Съёмки фильма “Вернись” в студии “Эппл”

22 января 1969 г. (среда)

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «Съёмки фильма “Вернись” в студии “Эппл”».

 

Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «Студия “Эппл”, Сэвил-Роу, Лондон. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Глин Джонс».

 

 

 

Ринго: «Привет! Доброе утро. Ещё один яркий день. Привет, камера».

 

 

 

Джон: «Итак, сегодняшние ведущие… “Роллинг Стоунз”».

 

 

 

Фотограф Этан Рассел.

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пол: Чувствую, что когда мы закончим, то просто сбежим так же, как после предыдущего альбома.

Джон: Дай мне день-два, чтобы связать фрагменты.

Пол: У нас по-прежнему нет цели, опять мы просто альбом записываем. Наша единственная цель – альбом, который вообще-то очень невизуальная вещь.

Джон: На данный момент альбомы – наша работа.

Пол: Как группа, мы вчетвером записываем альбомы, но я, в самом деле, считаю, что мы можем заняться и другими вещами. Однако всякий раз, когда я завожу разговор на эту тему, то начинаю походить на журналиста от шоу-бизнеса, пытающегося нас охмурить, чтобы мы устроили возвращение на сцену в стиле Джуди Гарленд, хотя в действительности я лишь хочу сказать: послушайте, давайте вернёмся в студию, в киностудию, после того, как отрепетируем все песни; в такую студию, где звук не будет уступать этой. Я хочу сказать, что мы сделали значительно лучшие дубли после того, как перебрались из “Туикенхэм” в “Эппл”.

Джон: Мне здесь нравится – всё равно, что находиться дома.

Пол: Что нас воодушевляет… единственное, что нас всегда воодушевляет, это новизна, потому что новое стимулирует нас работать. Предлагаю новый подход: если он скажет: “Записываем дубль”, то мы его записываем с первого раза. Будет очень трудно улучшить песни, которые у нас уже есть, даже “Тедди-Бой”, хотя она и без слов… столько ценного! Я Майклу сказал: просто устрой здесь какое-нибудь затемнение, и когда мы утром придём – а это что ещё такое? С “Битлз” необходимо прибегать к уловкам, а иначе мы вечно будем ходить по кругу.

Так мы никогда не выберемся. Спрашиваешь Джорджа, что он из этого хочет извлечь, а он отвечает: “Никаких фильмов”. Но это же совершенно неправильно, и фильм уже есть, и теперь Джордж не возражает против него. Он-то имеет в виду – никаких “На помощь!”, никаких “Вечер трудного дня”, и я с этим согласен. Но чтобы никаких телевизионных выступлений, никакой публики! Когда мы вернулись из Гамбурга и выступили в Ковентри или где-то там ещё – играли в танцевальных залах, худшее, что можно придумать в первый вечер, мы все перенервничали, и получилось ужасно. Потом на следующий вечер отыграли ещё один концерт. Стало чуть получше. Следующий вечер – ум-м! И следующий – у-у-ум-ум-м! Хватает. Мы пересилили страх перед публикой и играли так, будто там никого кроме нас нет. Какое-то совершенно новое чувство. И там был один парень, заметный такой, он всё смотрел, как мы играли, а мы с головой ушли в музыку. Если бы мы смогли тогда записать выступление, то это была бы самая шикарная запись. У нас же здорово получается, когда мы преодолеваем свою нервозность. Но барьер-то существует! Барьер нервозности. И мы не сможем его преодолеть сейчас, если не отправимся в “Альберт-Холл” и не выступим там, хоть в чёрном мешке спрячемся, но выступим. Другого выхода нет. Мы не сможем выбраться из тупика, просто сидя и размышляя. А единственная альтернатива – это признаться, что мы никогда больше не сыграем на публике. Но если мы хотим поддержать хоть какую-то связь с аудиторией в этом плане… я же прекрасно понимаю, о чём говорит Джордж. Нет смысла, понимаете, потому что всё это напоминает ситуацию со Стравинским: мы ушли теперь в сочинительство музыки, ведь Стравинский сам больше не исполняет свою “Иоанну” для кого-то (прим. – Пол ошибся с названием или приписал Стравинскому чужую работу). Он теперь только пишет и, может быть, иногда дирижирует.

Джон: Джордж хочет устроить классный концерт с Диланом и Пресли, или что-то такое. Этого будет достаточно.

Пол: Ну, мы в своём репертуаре – снова собираемся сделать глупость.

Джон: Нет, не глупость. Я думаю, мы могли бы устроить такой концерт.

