12 октября 1962 г.
Бэрри Майлз: «В этот день сингл «Люби же меня» (Love Me Do) впервые появился в национальном рейтинге продаж, появившись в списке под номером 49, опубликованном в отраслевом журнале «Продавец пластинок» (Record Retailer)».
Синтия: «Песня «Люби же меня» появилась в хит-параде, правда, только на сорок девятой позиции. Конечно, это было лучше, чем ничего, но мы ожидали большего. Один Брайен не терял уверенности. «Не торопитесь. Еще не вечер», — говорил он».
Пол: «В Гамбурге мы пользовались успехом, в «Пещере» мы тоже пользовались успехом, но если вы хотите знать, когда мы поняли, что появились как группа, то это произошло, когда «Люби же меня» попала в хит-парад. Это была первая пластинка, но она проложила нам путь».
Тони Бэрроу: «Хотя «Люби же меня» и являлся лучше всего продаваемым синглом Ливерпуля на протяжении нескольких недель, но в большей части магазинов пластинок города, включая отделения «НЕМС», остались на руках десятки, если не сотни непроданных экземпляров. Розничные продавцы ожидали, что многие тысячи регулярных посетителей «Пещеры», которые вознесли «Битлз» на вершину списка популярности в «Мерси Бит», помчатся покупать этот сингл. Любопытно, но этого не произошло».
Филипп Норман: «Чтобы пластинка «Битлз» попала в британский хит-парад, Брайан купил 10 000 экземпляров «Люби же меня» за свой счет. После печального опыта с «Деккой» Брайен не стал рисковать. Он сам заказал у «Парлофона» десять тысяч пластинок. Ему сказали, что такое количество пластинок должно быть продано, чтобы попасть в двадцатку лучших».
Тони Бэрроу: «Ходили слухи, обвиняющие Эпстайна в том, что он тысячами скупал сингл, чтобы протащить «Битлз» в национальные списки популярности. Я верю, что он скупал сингл тысячами, но я также верю, что он надеялся на то, что продаст их, а не на то, что они останутся лежать и гнить на складах его магазинов годами».
Филипп Норман: «Хотя ливерпульские поклонники охотно покупали «Люби же меня» и хотя «Мерси Бит» мгновенно поставила ее на первое место в своей лучшей двадцатке, большая часть из десяти тысяч пластинок лежала в нераспечатанном виде в заднем помещении магазина «НЕМС» на Уайтчепэл».
Джо Фланнери (друг Брайена): «Брайен провел меня туда и показал их [пластинки]. Он даже сочинил маленькую песенку о пластинках, которые он не может продать. «Вот идем мы пыль сдувать, – пел он».
Джон: «Пластинка вошла в хит-парад уже через два дня. Все считали это надувательством, потому что магазины нашего менеджера посылали такие штуки о пластинках – индекс раскупаемости. И все на юге думали: «А, это он сам скупает или подделывает данные, потому они и попадают в хит-парады!». Но это было не так. Он ничего подобного не делал».
Брайен: «Ходили слухи – которые стали широкораспространенными – что я скупил огромное количество пластинок, чтобы провести его в списки. Каким возможным это бы и ни было – имей я деньги, которых у меня не было – я не сделал ничего подобного, и не сделаю. «Битлз» тогда, как и сейчас, прогрессировали и преуспевали на естественном посыле без всяких закулисных трюков, и я бы хотел это подчеркнуть».
Филипп Норман: «Через несколько дней, в Лондоне, Джо Фланнери столкнулся с Полом Маккартни. «Пол сказал, что он голоден: за весь день съел только пирожное. Я был изумлен. Я спросил: «Пол, как же так?». Пол ответил: «Кто-то должен был платить за эти десять тысяч пластинок, которые купил Брайен».
Ринго: «Хотя «Люби же меня» и не вышла на первое место, это было здорово. Мы только и мечтали о кусочке винила, который был бы записан не где-нибудь в занюханной студии, и вот – о Боже! – у нас была эта пластинка. А мы уже хотели быть лучшими. Оказывается, важно и то и другое».
Джереми Паскаль: «Критика пластинку почти не заметила. Один же из тех, кто удосужился заметить, писал: «Люби же меня» открывается гармоникой, и затем эта группа со странным названием принимается за текст. Начало достаточно умеренное… они увлекаются оф-битовыми комбинациями аккордов… Впрочем, неплохая песня…». Не такая уж разносная рецензия, если на то пошло. Следует учитывать то обстоятельство, что в то время «Битлз» не знали нигде, кроме Гамбурга и Ливерпуля, а британский музыкальный бизнес был сконцентрирован в Лондоне, так что для него, в сущности, не было разницы, что Гамбург, что Ливерпуль. Рецензенту приходилось прослушивать массу материала, поставляемого фирмами звукозаписи, поэтому он был, в сущности, прав, говоря, что применение гармоники не являлось новшеством».
