1 ноября 1962 г.
9 октября группа «Битлз» посетила корреспондента «Нью Мюзикл Экспресс» Алана Смита (Alan Smith) и его репортаж был опубликован в газете «Мерси Бит».
Наш лондонский корреспондент Алан Смит: «Будучи в Лондоне неделю или две назад, «Битлз» нагрянули ко мне. Можете мне не верить, но я никогда не слышал, как играет эта группа (надеюсь наверстать это в ближайшее время), хотя я охотно верю сотням их поклонников, уверяющих меня, что они талантливы. Лондонцы достаточно оживленно начали приобретать диск «Битлз» с песней «Люби же меня», и теперь она в первой тридцатке. Но что они знают о лондонцах? «Не так уж много», – ответили они, – «если они узнают, что вы с Севера, то не хотят иметь с тобой дела». Парни рассказали мне, что они собираются немного расправить свои крылья, чтобы стать известными по всей стране, а не только на Мерсисайде.
Я впервые встретился с ними, но получил настоящее удовольствие, и посмеялся на славу. Они сказали мне: «У нас замечательные поклонники, но некоторые из них не покупают нашу пластинку, потому что они не хотят, чтобы мы становились знаменитыми! Одна девушка сказала так: «Эх, ребята, если у вас будет хитовая пластинка, то вы уедете в Лондон, и мы вас больше не увидим. Оставайтесь в Ливерпуле… вы НАШИ».
Из интервью Билла Харри с Билли Фьюри, опубликованного на страницах газеты «Мерси Бит»: «Он [Билли Фьюри] прервал свой разговор с Билли Хэттоном и произнес: «Как дела у «Битлз»? Вижу, в вашей газете о них много публикаций». Затем мы обсудили «Битлз»… Очевидно, что Билли проявляет большой интерес к событиям в своем родном городе…».
Заголовок: «Кто следующий?». «Битлз» достигли успеха с пластинкой от «Парлофон», и мы слышали, что лондонский сотрудник по артистам и репертуару собирается посетить Ливерпуль, чтобы прослушать группу «Большая тройка».
…Я бы очень хотела получить фото Пола Маккартни, которое было опубликовано в 30-м номере «Мерси Бит». Это возможно? (имя и адрес прилагается). К сожалению, мы не можем предоставить копию именно этой фотографии, которая была сделана братом Пола. Тем не менее, сам Пол, возможно, снабдит вас отпечатком.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Выступление в гамбургском клубе «Звезда» (Star-Club, Grosse Freiheit, Hamburg), совместно с Литтл Ричардом».
Гамбургский клуб «Звезда» осенью 1962 г.
Джордж: «Во время нашей четвертой поездки в Гамбург в ноябре на нашей афише красовалось имя Литтл Ричарда».
Литтл Ричард: «Я привел парней в клуб «Звезда» в Гамбурге. Я был главной звездой их шоу».
Джон: «Его [Литтл Ричарда] привез в Гамбург Брайен Эпстайн».
Билли Престон (музыкант Литтл Ричарда): «В Гамбурге мы провели две недели. «Битлз» тоже были там. И именно там мы по-настоящему сблизились».
Ринго: «Я слушал Литтл Ричарда дважды за ночь в течение шести дней – это было классно. Конечно, он немного красовался перед нами, ему было приятно, что мы стоим за кулисами и смотрим на него, – к тому времени он уже слышал о нас».
Литтл Ричард на сцене клуба «Звезда».
Джон: «Мы стояли за кулисами гамбургского клуба «Звезда» и смотрели, как играет Литтл Ричард. Иногда он просто садился и разговаривал со зрителями. За кулисами он часто начинал вслух читать Библию, и, чтобы просто поговорить с ним, мы рассаживались вокруг и слушали. Я до сих пор люблю Литтл Ричарда, он один из величайших».
Билли Престон: «Я помню, с каким восторгом «Битлз» общались с Литтл Ричардом. В Гамбурге они таскались за ним повсюду и выспрашивали об Америке, о городах, о звездах, о фильмах, об Элвисе — короче, обо всем подряд».
Литтл Ричард: «Пол Маккартни просто приходил и смотрел на меня. Он отводил глаза и говорил: «О, Ричард, вы — мой кумир. Дайте мне к вам прикоснуться». Он хотел научиться вопить так, как я, и мы сидели за пианино и орали во всю глотку, пока он не просек, как это делается. Я особенно тесно сблизился с Полом, но с Джоном мы так и не сошлись. Слишком скверный у Джона характер».
Билли Престон: «Я был совсем молод, мне было от силы шестнадцать, когда я впервые встретил Джона. Он с ребятами разогревал публику для Литл Ричарда, а я участвовал в этом турне в качестве электроорганиста на «Хэммонде В-3». То было знаменитое турне Литл Ричарда, который незадолго до этого стал священником, а тут, в 1962-м, вернулся к светской жизни и дал несколько рок-н-ролльных концертов в Гамбурге. Прежде я никогда не играл ничего, кроме церковной музыки. По-сути, я дорос до подросткового возраста, выступая с Махалией Джексон, и преподобным (тогда) Джеймсом Кливлендом.
