18 июня 1962 г. (понедельник)
Гордон Томпсон (журналист): «18 июня Эвелин Хэрвуд вернула Мартину подписанную копию контракта, чтобы он передал ее Эпстайну. Та неделя, которая прошла между прослушиванием 6 июня и отправкой Мартином контракта Эпстайну, указывает на то, что, вероятно, в принятии решения принимало участие еще одно звено. Как говорит технический инженер Кен Таунсенд, Норман Смит отправил на Манчестер-Сквер [штаб-квартиру «И-Эм-Ай»] копию записи от 6 июня примерно через неделю. Вероятный сценарий здесь таков: Мартин принял судьбоносное решение перед одним из очередных совещаний менеджеров записи «И-Эм-Ай» 15 июня или около этой даты».
Тонни Бэрроу: «Поскольку ответа [от Мартина] не было так долго, и Эпстайн, и ребята свыклись с мыслью, что это прослушивание также прошло неудачно. Никто ещё не дал удовлетворительного объяснения такой длительной задержке, включая центральную фигуру этой истории – Джорджа Мартина. Но мы знаем, что он не был специалистом в области поп-групп и вообще критически относился к популярной сцене того времени, а также был далеко не убеждён, что выпуск записей «Битлз» будет коммерчески выгодным. Кроме того, вероятно, ему не прибавило энтузиазма известие, что компания в лице Рона Уайта уже один раз отказала «Битлз». Однако Джордж всё-таки согласился работать с группой, подписал первый контракт, который был подписан задним числом, чтобы июньская пробная запись уже подпадала под его действие.
Первоначальный контракт «Битлз» наградил их авторской ставкой ровно в один пенни за каждый проданный сингл, когда фунт стерлингов состоял из 240 пенсов. Другими словами, битлы заработали бы менее чем 4200 фунтов, разделяемых почти в равных долях между ними и Брайеном (примерно по 840 фунтов каждому), если бы было продано миллион копий песни «Люби же меня» – крошечная сумма для такого достижения, даже если учитывать большую ценность 4200 фунтов в том 1962 году».
Росс Бенсон: «Компания «Парлофон» обязалась выпустить четыре пластинки в течении года, при этом «Битлз» полагался смехотворный доход в 1 пенни с каждой проданной пластинки, что, по словам Мартина, составляло «громадную сумму на пятерых». Мартин, который, по его же словам, «прошел хорошую школу промывания мозгов» в «И-Эм-Ай», при составлении контракта предусмотрел ежегодное повышение дохода от реализации пластинок на 1 фартинг в течение пяти лет».
Джордж Мартин: «Такая система годовых премиальных означала, что они в течение пяти лет будут связаны с «И-Эм-Ай». При такой системе их доход с продажи пластинок к концу пятилетнего срока составил бы 2 пенни с пластинки».
Росс Бенсон: «Эпстайна, который никогда не мог сдать экзамен по математике и собирался стать модельером, ловко надули ребята из большого города. Именно этот контракт заметно ухудшит в дальнейшем отношения между Маккартни и Эпстайном и значительно повлияет на поведение Пола во время будущих финансовых сделок. Однако летом 1962 года «Битлз» были еще слишком неопытны, чтобы возражать против текста контракта. Их устраивало уже то, что после нескольких лет изнурительной работы и несбыточных мечтаний у них появился контракт на выпуск их пластинок. А в лице Мартина они увидели человека, который сразу разделил их веру в собственный талант и имел возможность что-то сделать для них».
Брайен: «Я подписал контракт с «Парлофон». Знак «£», который был торговой маркой «Парлофон», обещал путь к невероятному богатству. Контракт с «И-Эм-Ай» в 1962 г. был для нас самым значительным из того, что могло произойти с нами в то время».
Марк Льюиссон: «Торговая марка «Парлофон» представляет собой не символ фунта стерлингов, как ошибочно полагают многие, а стилизованную букву «L» – от Линдстром (Lindstrom), фамилии основателя фирмы. «Парлофон» была поглощена «И-Эм-Ай» в 1923 году».
прим. – хронология подписания контракта:
5 декабря 1961 г.:
Себастьян Лесни (журналист): «В начале декабря 1961 года Брайен Эпстайн встретился с Роном Уайтом, менеджером по маркетингу в «И-Эм-Ай». Он рассказал ему о «Битлз» и заставил прослушать сингл «Моя милая». В то время Уайт не высказал никакого мнения, но уведомил четырех продюсеров компании, которые могли быть заинтересованы будущей «Потрясающей четверкой». Норман Ньювелл, Норри Пэрэмор и Уолтер Ридли не заинтересовались, поскольку уже имели дело с подобными группами. Четвертым был Джордж Мартин, который в это время был в отпуске».