Пол: «В любом случае сингл вошел в хит-парад, и все получилось. С этого момента мы приобрели некоторую уверенность в себе».
Бэрри Майлз: «В этот день «Радио Люксембург» транслирует передачу «Концерт звезд по пятницам» (The Friday Spectacular), в записи которой «Битлз» приняли участие 8 сентября. Это шоу включало в себя проигрывание только что вышедших пластинок «И-Эм-Ай» перед аудиторией примерно в сто человек. Мероприятие проводилось в лондонской штаб-квартире компании на Манчестер-Сквер. Зрители танцевали и аплодировали пластинкам, а у исполнителей брали интервью. Были сыграны обе стороны их сингла».
Ринго: «Мы узнали, что попали в чарты Англии, когда ехали на концерт. Тут же остановили машину. Знали, что на «Би-Би-Си» эфир в 16-19. Тормози! Слушали запись, и ехали дальше на концерт».
Бэрри Майлз: «Дневное выступление в клубе «Пещера» (The Cavern), и выступление в танцевальном зале «Башня» (Tower Ballroom, New Brighton, Wallasey). Это была презентация «НЕМС», растянутая на пять с половиной часов. Брайен Эпстайн поместил «Битлз» на афишу вторыми после Литтл Ричарда».
Газета «Ливерпуль Эко» (31 июля 2013г.): «Строители, работающие на реконструкции железнодорожной станции Мерсисайда, обнаружили афишу выступления «Битлз». Разбирая облицовку на станции «Бидстон», рабочие нашли яркую цветную афишу, которая датирована 1962 годом. Руководители железной дороги Мерсисайда пытаются решить, что делать с этим плакатом».
Пол Коллинз (проектный инженер): «Когда подрядчики, работающие на объекте, сорвали несколько досок, то обнаружили этот плакат. Они сразу же поняли, что это что-то важное, и оно должно быть сохранено».
Нил Аспинал: «На афишах всех концертов, в которых участвовали приезжие звезды, «Битлз» всегда стояли сразу следом за ними».
Литтл Ричард: «Битлз» пригласили меня к себе в Великобританию. Я был главной звездой их шоу».
Питер Браун: «Чтобы добиться для «Битлз» настоящих концертов, необходимо было привлечь звезд, на которые бы шла публика».
Нил Аспинал: «Брайен сам занялся организацией концертов, чтобы в них участвовали его группы».
Джон: «Брайен приглашал рок-звезд, популярность которых уже пошла на убыль, таких, как Джин Винсент и Литтл Ричард. Их приглашали по причине их популярности, а поскольку на афише печатали и наше название, получается, что мы использовали их для привлечения зрителей. Вам трудно представить, каким событием для нас, для каждого из нас четверых, стала возможность хотя бы увидеть настоящую звезду рок-н-ролла. Мы почти преклонялись перед каждым из них. А мелко-мелко с краешка было приписано, что Литтл Ричарду аккомпанирует Билли Престон. В то время на вид ему было лет десять».
Джордж: «Брайен Эпстайн нанял Литтл Ричарда выступать вместе с нами в ливерпульской «Империи» и танцевальном зале «Башня» в Нью-Брайтоне».
Пол: «Я не думал, что когда-нибудь встречусь с Литтл Ричардом, и мы никогда не представляли себе, что будем выступать в одном концерте с такой крупной звездой. Поэтому, когда Брайен сказал, что устроил нам выступление в Нью-Брайтоне вместе с Ричардом и десятью другими группами, мы были ошеломлены. Мы встретимся с Литтл Ричардом!».
Нил Аспинал: «Брайен арендовал танцевальный зал «Башня» в Нъю-Брайтоне и пригласил настоящую звезду – Литтл Ричарда, который как раз в это время гастролировал в Англии».
Тони Бэрроу: «Способом Брайена Эпстайна отметить выпуск 5 октября [сингла] «Люби же меня» было сделать «Битлз» главной приманкой, поддерживающей Литтл Ричарда – который был уже иконой в глазах ребят – в концерте, проводимом «НЕМС» неделей позже в танцевальном зале высотного здания в Нью-Брайтоне».
