1 ноября 1968 г.
Обадайя Джонс (автор публикации «Швейное ателье “Эппл”: один день из жизни»): «К ноябрю 1968 года швейное ателье “Эппл” на Кингс-Роуд потеряло свою поддержку “Битлз” и стало независимым предприятием “Джон Криттл и Компнания – Ваш гостеприимный портной и продавец одежды”».
Бэрри Майлз (автор книги “Календарь ‘Битлз’”): «В Великобритании поступил в продажу альбом “Чудесная стена” – саундтрек к фильму, музыка к которому была написана и спродюсирована Джорджем Харрисоном и записана при участии индийских музыкантов. Первая сторона: “Микробы” (Microbes) – 3:42, “Дама в красном тоже” (Red Lady Too) – 1:56, “Табла и Пакавай” (Tabla and Pakavaj) – 1:05, “В парке” (In the Park) – 4:08, “Сверление дома” (Drilling a Home) – 3:08, “Гуру Вандана” (Guru Vandana) – 1:05, “Масляные ноги” (Greasy Legs) – 1:28, “Катание на лыжах” (Ski-ing) – 1:50, “Гат Кирвани” (Gat Kirwani) – 1:15, “Сцена сна” (Dream Scene) – 5:26. Вторая сторона: “Вечеринка в Сикомбе” (Party Seacombe) – 4:34, “Любовная сцена” (Love Scene) – 4:17, “Плач” (Crying) – 1:15, “Ковбойская музыка” (Cowboy Music) – 1:29, “Фантазия с блёстками” (Fantasy Sequins) – 1:50, “На кровати” (On the Bed) – 2:22, “Стеклянный ящик” (Glass Box) – 1:05, “Чудесная стена будет здесь” (Wonderwall to Be Here) – 1:25, “Пение Ом” (Singing Om) – 1:54».
Мэтт Гурвиц (автор публикации «Чудесная стена»): «Работа в студии началась в Лондоне с индийскими музыкантами из сообщества любителей индийской музыки, с которыми Джордж познакомился раньше, во время записи песни “Внутри тебя вне тебя” (Within You Without You). Одним из музыкантов был профессиональный английский пианист Джон Бархэм, с которым Джордж познакомился в 1966 году, когда тот работал ассистентом у Рави Шанкара».
Джон Бархэм (музыкант, друг Джорджа): «Я познакомился с Джорджем, когда Рави отвёл меня в дом Джорджа в Эшере, где попросил сыграть сольный концерт для небольшой компании. Когда Джорджу предложили записать музыку для “Чудесной стены”, он спросил меня, не хочу ли я сделать аранжировку, и я, конечно же, согласился».
Мэтт Гурвиц (автор публикации “Чудесная стена”): «Кроме игры на фортепиано и флюгельгорне Джон Бархэм записывал ноты и делал оркестровки музыки Джорджа».
прим. – в записи альбома принимали участие следующие музыканты:
Аашиш Хан – индийский струнный инструмент сарод;
Биг Джим Салливан – бас;
Винаяк Вора – тар-шахнай (гобой с металлическим горном);
Джон Бархэм (музыкант, друг Джорджа) – фортепиано, флюгельгорн, фисгармония, оркестровка;
Джордж Харрисон – фортепиано, меллотрон, электрическая и акустическая гитары, аранжировка;
Индранил Бхаттачарья – индийский струнный инструмент ситар;
Колин Мэнли – электрическая, акустическая и стальная гитары;
Махапуруш Мисра – табла, пакавай (барабаны);
Питер Торк (клавишник и бас-гитарист группы “Монкиз”) – банджо;
Риджрам Десад – фисгармония, табла таранг (набор 10-16 мелодически настроенных барабанов);
Ринго Старр под псевдонимом Ричи Снэр – ударные;
Рой Дайк (ударник группы “Ремо Фо”) – ударные;
С.Р.Кенкаре – бансури (индийская флейта);
Томми Рейлли – гармоника;
Тони Эштон – пианино, орган, меллотрон, фисгармония;
Филип Роджерс – бас-гитара;
Хануман Джадев – шахнай (индийский гобой);
Чандрашехар Нарингрекар – сурбахар (басовый ситар);
Шамбу Дас – индийский струнный инструмент ситар;
Шанкар Гош – табла (индийский сдвоенный барабан);
Шарад Кумар – шахнай (индийский гобой);
Шивкумар Шарма – сантур (индийский струнный ударный инструмент);
Эрик Клэптон под псевдонимом Эдди Клэйтон – электрогитара.
