22 декабря 1967 г.
Мэтт Гурвиц (автор публикации «Чудесная стена»): «Для саундтрека «Чудесная стена» основными исполнителями западной музыки была группа «Ремо Фо», чья первая сессия с Харрисоном состоялась 22 декабря».
Алан Клейсон (автор книги «Джордж Харрисон»): «Это была инструментальная группа из Ливерпуля, которая гастролировала с “Битлз” в 1964 году. В группу входили: Колин Мэнли (гитара), Тони Эштон (клавишные), Филлип Роджерс (бас) и Рой Дайк (ударные). Во время записи Эштон играл на фортепиано и органе и исполнил большинство партий на меллотроне, которые занимают видное место в альбоме».
Мэтт Гурвиц (автор публикации «Чудесная стена»): «Группа входила в состав артистов «НЕМС». Она только что вернулась из Гамбурга, где выступала на сцене легендарного клуба «Звезда», и искала место для следующих выступлений, поэтому Джордж попросил их о помощи. Как правило, в студии квартет играл сам по себе, лишь изредка добавляя наложения Джорджа или Бархэма».
Рой Дайк (ударник «Ремо Фо»): «Мы слушали объяснения Джорджа, чего он хочет. Иногда он показывал это на гитаре. Потом мы немного импровизировали, придумывали что-нибудь, и он говорил: “Да, мне это нравится”, и мы записывали. Всё было импровизацией, ноты не записывались, всё происходило очень быстро. И была очень доброжелательная атмосфера».
Мэтт Гурвиц (автор публикации «Чудесная стена»): «Эштон играл на меллотроне, который на тот момент всё ещё оставался довольно новым инструментом, и его можно услышать на протяжении всего альбома».
Рой Дайк (ударник «Ремо Фо»): «У Джорджа было много разных инструментов. Тони был хорошим клавишником, особенно на органе. Когда я познакомился с ним в 1962 году, группы начали переходить от чисто гитарных групп к составу гитары и клавишные. Он был хорошим музыкантом».
Мэтт Гурвиц (автор публикации «Чудесная стена»): «В композиции «Дама в красном тоже» (Red Lady Too) Эштон играет на пианино в мелодичной тональности одновременно с Бархэмом на фортепиано в тональности бас.
Композиция «Сцена сна» (Dream Scene) сочетает в себе смесь индийской музыки и голоса (которые Джордж позаимствовал из библиотеки звуков в студии на Эбби-Роуд) и других инструментов. Джон Бархэм записал для этой композиции партию на флюгельгорне».
Джон Бархэм: «В студии лежал флюгельгорн Пола Маккартни. Я обмолвился Джорджу, что шесть лет назад был трубачом, поэтому он сказал: “Хочешь что-нибудь сыграть?” Так что в другой студии около часа я поупражнялся, а затем сыграл».
Мэтт Гурвиц (автор публикации «Чудесная стена»): «В весёлой и причудливой композиции «Сверление дома» (Drilling a Home), когда в фильме Коллинз разносит свою квартиру, Эштон играет на меллотроне со звуками банджо, барабанов и даже искажённой трубы.
Виолончели, органы и флейта в композиции «Масляные ноги» (Greasy Legs), слышимые во время танца девушки с подругой, также исполнены на меллотроне, в котором используются записи с образцами различных инструментов.
Бархэм также сыграл на флюгельгорне в композиции «На кровати» (On the Bed), в которой звучит фортепиано в исполнении Джорджа, который также сыграл партию гитары, похожую на ситар, на основе темы, созданной Бархэмом несколькими днями ранее».
Грэм Томсон (автор публикации «История музыки “Чудесная стена” Джорджа Харрисона»): «Экзотический фанк «На кровати» (On the Bed) был вдохновлён визитом Харрисона год назад в телецентр «Би-Би-Си», где Бархэм и Шанкар работали над музыкой для постановки Джонатана Миллера “Алиса в стране чудес”».
Джон Бархэм: «Мы записывали сцену, где Рави солировал, а я играл на фортепиано аккомпанирующую индийскую джхалу [быстрый кульминационный росчерк]. Джордж был очарован сочетанием ситара и фортепиано. В студии на Эбби-Роуд я играл на флюгельгорне на джхале Джорджа. Позже в тот же день Большой Джим Салливан, который записывался с Томом Джонсом, случайно зашёл к нам и сыграл на басу на том же треке. На этих сессиях царила свободная атмосфера. Они были очень творческими и комфортными».