Пол: Но устроим после того, как дадим свой. Я хочу сказать – нужно дать концерт и исполнить то, что у нас здесь сейчас есть, материал же невероятно сильный, и не нужно для этого на крышу забираться или вообще куда-то ехать. На деле – нужно лишь спеть песни. А вместе с документальным материалом, который подводит к концерту – это же невероятная вещь, потому что так мы убиваем двух зайцев. Единственное, чего нам не хватает для всех песен, так это самих песен.

Джон: Завтра нужно будет спеть шесть или семь.

Пол: Самый лёгкий способ доработать концерт – просто провести здесь ещё несколько дней, репетировать, репетировать и репетировать все номера, и начать репетировать сегодня все песни по одной и, как сказал Джордж, составить программу, что за чем следует. Просто всё подготовить, сделать, да и всё. А в самом конце мы должны захотеть, по-настоящему захотеть сыграть на сцене. Сегодня утром я говорил с Мэлом: ему вчера приснился сон, будто мы даём концерт. Он сказал, что это было просто невероятно. А я ему сказал, что с удовольствием спел бы эти песни на Сэвил-Роу, всё равно для кого, скажем, в обед, а то и весь день играл бы. Или можно было бы как в [рок-опере] “Волосы”, просто настраиваться, репетировать в то время, как входят люди, усаживаются, жуют бутерброды и пьют, а когда мы захотим сделать дубль, мы его так или иначе делаем. Потом мы сможем устроить пару других концертов, поменьше, пока у нас не выйдет как нужно, и мы не преодолеем свою нервозность перед публикой.

Джон: Думаю, было бы глупо с нашей стороны не сыграть завтра, пусть это даже будет генеральная репетиция. Посмотрим, как всё пойдёт, как мы выглядим, оценим семь песен. Это уже половина концертной программы, наполовину готовое выступление. Если окажется, что ещё нет, то мы ничего не теряем. Если бы у нас был ещё месяц, чтобы доделать все четырнадцать песен, всё равно было бы хорошо сделать эти семь сейчас. У нас нет времени на остальные семь, поскольку Ринго через две недели должен уехать.

Джордж (появляясь): Я думаю, так у нас месяцы уйдут на то, чтобы закончить работу. Нужно снимать во время того, как мы записываемся, но давайте уже доведем дело до конца.

Глин Джонс: Вчера вы снова и снова играли одну и ту же песню. Вы её забили досмерти. Поэтому сегодня мы постараемся, чтобы вы сделали за один заход три песни, так чтобы вам только и оставалось времени, чтобы успеть подумать: “А в какой теперь тональности?”. Скучно не будет.

Линдсей-Хогг: Вчера в паре песен вы были ужасно близки к тому, чтобы всё получилось как надо, но как только у вас получалось, вы делали ещё один дубль…

Джон: Что касается меня, то я просто устал. Очень большая была нагрузка, репетировать “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down) и вторую песню, просто петь в таком темпе – при том, что так устал. Если бы у нас не было выходных, мы вчера не смогли бы даже начать. И я сегодня не хочу выкладываться до такой степени, как вчера, потому что вчера испортило сегодня.

Джордж: Именно, и если продолжать так работать и дальше, играя снова и снова, то мы просто свалимся с ног. Мы же могли бы записать все эти песни на плёнку.

Майкл Линдсей-Хогг: На текущий момент наш фильм похож на табличку с надписью “Выхода нет” – идёт по кругу.

Джордж: Похоже, что многое из отснятого придётся просто выбросить.

Майкл Линдсей-Хогг: Много отснято хорошего материала, но цельной истории пока нет. Нет пока результата.

Пол: Мы снимаем фильм, мы записали достаточное количество песен.

Джордж: Давайте перенесём всё на плёнку.

Пол: Глин все перенесёт на пленку. Подумает и перенесёт.

Джон: Если Джорджу хочется думать, что пока мы всё это делаем, то одновременно записываем пластинку, а ты хочешь думать, что мы репетируем – это тупик.

Пол: Совсем необязательно играть “Вернись” (Get Back) три часа, это же просто. Есть четыре человека, четыре сильные индивидуальности. Если бы мы играли в программе “Благодари свои счастливые звёзды” – то просто пришли бы и всё сделали. Знаю, что это глупая аналогия, но мы просто взяли бы, да и сделали всё, и сыграли бы программу.

Джордж: Ты хочешь, чтобы мы записали эти песни?

Пол: Если мы собираемся подготовить четырнадцать песен, то давайте прямо сейчас выучим все до единого аккорды четырнадцати песен, и перестанем вспоминать, что мы всё ещё репетируем.

