31 мая 1968 г.
Тери Гаррик (1968): «Следующий день, пятница, был моим последним днём в Лондоне. В субботу я уезжаю в Ливерпуль. Я встала рано, села на автобус до Бейкер-стрит и отправилась на экскурсию по музею мадам Тюссо. Я попыталась найти “Эппл”, но не смогла. Поспорив с самим собой некоторое время, я решила вернуться в Сент-Джонс-Вуд и посмотреть, смогу ли я увидеть их сегодня. В 13:45 я встала перед студией “И-Эм-Ай” и просто начала ждать. Я расположилась напротив входа, чтобы иметь полный обзор. Незадолго до 15:00 что-то начало происходить. Появился Клифф Ричардс.
Затем показался Мэл. Я увидела его внушительную фигуру в костюме кремового цвета. Он шёл по улице по направлению к студии. Когда я увидела Джона Леннона, он уже исчез за воротами “И-Эм-Ай”. Я была ошеломлена. Я не могла в это поверить! Вскоре прибыл Джордж Мартин на своей белой спортивной машине.
Следующим подъехал Джордж Харрисон на великолепном белом шестисотом “Мерседесе”, и я успела его сфотографировать. Потом появился Ринго. У него тоже был «Мерседес 600», только чёрный и с шофером. Он выскочил с переднего сиденья и направился к входу. Наконец ко мне вернулся дар речи и попросила у него автограф. Секунду он смотрел на меня, затем расписался, положив правую руку на моё левое запястье.
Было уже почти четыре часа дня. Я решила, что буду ждать Пола (мою любовь) до половины пятого, после чего вернусь в город и снова попытаюсь найти “Эппл”. Итак, время перевалило половину пятого, и я направилась к автобусу. Ещё раз оглянувшись, я узнала фургон “Битлз” и увидела Мэла Эванса и Пола! Он был в тёмной рубашке. Это всё, что мне удалось увидеть. Он разговаривал с Мэлом и как бы осматривался. Конечно, можно было попытаться поговорить с ним, сфотографироваться или попросить автограф. Но я всё равно была счастлива».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Продолжение записи композиции «Революция 1» (Revolution 1)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «14:30-24:00. Студия 3 “И-Эм-Ай” Эбби-роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик.
Сессия началась с того, что Джон записал с двойным наложением свой ведущий вокал».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Ведущий вокал Джона был записан на вторую дорожку. Вокал сопровождался различными электронными визгами, предположительно в исполнении Йоко».
Алан Браун (инженер-техник “И-Эм-Ай”): «В тот день я был в аппаратной комнате третьей студии, и там, по ту сторону стекла, в полумраке была фигура, голос которой мне был знаком, и, конечно же, знакомо лицо. Джон Леннон был от меня примерно в десяти метрах! Он работал над “Революцией” – медленной версией песни, и я помню, как он снова и снова во время репетиции повторял песню, каждый раз меняя слово или два. Каждый раз он вносил очень незначительные изменения, развивая и эволюционируя текст: “Когда вы говорите о разрушении, вам не стоит на меня рассчитывать”. “Когда вы говорите о разрушении, можете на меня рассчитывать”. Джон либо ещё не определил к этому своё отношение, либо не выбрал, что будет более приемлемым для его аудитории».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «В конце концов Джон решил оставить оба варианта, спев “не стоит (можете) на меня рассчитывать” таким “негромким голосом”, как это было отмечено в его рукописном тексте, в стиле Марты Ривз и Дайаны Росс.
Когда основная часть песни была закончена, он решил добавить вокал, чтобы заполнить длинный ритм-трек, записанный накануне».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Этот вокал включал в себя многократно повторяющееся “всё хорошо”, а затем непрекращающиеся стоны Джона и его новой подруги Йоко Оно».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Джон просто выплёвывал слова с едва сдерживаемой злобой. Казалось, что он пытался изгнать из себя каких-то внутренних демонов, снова и снова выкрикивая “всё хорошо”. В конце концов его голос сорвался, и он казался измученным. “Всё, с меня достаточно”, – хрипло сказал он нам в аппаратную».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Последние шесть минут этой записи будут выделены, чтобы сформировать основу для композиции “Революция 9”».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Однако долгий ритм-трек продолжался ещё три минуты после того, как голос Джона оборвался.
Закончив с этим, на третью дорожку четырёхдорожечной ленты Джон записал ещё одно наложение своего ведущего вокала во время первой части песни, добавив меллотрон с флейтой в последние минуты песни, когда закончились его вокальные выкрутасы первого наложения.
