12 июля 1968 г.
Если ты певец, спой для нас. Если ты писатель, напиши нам. Отправь нам кассеты и фотографии в «Эппл», Бейкер-стрит, 94. (Спасибо)… С акцентом на удовольствие.
«Получил 18 фунтов стерлингов в качестве возмещения средств, которые я заплатил Тони Ньюману за его работу во время двух сессий Джеки Ломакса 6 июля». Джордж Харрисон.
Сью Бужновски (поклонница “Битлз”): «В конце концов мы встретились с Полом. Мы только что приехали из музея мадам Тюссо, где посмотрели их восковые фигуры в новых нарядах в стиле “Сержанта Пеппера”. У ворот Пола остановилась маленькая белая машина из которой вышел Джон, а сразу за ним Йоко».
Фото Сью Бужновски.
Сью Бужновски (поклонница “Битлз”): «Мы с Пэт были в состоянии шока или экстаза (не знаю, в каком именно). Он позвонил в интерком. Пол, видимо, думая, что это просто дурачатся девочки, не ответил и не открыл электронные ворота. Джон, разозлившись, перелез через стену. Когда он приземлился на другой стороне, то открыл ворота и втянул Йоко, которая не сказала ни слова.
Всё произошло так быстро, что мы просто смотрели друг на друга. Мы не могли поверить, что после долгих лет ожидания действительно увидели Битла менее чем в футе от нас, не говоря уже о том, чтобы он выполнял акробатические трюки! Через несколько минут Пол, Джон и Йоко вышли на улицу. Все столпились за автографами. Пол стал отнекиваться, говоря, что у него на это нет времени, но после недолгих уговоров согласился. Джордж всегда был моим фаворитом, но я должна признать, что Пол был одним из самых красивых мужчин, которых я когда-либо видела. С другой стороны, Джон, когда я попросила у него автограф, послал меня подальше. Фактически, большая часть того, что он высказал нам, была нецензурной. Конечно, нас это несколько шокировало, но оглядываясь назад, к тому времени он, должно быть, устал от того, что мы вторгаемся в его частную жизнь. Думаю, его можно понять. После того, как мы все получили автографы, Пол сел в машину, и они поехали на Эбби-роуд».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Продолжение записи песен “Не избегай меня” (Don’t Pass Me By), “Об-Ла-Ди, Об-Ла-Да” (Ob-La-Di, Ob-La-Da) и “Революция” (Revolution)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «15:00-4:00. Студия 2 “И-Эм-Ай”, Эбби-Роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Ричард Лаш.
Сессия началась с продолжения работы над композицией Ринго “Не избегай меня”».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Чуть больше месяца эта композиция пролежала на полке, прежде чем работа над ней была продолжена. За это время было решено, что последняя свободная дорожка четырёхдорожечной ленты будет заполнен кантри-скрипкой».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Джек Фэллон был организатором пяти английских концертов “Битлз” в период с марта 1962 по июнь 1963 года, поэтому Битлы были удивлены, увидев его в студии в качестве сессионного скрипача».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Однако скрипка не была его основным инструментом. Он был гораздо более известен тем, что играл на бас-гитаре с Дюком Эллингтоном, Хоги Кармайклом и Сарой Воан. Тем не менее, он сыграл на скрипке в подходящем для песни стиле кантри».
Джек Фэллон: «Джордж Мартин набросал для меня двенадцатитактовый блюз. Во многих композициях в стиле кантри в скрипках используется дабл-стоп [две ноты играются одновременно], но Пол с Джорджем Мартином – они занимались аранжировкой – предложили мне сыграть одну ноту. Так что это было не то звучание кантри, которого они изначально хотели, но они, кажется, остались довольны. Ринго был рядом, наблюдая, как записывается его песня».
Ринго: «Мы играли в стиле кантри. Было здорово записывать мою первую песню, которую я написал сам. Это было очень захватывающее время для меня, все помогали, и запись этого сумасшедшего альтиста была захватывающим моментом».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «В конце записи можно услышать какую-то не относящуюся к делу игру на скрипке, которая затихает вместе с песней (на самом деле моно- и стереоверсии различаются по слышимой игре на скрипке)».
Джек: «Я думал, что они уже закончили, поэтому просто немного поигрался. Когда в конце сессии во время прослушивания я услышал, что это попало на запись, то надеялся, что они уберут этот проигрыш, но они этого не сделали и это осталось на пластинке! Я был очень удивлен, что они оставили это, потому что звучит довольно ужасно».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Запись скрипки была завершена к 18:40. После этого Пол Маккартни перезаписал партию бас-гитары, а Старр добавил партию фортепиано, пропущенную через динамик Лесли, которая включала позвякивающее вступление.