Джордж: Ты хочешь, чтобы мы делали то, чем и так занимаемся уже две недели.

Пол: Да, но сделать всё и собрать вместе, вместо того, чтобы рассуждать о концерте. Так, чтобы у нас было четырнадцать песен, и чтобы, когда у нас они получатся, мы могли, как поётся в известной песне, “либо прыгнуть выше, либо махнуть рукой”. Мы можем сделать всё, что угодно, мы можем сделать с этим всё, что нам захочется! Мы разговариваем о чём-то абстрактном, о том, на что надеемся, но одними разговорами ничего не добьёшься.

Джон: Так давайте же! Мы пытаемся делать по-твоему, и мы старались делать, как говорил Джордж, но иногда у нас не получается, потому что мы слишком устали. Так что, может, нам стоит побольше спать.

Пол: Мы подготовили песни. Мы просто ещё раз их обдумаем и удостоверимся, что вы знаете аккорды, а я знаю ноты для баса.

Джон: Подготовив четырнадцать номеров, мы будем чувствовать себя настолько уверенно, что, может быть, скажем: “O, где вам будет угодно! Исполним в любом месте”.

Майкл Линдсей-Хогг: Будем и дальше снимать, пока отсюда не уйдём?

Пол: То, что мы делаем сейчас, всё же пока только репетиции, и мы всё соберем воедино.

Джордж: Мы соберемся с мыслями, и ты подумай, где устроить концерт.

Майкл Линдсей-Хогг: Может быть, на крыше? Завтра.

Пол: Мы сыграем. Мы – группа!

Джордж: Я – за, если ты нас разместишь на крыше.

Джон: Я хотел бы залезть на крышу! Запишу песни, когда хотите.

Джордж: В любое время, с радостью и удовольствием.

Джон: Когда угодно. Скажи только, где: в Пакистане, на Луне – и я там буду, лишь бы ты не подвёл. Ещё удивитесь, что из этого получится. Я вам скажу, что мне хочется сделать. У меня столько всяких мелодий, у меня их хватит для альбомов на следующие десять лет! Мне хотелось бы записать альбом. В первую очередь – хорошо было бы разобраться со всеми ними, чтобы они не мешались. И, во-вторых, послушать, на что похожи все мои песни, собранные вместе. Любой из нас может записываться и сам по себе, и это ещё и способ сохранить то, что называется “Битлз”. Ещё свои песни я мог бы отдать тем, кто мог бы их хорошо сыграть, но я неожиданно понял, ну… в общем, для разнообразия я сам буду исполнять самого себя. Со всеми этими мелодиями – я мог бы закончить их самое большее за неделю, записать, смикшировать, потому что все они очень простые. Не думаю, что им много нужно. “Лесли” будет уже чересчур. Просто гитара. Я так думаю. “Потому что милая, прекрасная девушка, я тебя люблю…”.

 

Майкл Линдсей-Хогг (режиссёр): «Идея выступления на крыше принадлежит мне. Я не хотел, чтобы фильм остался пылиться в шкафу только потому, что иссякла движущая сила. Поэтому, единственным способом, из тех, что я знал, было наличие какой-то кульминации.

Я сказал им, что если вы не хотите продолжать выбрасывать свои деньги, бесконечно снимая репетиции, то я думаю, что мы должны подумать о том, что надо что-то сделать, что-то вроде концерта. Вы не будете делать это в “Пещере”, вы не будете делать это в Тунисе, а почему бы вам не сделать это на крыше?

Я могу это утверждать с большой степенью уверенности, потому что мне это было нужно для фильма, но, в свете того, как всё получилось, сейчас все, включая девушку, которая готовила гамбургеры на обед, утверждают, что это была их идея».

 

 

 

 

Дерек Тейлор (пресс-агент “Эппл”), Этан Расселл (фотограф), Пол Маккартни, Мэл Эванс (дорожный менеджер “Битлз”).

 

 

 

 

 

Кевин Харрингтон (дорожный менеджер “Битлз” с 1968 года).

