”».
Из интервью Дэвида Уигга с Джорджем Харрисоном:
Уигг: Что вдохновило тебя на песню “Что-то”?
Джордж: Возможно, Патти. Но только возможно.
Из интервью с Джорджем Харрисоном:
Вопрос: Говорят, песню “Что-то” вы посвятили Патти?
Джордж: Нет, просто кому-то пришла в голову мысль наложить на музыку любительское видео! Вот и получилось, что я иду по лесу с Патти, Пол ходит под ручку с Линдой, Ринго разговаривает с Морин, Джон тогда только-только познакомился с Йоко. А вообще-то, когда я писал песню “Что-то”, то думал о Рэе Чарлзе!».
Джордж: «На самом деле, когда я сочинял песню “Что-то”, у меня перед глазами стоял образ Рэя Чарлза. Конечно, это не оттого, что он казался мне привлекательнее Патти. Просто как исполнитель он более значим. Представляя Рэя Чарлза, я слышал, как он поёт мою песню, и он действительно спел её через несколько лет. А вот то, что её спел Фрэнк Синатра, меня не очень обрадовало. Теперь это воспринимается совсем не так, как тогда. Мне не слишком нравился Фрэнк, он принадлежал к предыдущему поколению. Гораздо больше я обрадовался, когда песню спели Смоки Робинсон и Джеймс Браун. Но теперь я радуюсь каждому её исполнению. Я считаю, что если собственные версии какой-нибудь песни записывают многие, значит, она удалась.
Я отдал песню Джо Кокеру за год до того, как взялся за неё сам. Она состоит чуть ли не всего из пяти нот, что устраивает большинство певцов. Это, наверное, моя самая удачная песня, если учесть, что существует более ста пятидесяти версий её обработки (в этом она уступает только песне “Вчера” (Yesterday)). Моя любимая обработка – та, которую сделал Джеймс Браун: она была великолепной».
Something in the way she moves, Есть что-то в том, как она движется,
Attracts me like no other lover. Что привлекает меня, как ни в одной из моих возлюбленных.
Something in the way she woos me. Что-то есть в том, как она обольщает меня.
I don’t want to leave her now, Я не хочу оставлять её сейчас,
You know I believe and how. Ты знаешь, во что я верю и как сильно.
Somewhere in her smile, she knows, Где-то в глубине её улыбки, она знает,
That I don’t need no other lover. Что мне не нужна никакая другая возлюбленная.
Something in her style that shows me. Что-то в её манере мне подсказывает.
I don’t want to leave her now, Я не хочу оставлять её сейчас,
You know I believe and how. Ты знаешь, во что я верю и как сильно.
You’re asking me, will my love grow? Ты спрашиваешь меня, будет ли моя любовь ещё сильнее?
I don’t know, I don’t know. Я не знаю, я не знаю.
You stick around, now, it may show. Если ты не уйдёшь, это может проявиться.
I don’t know, I don’t know. Я не знаю, я не знаю.
Something in the way she knows, Есть что-то в том, как она понимает,
And all I have to do is think of her. И всё, что мне нужно делать, это думать о ней.
Something in the things she shows me. Что-то есть в том, что она мне показывает.
I don’t want to leave her now, Я не хочу оставлять её сейчас,
You know I believe and how. Ты знаешь, во что я верю и как сильно.
Get Back
Get Back
Get Back
Get Back
Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Одним из достижений этого дня стала заключительная часть композиции “Вернись” (Get Back), которая отсутствовала в лучшем дубле предыдущего дня. Группа исполнила песню ещё семь раз. Гитарное соло Леннона и фортепианное соло Билли Престона к этому моменту окончательно сформировались. Один из этих дублей был признан неподходящим из-за неудачной реплики Пола в первом куплете (“Джоджо был дома в Тусоне, штат Аризона”) и медленного темпа Ринго. “Притормози, Лоретта”, – поёт Пол во время финального соло в качестве реакции на игру барабанщика.
Более позднее исполнение, записанное в этот день, было в оптимальном темпе и довольно хорошо исполнено инструментально, за исключением фальшивой ноты открытой струны, прозвучавшей на гитаре Джона, когда он начал своё первое соло. Это само по себе, возможно, побудило Пола начать дурачиться с вокалом до конца песни; его преувеличенные восклицания свидетельствовали о том, что он не думал, что этот дубль станет удачным».
Bo Diddley – композиция Бо Диддли
Two of Us
Two of Us
Two of Us
Two of Us
Two of Us
Teddy Boy (1:16)
All Things Must Pass – композиция Джорджа Харрисона
All Things Must Pass
All Things Must Pass (3:31)
All Things Must Pass
How Do You Tell Someone (2:02) – композиция Джорджа Харрисона
Greasepaint on Your Face
Positively 4th Street – композиция Боба Дилана
Positively 4th Street (1:04)
I Want You (She’s so Heavy) (0:40)
I Want You (She’s so Heavy) (1:01)
Пол Маккартни, Джордж Мартин, Дерек Тейлор.