С самого начала я влюбился в «Битлз». Они стали дороги моему сердцу с самой первой нашей встречи. Возможно, я был их самым первым американским поклонником и другом. Джон был классный — большой шутник; он был такой толковый и умный. Я сразу пришел в восторг от его ума и манеры поведения. Сразу было видно, что он особенный. Его гений был очевиден даже тогда и даже для меня, совсем еще несмышленыша.
Джон нашел время, чтобы научить меня играть на губной гармонике, там, в Гамбурге, во время нашего первого совместного турне. Тогда я разучил песню «Люби же меня» (Love Me Do). А я в ответ следил за тем, чтобы он, Джордж, Пол и Ринго вовремя и как следует ели. Они были тогда всего лишь на разогреве, и потому промоутер питание им не обеспечивал. Ричард, будучи звездой первой величины, получал стейки, отбивные и прочее обильное угощение каждый вечер, а я взял на себя заботу о том, чтобы те, кому вскоре суждено было стать Великолепной четверкой, ели-пили так, как полагается. Поскольку я сопровождал звезду, мне приходилось доставать разные вещи. Поэтому я часто обеспечивал битлов бесплатными бутербродами, и кока-колой».
Литтл Ричард: «Между прочим, «битлы» обычно заказывали кучу стейков, а платить приходилось мне, поскольку у них частенько не было денег».
Билли Престон: «После этого я ходил смотреть их выступления. Один раз, когда я стоял за кулисами, ко мне подошел Джордж и попросил меня выйти на сцену и сыграть на органе. Я сказал: «Нет, Ричард сойдет с ума от ярости. Я не пойду». А надо было пойти».
Ринго: «Литтл Ричард выступал в клубе «Звезда» вместе с Билли Престоном. Билли в то время было шестнадцать, он играл изумительно, как играет до сих пор».
Пол: «Я помню, Литтл Ричард пригласил нас к себе в отель. Он взглянул на кольцо на мизинце у Ринго и сказал: «Мне нравится это кольцо. Кстати, у меня есть похожее, и я могу тебе его подарить». И мы пошли к нему в гостиницу (но колечко, он, правда, зажал)».
Из интервью Ринго Старра журналу «Кью» летом 1998 г.:
«Кью»: Правда ли, что Литтл Ричард однажды пытался затащить тебя в постель?
Ринго: Это всё раздуто. «Битлз» играли в Германии, когда туда приехал Литтл Ричард, и я смотрел его выступления дважды за вечер в течение двух недель. Он был великолепен. Как ты знаешь, я ношу кучу колец, – во всяком случае, раньше носил кучу колец, – и Литтл Ричард пригласил меня в гостиницу, где остановился, пообещав подарить кольцо (хихикает). Я был рад. Но когда я пришёл в гостиницу, оказалось, что никакого кольца у него не было, так что я ушёл.
Крис Хатчинз (репортер журнала «Нью Мюзикл Экспресс»): «Когда я впервые подружился с «Битлз», у нас было три общих черты: мы были без ума от рок-н-ролла, без денег и были постоянно голодными. Именно это последнее обстоятельство привело меня и Ринго Старра к очень щекотливой ситуации во время встречи с легендарным американским рокером Литтлом Ричардом.
Это было в ноябре 1962 года, когда я временно устроился работать к Ричарду дорожным менеджером. В то время он выступал в гамбургском клубе «Звезда» с многообещающей группой, известной как «Битлз».
Когда мне было 22 года, примерно столько же, сколько Джону, Полу, Ринго и Джорджу, и мы вместе тусовались в гримерке Литл Ричарда, запивая амфетамины крепким пивом и выцыганивая стейки за его жирную зарплату. Это было обычным делом, но однажды вечером Ричард и его клавишник Билли Престон пригласили нас с Ринго в свой гостиничный номер на «ужин». Увы, ужин оказался засохшими бутербродами, и вскоре выяснилось, что у наших хозяев были другие идеи о том, как нас развлечь.
Стремясь подчеркнуть нашу гетеросексуальность, Ринго рассказал историю о худшем свидании, которое у него было в Ливерпуле, о походе в кинотеатр, где единственные места, которые он мог себе позволить, были в первом ряду, прямо перед экраном.
«Мы сидели там три часа с затекшей шеей. Забавно, я её больше никогда не видел» – вспоминал он. Я присоединился к разговору о девушке, на которой собирался жениться, и в паузе между всеми этими мачо-стебами мы сбежали».
Энди Бабюк (автор книги «Аппаратура Битлз»): «Для этих выступлений они взяли с собой только гитары и барабаны, на выступлениях используя усилители «Фендер», принадлежащие клубу».
Джордж: «Всем группам предоставляли новые усилители «Фендер».
Колин Мэнли: «К тому моменту, когда группа приехала в Гамбург с Ринго, они все, безусловно, сильно изменились со времени последних гастролей в Германии. Они очень выросли в профессиональном плане, приобрели слаженность… одним словом, уже тогда было видно, что ребята пойдут очень далеко».
Джордж: «В Гамбурге жизнь кипела ключом, в клубах зарабатывали огромные деньги на выпивке и плате за вход. Там устраивали по четыре концерта, чтобы за ночь зрители успевали смениться четыре раза».
За кулисами клуба: Литтл Ричард с Хорстом Фашером.