Потом на четвёртую дорожку ленты был записан бас Пола, таким образом заполняя все четыре дорожки на ленте».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем, чтобы освободить место для дальнейших наложений, было сделано промежуточное сведение, ставшее дублем 19».
Дэйв Рыбачевски (автор книги «История музыки Битлз»): «Дубль 19 теперь включал в себя акустическую гитару, фортепиано, барабаны и бас на первой дорожке с обоими вокальными треками Джона, объединёнными на четвёртой дорожке.
Затем на вторую и третью дорожки Джон, Пол и Джордж перезаписали свой вокал второго плана, в том числе свои гармонии в стиле 50-х “шу-би-ду-уоп”».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После этого был записан вокал второго плана Маккартни, его новой подруги Фрэнси Шварц и Джорджа Харрисона. Это трио пело “шу-би-ду-уоп” во время припева».
Фото Тони Брэмуэлла.
Питер Браун (персональный помощник “Битлз”): «Пол позвонил Френси Шварц и пригласил её в студию на Эбби-роуд, где, по её словам, она познакомилась с Джоном и Йоко и приняла участие в вокальном оформлении “Революции”».
Френси Шварц: «Я полагаю, что решение Пола пригласить меня в студию, в основном, было следствием того, что Джон стал постоянно приходить в студию с Йоко. Что-то вроде того, что раз Джон может себе позволить приходить в студию со своей новой подружкой, то и я… Раньше они не позволяли, чтобы во время записи в студии присутствовали посторонние».
Тони Бэрроу (пресс-агент группы): «К 1968 году они начали игнорировать друг друга. Ребяческие поступки и действия Джона и Пола создали в студии плохую атмосферу. Оба стали демонстративно нарушать правило Потрясающей четвёрки, что женщины и посторонние в студию не допускались. Это была разумная позиция, которую Синтия, Джейн, Патти и Морин не оспаривали. Это никогда не было проблемой и не вызывало разногласий. А потом Джон начал приходить в студию с Йоко. Пол контратаковал, сначала приведя с собой Фрэнси Шварц, а затем Линду».
На снимке Джейн Эшер изучает повадки кошек для своей первой главной роли на сцене Вест-Энда в пьесе Ромена Вайнгартена “Лето”. Премьера спектакля состоится 10 июля 1968 года в лондонском театре “Форчун”. Джейн, единственная девушка в актёрском составе из четырех человек. Фото 31 мая 1968 г.
Джейн Эшер: «Это перерыв в моих классических ролях, и я нервничаю. Но я не могу дождаться, когда смогу это сыграть».
Клайв Барнс (газета “Нью-Йорк Таймс”, статья “Театр: кошачьи выходки”, 10 апреля 1973): «В Нью-Йорке мы видим сравнительно мало современных французских пьес. Считается ли Ионеско? Возможно. Беккет? Вряд ли. Дювас? Конечно. В остальном у нас есть немного Ануйля для заведения и изрядная доля скуки от стандартных переводов столь же стандартных бульварных фарсов. Поэтому с некоторым удовольствием можно было наблюдать за вчерашней премьерой “L’Ete” (которая в программе свободно переводится как “Лето”) в театре “Черри Лейн”. Больше всего удовольствия доставляло созерцание.
“Лето” – комедийная пьеса Ромера Вайнгартена. Это экзистенциалистский взгляд на лето. Это раскаленный солнцем внутренний дворик французской деревни – свирепый с ярким безразличием. Красивая обстановка, состоящая из дома, стены, деревьев, стола, стульев – да, действительно, красивая обстановка. Но, как замечает один из персонажей, кот (половина актерского состава – кошки): “Есть то, что вы видите, и то, что вы думаете, что видите”.
Пьеса Ромена Вайнгартена имела значительный успех в Париже, более двух лет она шла в маленьком, но престижном театре де Риш на Монпарнасе. Она, по-видимому, привлекла внимание лонеско и, кажется, является известным представителем парижского авангардного театра.
Пьеса мистера Вайнгартена рассказывает о брате и сестре-простаках, которые, возможно, влюблены друг в друга, и двух кошках, которые считают себя мужчинами. Одна из кошек влюблена в муху по имени Манон, которая уезжает в Рим. И никто другой не проводит время намного счастливее».
Расходы Джона Леннона за май 1968 года составили 31 600 фунтов стерлингов! Содержание сада – более тысячи фунтов. Месячное содержание Мими, Лилиан (матери Синтии) и Альфреда Леннона составило 4 600 фунтов. Лилиан получила треть от того, что получили Мими и Альф. Сам Джон потратил на себя 3 250 фунтов (на “личные расходы”). 1 600 фунтов было потрачено на поездку в Римини Синтии и её матери».