20 августа 1968 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Окончание записи композиции “Твой блюз” (Yer Blues), запись песни “Этсетера” (Etcetera), продолжение записи композиции “Сын матери-природы” (Mother Nature’s Son), запись демоверсии песни “Пирог с диким мёдом” (Wild Honey Pie)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «17:00–4:00. Студии 2 и 3 “И-Эм-Ай”, Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Кен Скотт; помощник звукоинженера: Джон Смит.
В этот день состоялись две отдельные сессии, в ходе которых две песни были закончены и ещё две записаны.
Первая сессия длилась всего полчаса, с 17:00 до 17:30 в третьей студии. В композиции “Твой блюз” был добавлен отсчет “Два, три”. Это не была новая запись, но она была смикширована с более высоким уровнем громкости и добавлена к мастер-версии».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «В этой получасовой сессии приняли участие Джон и Ринго. Пол, очевидно, не присутствовал, как и Джордж, который в то время находился в коротком отпуске в Греции. Было решено, что Ринго сделает обратный отсчет песни, после чего будет сделано редактирование. Однако, прослушав результат пятого дубля, для финальной версии будет использован первоначальный обратный отсчет Джона от этого дубля, а не эта попытка в исполнении Ринго».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Композиция “Революция 9” (Revolution 9) была одной из самых сложных записей “Битлз”. 21 июня 1968 года она была сведена в стерео, а четыре дня спустя отредактирована. Создать мономикс с нуля было бы слишком трудоёмкой задачей, и, вероятно, он бы существенно отличался от стереоверсии. Поэтому во время этой сессии стереомикс от 25 июня был просто скопирован в монофоническом формате, хотя 26 августа будет сделана вторая моно-копия, которая использовалась в альбоме.
Вечерняя сессия началась в 20:00 и закончилась в 4:00. В первую очередь это были наложения на композицию “Сын матери-природы” (Mother Nature’s Son), ритм-трек которой был записан 9 августа. К этому времени композиция включала всего две записанные дорожки, содержащие вокал и акустическую гитару.
Ожидая прибытия сессионных музыкантов, Маккартни записал песню под названием “Этсетера” (Etcetera). Он записал один дубль, прослушал запись, после чего плёнку забрал ассистент Джорджа Мартина Крис Томас».
Алан Браун (инженер-техник “И-Эм-Ай”): «Это была очень красивая песня. Помню, что это была баллада, и в тексте несколько раз было слово “etcetera”. Я слышал её только дважды: когда он её записывал и когда мы включили ему прослушивание. Запись забрали, и с тех пор я о ней больше ничего не слышал».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Композиция “Этсетера” была предложена Марианне Фейтфулл, но она не стала её записывать».
Пол: «Я был знаком с Марианной Фейтфулл, поэтому было вполне естественно, что в какой-то момент меня попросили написать для неё песню. Я её написал, но она получилась не очень хорошей. Она называлась “Этсетера” (Etcetera). Так себе песня. Думаю, было правильно, что она исчезла в одном из мусорных баков. Даже тогда, мне кажется, помню, что считал её не очень хорошей».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Хотя впоследствии Маккартни говорил, что эта песня была написана для Марианны Фейтфулл, на самом деле “Этсетера” была версией композиции “Штуковина” (Thingumybob), мелодия которой была записана группой “Блэк Дайк Миллз Бэнд” 30 июня 1968 года и выпущена как сингл на “Эппл Рекордз” в августе.
Версия Маккартни того дня содержала текст, в котором слово “etcetera” звучит несколько раз. Также была дополнительная мелодическая вставка и более мягкое вступление, похожее на “Здесь, там и повсюду” (Here, There And Everywhere). Сохранившаяся личном архиве Маккартни ацетатная пластинка с песней “Этсетера” подтверждает факт того, что песня на самом деле является версией “Штуковины”».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Пол добавил наложения духовых инструментов в композицию “Сын матери-природы” (Mother Nature’s Son)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В записи участвовал практически только Пол Маккартни, поскольку Джордж Харрисон был на отдыхе в Греции, а Джон Леннон и Ринго Старр в основном не принимали участие».
Кен Скотт (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «Пол был внизу и обсуждал аранжировку с Джорджем [Мартином] и духовыми музыкантами. Всё было великолепно, у всех было отличное настроение. Внезапно, в разгар обсуждения, в студию вошли Джон и Ринго, и атмосферу можно было резать ножом. Это была мгновенная перемена. Так было минут десять, а потом, как только они ушли, всё снова стало прекрасно. Это было очень странно».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Духовые инструменты были записаны на свободные вторую и третью дорожки. Они играли, слушая композицию Пола через громкоговоритель».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Были использованы две трубы и два тромбона».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Затем было сделано промежуточное сведение, чтобы объединить дорожки духовых инструментов в одну (дубль 26), тем самым освободив вторую дорожку для записи последующих наложений».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «На свободную дорожку Маккартни добавил басовый барабан, который был записан на лестничном проёме недалеко от студии».
Алан Браун (инженер-техник “И-Эм-Ай”): «Для барабанов Пол хотел добиться эффекта открытого воздуха, и в итоге мы покинули помещение студии и разместили барабаны в коридоре, посередине прохода, поставив микрофоны в дальнем конце. В то время там не было коврового покрытия, и это создавало интересный эффект стаккато».
Кен Скотт (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «В задней части здания есть лестница, ведущая из подвала на верхний этаж. Для записи большого барабана Пол предложил нам использовать её как естественную эхо-камеру с динамиком внизу и микрофоном примерно посередине вверху. Мы постоянно пробовали что-то такое. Иногда это срабатывало, иногда нет».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Другие наложения, которые Пол записал на эту свободную дорожку, включают запись с эффектом двойного наложения вокала и акустической гитары, чтобы подчеркнуть определенные части композиции».