 

 

 

 

 

обсуждение (0:08)

I Shall Be Released (инструментальный проигрыш – соло на барабанах (0:29 Пол на ударных) (10:47) – композиция Боба Дилана

I’ve Got a Feeling (инструментальный проигрыш) (0:35)

инструментальная импровизация (4:48)

инструментальная импровизация (4:11)

Let It Down (4:04)

Don’t Let Me Down

обсуждение

I’ve Got a Feeling (0:53)

I’ve Got a Feeling (3:40)

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

 

 

Don’t Let Me Down (0:07)

Don’t Let Me Down (4:11)

She Came in Through the Bathroom Window (инструментальный проигрыш) (0:49)

Don’t Let Me Down (инструментальный проигрыш) (0:20)

композиция без названия (0:35)

Some Other Guy (1:47) – композиция Ричарда Барретта

 

 

 

 

 

композиция без названия (1:11)

Johnny B. Goode (3:01) – композиция Чака Берри

Don’t Let Me Down (4:20)

I Shall Be Released (2:42)

инструментальная импровизация (1:26)

инструментальная импровизация (5:44)

Dig a Pony (инструментальный проигрыш) (1:10)

Don’t Let Me Down (1:14)

Dig a Pony (прерван) (1:06)

Dig a Pony (с двумя неудачными началами) (4:56)

Dig a Pony (0:02)

 

 

 

 

обсуждение (0:10)

Dig a Pony (7:57)

Going Up the Country (инструментальная импровизация) (2:15) – композиция американской группы “Кэннед Хит”

Dig a Pony (5:26)

инструментальная импровизация (1:26)

Dig a Pony (с неудачным началом) (6:51)

Dig a Pony (0:09)

Dig a Pony (0:07)

Going Up the Country (0:41)

Going Up the Country (прерван) (0:31)

Dig a Pony (0:09)

Dig a Pony (1:07)

Dig a Pony (1:52)

Dig a Pony (репетиция) (2:02)

Dig a Pony (репетиция) (2:34)

Dig a Pony (2:14)

Dig a Pony (3:31)

Dig a Pony (сбой) (3:42)

 

 

 

 

Джон: «Я хочу попробовать в другом ритме, потому что сейчас это ни рыба, ни мясо».

 

 

 

 

 

I’ve Got a Feeling (сбой с неудачным началом) (7:36)

Words of Love (инструментальный проигрыш) (0:25)

I’ve Got a Feeling (репетиция) (1:09)

I’ve Got a Feeling (репетиция) (7:46)

I’ve Got a Feeling (6:50)

I Had a Dream This Afternoon (импровизация) (0:06)

I’ve Got a Feeling (репетиция) (1:39)

I’ve Got a Feeling (репетиция) (0:27)

I’ve Got a Feeling (репетиция) (2:14)

Dig a Pony (6:11)

Don’t Let Me Down (неудачное начало) (1:32)

Don’t Let Me Down (4:02)

Don’t Let Me Down (репетиция) (2:09)

Don’t Let Me Down (5:25)

Don’t Let Me Down (7:35)

The Walk (инструментальный проигрыш) (0:05)

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Это был первый день, когда в студии появился клавишник Билли Престон. Это произошло после того, как “Битлз” уже активно поработали над композицией “У меня такое чувство” (I’ve Got A Feeling)».

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «В этот день в студию пришёл Билли Престон – друг “Битлз” со времён Гамбурга, и Джордж пригласил его сыграть на сессиях и в фильме, чтобы помочь снять напряжение в группе».

 

Джордж: «Когда мы с Эриком Клэптоном отправились послушать Рэя Чарльза в “Фестивал-Холле”, до Рэя на сцену вышел какой-то парень – он играл на органе, танцевал и пел. Я подумал: “Вроде я где-то видел его раньше”. Просто теперь он был выше ростом и крупнее. Потом вышел Рэй, его группа сыграла несколько песен, а затем он представил публике… Билли Престона! Рэй сказал: “С тех пор как я услышал, как Билли играет на органе, я перестал играть на этом инструменте сам – я предоставил это Билли”. Я подумал: “Так это Билли!” Мы не виделись с ним с тех пор, как познакомились в Гамбурге в 1962 году. Тогда он был ещё совсем мальчишкой, а теперь это был рослый парень, аж под шесть футов. Я послал Билли записку, пригласив на Сэвил-Роу».

 

Билли Престон: «Я был в турне с Рэем Чарльзом, и мы выступали в Лондоне. Джордж был на концерте и подумал: “Эй, это же похоже Билли Престон”. Он выяснил и узнал, что это действительно был я. Он позвонил мне в отель и пригласил повидаться с ребятами. До того, как я приехал туда, Мэл Эванс сказал мне, что у них тяжелый период и что он рад моему появлению, потому что это придало им больше жизни. Это сделало их немного более счастливыми.

Когда я приехал туда, они снимали фильм, записывались и всё такое. Мы начали предаваться воспоминаниям и играть старые рок-н-ролльные песни. Они сказали: “Посиди здесь. Хочешь остаться и помочь нам закончить альбом? Спой соло…” Они просто сделали меня участником группы».