Мэтт Гурвиц (автор публикации «Чудесная стена»): «В композициях «Сцена сна» (Dream Scene) и «Ковбойская музыка» (Cowboy Music) на хроматической губной гармошке играет ветеран Томми Рейли, которому в то время было за шестьдесят. Для последнего трека (слышно, как бойфренд сидит верхом на лошадке-качалке, назначая свидание с другой женщиной), Харрисон попросил участников группы «Ремо Фо» исполнить «классическую тему голливудского вестерна», дополненную аутентичным звучанием лошадиных хлопков, озвученных Дайком парой деревянных блоков».
Рой Дайк (ударник группы «Ремо Фо»): «Мы записали ритм-трек для определённых моментов в фильме. Джордж засекал время по секундомеру: “Нам нужна одна минута и тридцать пять секунд кантри-энд-вестерн”. Или: “Нам нужен рок ровно на две минуты”. На самом деле заранее ничего не было написано. Мы обсуждали, что он хотел услышать, играли что-то, и он говорил: “Хорошо, оставьте это. Мне там нравится пианино”. Всё было очень экспериментально. Идея заключалась в том, чтобы создать определённую атмосферу».
Йен Инглис (автор книги «Слова и музыка Джорджа Харрисона»: «В студии царил дух импровизации и спонтанности. Среди музыкантов была группа дизайнеров-авангардистов “Простак” – Саймон Постума, Марийке Когер и Джоси Лигер, создавшие для фильма декорации на психоделическую тему».
Марийке Когер (группа дизайнеров «Простак»): «Во время создания фильма “Чудесная стена”, Джордж пригласил нас записать музыку “Простака” для некоторых сцен фильма».
Уолтер Эверетт (автор книги «”Битлз” как музыканты»): «Группа “Простак” сыграла на деревянных духовых инструментах в композиции «Сцена сна» (Dream Scene)».
Грэм Томсон (автор публикации «История музыки “Чудесная стена” Джорджа Харрисона»): «В записи также принял участие участник группы “Монкиз” Питер Торк».
Питер Торк в доме Джорджа Харрисона.
Питер Торк (клавишник и бас-гитарист группы «Монкиз»): «Я познакомился с Джорджем в Лос-Анджелесе, когда он был в гостях у Кэсс Эллиот. В то время я встречался с сестрой Кэсс, Лией. Потом наша группа познакомилась с “Битлз”. Когда я был в Англии, Джордж пригласил меня к себе домой. Он играл на ситаре и сказал: “Я работаю над саундтреком и хотел бы, чтобы ты немного поиграл на банджо”».
Грэм Томсон (автор публикации «История музыки “Чудесная стена” Джорджа Харрисона»): «У Торка не было с собой инструмента, поэтому для записи Харрисон позаимствовал у Маккартни пятиструнное банджо».
Питер Торк (клавишник и бас-гитарист группы «Монкиз»): «Пол не умел играть на банджо, по крайней мере, хорошо играть, потому что струны на этом инструменте нельзя установить для левой руки. Для этого инструмент нужно специально заказывать под левую руку. Я играл минут сорок пять, и Джордж сказал: “Большое спасибо”, и на этом всё».
Грэм Томсон (автор публикации «История музыки “Чудесная стена” Джорджа Харрисона»): «Вклад Торка не попал в альбом, но его можно услышать через пятнадцать минут после начала фильма, после того как мать упрекнула Коллинза в том, что он шпионит через стену».
Питер Торк (клавишник и бас-гитарист группы «Монкиз»): «И мне ничего не заплатили. Джордж сказал: “Мы разберёмся с этим позже”. По его мнению, участие в записи само по себе было честью и достаточной платой!»
Грэм Томсон (автор публикации «История музыки “Чудесная стена” Джорджа Харрисона»): «Самые экспериментальные пять минут саундтрека – это композиция «Сцена сна» (Dream Scene), акустически дезориентирующая смесь эмбиентной обратной гитары, обморочных болливудских любовных призывов, воющих флейт, обработанной электроники, разрозненных губных гармошек, атональных пианино, сирен воздушной тревоги, курантов напольных часов, кошмарных сэмплированных голосов и церковных колоколов. Позже Харрисон назвал это «ужасной чушью», но всё это можно рассматривать как шаг к битловской композиции «Революция 9» (Revolution 9) – авангардному звуковому коллажу, собранному Джоном Ленноном шесть месяцев спустя».