6 февраля 1968 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Ринго появился в прямом эфире в программе телеканала “Би-Би-Си” – “Силла”».
Марк Льюисон (автор книги «Полная хроника Битлз»): «Это был второй выпуск развлекательного телешоу “Силла”. С 10:30 до 13:00 и с 14:00 до 18:30 прошли репетиции, а с 20:00 началась трансляция в прямом эфире. Гостями шоу были комик Спайк Миллиган и чревовещатель Питер Бро.
Старр появился во вступительных титрах и в ряде скетчей. В первом он помог Силли Блэк разобраться с письмами её поклонников и представил одно из её сольных выступлений.
Во втором скетче он появился с Питером Бро и его куклой, представленной как Ариадна, но превратившуюся в Силлу Блэк в школьной форме.
Затем Старр и Блэк спели дуэтом без аккомпанемента песню 1905 года “Нелли Дин” (Nellie Dean), и, наконец, спели и станцевали под песню 1917 года под названием “Я тебе нравлюсь?” (Do You Like Me?)».
Алан Клейсон (автор книги «Великая четверка»): «Таким образом Ринго стал первым Битлом, который спел без остальных – миллионы телезрителей стали свидетелями начала сольной карьеры Ринго».
Ринго: «Без Джона, Пола и Джорджа я чувствую себя не в своей тарелке, как султан с гаремом из трёхсот жён, который однажды вышел купить себе мороженого».
Фото Дэвида Редферна.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Остальные трое участников группы продолжили работу над композицией “Внутренний свет” (The Inner Light) и завершили “Леди Мадонна” (Lady Madonna)».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «14:30-20:00. Студия 1 “И-Эм-Ай”, Эбби-роуд. Продюсер: Джордж Мартин; звукоинженер: Джефф Эмерик; помощник звукоинженера: Джерри Бойс.
Ринго Старр не присутствовал в студии, так как выступал в телешоу Силлы Блэк, которое транслировалось с восьми до девяти часов вечера.
Работу в студии начали с композиции “Внутренний свет” (The Inner Light), которую Джордж Харрисон начал записывать в Индии 12 января 1968 года.
Первой задачей было копирование двухдорожечной записи из Индии на четырёхдорожечную.
После этого Харрисон записал ведущий вокал и был добавлен шехнаи – индийский тростниковый инструмент. Скорее всего, на нём сыграл один из членов лондонского Азиатского музыкального кружка».
Джерри Бойс (инженер записи «И-Эм-Ай»): «Джордж Харрисон не хотел исполнять свою вокальную партию в этой песне. У него была большая проблема, потому что он не хотел её петь. Он не был уверен, что сможет её вытянуть. Помню, как Пол сказал: “Ты должен попробовать, не переживай, всё нормально”».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Студия 1 на Эбби-роуд даже в самый солнечный летний день была как холодная пещера, а зимой становилась чем-то средним между холодильником и авиационным ангаром. Но именно там я оказался в тот холодный февральский день, работая с Джорджем Мартином и тремя Битлами.
В тот день мы должны были работать над песней Джорджа Харрисона “Внутренний свет”, написанную под влиянием Индии. Мэл Эванс зажёг несколько свечей и благовоний, чтобы создать Джорджу соответствующую атмосферу. Свет в студии был приглушен. Харрисон очень нервничал по поводу своего вокала, что не сможет исполнить его должным образом, но благодаря поддержке Пола он справился.
В тот день Джон почти ничего не говорил. У меня сложилось впечатление, что эта песня его не впечатляла, но они с Полом всё равно оставались там, поочерёдно выходя из аппаратной в студию, где сидели позади Джорджа на высоких табуретах».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Ближе к концу первой сессии было сделано моносведение. Однако это не станет окончательной версией, так как 8 февраля будут сделаны дополнительные вокальные наложения.
С восьми до девяти часов вечера был сделан перерыв, предположительно, чтобы посмотреть выступление Ринго на телевидении.
После этого состоялась вторая сессия, во время которой приступили к работе над композицией “Леди Мадонна” (Lady Madonna).
Эта сессия началась с промежуточного сведения, чтобы освободить место для дальнейших наложений. Этот микс, ставший дублем четыре, объединил бас, гитары и барабаны на одной дорожке.
Затем Пол Маккартни добавил вторую фортепианную партию».