 

Джордж: «Атмосфера всё ещё оставалась очень напряженной, и тут вошёл Билли Престон. Я просто схватил его, привел в студию. Он появился, и я сказал: “Помните Билли? Вот он – он умеет играть на пианино”. Я спросил его: “Не хочешь поиграть на пианино?” Он сел за электрическое пианино, и атмосфера в комнате сразу же улучшилась на сто процентов. Присутствия пятого человека было как раз достаточно, чтобы растопить лёд, который мы создали между собой. Билли не был в курсе всех наших политических интриг и игрищ, которые велись в то время, поэтому по своей наивности он примкнул к нам и дал группе дополнительный толчок. Все были рады, что кто-то ещё играет с нами, и это делало то, что мы делали, ещё более приятным занятием. Мы все играли лучше, и это была отличная сессия. Всё было более или менее так, как звучит на пластинке».

 

 

 

Билли Престон: «Привет, как дела? Как поживаете?»

 

 

 

 

 

 

Джон: В каждом треке есть клавишная партия, и обычно мы её накладываем. Но сейчас мы хотим её вживую.

Билли Престон: Да, было бы круто.

Джон: И кто-то должен этим заняться. Если ты хочешь, то пожалуйста.

Билли Престон: Конечно, отлично!

Джон: Да, и ты попадёшь на альбом.

Билли Престон: Ты шутишь!

 

 

 

 

Джон: (обращаясь к Джорджу Мартину) Ты знаешь Билли, Джордж? Это Джордж Мартин, занимается репертуаром.

Пол: Мы играли с ним в Гамбурге. Он был с Литтл Ричардом.

 

 

 

 

A Taste of Honey (импровизация) (1:21)

 

 

 

 

Oh! Darling (импровизация) (0:30)

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В этот день композиция “О! Дорогая” (Oh! Darling) была лишь кратко затронута».

 

Don’t Let Me Down (инструментальный проигрыш) (1:12)

I’ve Got a Feeling (4:21)

обсуждение (0:05)

обсуждение (0:38)

The Long and Winding Road (1:08)

The Long and Winding Road (0:21)

The Long and Winding Road (1:42)

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «В этот день Пол трижды исполнил композицию “Долгий извилистый путь” (Long and Winding Road), хотя только инструментальной форме».

 

обсуждение (1:02)

The Walk (инструментальный проигрыш) (0:04)

 

 

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

 

I’ve Got a Feeling (0:08)

I’ve Got a Feeling (прерван) (3:22)

I’ve Got a Feeling (сбой) (5:04)

I’ve Got a Feeling (прерван) (1:31)

I’ve Got a Feeling (1:55)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Джон: «Ты в группе!»

 

 

Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «К концу сессии Джон спросил Престона: “Почему бы тебе не поучаствовать в записи альбома?”».

 

Джордж: «Я пригласил Билли Престона. Это помогло, потому что другим пришлось немного больше контролировать себя. В основном, Джону и Полу, потому что они должны были, знаете ли, вести себя более прилично. Интересно наблюдать, как люди ведут себя вежливо, когда ты приводишь гостя, потому что они не хотят, чтобы все знали, что они такие стервозные. Внезапно все начинают вести себя наилучшим образом».

 

Кен Мэнсфилд (руководитель “Эппл Корпс” в США): «В то время Билли стал действительно особенной фигурой для группы. Я думаю, Джордж поступил очень мудро, пригласив его, потому что Билли подействовал на них успокаивающе. Все они были большими поклонниками Билли. Он был действительно важен для всего коллектива. Когда они были в студии и что-то играли, Билли бросил на меня взгляд своих огромных, как блюдца, глаз и воскликнул: “Ого, ты это слышал?”, а они повернулись к Билли и спросили: “Эй, почему бы тебе не сделать это с нами?”. Ну, Билли и ответил: “Вот это да, это здорово”».

 

Пол: «Билли был великолепен – маленький юный вундеркинд. Мы всегда с ним очень хорошо ладили. Он появился в Лондоне, и мы все воскликнули: “О, Билл! Отлично, давайте дадим ему поиграть в некоторых композициях”. Поэтому он начал присутствовать на наших сессиях, потому что на самом деле был нашим старым приятелем.

Возможно, это помогло на сессиях нам всем лучше вести себя друг с другом. Я думаю, это также создавало проблему, потому что, будучи “Битлз”, мы всегда были в группе только вчетвером. Мы были единым целым – “четырёхголовым монстром”, как слышал, нас называли.

