17 мая 1968 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В Великобритании поступил в продажу альбом “Макгоу энд Макгир” Роджера Макгоу и Майка Макгира, спродюсированный Полом Маккартни.
Выход альбома был отмечен небольшой вечеринкой, во время которой присутствующим были подарены экземпляры альбома с приложенным к нему пресс-релизом, написанный Дереком Тейлором в “психоделическом” стиле: «Привет. Спасибо, что пришли на обед. Это очень мило с вашей стороны. Мы ваши друзья. Итак, что вы хотите узнать об этом? «Ну, конечно, – можете сказать вы, – откуда мы знаем то, что хотим узнать; конечно, вы, наверное, лучший эксперт в этом. После всего сказанного и сделанного, что ещё нужно узнать?»
Много предположений, потому что никто не знает, что кто-то хотел бы узнать. Нет. Давайте угадаем. Смотрим ниже. «Отче наш, все восьмерки, 88…». Мы уже запутались. Этот подход психиатры называют “созданием лабиринта”, “постановкой проблемы” или “созданием кризиса”, применяемым для того, чтобы найти решение или линию выхода. Теперь, некоторые имена. Джейн и миссис Эшер, Уильям Ай Беннет (Даблви Ай Би), Спенсер Дэвис (есть), Барри Фантони, Майк Харт, Джими Хендрикс, Вера Кантрович, Гэри Лидс, Дэйв Мейсон и Кэрол, МАЙК МАКГИР, РОДЖЕР МАКГОУ, Джон Мэйолл, Пол Маккартни, Джон Митчелл, Зут, Грэм Нэш, Вив Принс (да), Энди Робертс, Принц «Стас» де Рола, Пол Сэмвелл-Смит, Мартин Уилкинсон.
Что их объединяет? Что нет? Все они прекрасны. Двое сегодня здесь заглавными буквами. Они записали альбом. Он у вас в руках или под рукой. Они – это “Скэффолд”. (Заглавными буквами выделил я, не они. У Макгира и Макгоу нет эго). Остальные – друзья. Друзья. Друзья, которые так или иначе внесли свой вклад в альбом, большой или не очень большой. Во всяком случае, все они приходили в студию, пели, играли, внесли какую-то осязаемую помощь или просто махали руками, чтобы создать в воздухе некую благотворную (мы имеем в виду, конечно, благотворную) турбулентность.
Макгир и Макгоу родом из Ливерпуля. Они поэтичные, весёлые, заинтересованные и открытые люди.
Но, послушайте, мы собрались здесь, не так ли? В подобных обстоятельствах, кому нужен пресс-релиз? Разве у нас не языка, чтобы сказать об этом. Вы добры. Спасибо. Дерек».
Ричи Антербергер (автор аннотации к переизданию альбома “Макгоу энд Макгир”): «Загадочная смесь поп-рока, поэзии, комедии и малой толики психоделии, альбом “Макгоу энд Макгир”, тем не менее, оказался незамеченным после выхода весной 1968 года. Присутствие некоторых крупнейших рок-звёзд той эры не сильно помогло, поскольку контрактные сложности препятствовали тому, чтобы их участие было указано на обложке в то время. Более сорока лет спустя состоялся первый американский релиз альбома на компакт-диске, который должным образом подтвердил присутствие Пола Маккартни и Джими Хендрикса среди нескольких других знаменитостей.
Сердцем альбома, однако, во многом был дуэт Роджера Макгоу и Майка Макгира – они с Джоном Горманом сформировали в Ливерпуле комедийную группу “Скэффолд”. После получения более широкого признания, как постоянные участники телевизионного шоу “Гэзетт”, они перешли к записи причудливой “комедийной поп-музыки”, как проект “Парлофон” в 1966 году с Джорджем Мартином в качестве продюсера. После пары малоуспешных синглов поэт Макгоу и Макгир (Майк Маккартни – младший брат Пола) начали работу над собственным “ориентированным на поп-музыку и поэзию” альбомом.
“Скэффолд” стали известными в Великобритании, как объясняет Роджер, благодаря своему “успеху в качестве по существу эксцентричной комедийной группы, тогда как до этого мы играли в основном в театрах как трио устной поэзии/сатиры. Эта пластинка была в некотором смысле возвратом к нашим поэтическим корням, но Джон, который был в значительной степени комическим актёром, задействован не был”. Майк добавляет: “Джон был комиком; ты просто смотрел на него и уже смеялся. Мы думали: следует ли нам попробовать сделать что-то другое?”
Когда 18 июня 1967 года начались сессии, отмечает Майк, “это был просто отбор идей для песен, что было сделано мной в сотрудничестве с Роджером Макгоу. Я не думаю, что тогда у нас было название для этого”. Аккомпанировал им в студии битловского издателя Дика Джеймса старший брат Майка – Пол, который в тот самый день праздновал свой двадцать пятый день рождения при самых беспокойных обстоятельствах. “В тот день наш малыш обмолвился, что он подмешал немного ЛСД в напиток и выпил его, – вспоминает Майк. – Так что мировые медиа ждали, когда мы покинем его дом в Лондоне. Поскольку наш малыш подвергся воздействию ЛСД, все медиа наблюдали за этим развратным наркоманом и его младшим братом – ‘ха, попался!’ И направляют свои камеры.