Алан Браун (инженер-техник “И-Эм-Ай”): «Была уже довольно поздняя ночь, во всём здании было тихо, и Пол играл эту очаровательную песню. Мне нравится фраза: “Сидя на поле травы”. В этом есть какая-то завершённость. Это не просто какое-то старое поле, это поле травы. Нас всех это тронуло».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Ещё одним необычным наложением в этот день был элемент перкуссии, идея которого пришла Полу, когда он прослушивал песню в аппаратной. Он выстукивал ритм песни по поверхности книги, а затем, так как ему очень понравился этот звук, попросил инженера Кена Скотта записать это на пленку».
Кен Скотт (звукоинженер “И-Эм-Ай”): «Я установил микрофон над книгой. В “И-Эм-Ай” не было инструкций, как добиться наилучшего звука с помощью книги, но я старательно записал так, как смог».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Полученный звук очень похож на постукивание ногой в другом акустическом номере Пола – композиции “Чёрный дрозд” (Blackbird).
После того, как Пол записал эти наложения, было предпринято восемь попыток сделать мономикс, хотя позже он будет улучшен».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Затем Пол записал демонстрационную версию песни “Пирог с диким мёдом” (Wild Honey Pie)».
Пол: «Мне нравится идея делать что-нибудь в одиночку, просто для разнообразия, потому что всё, что мы делали, было четырехголовым монстром».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Композиция “Пирог с диким мёдом” (Wild Honey Pie) – одна из многих песен, которые были написаны Полом Маккартни в Ришикеше весной 1968 года».
Пол: «Это был всего лишь фрагмент инструментальной композиции, в качестве которого мы не были уверены, но Патти [Харрисон] он очень понравился, поэтому мы решили оставить его на альбоме. Трек появился в Ришикеше в результате пения хором всей компанией. Песня “Пирог с диким мёдом” была отсылкой к другой написанной мною песне под названием “Медовый пирог”».
Honey Pie, honey Pie. Медовый пирог, медовый пирог.
Honey Pie, honey Pie. Медовый пирог, медовый пирог.
Honey Pie, honey Pie, Медовый пирог, медовый пирог,
Honey Pie, honey Pie, Медовый пирог, медовый пирог,
I love you, honey Pie. Люблю тебя, медовый пирог.
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В сессионных записях композиция “Пирог с диким мёдом” значилась как “Импровизация” (Ad-Lib). Маккартни исполнил песню за один дубль, исполняя ведущий вокал в сопровождении акустической гитары».
Пол: «Совсем недавно [13 августа] мы записали песню Джона “Твой блюз”, забившись в шкаф, так что мы были в экспериментальном режиме, и я спросил: “Могу ли я тоже что-нибудь сделать?”. Я начал с гитары и поэкспериментировал с несколькими треками в аппаратной или, может быть, в маленькой комнате по соседству. Это было очень кустарно; это вообще не было каким-либо большим произведением. Я просто сочинил короткую пьесу, добавил к ней вокальную линию, и ещё одну вокальную линию, потом ещё одну, и скульптурно выстроил её, с большим количеством вибрато на струнах, самозабвенно их дёргая. Как следствие получилась песня “Пирог с диким мёдом”. Это была маленькая экспериментальная пьеса».
Джон Робертсон (автор книги «Полный путеводитель по музыке Битлз»): «В этот день Пол Маккартни записал один из моментов своего минутного сумасшествия».
Стивен Нолтон (автор книги «Незаменимый Ринго»): «Одна из десяти песен “Битлз”, которые ещё хуже, чем “Революция 9” (Revolution 9)».
Дэвид Куантик: (автор книги “Революция: история записи ‘Белого альбома’”): «В процессе создания этой песни никто из остальных Битлов не пострадал».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем он повторил процесс ещё дважды и записал на четвёртую дорожку басовый барабан».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «На первую дорожку был записан вокал Пола под аккомпанемент акустической гитары, затем на вторую дорожку он добавил ещё одну партию гитары, одновременно играя ногой на басовом барабане, используя ножную педаль. После этого на третью дорожку Пол записал синкопированный ритм том-барабана вместе с более гармоничным пением. Четвертая дорожка содержит ещё больше гармоничного пения».
Стивен Нолтон (автор книги «Незаменимый Ринго»): «Песня “Пирог с диким мёдом” – это попытка Пола разрушить заработанную тяжелым трудом репутацию прекрасного мелодиста, и уважающие себя музыканты, такие как Ринго, в подобных мероприятиях не участвуют».
Джон Робертсон (автор книги «Полный путеводитель по музыке Битлз»): «Пол в одиночку записал эту причудливую песенку, несколько раз наложив вокальные и гитарные партии, в результате получились пятьдесят три секунды музыки, которая никогда бы даже не рассматривалась для включения в какой-либо другой альбом “Битлз”, кроме этого».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Ближе к концу сессии было сделано моносведение (восемь дублей) композиции “Сын матери-природы” (но 12 октября будут сделаны новые миксы), и шесть моносведений композиции “Пирог с диким мёдом”, последнее из которых вошло в “Белый альбом”».
Кевин Хоулетт (радио-продюсер “Би-Би-Си”, автор аннотации к 50-летию выхода “Белого альбома”): «В композиции “Пирог с диким мёдом” дребезжащий звук одной из акустических гитар был получен за счёт небольшого изменения скорости ленты. Для этого рукой скользящим движением прикасались к металлической бобине с плёнкой, пока она вращалась со скоростью 15 дюймов в секунду. В результате получался звук, похожий на звук кассетного магнитофона, когда батарейки почти разряжены».