Поэтому, когда появился Билли, думаю, что, хотя нам и пришлось немного вести себя прилично – потому что это было похоже на то, что в доме появился гость, перед которым ты проявляешь свои лучшие манеры, – на заднем плане у нас было лёгкое беспокойство, что, возможно, он присоединился к нашей группе. Что-то в этом роде. Так что мы не могли сказать, было ли это трещиной в проекте или всё должно было получиться хорошо. Это немного озадачивало. Но он отлично сыграл, и мы отлично провели время, так что в итоге всё получилось».

 

Джордж Мартин (музыкальный продюсер “Битлз”): «Билли Престон очень помог нам, он отличный клавишник, и одна его партия в песне “Вернись” (Get Back) оправдала его присутствие. Кроме того, он был дружелюбным, очень приятным и покладистым. Он помог сгладить трения между ребятами».

 

Ринго: «Не думаю, что это Билли Престон помог нам разрядить обстановку. По-моему, мы просто работали над хорошей песней и увлеклись. Он тоже включился в работу, и внезапно, как всегда бывает, когда что-то получается, мы забыли обо всём плохом и занялись тем, что у нас действительно получалось».

 

Мэл Эванс (дорожный менеджер “Битлз”): «В отличие от предыдущих сессий, они не стали приглашать сессионных музыкантов. Новая идея состоит в том, чтобы вместо них привлечь постоянных участников из групп, подписавших контракт с “Эппл”, или приглашать отдельных музыкантов, которые будут часто работать с ними, когда им понадобится дополнительный гитарист или клавишник.

Одним из очень важных людей в этой линии является Билли Престон, бывший клавишник Литтл Ричарда и хороший их друг со времён Гамбурга. Хотя он американец, он довольно много работал в Британии, не так давно был здесь с группой Рэя Чарльза, а некоторое время назад вёл собственное телешоу на телеканале “Би-Би-Си-2”. Так что Билли стал пятым Битлом на большинстве последних сессий. Первая сессия Билли состоялась в среду, 22 января, когда он сыграл на электрическом пианино».

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Во время этой сессии в общей сложности они исполнили композицию “У меня такое чувство” (I’ve Got A Feeling) 29 раз. Билли Престон в тот день внёс свой вклад только в пару расширенных версий. По сути, это была самая первая композиция, которую Билли сыграл с группой после своего прихода, и все четверо “Битлз” сияли улыбками по поводу того, как он оживил песню, как это видно в фильме 2021 года Питера Джексона. “Ты в группе!” – сразу же заявил Джон Леннон после завершения этой первой репетиции, а незадолго до окончания этой сессии Пол с юмором спросил: “Ты играешь на скрипке?”. Интересно, что Билли полюбил эту песню настолько, что в конце концов записал свою собственную версию позже в том же году для своего второго альбома на лейбле “Эппл”, который был выпущен 11 сентября 1970 года».

 

I’m Ready (0:40) – композиция Фэтса Домино

 

 

 

 

Кинооператор Энтони Ричмонд.

 

 

 

 

Save the Last Dance for Me (0:44) – композиция группы “Дрифтерс”

 

 

 

 

 

 

Don’t Let Me Down (0:12)

Don’t Let Me Down (4:02)

 

 

 

 

 

 

I’ve Got a Feeling (инструментальная импровизация) (1:15)

 

 

 

“Принесли чай и сэндвичи!”

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

Dig a Pony (неудачное начало) (1:43)

Dig a Pony (прерван) (0:42)

Dig a Pony (7:01)

Dig a Pony (репетиция) (1:11)

 

 

 

 

 

обсуждение (0:03)

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Они хорошо поработали над композицией “Выискивать мелочь” (Dig A Pony), исполнив двадцать четыре версии песни, некоторые из которых были записаны Глином Джонсом. В этот день группа была в хорошем настроении, на кассетах слышно много оживлённых разговоров, а на одном из дублей Джон спел куплет в юмористической манере стаккато. Он также потратил некоторое время на то, чтобы проинструктировать Ринго о партии барабанов для этой песни, сосредоточив внимание на том, где следует сделать акцент на тарелках. Прослушав воспроизведение одной из дневных записей в аппаратной, Джон продемонстрировал Ринго, чего он хочет от барабанов, и сказал ему “теперь всё чередовать”, а Джордж добавил: “На самом деле, немного дополни это”.

Один из записанных дублей включён в сборник 1996 года “Антология 3”, который заканчивается следующим диалогом:

Джон: Шалават.

Пол: Шалом (что на иврите означает “мир”). Ах, вы заметили, вы заметили? Со временем мы становимся лучше, как хорошее вино, правда. Я запишу нас как “Божоле 62-го года!”