Нил Аспинал: «Брайен позвонил его агенту в Лондон и договорился, что Литтл Ричард выступит в танцевальном зале «Башня» в качестве главной звезды». На той же афише – концерт состоялся 12 октября 1962 года – значились названия: «Битлз», «Джерри и Лидеры», «Гробовщики» – целая орава ливерпульских групп».
Бэрри Майлз: «Также принимали участие группы: «Большая тройка» (The Big Three), «Билли Крэмер и Побережники» (Billy Kramer & The Coasters), «Пит Маклэйн и Дакоты» (Pete MacLaine & The Dakotas), «Четыре щеголя» (The Four Jays), «Ли кертис и все звезды» (Lee Curtis & The All-Stars) с Питом Бестом за барабанами, «Мерсибитс» (The Merseybeats), «Рори Сторм и Ураганы» (Rory Storm & The Hurricanes), «Гай Трейвис и Полуночники» (Guy Travis & The Midnighters) и «Гробовщики» (The Undertakers). Концерт имел огромный успех».
Майк Маккартни: «Это фотоснимок спины Литтл Ричарда, который я сделал в танцевальном зале «Башня». Он сделан после того, как я установил свою фотокамеру позади Ричарда, и попросил небольшую помощь у Ринго. Он не расслышал мои инструкции, чтобы нажать спусковой тросик, поэтому, когда я скомандовал: «Сейчас!», он переспросил: «Что?». «СЕЙЧАС!» – говорю я (слишком поздно). В итоге, спина Литтл Ричарда!».
Джо Анкрах (группа «Хоралы» (Chants)): «Мы должны были увидеть Литтл Ричарда в «Башне» и отправились встретиться с ним».
Билл Харри: «История группы «Хоралы» (Chants) такова. Отец Джо и Эдмонда Анкрахов был церковным служителем, играл на органе и научил своих сыновей гармонично петь. Они привлекли несколько своих друзей и в 1962 году сформировали вокальную группу под названием «Тени» (Shades), которая выступала только в Стенли-Хаус на Аппер Парламент-Стрит. Из-за того, что у одной рок-н-ролльной группы в Лондоне было такое же название (прим. – «The Shadows» – британская рок-группа, образованная в мае 1958 года в Лондоне), группа решила изменить свое название на «Хоралы» (Chants).
«Хоралы» начали свой путь в восьмом округе Ливерпуля, район Токстет, который, по их мнению, был полностью изолирован от остальной части Мерсисайда, часть которого была почти полным эквивалентом Гарлема, где черная община имела свои собственные культурные корни. В музыке «Хоралов» нашло отражение их собственного культурного наследия, поскольку они выросли на той музыке, которая стала известна как «ритм-энд-блюз». Этот коллектив из пяти вокалистов стал наиболее популярной группой чернокожих певцов Ливерпуля.
12 октября 1962 года в танцевальном зале «Башня» в Нью-Брайтоне Джо впервые встретился с Полом Маккартни. После концерта он направился в раздевалку Литтл Ричарда, и Пол придержал его на выходе».
Джо Анкрах (группа «Хоралы» (Chants)): «Битлы, которых мы никогда не слышали, уже были там».
Билл Харри: «Полу захотелось узнать, кто это был, и его заинтересовал ответ Джо, который рассказал об их вокальной группе. После чего Пол написал Джо записку для «Хоралов», чтобы они предъявили ее в «Пещере», когда «Битлз» вернутся из Гамбурга. Так они и сделают, когда появятся в «Пещере» во время одного из дневных выступлений [21 ноября 1962]».
Джо Анкрах (группа «Хоралы» (Chants)): «Пол пригласил нас на одно из [их] дневных выступлений».
Литтл Ричард с группой «Битлз» и участниками группы «Хоралы».
Филипп Норман: «За сценой Литтл Ричард также был ангельски любезен, позволив сфотографировать себя вместе с «Битлз», которые стоя облокотились на него».
Фото Леса Чедвика (Les Chadwick) для «Мерси Бит».
Джефф Ньюджент (группа «Гробовщики»): «Мы бы тусовались с толпой, но «Битлз» оставались в своей раздевалке до своего выхода – они были загадочным явлением».
Энди Бабюк: «В дополнение своему окрашенному в черный цвет «Рикенбэкеру», Леннон решил заменить на нем ручки регулировки громкости на «Хофнеровские» кремового цвета с золотой «чашечкой» наверху. Заново обновленный «Рикенбэкер» Леннона впервые появился на фотографии, сделанной Майком Маккартни 12 октября в нью-брайтонском танцевальном зале «Башня», где группа выступала в качестве одной из разогревающих групп для Литтл Ричарда, хедлайнера концерта.