Мы оба закрыли свои окна. Внезапно поклонники оттолкнули медиа с пути, чтобы добраться до своего идола и – что очевидно – его красивого брата, и эти подаренные цветы засыпали машину. Тогда медиа думают: ‘О, мой бог, мы не можем использовать ни одну из этих видеозаписей’ – из-за этого преклонения, всех этих детей, которые любят этого человека, употребляющего наркотики ублюдка. Они хотели, чтобы это был хмурый, помешанный на ЛСД наркоман. И прекрасно, когда жизнь взяла верх, потому что это был его день рождения”.
В то время как сессии продвигались на производственных площадках Дика Джеймса, в студии “Ди Лейн Ли” и в других местах Лондона (Майк считает, что некоторые, возможно, были также проведены на Эбби-роуд), масса прославленных рок-звёзд заглядывала, чтобы помочь. Среди участников, хотя они не были указаны на обложке при начальном релизе, были Пол Маккартни, Джими Хендрикс, Грэм Нэш, Дэйв Мэйсон из группы “Трэффик”, Гэри Лидс из “Уолкер Брозерс”, бывший участник группы “Претти Синг” Вив Принс и бывший участник группы “Ярбёрд” Пол Сэмвелл-Смит. Девушка Пола Макартни, Джейн Эшер, спела бэк-вокал и даже привела с собой свою маму.
“Кто был в городе, просто случайно заглядывали, – говорит Майк. – Мы все подписали контракты [с различными лейблами], и это было словно навсегда, действительно на всю жизнь и за её пределами. Мы говорили звукозаписывающим компаниям и адвокатам: ‘Отвалите. Мы друзья. Будут проблемы, если мы поставим наши имена, но мы делаем это, нравится это вам или нет’. Вот почему все эти прекрасные люди пришли, и вот почему это была такая свобода, отсутствие барьеров, особенно с нами. “Скэффолд” не играли на музыкальных инструментах, так что мы полностью положились на братьев и друзей, которые могли сыграть музыкальную составляющую того, что мы пытались сделать. Они могли помочь нам, они могли сделать то, что мы не могли сделать”.
Роджер взял на себя основную ответственность за слова, а Майк – за музыку, с некоторым взаимообменом функциями.
Хотя продюсерами были указаны “Все Мы”, эти обязанности были на самом деле разделены между несколькими из товарищей. Если его брат Пол был там, вспоминает Майк: “то продюсером был он, потому что я сидел на полу. Если наш малыш не делал этого, тогда приходилось делать мне. Я, который рос вместе с музыкальным братом и видел большую часть того, что он делал, сам многому научился тому, чего хотел. Если я был в студии, а нашего малыша там не было, Пол Сэмвелл-Смит [позже продюсировавший Кэта Стивенса и Карли Саймон] мог помочь. Он был великолепным слушателем, очень хорошим продюсером”.
Даже по стандартам такой смелой эры в поп-музыке, альбом “Макгоу энд Макгир” был необычайно неординарной вылазкой, особенно в своей комбинации поп-музыки с частичным акцентом на речь и поэзию. “Хорошо сделать нечто уникальное, – полагает Майк. – Вы ничего не продаёте, вы не придерживаетесь формата. Вы свободны. Сержант Пеппер – хороший пример; у него настоящий свет и настоящая тень. Мне всегда нравилось это в жизни. Если я делаю выставку своих фотографий, мне нравятся чёрно-белые и цветные, большие и маленькие снимки. Я просто люблю контрасты. У меня была «Мистер Тикли» (Mr. Tickle), просто глупая небольшая история, а потом «Жёлтая книга» (Yellow Book), а затем стихи, которые были в равной степени значимы, как нам казалось. Совсем другие и совсем некоммерческие. Но это было отчасти революционно”.
Слабое фортепиано на «Мистер Тикли» (Mr. Tickle) случайно донеслось из соседней комнаты, где Пол Маккартни импровизировал на этом инструменте. Майк поведал: “Звукоинженер сказал: ‘Ох, извините, другой микрофон был включен, так что оно на треке, который вы только что записали’. Фортепиано подошло под темп рассказа, так что я сказал: ‘чтоб тебя, давай так и оставим’”.
В «Так много» (So Much) также была потенциально хитовая жизнерадостная поп-музыка, которая только выиграла от гармоний Пола Макартни и гитары Джими Хендрикса. После того, как Хендрикс поместил отпадное психоделическое соло на свой первый слой при наложении, Майку пришлось сообщить своему брату в аппаратной, что “он, на самом деле, вступил не в том месте. В конце концов, Джими делал всё, сидя на полу, а я – на ковре, постукивая по колену Джими Хендрикса и сообщая ему, когда вступать с соло”. Сравнив первый тейк с более приглаженным – если не сказать своевременным, – Майк согласился, что нужно использовать первый, но в ответ от оператора ленты услышал: “Других треков не осталось. Я всё стёр. Единственный, который у нас есть, – это последний”. Когда Пол его спросил, хочет ли он пойти и попросить Джими сделал ещё одно такое же соло, как на первом тейке, Майк ответил: “Нет, нет. Это нормальное. Возьмём его”.