Джо Мэссот (режиссёр фильма “Чудесная стена”): «Я знал, кого приглашу в качестве композитора, и не ошибся в своем выборе».
Джордж: «Фильм “Чудесная стена” был чем-то вроде хиппи-фильма 60-х. Джо Мэссот подошёл ко мне и спросил, не напишу ли я музыку к его фильму. Я ответил, что не пишу музыку к фильмам, но он сказал: “Ну, что бы ты ни написал, я это возьму”».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «Проведя много времени за изучением музыки и культуры Индии и за обучением игре на индийских инструментах – главным образом на ситаре – желая расширить свою деятельность, связанную с сочинением песен, Джордж записал сольный альбом “Чудесная стена”».
Джордж: «Это дало мне прекрасную возможность. В то время я так увлёкся индийской музыкой, что решил использовать это предложение как способ создания музыкальной антологии и возможности её распространить. Я использовал все эти инструменты, которые в то время не были знакомы на западе, такие как шанхай, сантур, сарод, сурбахары, таблатаранги. Я также использовал дроны тамбуры, а Эрик Клэптон играл поверх них на блюзовой гитаре задом наперед. А также использовал кучу ужасных меллотронных эффектов».
Мэтт Гурвиц (автор публикации “Чудесная стена”): «Альбом “Чудесная стена” с музыкой Джорджа Харрисона был выпущен 1 ноября в Великобритании (2 декабря в США), что сделало его первым альбомом, выпущенным на лейбле “Эппл”, а также первым настоящим сольным альбомом одного из участников группы».
Джордж: «Я выпустил сольный альбом за четыре недели до того, как появились “Два девственника” Джона Леннона».
Грэм Томсон (автор публикации «История музыки “Чудесная стена” Джорджа Харрисона»): «Альбом “Чудесная стена” был выпущен до выхода фильма в прокат, премьера которого состоялась в Каннах. Хотя у этой пластинки всегда были свои поклонники, вышедший в 1970 году тройной альбом Харрисона “Всё должно пройти” (All Things Must Pass) считается его первым “настоящим” сольным альбомом, не в последнюю очередь из-за его коммерческого и культурного влияния».
Джордж: «Фильм “Чудесная стена” вышел намного позже записи музыки к нему и, кажется, вскоре был забыт. Ринго был со мной на его премьере в Каннах. Я вспомнил об этом потому, что вышел компакт-диск, и я прочитал аннотацию к нему, написанную Дереком. Сам я ничего не помнил, пока не увидел фотографию, на которой мы сняты вместе с милой девушкой Джейн Биркин, той, что снималась в фильме».
Алан Клейсон (автор книги “Великая четверка”): «Фильм “Чудесная стена” исчез с экранов вскоре после своего выхода в 1968 году. Для обычного кинозрителя это было слишком, хотя и не в такой степени, как в случае с фильмом “Волшебное таинственное путешествие”. Фильм “Чудесная стена” лишь время от времени показывали в кинематографических клубах и художественных центрах. Его просмотр являлся скорее интеллектуальной обязанностью, нежели развлечением».
Грэм Томсон (автор публикации «История музыки “Чудесная стена” Джорджа Харрисона»): «Помимо создания большей части эклектичных индийских произведений к фильму “Чудесная стена”, во время этих сессий Харрисон записал несколько раг, одной из которых стала композиция “Внутренний свет” (The Inner Light). После наложения вокала, записанного позже в студии на Эбби-Роуд в марте 1968 года, она стала стороной “Б” к композиции “Леди Мадонна” (Lady Madonna)».
Роберт Родригес (автор книги “Сольные годы ‘Битлз’”»): «Получив бюджет в 600 фунтов стерлингов, Харрисон в конечном итоге потратил 15 000 фунтов на запись саундтрека к фильму, заплатив разницу из собственных средств».
Мэтт Гурвиц (автор публикации “Чудесная стена”): «Для оформления обложки Джордж обратился к Бобу Гиллу – популярному лондонскому дизайнеру».