Джон: Ты разговариваешь не с “Рикки и красные полосы”, знаешь ли! (псевдоним, предложенный Полом, когда они собирались снова отправиться в турне).

Другой дубль, записанный в этот день, был выбран Глином Джонсом для предполагаемого альбома “Вернись”, который планировался к выпуску в середине 1969 года, а его бутлегерские записи нелегально просочились позже в том же году. Поскольку в этот день в студии присутствует Билли Престон, на этом дубле можно услышать его клавишные, что придало записи некоторую музыкальную глубину. Также было принято решение убрать некоторые вступительные такты в первом и заключительном фрагментах песни, что позволило песне звучать заметно лучше.

Эта версия начинается с того, что Джон инструктирует Ринго: “Хорошо, значит, ты, ты делаешь то, что никогда не меняешь игру на барабанах… Да, всё в порядке”. Пока Пол с Джорджем практикуются в одновременном пении и игре “всё, что я хочу – это ты” (all I want is you), Джон инструктирует продюсера: “Хорошо, хорошо, Глиннис, мы снова начинаем, да… Хорошо, раз, два, три…” Этот обратный отсчёт показывает, что Ринго не был готов, поэтому Джон отсчитывает ещё раз, чтобы начать дубль.

Ведущий вокал Джона в пятом куплете исполняется фальшиво, что заставляет Пола рассмеяться. Леннон также понимает, что это не стало бы идеальным дублем. Сам Джон хихикает во время шестого куплета, поскольку решает довести этот дубль до конца, несмотря на то что он не получился должным образом. После того, как песня заканчивается, Джон отвечает на фразу “всё, что я хочу – это ты” словами “да, так и есть” преувеличенно-эмоциональной интонацией. Легко понять, почему этот вариант песни в конечном итоге был отклонен для официального релиза в пользу более отточенного исполнения».

 

Dig a Pony (с неудачным началом) (0:35)

Dig a Pony (прерван) (2:04)

Dig a Pony (неудачное начало) (0:20)

Dig a Pony (прерван) (0:48)

Dig a Pony (4:06)

I’ve Got a Feeling (сбой) (3:30)

I’ve Got a Feeling (3:58)

I’ve Got a Feeling (1:25)

I’ve Got a Feeling (0:29)

I’ve Got a Feeling (репетиция) (8:04)

I’ve Got a Feeling (4:28)

Carol (инструментальный проигрыш) (0:30) – композиция Чака Берри

I’ve Got a Feeling (3:15)

I’ve Got a Feeling (0:10)

Dig a Pony (1:29)

Dig a Pony (1:34)

Don’t Let Me Down (12:07)

I’ve Got a Feeling (0:12)

I’ve Got a Feeling (продолжение) (0:08)

обсуждение (0:14)

Don’t Let Me Down (репетиция) (1:02)

Don’t Let Me Down (репетиция) (16:19)

Don’t Let Me Down (0:36)

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Появление Билли Престона удовлетворило желание Джона заполучить клавишника для композиции “Не обмани моих ожиданий” (Don’t Let Me Down). Настроение на этой сессии резко улучшилось, и первой песней, которой было уделено большое внимание, стала эта композиция Джона. Леннон сначала сыграл на органе, чтобы помочь Билли запомнить аккорды, после чего они провели восемнадцать репетиций песни».

 

Билли Престон: «Они были очень сплочённой командой. Они усердно работали и у каждого была своя роль. На самом деле, это ключ к хорошей группе. Всё, что мне нужно было делать, это просто влиться в их процесс».

 

 

 

 

Фото Этана Рассела.

 

 

 

 

 

Dig a Pony (инструментальный проигрыш) (0:05)

Don’t Let Me Down (неудачное начало) (0:14)

 

 

 

 

 

Don’t Let Me Down (сбой) (1:34)

Don’t Let Me Down (0:22)

Don’t Let Me Down (0:07)

Don’t Let Me Down (0:11)

Don’t Let Me Down (0:31)

Dig a Pony (0:18)

I’ve Got a Feeling (5:05)

I’ve Got a Feeling (3:41)

I’ve Got a Feeling (инструментальная импровизация) (3:29)

I’ve Got a Feeling (репетиция) (3:34)

I’ve Got a Feeling (0:38)

I’ve Got a Feeling (репетиция) (5:11)

I’ve Got a Feeling (3:47)

I’ve Got a Feeling (инструментальная импровизация) (7:11)

 

Дэйв Рыбачевски (автор книги “История музыки ‘Битлз’”): «Что касается прогресса в аранжировке исполнения песни “У меня такое чувство” (I’ve Got A Feeling), то одним из усовершенствований, на которое они решились в этот день, было уменьшение количества восходящих и нисходящих аккордов, которые они играли в двух местах, один раз после куплета Джона, а затем в конце песни. Вместо четырёх повторений в каждом случае, теперь они решили воспроизвести это только один раз, когда это происходит впервые, и три раза в конце.