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «В этот день Аллен Кляйн встретился со всеми четырьмя участниками группы».
Питер Браун (персональный помощник “Битлз”): «Джон настаивал на том, чтобы “Битлз” встретились с Алленом Кляйном точно так же, как они встречались с Джоном Истманом».
Джордж: «Джон пришел и сказал: “Я намерен поручить свои дела Кляйну. Вот такие дела”. Он спросил, хотим ли мы встретиться с ним и предложил дать ему шанс побеседовать с нами, и мы с Ринго согласились».
Ринго: «Кляйн был очень влиятельным человеком, и кроме того, кто бы что ни говорил, честным».
Пол: «Было девять часов вечера, и мы весь день работали, поэтому я сказал: “Я, пожалуй, пойду домой к Линде”, но все сказали: “О нет, чувак. Мы встречаемся с этим замечательным парнем, а ты пойдёшь домой”. Я подумал: “Он бизнесмен, а вы ведь не занимаетесь бизнесом после девяти часов вечера, не так ли?”».
Из интервью Аллена Кляйна журналу “Плейбой” в 1971 году:
“Плейбой”: Как отнеслись к этому Джордж и Ринго?
Кляйн: У нас была встреча на следующий день. Я хотел продемонстрировать им, что могу сделать. Истманы подготовили контракт, и я хотел обсудить его с ними. Я предложил Полу пригласить на встречу, где должны были обсуждаться финансовые вопросы, также и Истманов. Он согласился, сказал, что назначит встречу, и ушёл. А затем Джордж и Ринго поговорили со мной. Они хотели знать, что я собираюсь сделать для Джона, а когда я рассказал, спросили, могу ли я заняться тем же для них. Я, конечно, согласился. Ринго сказал позже: “Нами занималось слишком много скучных людей в строгих костюмах и с прекрасными манерами. А Кляйн был полон жизни, он хорошо знал, что такое рок-группа, и я подумал, что мне давно не хватало такого человека”.
“Плейбой”: Каким образом Джон поставил в известность Пола, Джорджа и Ринго о том, что вы берётесь за дела?
Кляйн: Это случилось за обедом. Там были они четверо, а также Йоко и Линда Истман. Кто-то из сотрудников “Эппл” зашёл к ним и сказал, что получил сообщение из “И-Эм-Ай” – их компании звукозаписи, будто я теперь являюсь финансовым менеджером Джона. И Джон, не отрываясь от супа, сказал: “Да, он теперь – мой финансовый менеджер”.
“Плейбой”: Понимали ли они, что это – твой первый шаг в том, чтобы стать менеджером “Битлз”?
Кляйн: Конечно. Но формально это означало только то, что я теперь занимаюсь финансовыми делами Джона. И пока ещё не был подписан контракт. Уверен, что Пол с Линдой были расстроены, ведь менеджерами “Битлз” на тот момент были Истманы. Кто-то мне сказал, что когда Линда услышала во время обеда эту новость, то выругалась. А вот Пол воспринял это спокойно. Он обо мне вообще не задумывался.
Пол: «Я собирался предложить всем время от времени давать небольшие концерты, чтобы вновь воспрянуть духом и вернуться к тому, с чего мы начали. А потом, возможно, у нас появятся и другие планы, если нам захочется. Но накануне Джон и Йоко встретились с Алленом Кляйном, и Джон предложил ему стать его менеджером. Он сообщил всем: “Отныне Аллен Кляйн занимается моими делами”. А когда мы спросили его, почему он так решил, Джон ответил: “Кроме него, никому не нравится Йоко”».
Ринго: «В то время у нас кипела бурная деятельность. Помимо Аллена Кляйна, в команде был Джон Истман – шурин Пола, который также хотел стать нашим менеджером. Как бы то ни было, мы встретились с Алленом Кляйном, и он нас убедил. Что ж, он меня убедил, и Джона тоже. Когда я впервые увидел его, у меня сложилось о нем такое впечатление: дерзкий – “Я доведу дело до конца, ребята”. С большим энтузиазмом. Хороший парень, располагающий к себе в самом что ни на есть нью-йоркском стиле. Так что решение оставалось за ним – я выбрал его. Нас было двое, и Джордж поступил так же».
Джордж: «Мы поняли, что альтернативы у нас нет. Управлять компанией “Эппл” было некому. Она истратила все деньги, ни у кого из нас не оказалось хватки менеджера. В тот момент нам нужен был специалист».
Крис О’Делл (сотрудница “Эппл”): «Как мне показалось, после первой встречи с Кляйном Джордж Харрисон не был от него в восторге, но за него был Джон, и Джордж успокоился».