Пол: «Песня должна была звучать как буги-вуги 20-х годов, поэтому мы нарочно “состарили” звук, использовав самые простые микрофоны, ограничители и компрессоры».
Джефф Эмерик (звукоинженер): «Мы потратили много времени на то, чтобы подобрать правильный фортепианный звук для “Леди Мадонна”. В итоге мы использовали более простой тип микрофона и сильное сжатие и лимитирование. Как обычно, Пол искал особенный звук, поэтому я взял тот же самый простой микрофон, который мы использовали для записи вокала Джона в композиции “Я – морж” (I Am The Walrus), и установил его глубоко в звуковых отверстиях фортепиано, что дало приглушенный среднечастотный тон».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «После этого вокал Пола был дублирован во второй строчке “see how they run” с фрагментарным наложением органа. Также были записаны хлопки в ладоши.
Затем Маккартни, Леннон и Харрисон имитировали духовые инструменты, закрывая рот ладонями, в то время как кто-то в студии одновременно тряс бубном».
Джон Робертсон (автор книги «Полный путеводитель по музыке Битлз»): «Леннон, Маккартни и Харрисон изобразили соло на тромбоне, по-детски выдувая воздух через сжатые ладони».
Пол: «В середине песни мы голосами имитировали духовые инструменты. Стояли все вокруг одного микрофона и извлекали звук через зажатые ладони».
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Затем Маккартни решил, что следует ввести настоящую саксофонную секцию, и в кратчайшие сроки было организовано участие в записи двух тенор- и двух баритон-саксофонов».
Пол: «Для наложений духового риффа Джордж Мартин пригласил ведущих джазовых музыкантов – духовой квартет во главе с Ронни Скоттом».
Гарри Кляйн (баритон-саксофон): «Было достаточно трудно найти четырёх музыкантов, и они обратились к Лори (прим. – Лори Голд – организатор сессий «И-Эм-Ай»), чтобы тот что-нибудь придумал. Когда Лори позвонил, было около шести тридцати вечера, я был в ванне.
– Ты сегодня работаешь? – спросил он.
– Нет, я в ванне!
– Давай быстро на “И-Эм-Ай”, как можно быстрее, а как мне найти тенора?
Я предложил ему позвонить Ронни Скотту, парню, который управляет лондонским джаз-клубом.
Когда я появился на Эбби-роуд, Ронни уже был там вместе с Биллом Джекманом [баритон] и Биллом Пови [тенор]. Пол не узнал Ронни Скотта, пока мы не сказали ему, кто он такой».
Пол: «Я лично пригласил Ронни Скотта на запись. Я был знаком с Ронни, мы встречались с ним в Сохо и довольно часто ходили в его джаз-клуб. Я сказал: “Нам нужно красивое и шальное соло на саксофоне”. Он пришёл на сессию и сыграл здорово!»
Билл Пови (тенор-саксофон): «У нас не было не только партитуры, которой мы могли бы следовать, но даже когда Пол показал нам несколько аккордов, мы только переглянулись друг на друга, вопрошая: “Ну, кто что играет?”»
Билл Джекман (баритон-саксофон): «Пол сыграл мелодию на фортепиано, и каждому из нас дали листок бумаги и карандаш, чтобы мы сделали пометки. Если бы была партитура, то мы бы начали и закончили примерно через десять минут. Как бы то ни было, большую часть вечера мы записывали в тональности ля-мажор, а ритм-трек звучал в наушниках».
Гарри Кляйн (баритон-саксофон): «Партитуры не было, но мы сыграли несколько риффов, пока Полу не понравилось то, что он услышал. А потом записали сто один дубль!
Помню, что в углу студии была большая стопка книг по медитации, как в какой-нибудь подсобке издательства. Ещё помню, что они спросили, не хотим ли мы перекусить. Мы ожидали потрясающих яств, но через несколько минут кто-то принёс пирог и чипсы!»
Марк Льюисон (автор книги «Сессии записи Битлз»): «Ронни Скотт сыграл соло на тенор-саксофоне в мелодической вставке, а также исполнил финальный штрих в конце песни, который не попал в финальный микса.
После того, как сессионные музыканты покинули студию, «Битлз» записали ещё одно наложение имитации ртом духовых инструментов, на этот раз без аккомпанемента бубна.
В конце сессии было сделано два рабочих моносведения».