До прихода Билли Престона они экспериментировали с смягчением тона песни, исполняя её в более кантри- и вестерн-свинговом темпе, чтобы “получить больше ощущений”. Непринужденная атмосфера этого дня проявляется во многих отношениях, одним из которых является то, что Джон несколько раз поет “Мне приснился сон” (I had a dream) и “Сегодня днём мне приснился сон” (I had a dream this afternoon) во время репетиций этой песни».

 

Пол: Я посмотрел фильм, который снял у Махариши. Только посмотрел, что мы там делали – уму непостижимо!

Ринго: А что мы там делали?

Джон: Да, что мы там делали?

Пол: Сказать по правде, не знаю. Выглядит так, будто ради всего этого мы отказались от собственного “я”. Это бросается в глаза.

Джон: Мы написали много песен. Я снял вертолет.

Пол: Да, я видел.

Джон: Те части, что снимал я, все до единой, просто кричат: “Отснято Джоном Ленноном!” – как субтитры.

Пол: Есть один длинный фрагмент, твоя прогулка. Мы не очень честно себя там вели, похохатывали за его спиной: “А здесь прямо как в школе, да?” Но на плёнке видно, что всё на самом деле очень напоминает школу, и нам об этом нужно было прямо сказать.

Джон: Нужно назвать этот фильм: “Как мы провели каникулы”.

Пол: Большая часть – это про то, как ты прогуливаешься с ним. Ты там на себя не похож. (смех) Скорее напоминает: “Скажите мне, о мудрый Наставник…” Линда смотрела фильм и спросила: когда вы сидели на крыше, вам на землю не хотелось спуститься? В деревнях девяносто пять процентов жителей радовались жизни, все до единого, кроме новообращенных на холме. Хочешь быть миссионером – иди и будь им. Хотя не думаю, что мне это очень понравилось бы. Вот просто отправиться посмотреть на всё… Фильм начинается со всех, кто там был – Син и Джейн, и Патти, маленькая девочка-американка… один и тот же кадр – все сидят на фоне неба. Потом на плёнке остается один “снег”, потому что кадр сменяется. Он вскипает белыми пузырями, и потом должна начаться звуковая дорожка.

Джон: (поёт) “Прилетел из Майами, прошлой ночью не сомкнул глаз”.

Пол: (смеется) Да, именно так, а потом появляется Майк. В следующей сцене снова белые пузыри, и потом там только обезьяна, она подходит и взбирается на другую обезьяну. Великолепно. Отлично вписывается. А потом обе спрыгивают и уходят. Джон спускается с крыши… со своим магнитофоном ты похож на студента философского факультета, Джон.

Джон: У меня все звуковые записи тоже есть, кажется.

Пол: Нам нужно было…

Джон: Быть самими собой.

Джордж: Это величайшая проблема – быть самим собой. В этом-то и вся штука.

Джон: Что ж, мы это поняли.

Джордж: Но если бы мы по-настоящему были самими собой, мы не были бы ничем тем, чем сейчас являемся.

Джон: Значит, веди себя естественно.

Джон и Пол (поют): “Собираешься снять меня в фильме, хочешь сделать из меня большую звезду”.

 

Этан Рассел (фотограф): «Когда они перебрались в “Эппл”, отношения в группе немного улучшились; обстановку разряжал Билли Престон, но они находились в крошечном помещении, кругом были камеры. Там был я, Майкл, Йоко, Линда и Хизер. Йоко тогда переживала чудовищное давление со стороны британской прессы – ну вся эта возрастная и расовая дискриминация. В общем, всем было тяжело. И просто невероятно, что им удалось создать всё это в таких условиях. Ведь когда они начинали, у них была всего горстка черновиков, а уже через месяц они сыграли полноценный концерт на крыше “Эппл”. Кто вообще на такое способен? Уж точно не “Роллинг Стоунз!”».

 

 

 

 

 

Нашли ошибку в тексте или у Вас есть дополнительный материал по этому событию?

    Ваше имя (обязательно)

    Ваш e-mail (обязательно)

    Тема

    Сообщение

    Прикрепить файл (максимальный размер 1.5 Мб)