8 декабря 1961 г.:
Тим Хилл (журналист): «Эпстайн пишет в «И-Эм-Ай» Рону Уайту, надеясь получить для «Битлз» контракт на запись».
Бэрри Майлз: «Хотя контракт между «Битлз» и Брайеном Эпстайном не был еще подписан, он написал письмо в «И-Эм-Ай Рекордз» в качестве менеджера. В письме Брайен сообщил им, что их главный конкурент, «Декка», проявила интерес к записи группы, но предлагает им право первого выбора. Он также отметил, что группу недавно посетил представитель «Дойче Граммофон Рекордз». Это было преувеличение, но не сказать, что оно не соответствовало действительности, поскольку лейбл «Полидор» в Германии был подразделением «Дойче Граммофон». В заключении Эпстайн написал: «Эти четыре парня, являющиеся превосходными инструменталистами, также обладают достаточно впечатляющими и пульсирующими голосами. В основном они играют свои собственные композиции, а один из ребят сочинил песню, которая по моему горячему убеждению, станет самой горячей вещью после «Живой куклы» (Living Doll). Это группа неординарных талантов и обаятельных личностей».
18 декабря 1961 г.:
Себастьян Лесни (журналист): «Рон Уайт сообщил Эппи, что в настоящее время у «И-Эм-Ай» нет возможности начать отношения с «Битлз».
Тонни Бэрроу: «Перед самым рождеством 1961 Брайен получил письмо от директора «И-Эм-Ай» по маркетингу Рона Уайта, который информировал, что провёл совещание с продюсерами фирмы по поводу «Битлз». Далее он писал: «У нас достаточно групп такого рода, так что заключение контрактов с подобными исполнителями было бы в настоящее время нецелесообразным». Это письмо испортило Брайену рождество, и, таким образом, он уже потерял надежду на заключение контракта с «И-Эм-Ай». Вычеркнув свой первый выбор компании звукозаписи, Эпстайн почувствовал себя вправе искать дальше и обратиться к другим потенциальным продюсерам. В тот момент он и договорился со мной встретиться в «Декке».
Бэрри Майлз: «Компания «И-Эм-Ай Рекордз» написала Брайену Эпстайну, что они отклоняют его предложение на подписание контракта, но приложили английский перевод их немецкого контракта с Бертом Кемпфером, который он дал им, чтобы пояснить их текущие обязательства».
8 февраля 1962 г.:
Бэрри Майлз: «В Лондоне Брайен Эпстайн зашел в музыкальный магазин «Голос его хозяина» (His Master’s Voice), расположенный в доме 363 на Оксфорд-Стрит».
Себастьян Лесни (журналист): «Джим Фой, сотрудник, чьей задачей было копирование пленок, проявил интерес к записями «Битлз», особенно, песням «Привет, малышка» (Hello Little Girl), (Like Dreamers Do) и (Love Of The Loved)».
Бэрри Майлз: «А когда Брайен рассказал ему, что Джон с Полом сами сочинили некоторые из песен, он предложил Брайену встретиться с Сидом Коулменом (Sid Coleman). Коулмен возглавлял издательскую компанию «И-Эм-Ай» – «Эдмор и Бичвуд», офисы которой располагались на верхнем этаже. Коулмен, в свою очередь, отправил Брайена к Джорджу Мартину, возглавлявшему отдел «Артисты и Репертуар» в другой компании «И-Эм-Ай» – «Парлофон Рекордз».
Брайен: «Коулмен сказал: «Хорошо бы Джорджу это прослушать. Это вполне может его заинтересовать». Демо-диски были уже готовы, и Сид Коулмен позвонил Джорджу Мартину, продюсеру «Парлофон», в то время наименее значительного отделения «И-Эм-Ай». Мартина не оказалось на месте, но согласовал с его очаровательной и любезной секретаршей и помощником Джуди Локарт-Смит мой визит на следующий день».
