9 октября 1967 г.
Бэрри Майлз (автор книги «Календарь Битлз»): «Почтовое арт-мероприятие “13-дневный танцевальный фестиваль Сделай свой танец”, организованный Йоко Оно, закончился в день 27-летия Джона. В этот день он получил открытку с инструкцией: “Раскрась себя. Дождись прихода весны. Дай нам знать, когда она придёт”».
Энни Найтингейл (журналист газеты «Дейли Скетч»): «”Битлз” произвели революцию. Это была не просто музыка. Они открыли двери для молодых людей. Никто не изменил мир так, как они».
Фото Джона Кейли для «Дейли Скетч».
Интервью Энни Найтингейл с Джоном Ленноном было опубликовано в газете «Дейли Скетч», 9 октября 1967):
Энни Найтингейл: Вы намеренно используете влияние «Битлз» для популизации трансцендентальной медитации?
Джон: Да, потому что мы никогда не относились так ни к чему другому. Мы хотим, чтобы молодое поколение, особенно юное, узнало об этом. Это для всех. Для «домохозяек», как выражается Махариши. Просто для обычных людей. Чтобы медитировать, не обязательно быть человеком не от мира сего. Мы должны убедить людей, что мы не мистики. Через миллионы наших изображений показать людям, что то, что делаем мы, может сделать любой.
Энни Найтингейл: Вы убеждены в том, что медитация будет с вами всю жизнь, что это не будет просто этапом?
Джон: Конечно, у меня есть некоторые сомнения, но я убежден, что это работает именно так, как об этом говорят. Нам ещё многое предстоит узнать. Но я хочу это исследовать. Во всём этом нет какого-либо глубокого верования или чего-то такого. Всё очень просто. Это кажется слишком удивительным, чтобы быть правдой. Думаешь: “Почему я не слышал об этом раньше?” Но на самом деле это существует уже очень давно.
Энни Найтингейл: “Битлз”, должно быть, являются желанной целью для всех мыслимых культов. Что сделало для вас трансцендентальную медитацию такой особенной?
Джон: Раньше всегда был один и тот же сюжет – фигня Билли Грэма (прим. – всемирно известный американский религиозный и общественный деятель). Конечно, в конечном счете все пытаются достичь одного и того же, но путь Махариши естественен, а не противоестественен. Вы можете достичь этого с помощью медитации, будь вы христианин, мусульманин или еврей. Вы просто добавляете медитацию к любой религии, в которую веруете. Она на удивление хорошо сочетается с христианством. Перечитайте это заново, и вы поймёте, о чем это. Царство небесное внутри нас. Оно и есть внутри нас.
Энни Найтингейл: У людей есть некоторые сомнения в моральных аспектах трансцендентальной медитации.
Джон: Очевидно, ты вкладываешь в это свой собственный этический кодекс. Никто на самом деле не собирается убивать или устраивать оргии.
Энни Найтингейл: Такие люди, как Мэлкольм Маггеридж (прим. – английский журналист, критик сексуальной революции и употребления наркотиков), ставят под сомнение действенность медитации Махариши.
Джон: «Ну и где этот Малкольм Маггеридж? Махариши – в полной мере счастливый человек, а Мэлкольм Маггеридж – нет.
Энни Найтингейл: Стала бы для вас медитация настолько подходящей, если бы вы не принимали ЛСД?
Джон: Всё это было неправильно понято. Мы бросили ЛСД за несколько недель до встречи с Махариши. Мы стремились к чему-то более естественному. Всё, что было сказано о том, что мы строим золотые дворцы в Индии, – ерунда. Все думают, что мы уйдём в горы и слетим там с катушек! Всё, что медитация нам даёт, это то, что мы достигаем бо́льших результатов в своей работе. У нас больше энергии для таких занятий, как запись и съёмка фильма. Это сработало бы точно так же, если бы мы не принимали ЛСД.
Энни Найтингейл: Как ты думаешь, движение “Власть цветов” – это просто коммерческая мода, или в этом есть какая-то ценность?
Джон: Из этого выйдет что-то стоящее. Просто любовь и мир того стоят, какая бы коммерческая чепуха ни творилась вокруг этого. По крайней мере, это что-то более симпатичное, чем обыденность. По крайней мере, из битников получилось что-то хорошее, скажем [Аллен] Гинзберг и всё такое.
Энни Найтингейл: Что, если все выпадут из общества?
Джон: Я не думаю, что это происходит здесь [в Великобритании]. Эта тенденция не кажется «выпадением из общества», просто стремлением к лучшему или к изменениям. Не выпадение из общества, как это происходит в Штатах, но попытка изменить происходящее, стать другим в этом окружении.
Энни Найтингейл: Что ты думаешь о религиозном аспекте движения “Цветов”?
Джон: Теперь я могу понять религию. Я мог бы прийти к этому пониманию в любом случае в двадцать пять или двадцать шесть лет. Но теперь я понимаю это. Я понял, что англиканская церковь и всё такое – это правительство. Это неприемлемо. Я не против организованной религии, если она организована религиозными людьми, а не только замаскированными политиками. Но они попали в положение любой крупной компании – и они теряют связь. Я понял, что религия – это личное. На самом деле это “Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой”.
Энни Найтингейл: Включает ли это высшую силу, Бога?
Джон: Это энергия. Я не представляю и никогда не представлял Бога как нечто всеобъемлющее. Но теперь я могу видеть Бога как источник силы – или как энергию. Но мы не можем сами видеть энергию, только с помощью радара или чему-то подобном. Но можно осознавать свою собственную энергию и всю энергию, которая вокруг. Вся энергия – это Бог. Ваша собственная энергия и энергия окружающих, делаете ли вы богоугодные или нечестивые деяния. Это как одно большое студнеобразное вещество. Мы все в большом студне.
Энни Найтингейл (журналист газеты «Дейли Скетч»): «В то время умер Брайен Эпстайн. Чувствовалась их уязвимость, потому что все эти годы они были защищены, и вдруг – у них нет менеджера. И все эти акулы, все хищники стали кружиться вокруг, видя в них деньги, деньги, деньги. В тот момент они были уязвимы в целом и уязвимы для прессы».