Затем было сделано четыре моносведения “Не избегай меня”. Старр забрал домой копию последнего из миксов, который позже передал своему другу Питеру Селлерсу. Однако в альбом войдёт другой микс, подготовленный 11 октября 1968 года.
Просле этого было сделано два моносведения композиции “Об-Ла-Ди, Об-Ла-Да” (Ob-La-Di, Ob-La-Da), ставшие дублями 10 и 11. Однако эти миксы стали ненужными после того, как 15 июля Пол Маккартни решил перезаписать свой ведущий вокал».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Доказательство того, что Пол, Ринго и Джордж находились в аппаратной во время микширования “Об-Ла-Ди, Об-Ла-Да”, содержится в записи отрывков и студийных разговоров, которые были скомпонованы по просьбе “Битлз”. Во время моносведения этой композиции они различными интонациями и с юмором объявили втроём “ремикс десять”. К одиннадцати часам вечера эта сессия закончилась, и новый мономикс песни Пол забрал для дальнейшего прослушивания».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В полночь они начали вторую сессию записи, которая закончилась в четыре часа утра. Это были финальные наложения для композиции “Революция”.
Маккартни снова записал партию бас-гитары с дополнительной соло-гитарой Джона Леннона во время сольной части и в конце. Обе части были записаны одновременно на четвёртую дорожку».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Всю неделю Джон был в очень дурном расположении духа. “Нет, нет, я хочу, чтобы гитара звучала ещё грязнее!” – продолжал он требовать от меня, часто даже не давая ни минуты, чтобы попробовать что-то. К концу недели это меня почти доконало. Как правило по пятницам мне было немного более легче выносить это, чем в другие дни, потому что по крайней мере впереди были выходные, которые я ждал с нетерпением. Целых два дня до муторства в студии. Но в тот вечер Леннон прибыл в студию с таким видом, как будто был готов отгрызть кому-нибудь голову, и я был ближайшей мишенью.
“Ты уже разобрался с этим чёртовым гитарным звуком, Джефф?” – спросил он меня почти сразу же, как только вошёл. На самом деле у меня была идея, которую я хотел попробовать, идея, которая, как мне казалось, могла бы удовлетворить Джона, даже несмотря на то, что это было жестокое обращение с оборудованием. Поскольку никакая перегрузка микрофонного предусилителя ему не подходила, я решил попробовать перегрузить два предусилителя, подключённых один в другой. Когда я опустился на корточки рядом с консолью, поворачивая ручки, к которым мне прикасаться было категорически запрещено, потому что они могли привести к перегреву и выходу из строя консоли, я не мог не подумать: “Если бы я был менеджером студии и увидел, что происходит, то сам себя уволил бы”. Ирония заключалась в том, что годы спустя это стало именно тем гитарным звуком, к которому стремилась каждая гранж-группа в мире.
Пока я сидел на корточках, Леннон стоял надо мной как безжалостный надзиратель, ударяя по гитаре всё сильнее и сильнее, в то время как я осторожно подкручивал ручки, пытаясь найти максимальную перегрузку, которую консоль могла выдержать, не взорвавшись. Внезапно у него кончилось терпение, и он прорычал: “Знаешь, три месяца в армии пошли бы тебе на пользу”. Его ядовитое замечание подразумевало, что я просто какой-то придурок из высшего общества, который не знает реального мира. Каким-то образом мне удалось сохранить самообладание и закончить сессию».
Джордж: «Суть “Революции” (и вы можете начать по этому поводу полемику) состоит в том, что дело не столько в песне, сколько в отношении к ней. По-моему, “Революция” довольно хороша и ритмична, но мне не очень нравится тот диссонанс, который она производит. Я говорю “диссонанс”, потому что мне не нравится искаженный звук гитары Джона».
Пол: «А мне нравится звучание “Революции”».
Крис Ингхэм (автор книги «Ориентировочный путеводитель Битлз»): «У многих людей, кому понравилась песня “Эй, Джуд” (Hey Jude), жёстко перегруженные гитары второго трека вызвали желание вернуть пластинку, предполагая, что что-то не так со стороной “Б”. Раздражённые ассистенты отделов звукозаписи объясняли покупателям: “Вроде как это называется искажением. Это так и должно звучать”».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «После того, как Джон записал ещё одну искаженную гитарную партию, Пол наложил ещё одну партию бас-гитары. Конечный результат окончательной мастер-записи включал оригинальные искаженные электрогитары Джона и Джорджа на первой дорожке, барабаны и хлопки на второй, электрическое пианино Ники Хопкинса, два вокала и последнюю электрогитару Джона на третьей, и бас-гитара Пола на четвертой дорожке».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «В конце сессии было сделано четыре моносведения, но 15 июля они будут улучшены дополнительными миксами».