9 февраля 1962 г.:
Джордж Мартин: «Сид [Коулмен] позвонил мне: «Джордж, я не знаю, заинтересует ли это тебя, но тут у меня один парень с записью группы, которой он руководит. У них нет контракта на запись, так что я подумал, может быть, ты захочешь с ним встретиться и прослушать то, что он принёс?». «Почему бы нет, – ответил я, – я готов прослушать всё что угодно. Скажи ему, чтобы зашёл ко мне». «Хорошо. Его зовут Брайен Эпстайн».
13 февраля 1962 г.:
Себастьян Лесни (журналист): «Произошла первая встреча Джорджа Мартина с Брайеном Эпстайном. Это была ключевая дата для последующей карьеры «Битлз».
Брайен: «Мы договорились о прослушивании, и хотя контракта ещё не было».
20 февраля 1962 г.:
Бэрри Майлз: «Брайен Эпстайн пишет в Гамбург Берту Кемпферту с просьбой освободить «Битлз» от их обязательств по контракту, подписанному в мае 1961 года».
3 марта 1962 г.:
Бэрри Майлз: «В ответ на просьбу Брайена Эпстайна, Берт Кемпферт согласился освободить группу от контракта на запись пластинки, подписанного в мае 1961 года, но попросил, чтобы они согласились записать пластинку для «Полидор» во время весенних высступлений в Гамбурге».
27 марта 1962 г.:
Джордж Мартин: «27 марта, Брайен написал Берту Кемпферту, у которого был контракт с «Битлз» до 30 июня 1962, высказав просьбу освободить группу от действия этого контракта».
9 мая 1962 г.:
Марк Льюиссон: «Вторая встреча Джорджа Мартина с Эпстайном состоялась в студийном комплексе на улице Эбби-Роуд. Джордж Мартин предложил Брайену Эпстайну контракт на запись, не увидев его группу «вживую».
Джордж Мартин: «9 мая – я предложил Брайену Эпстайну контракт на запись».
Марк Льюиссон: «При этом, он не гарантировал «Битлз» контракт, а только предложил им наилучшие условия на тот момент; а именно – подготовить контракт со стороны «И-Эм-Ай», чтобы в случае, если прослушивание его удовлетворит, оставалось только подписать уже готовый контракт. Была также согласована дата прослушивания – 6 июня».
Брайен: «Я послал ребятам в Германию телеграмму: «И-Эм-Ай» подписала контракт. Огромная важность для всех нас. Замечательно».
18 мая 1962 г.:
Марк Льюиссон: «Джордж Мартин направил в администрацию «И-Эм-Ай» заявку на подготовку контракта, указав условия, которые он должен содержать».
Джордж Мартин: «18 мая я направил заявку на подготовку контракта».
4 июня 1962 г.:
Джордж Мартин: «Я направил заявку на подготовку контракта [с «Битлз»] 18 мая, а подписан он был 4 июня. Я подписал контракт 4 июня 1962, на нём стоит именно эта дата. Однако я бы никогда – никогда! – не подписал с Брайеном Эпстайном контракт на группу, которую до того не услышал бы живьём. В большинстве версий тех событий утверждается, что прослушивание «Битлз» – и, таким образом, наша первая встреча, – состоялось 6 июня 1962. Но, судя по дате контракта, это произошло через два дня после того, как я заключил этот трёхлетний контракт!».
5 июня 1962 г.:
Марк Льюиссон: «5 июня Мартин получил от Эпстайна контракт, подписанный с его стороны, и передал его в администрацию для подписания со стороны «И-Эм-Ай» в случае, если прослушивание его удовлетворит.
18 июня 1962 г.
Гордон Томпсон (журналист): «Эвелин Хэрвуд вернула Мартину подписанную копию контракта, чтобы он передал ее Эпстайну. Та неделя, которая прошла между прослушиванием 6 июня и отправкой Мартином контракта Эпстайну, указывает на то, что, вероятно, в принятии решения принимало участие еще одно звено. Как говорит технический инженер Кен Таунсенд, Норман Смит отправил на Манчестер-Сквер [штаб-квартиру «И-Эм-Ай»] копию записи от 6 июня примерно через неделю. Вероятный сценарий здесь таков: Мартин принял судьбоносное решение перед одним из очередных совещаний менеджеров записи «И-Эм-Ай» 15 июня или около этой даты.
26 июня 1962 г.:
Бэрри Майлз: «Главный менеджер по маркетингу «И-Эм-Ай» Р. Уайт напишет Брайену Эпстайну письмо, выразив свое смущение тем, что он ранее сказал менеджеру «Битлз», что компания не заинтересована в группе».