На выступлении Ричарда группа использовала два желто-коричневых «Вокс Эй-Си 30», усилитель Харрисона стандартного типа, Леннона – планшетного. Харрисон играл на своем «Гретч Дуо Джет», а Леннон на перекрашенном черном «Рикенбэкере» с ручками регулировки «Хофнер». Маккартни использовал свой бас «Хофнер 500/1», подключенный к усилителю «Квэд» и колонке «Коффин».
Ринго Старр играет на ударной установке «Премьер» с надписью «Ринго Старр» на большом барабане. На этом выступлении Старр использует набор новых «премьеровских» бонго [сдвоенный барабан] коричневого цвета, соответствующего цвету его ударной установки».
Литтл Ричард: «Чувак, эти «Битлз» потрясающие. Если бы я их не видел, то никогда бы и не подумал, что они белые. У них реально настоящее негритянское звучание».
Джон Винер: «Газета «Мерси бит» процитировала как-то слова Литтла Ричарда, который выступал вместе с «Битлз» в Ливерпуле в 1962 году: «Да от этих «Битлз» с ума можно сойти. Если бы я их не увидел своими глазами, я бы не поверил, что они белые. Они ведь поют как самые настоящие негры». В них открылось в точности то же самое, что Сэм Филлипс когда-то обнаружил в Элвисе: «Белый, который чувствует и поет, как черный».
Джордж: «В Нью-Брайтоне мы с ним [Литтл Ричардом] подружились».
Росс Бенсон: «В этот день Литтл Ричард попытался переманить к себе Маккартни, но у него ничего не вышло».
Питер Браун: «Ричард считал, что Пол самый миловидный из всех людей, которых он встречал, и что он и сам был такой, когда ему было двадцать лет. Он буквально гонялся за Полом по костюмерной, а Пол держался от него на расстоянии. Пол жил в Гамбурге в жутких условиях и насмотрелся на многое. Он и остальные в свои семнадцать-восемнадцать лет уже познали все стороны жизни, и ничто не могло привести их в ужас или расстроить. В костюмерной Пол не сбежал от Ричарда и не избил его, а просто держался от него на расстоянии».
Росс Бенсон: «Раскрашенный до кончиков ногтей, с завитыми волосами, Литтл Ричард нашел общий язык с Эпстайном, что вызвало сильное возмущение Дона Ардена, который сопровождал Ричарда в его турне по Великобритании, и которому темперамент рок-звезды доставлял одни неприятности. Эпстайн и Арден обменялись грубостями, а в конце этой перепалки Арден сделал прозрачный намек на отношения Эпстайна и Литтл Ричарда, на что Эпстайн прокричал в ответ: «В понедельник я позвоню в вашу контору, мистер Арден. Не думаю, что после этого вы останетесь работать здесь».
Джо Фланнери (друг Брайена): «В театральной уборной между Брайеном и Доном Арденом вспыхнула страшная ссора. Дон Арден не мог понять, как это Литтл Ричард мог слушать не его, а Брайена. Дон Арден сказал что-то резкое, и я услышал зазвеневший голос Брайена: «В понедельник я позвоню в ваш офис. Не думаю, что после этого Вы там долго проработаете». Дон Арден совсем оторопел. «Я объездил весь мир, – сказал он, – и никто никогда не разговаривал со мной так».
Филипп Норман: «Антрепренеры, которым приходилось организовывать шоу Литтл Ричарда, рассказывали леденящие кровь истории об его характере, недоверчивости, его странных прихотях и фантазиях, его нежелании в отдельных случаях делать для аудитории что-либо иное, кроме медленного разоблачения. Но 12 октября 1962 года, когда Литтл Ричард выступал в Нью-Брайтоне, что-то изменилось в его поведении в сторону сговорчивости».
Джо Фланнери: «Казалось, Брайен может делать с ним что угодно. Когда Ричард закончил свое выступление, что-то случилось с микрофоном следующей группы – «Пита Маклейна и Дакот». Брайен сумел уговорить Литтл Ричарда пройти на сцену и отдать свой персональный микрофон Питу Маклейну».
Дик Кларк и Литтл Ричард 24 июля 1964 г. Ричард держит в руках фотоснимок с «Битлз» от 12 октября 1962 г.
Автографы, подписанные группой 12 октября 1962.