Хендрикс получил свой шанс высоко вывесить свой чудаковатый флаг, издавая резкий раздражающий звук своего эффекта вау-вау на психоделическом посвящении «Бывший учащийся художественной школы» (Ex Art Student). “Я думаю, что Дэйв Мэйсон был на ситаре, Джими на вау-вау гитаре и Уиб Беннетт на флейте, всё свободно плавало, – утверждает Майк. – Это была свободная форма, вроде джазовой, рок-джаза в отдельных фрагментах. Потому что не было никаких барьеров. Люди могли экспериментировать. В своей собственной музыкальной шкатулке им приходилось быть «Битлз», им приходилось быть «Трэффик», им приходилось быть Джими Хендриксо, звучать знакомо. В это же время, у нас было дозволено всё”.
Для Макгоу “Продюсирование Маккой «Лето с Моникой» (Summer With Monika) (которая также пробилась в печатной форме в сборник стихов 1968 года с тем же названием) было главным моментом этой работы”. Хотя “Скэффолд” записали другой трек из этой пластинки, «Ты помнишь» (Do You Remember), для небольшого хитового сингла 1968 года, и Макгоу, и Макгир предпочитают версию на своём альбоме. “Если бы её выпустили, она бы имела успех, по-моему, – полагает Майк. – Потому что фортепиано нашего малыша было очень сильным. Кстати, он исполнил там вокал второго плана. Если вы послушаете, то там поют два брата”. Но она не могла быть выпущена синглом из-за “контрактов или что бы то ни было, так что нам пришлось сделать её заново в студиях на Эбби-роуд”.
Несмотря на аннотацию на конверте пластинки, написанную Хантером Дэвисом (прим. – Дереком Тейлором), и то, что “Мелоди Мейкер” выбрал её поп-альбомом месяца, пластинка привлёкла мало внимания. К тому времени, когда он вышел, взошла звезда “Скэффолд” с британским хитом топ-5 «Большое спасибо» (Thank U Very Much), и Макгоу с Макгиром сосредоточат свою звукозаписывающую активность на этой группе в течение последующих нескольких лет. Пластинка “Макгоу энд Макгир”, однако, остаётся основным моментом их звукозаписывающей карьеры, имея ничем не скованное происхождение, что, по словам Майка, “было очень синонимично с 60-ми”».
В период с 15 по 18 мая 1968 года фасад бутика «Эппл» был выкрашен в белый цвет.
Мэри Хопкин: «Примерно через два дня кто-то позвонил и сказал: “Да, мы хотели бы подписать с вами контракт”. Так что я снова поехала в Лондон, и Пол сказал: “У меня есть песня, которая может тебе подойти. Я нашёл её много лет назад и отдал Доновану, но из этого ничего не вышло. Потом я отдал её группе “Муди Блюз”, она им понравилась, но снова ничего не получилось. Я искал для неё подходящее исполнение”. Затем он исполнил песню под названием «Вот это были деньки» (The Were The Days). Мне она сразу понравилась, но я должна сказать, что мне, вероятно, в то время понравилось бы всё, что он бы мне сыграл! Многие думают, что Пол написал эту песню, но это не так. Так или иначе, через пару недель мы её записали, а через пять недель после выхода пластинки в сентябре 1968 года, я стала номером один».
Пол: «Я встретился с Мэри и понял, что у неё и в самом деле чудесный валлийский голос с очень красивым тембром. И выглядела она неплохо с гитарой в руках.
Однажды в ночном клубе я услышал песню «Вот это были деньки». Её пела американская пара, немного подражавшая Нине и Фредерику. Эта песня запомнилась мне, и я сразу понял, что она станет хитом. Этой переделанной русской народной песней они закрывали своё выступление. Я попросил кого-то в офисе: «Постарайтесь разыскать эту песню». Удалось найти и песню, и исполнителей. Мэри записала её с нашей помощью, и песня стала известным хитом».
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «В этот день Джордж, Патти, Ринго и Морин присутствуют на Каннском кинофестивале во время мировой премьеры фильма “Чудесная стена”».
Джордж: «Фильм “Чудесная стена” вышел намного позже записи музыки к нему и, кажется, вскоре был забыт. Ринго был со мной на его премьере в Каннах. Я вспомнил об этом потому, что вышел компакт-диск, и я прочитал аннотацию к нему, написанную Дереком. Сам я ничего не помнил, пока не увидел фотографию, на которой мы сняты вместе с милой девушкой Джейн Биркин, той, что снималась в фильме».
Алан Клейсон (автор книги «Великая четверка»): «Фильм “Чудесная стена” исчез с экранов вскоре после своего выхода в 1968 году. Для обычного кинозрителя это было слишком, хотя и не в такой степени, как в случае с «Волшебное таинственное путешествие». Этот фильм лишь время от времени показывали в кинематографических клубах и художественных центрах. Его просмотр являлся скорее интеллектуальной обязанностью, нежели развлечением».