Дерек Тейлор (пресс-агент “Эппл”): «Некоторые из “Битлз” очень быстро приняли Кляйна на работу. После того как Джон c Йоко провели с Кляйном вечер в отеле “Дорчестер”, Джон сказал: “Я намерен доверить ему всё”. Они навели справки у Донована, Джаггера, Микки Моуста и других, и они сказали: “Отдыхать в его компании вам вряд ли захочется, но позаботиться о вас он сможет”».
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «По совету Джона Истмана, брата Линды, они собирались купить компанию “НЕМС” за один миллион фунтов стерлингов, которые “И-Эм-Ай” была готова предоставить им в качестве аванса в счёт авторских отчислений. “НЕМС” имела право получать двадцать пять процентов ещё в течение девяти лет, даже несмотря на то, что контракт Брайена Эпстайна на управление группой закончился, и Эпстайн включил это в свой возобновляемый контракт с “И-Эм-Ай”, который Битлы не читали или не обратили на это внимание. Кляйн отметил, что авторские вознаграждения облагаются высоким налогом, и им нужно заработать два миллиона фунтов стерлингов, чтобы погасить долг. Он сказал, что до тех пор, пока у него не будет возможности ознакомиться с финансовым положением Джона, он не рекомендовал бы покупать “НЕМС”. Джордж и Ринго попросили его также ознакомиться с их финансовым положением».
Джордж: «Пол поговорил с Линдой и предложил взяться за дело её брату, Джону Истману или её отцу, Ли Истману».
Пол: «Я предложил Ли Истмана в качестве возможного юриста-практика, но они сказали: “Нет, он будет слишком сориентирован на тебя и против нас”. Я это понимал, поэтому спросил его: “Если бы ‘Битлз’ согласились, чтобы ты за это взялся, ты бы пошёл на это?” И он ответил: “Да, я мог бы этим заняться”. Тогда я спросил их, прежде чем сделать серьёзное обращение к Ли Истману, и они ответили: “Ни за что – он будет слишком предвзятым”. Они были правы – хорошо, что он этого не сделал, потому что, если бы он был взялся за это, то я бы сошел с ума, увидев его там.
Итак, Джон остановил свой выбор на Кляйне, и Джордж с Ринго сказали: “Хорошо, мы присоединяемся к Джону”. Я понял, что от меня ожидали, что я соглашусь с этим, но я не думал, что это хорошая идея – вот так просто. На самом деле я спросил Мика Джаггера, когда он зашёл к нам ненадолго: “Что ты об этом думаешь?” Он ответил: “О, всё нормально, если тебе нравятся подобные обстоятельства”. На самом деле он не предостерегал нас от него, так что так оно и было – и вот тогда сложилась ситуация “трое против одного”.
В “Битлз”, если кто-то не соглашался с каким-либо предложением, на него всегда накладывалось вето. Это было очень демократично, так что ситуация “трое против одного” была очень труднопреодолимой, и в результате сложились такие “обстоятельства”».
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Пол покинул собрание».
Аллен Кляйн (заявление во время слушания иска Пола о расторжении контракта с “Битлз” в феврале 1971 года): «28 января 1969 года в доме 3 по Сэвилл-Роу, около девяти часов вечера я встретился с мистером Ленноном, истцом [Полом Маккартни], Ричардом Старки и Джорджем Харрисоном, и у нас состоялось обсуждение о предполагаемой покупке “НЕМС”. Я сообщил им, что, со своей стороны, не могу рекомендовать мистеру Леннону продолжать покупку, пока (как это было на самом деле) соответствующая информация о финансовом положении самих “Битлз” (и их компаний) ещё не выяснена. Истец заявил, что это предложение было настоятельно рекомендовано Джоном Истманом, и он (истец) настаивает на нём. Поэтому я предположил, что нет смысла обсуждать этот вопрос в отсутствие Джона Истмана, и было решено, что мы проведем ещё одну встречу в субботу, 1 февраля, в присутствии Джона Истмана.
Во время заседания 28 января я сказал, что собираюсь изучить документы о финансовом положении мистера Леннона. Мистер Старки и мистер Харрисон попросили меня сделать то же самое для них. (После этого истец покинул встречу) Остаток недели я провел в основном в офисах компании “Брайс Хаммер Энд Компан”, занимающейся бухгалтерским аудитом (которая занималась бухгалтерией “Битлз”), с мистером Гарри Пинскером, партнёром в этой фирме, чтобы получить необходимую информацию. К концу недели у меня был достаточный объём информации о финансовом положении каждого участника группы, но, поскольку у меня не было времени провести полное расследование дел их компаний, я был не в состоянии оценить их истинное финансовое положение в целом».
Пол: «Мы были в некотором роде единомышленниками, и до появления Аллена Кляйна у нас не было серьёзных разногласий, и мы начали нанимать юристов и всё такое. По сути, это он вбил клин между нами. Я не видел в этом парне никаких преимуществ, кроме того, что он умел отлично говорить».
Патти Бойд посетила премьеру фильма “Джоанна” в лондонском кинотеатре “Риальто” в сопровождении Терри Дорана, 28 января 1969 года.