Боб Гилл: «Я пришел в офис “Битлз” на Сэвил-Роу, и они вчетвером рассказали мне, насколько важен этот проект, потому что это был первый альбом на их новом лейбле “Эппл”. Они объяснили, о чём фильм, поэтому я подумал, что было бы забавно изобразить преграду, кирпичную стену, которая разделяла бы обложку пополам. Затем я поставил с одной стороны скучного мужчину в сером костюме и котелке, а с другой типичную индийскую миниатюру с соблазнительными девушками, купающимися в пруду».
Мэтт Гурвиц (автор публикации “Чудесная стена”): «Первоначальный проект Гилла представлял собой сплошную кирпичную стену, из которой Джордж попросил удалить один кирпич, чтобы отразить затруднительное положение профессора».
Джордж: «Я предложил вынуть из стены кирпич, чтобы парню с другой стороны стены дать шанс, точно так же, как у персонажа Джека Макгоурана был шанс. Боб Гилл не хотел этого, но ему пришлось это сделать».
Дерек Тейлор (пресс-агент “Эппл”): «Помню эту стену, этот кирпич. Это была хорошая картина, но в ней не было отражения сути надежды. Джордж предложил убрать кирпич из стены. Мы с Бобом Гиллом так и не пришли к согласию, но кирпич всё же пришлось убрать. Были ли мы правы? Да».
Мэтт Гурвиц (автор публикации “Чудесная стена”): «Для задней обложки Харрисон выбрал фотографию части Берлинской стены, которую дизайнеры Джон Келли и Алан Олдридж, который в то время был одним из учеников Гилла, отзеркалили, чтобы она представляла угол».
Дерек Тейлор (пресс-агент “Эппл”): «Это было инновационно для своего времени: стена выглядела гордой и острой, как нос лайнера».
Мэтт Гурвиц (автор публикации “Чудесная стена”): «Для вкладыша обложки Джордж использовал фотографию старого друга “Битлз”, Астрид Киршерр (прим. – в то время Астрид Кемп; в 1967 году Астрид вышла замуж за английского барабанщика Гибсона Кемпа)».
Астрид Киршер: «Я была в Лондоне, и Джордж сказал, что ему нужна фотография для внутренней обложки его альбома “Чудесная стена”. Я ответила, что мне не хочется, и в любом случае у меня нет с собой фотокамеры. Он улыбнулся и сказал: “Дорогая, мне достаточно щёлкнуть пальцами, и я получу любую камеру, какую захочешь!” Так что мне пришлось это сделать, и мне очень нравится эта фотография.
Позже Джордж сказал: “Приезжай в Лондон, я организую тебе студию, и ты сможешь быть здесь фотографом”. Но тогда я не была уверена, хороший я фотограф или нет, поэтому не приняла его предложение. Меня называли “Фотографом ‘Битлз’”. Я приходила в журналы со своим портфолио, но всё, что им было интересно, это только “Битлз”. Им было всё равно, была ли фотография в фокусе или нет, если на ней были “Битлз”. Поэтому я начала задаваться вопросом, действительно ли я хороший фотограф или хороша только потому, что фотографировала “Битлз”? Поэтому я не чувствовала, что смогу добиться большего. Так что я позвонила ему и сказала: “Нет, не хочу”, и единственное, что он ответил, было: “Ну, ты моя дурочка”».
Клаус Вурман: «Джордж предложил мне заняться оформлением обложки для его альбома, и я даже проделал большую работу, но, к сожалению, его план не осуществился из-за бюджета, логистики и сроков. Жаль. Была бы неплохая обложка».
Марк Льюисон (автор книги “Сессии записи ‘Битлз’”): «16 октября 1968 года Джордж Харрисон на несколько недель улетел в Лос-Анджелес. Основной целью поездки было продюсирование песен для дебютного альбома Джеки Ломакса. В этот день в студии “Саунд Рекордерс” состоялась шестая сессия, во время которой к заглавному треку “Это то, чего ты хочешь?” (Is This What You Want?) и песне “Маленькие жёлтые таблетки” (Little Yellow Pills) были добавлены струнные. Аранжировку струнных сделал Аллан Кэппс. Среди исполнителей был барабанщик Хэл Блейн. Запись альбома продолжится до 11 ноября 1968 года».